Автор Тема: Йоханнесбау  (Прочитано 7362 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Йоханнесбау
« : 30 Авг. 2009, 20:48:37 »


Йоханнесбау

Цитировать
1907 год: "Революция современного искусства"  идет полным ходом. Новый архитектурный стиль (модерн) уже оставил свои следы в культурных центрах западного мира. В живописи и скульптуре идет бурный поиск новой выразительности. Художественные средства (форму, цвет) необходимо освободить от давления литературного, привнесенного. Они должны стать самостоятельным выражением пробуждающейся духовности.
На фоне всеобщего подъема не слишком бросался в глаза 46-летний ученый, который через несколько лет выступит как талантливый архитектор, а пока проявляет себя в области искусства как литератор и режиссер. Это был Рудольф Штайнер, первый секретарь немецкого отделения Теософского общества. Будучи известен как философ и издатель естественнонаучных сочинений Гёте, он начал в 1902 году публиковать результаты своих исследований духовного мира и заниматься с учениками по разработанным им методам. В 1907 году руководимое им отделение Теософского общества собралось на конгресс в Мюнхене.
Мюнхенский конгресс впервые определил связь между духовной наукой и искусством. Члены Теософского общества воспринимали окружающий мир как "мир видимости". Такая позиция не требовала активного отношения к искусству. Рудольф Штайнер видел в  чувственном мире воплощение духа. Шиллеровское понятие "прекрасной иллюзии" было для него ключом к познанию искусства как высшей реальности, а художественное творчество — естественным результатом духовнонаучных исследований. Это было первым шагом на пути одухотворения реальности. Художественное оформление зала мюнхенского конгресса было для Штайнера продолжением исследовательской и педагогической деятельности.

НА ПУТИ К НОВОМУ СТИЛЮ Хаген Бизантц

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Йоханнесбау
« Ответ #1 : 10 Авг. 2011, 21:18:33 »
Цитировать
Главным элементом декора зала были расположенные в ряд семь колонн, изображенные на высоких вертикальных досках, которые вместе с картинами в круглых рамах последовательно воспроизводили семь апокалиптических сюжетов. "Были представлены семь мотивов колонн будущего теософского сооружения"1. Формы капителей колонн соответствовали семи состояниям планетарного развития Земли в транскрипции духовного созерцания. В самой последовательности содержался элемент духовной реальности этих архитектурно-пластических произведений искусства. Превращение формы от капители к капители само по себе представляло совершенно новое явление в истории искусства. Идущий впереди и следующий за ним видели различные капители, причем закономерна эволюция темы от первого к последующим. Так растение развивается от ростка к листьям, цветам и плодам, а затем через семя — вновь к ростку. Принцип   метаморфозы   здесь впервые воплотился в произведении искусства. Таким образом, еще до того, как органический стиль в архитектуре был "побежден" нарождающейся "новой вещественностью", был сделан решающий рывок в этой области. Органический стиль нашел выражение в своем основополагающем принципе, а именно в принципе метаморфозы. Если бы он тогда получил всеобщее признание, развитие архитектуры в XX столетии могло пойти в другом направлении. Органическая архитектура вне принципа метаморфозы подобна растению, прекратившему рост.
Рудольф Штайнер уже тогда, в 1907 году, стремился воплотить в жизнь духовный художественный импульс.



Модель в Мальше. 1909. Арх. Э.А.К. Штокмайер. Интерьер после реконструкции А. фон Баравале. 1965

Цитировать
Среди участников конгресса был Э.А. Карл Штокмайер из Малыш под Карлсруэ. На него художественное оформление зала произвело глубокое впечатление. Особенно сильно на его творческое воображение повлияли колонны: "свободно стоящие изображения колонн без системы балок и перекрытий с картинами между ними на красной стене вызывают представление об архитектурном пространстве, расчлененном колоннами как несущими элементами". Летом 1908 года Штокмайер спросил у Рудольфа Штайнера об архитектуре, которая соответствовала бы этим колоннам. Штайнер ответил, что мог бы представить себе эллиптическое пространство, по периметру окруженное колоннами. Они должны нести купол в форме трехосного эллипсоида, большая ось которого ориентирована с запада на восток. За колоннами должен быть проход. Снаружи все должно ограничиваться эллиптической стеной. Был задуман интерьер подобный крипте, который благоря эллиптической форме существенно отличался от более ранних архитектурных решений. В этой форме уже прочитывалась тенденция, которая позднее нашла выражение в образе двух-купольного здания первого Гётеанума: органическая связь вытянутого в длину здания (базилика) с крестообразным (пантеон). Штокмайер в Мальте создал модель сооружения высотой 174 см, с колоннами высотой 87 см, размеры которою по горизонтали составляли примерно 2,5 х 3,5 метра. Пол на уровне оснований колонн был заглублен. Таким образом пространство внутри модели могло быть использовано для небольших собраний (до 24 человек).
НА ПУТИ К НОВОМУ СТИЛЮ Хаген Бизантц
Был задуман интерьер подобный крипте -http://predela.net/forums/index.php/topic,455.msg9204.html#msg9204

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Йоханнесбау
« Ответ #2 : 17 Июнь 2012, 16:20:08 »

http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,455.msg9204.html#msg9204
Цитировать

Поэтому глубоко закономерным является оккультное и одновременнохудожественное осуществление сказанного в том небольшом здании, которое Рудольф Штайнер однажды назвал пока еще единственным, видимым для внешних глаз «розенкрейцерским Храмом», известным как «Здание-модель в Мальше» (см. о нем в Библ. 284/285).
Этот первый «розенкрейцерский Храм», в котором, по праву можно видеть то семя, из которого позднее возник первый Гетеанум, был сориентирован с Запада на Восток. По мысли Рудольфа Штайнера, он должен был быть вообще высечен в гранитной скале, а это значит, по возможности, совершенно недоступен внешнему влиянию Солнца, в его физическом движении по небу с Востока на Запад. Освещаться же он должен был при помощи лишь одного единственного отверстия в куполе, расположенного таким образом, «что во время весеннего равноденствия, утром в 9 часов, солнечный свет падал на «определенное место» внутри здания» (воспоминания К.Штокмайера). Иначе говоря, для освещения Храма должно было в первую очередь приниматься во внимание не физическое движение Солнца с Востока на Запад, а его духовное движение с Запада на Восток, в направлении перемещения точки весеннего равноденствия.
Именно этот путь следования за духовным Солнцем, ведущий в современных розенкрейцерских мистериях к сознательному вступлению в духовный мир, и должен был быть в художественной форме воплощен в «Здании-модели в Мальше». Об этом прежде всего свидетельствуют два ряда знаков Зодиака, изображенных на куполе и расположенных по его обеим сторонам — начиная со знака Рыб у входа на западе и кончая знаком Овна на востоке над алтарной нишей.
В воспоминаниях К.Штокмайера указание Рудольфа Штайнера относительно расположения знаков Зодиака на куполе Здания передано так: «В главном куполе должен был быть изображен круг Зодиака, начиная с Рыб на западе, над колонной Сатурна» (там же)*.
Таким образом, мы имеем в этом «розенкрейцерском Храме» зримое воплощение пути, ведущего через двенадцать Священных Ночей от Иисуса ко Христу, от микрокосмоса к макрокосмосу, и тем самым выражающего центральную миссию «современной эзотерики», призванной ныне возвестить человечеству познание Космического Христа: «Так современная эзотерика может быть понята как превращение Импульса Христа в основной элемент водительства тех душ, которые в соответствии с условиями развития нового времени хотят достигнуть познания высших миров» (Библ. 15, гл II).

*Знаки Зодиака, изображенные на куполе «Здания-модели в Мальше», были впервые выполнены по эскизам, данным Рудольфом Штайнером художнице Имме фон Эккардштейн в 1911 году для первого издания «Календаря души» (Библ. 40), причем и в этом случае знаки Зодиака были расположены Рудольфом Штайнером в последовательности от Рыб через Деву к Овну (см. «Дополнения к Полному собранию сочинений Рудольфа Штайнера», N37/38)

"Двенадцать Священных Ночей и духовные иерархии" С.Покофьев

* Интересная информация к знакам зодиака -
Фотоархив Библиотеки духовной науки > РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР > Зодиак
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Coppermine&file=thumbnails&album=40



Становится видно откуда взяты идеи псевдоколонн реконструкторами второго Гетеанума с их железобетонной крышей.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Йоханнесбау
« Ответ #3 : 19 Окт. 2013, 09:09:53 »
Цитировать
Поэтому глубоко закономерным является оккультное и одновременно художественное осуществление сказанного в том небольшом здании, которое Рудольф Штайнер однажды назвал пока еще единственным, видимым для внешних глаз «розенкрейцерским Храмом», известным как «Здание-модель в Мальше» (см. о нем в Библ. 284/285).
В воспоминаниях К.Штокмайера указание Рудольфа Штайнера относительно расположения знаков Зодиака на куполе Здания передано так: «В главном куполе должен был быть изображен круг Зодиака, начиная с Рыб на западе, над колонной Сатурна» (там же)*.
Таким образом, мы имеем в этом «розенкрейцерском Храме» зримое воплощение пути, ведущего через двенадцать Священных Ночей от Иисуса ко Христу, от микрокосмоса к макрокосмосу, и тем самым выражающего центральную миссию «современной эзотерики», призванной ныне возвестить человечеству познание Космического Христа: «Так современная эзотерика может быть понята как превращение Импульса Христа в основной элемент водительства тех душ, которые в соответствии с условиями развития нового времени хотят достигнуть познания высших миров» (Библ. 15, гл II).

*Знаки Зодиака, изображенные на куполе «Здания-модели в Мальше», были впервые выполнены по эскизам, данным Рудольфом Штайнером художнице Имме фон Эккардштейн в 1911 году для первого издания «Календаря души» (Библ. 40), причем и в этом случае знаки Зодиака были расположены Рудольфом Штайнером в последовательности от Рыб через Деву к Овну (см. «Дополнения к Полному собранию сочинений Рудольфа Штайнера», N37/38)

"Двенадцать Священных Ночей и духовные иерархии" С.Покофьев



Колонный зал в подвале дома Штутгарт филиал в Коттедж-Стрит (1911)
http://anthrowiki.at/Erstes_Goetheanum#Das_erste_Goetheanum_.281913-1922.29

Цитировать
Штутгарт филиал в Landhausstra?e (1911)
В 1911 архитектор Карл Шмид-Курций (Carl Schmid-Curtius 1884-1931) построил дом в Штутгарте. Большой эллиптический сводчатый зал был в подвале в Штутгарте в помещении филиала, но во время мировой войны разрушен, осталось семь печатей , которые сегодня находится в Дорнахе и колонны, которые в настоящее время в саду Фридрих Husemann клиники (Friedrich-Husemann-Klinik)

К сожалению на сайте Библ. 284/285 на русском пока нет.



Theosophische Gesellschaft im Saal des M?nchener Kongresses (1907)
http://de.wikipedia.org/wiki/Goetheanum
Цитировать
Главным элементом декора зала были расположенные в ряд семь колонн, изображенные на высоких вертикальных досках, которые вместе с картинами в круглых рамах последовательно воспроизводили семь апокалиптических сюжетов. "Были представлены семь мотивов колонн будущего теософского сооружения"1. Формы капителей колонн соответствовали семи состояниям планетарного развития Земли в транскрипции духовного созерцания. В самой последовательности содержался элемент духовной реальности этих архитектурно-пластических произведений искусства. Превращение формы от капители к капители само по себе представляло совершенно новое явление в истории искусства. Идущий впереди и следующий за ним видели различные капители, причем закономерна эволюция темы от первого к последующим. Так растение развивается от ростка к листьям, цветам и плодам, а затем через семя — вновь к ростку. Принцип   метаморфозы   здесь впервые воплотился в произведении искусства. Таким образом, еще до того, как органический стиль в архитектуре был "побежден" нарождающейся "новой вещественностью", был сделан решающий рывок в этой области. Органический стиль нашел выражение в своем основополагающем принципе, а именно в принципе метаморфозы. Если бы он тогда получил всеобщее признание, развитие архитектуры в XX столетии могло пойти в другом направлении. Органическая архитектура вне принципа метаморфозы подобна растению, прекратившему рост.
Рудольф Штайнер уже тогда, в 1907 году, стремился воплотить в жизнь духовный художественный импульс.
Среди участников конгресса был Э.А. Карл Штокмайер из Малыш под Карлсруэ. На него художественное оформление зала произвело глубокое впечатление. Особенно сильно на его творческое воображение повлияли колонны: "свободно стоящие изображения колонн без системы балок и перекрытий с картинами между ними на красной стене вызывают представление об архитектурном пространстве, расчлененном колоннами как несущими элементами".
НА ПУТИ К НОВОМУ СТИЛЮ Хаген Бизантц