Автор Тема: Влияние искусств на семичленного человека  (Прочитано 42815 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Alrock

  • Активный участник
  • Сообщений: 258
  • Karma: +1/-1
  • Пол: Мужской
  • Aleksandr Osadchuk
В статье А. Тыугу Сообщества третьего поколения "Община христиан в Таллине" прочитал:

"...Теперь мы используем семь искусств в лечебно-терапевтических целях для гармонизации семичленного человеческого существа:
музыки для гармонизации связи между астральным телом и Я человека;
живописи, - соответственно, - для гармонизации связи между эфирным и астральным телами;
скульптуру или массаж, - соответственно, - для эфирно-физического;
архитектуру - для физического с внешним миром;
поэзию или искусство речи - для Манаса с Я человека;
эвритмию - для Манаса с Буддхи;
и алхимию (в рамках пресуществления причастия в службе: см. статью о причастии) - для Буддхи с Атманом.

Причем формы всех искусств всегда находим конкретно для каждого терапевтического случая отдельно..."

Подскажите, пожалуйста, где найти подробнее  о влиянии различных искусств на семичленного человека.
На ребенка, и на взрослого.

Уважаемый Alrock!

Затронули очень интересный и важный вопрос. Сразу не стал отвечать в надежде, что подключится учасники форума.
Но похоже Вы угодили в мертвый сезон. Астрономический Час Быка, врмя самого глубокого сна Природы, проявляющийся, как видно, и в техногенных и социальных катастрофах августа. Спят и участники форума.
Исходя из моего опыта это направление в стадии разработки, поэтому требуется по крупицам собирать опубликованные материалы, выявлять тех, кто работает над проблемой.
Будет великолепно если Вы сами откроете эту тему, и будете сопровождать ее развитие. Ответы часто приходят не сразу, по этапам, тем более такой обширный. Если нужна какая либо помощь, буду к Вашим услугам.
В раздел Мастерские, тем более в тему Начинающие, редко заходят и направление раздела побуждать и помогать в самостоятельном разрешении вопросов и развитии участников.
Ваш вопрос - уровень раздела Антропософия, там быстрее откликнутся на него, но попозже.
Успеха!
Дорогу осилит идущий.

Оффлайн Alrock

  • Активный участник
  • Сообщений: 258
  • Karma: +1/-1
  • Пол: Мужской
  • Aleksandr Osadchuk
Надеюсь, что тема интересна не только для меня.

Сначала разместил вопрос в теме для начинающих, т.к. ожидал ответ в виде ссылки к томам GA или к авторам антропософской тематики.

P.s. Ошибка: Приведенная выше цитата из статьи  А. Тыугу Община Христиан в Таллине.

Оффлайн Владимир

  • Администратор
  • Сообщений: 401
  • Karma: +0/-0
Дорогой Alrock!

Перелопатив кучу матералов, я так и не нашел достойного ответа на поставленный Вами вопрос.
Написал письмо Армену Тыугу. Надеюсь, что он поможет нам продвинуться в этом вопросе.


Оффлайн Владимир

  • Администратор
  • Сообщений: 401
  • Karma: +0/-0
В статье А. Тыугу Сообщества третьего поколения прочитал:

"...Теперь мы используем семь искусств в лечебно-терапевтических целях для гармонизации семичленного человеческого существа:
музыки для гармонизации связи между астральным телом и Я человека;
живописи, - соответственно, - для гармонизации связи между эфирным и астральным телами;
скульптуру или массаж, - соответственно, - для эфирно-физического;
архитектуру - для физического с внешним миром;
поэзию или искусство речи - для Манаса с Я человека;
эвритмию - для Манаса с Буддхи;
и алхимию (в рамках пресуществления причастия в службе: см. статью о причастии) - для Буддхи с Атманом.

Причем формы всех искусств всегда находим конкретно для каждого терапевтического случая отдельно..."

Подскажите, пожалуйста, где найти подробнее  о влиянии различных искусств на семичленного человека.
На ребенка, и на взрослого.
  Дорогой Арлок!
   Армен Тыугу написал мне, что по этому вопросу можно смотреть у Р. Штейнера в GA 275. О соответствии искусств и членов существа человека (Искусство в свете мистериальной мудрости). В Библиотеке есть только одна глава из этого цикла.
   Также можно прочитать у Лео де Уссей "Социальное искусство и его источники" (Leo de la Houssaye: Soziale Kunst und ihre Quellen).

Оффлайн Alrock

  • Активный участник
  • Сообщений: 258
  • Karma: +1/-1
  • Пол: Мужской
  • Aleksandr Osadchuk
Владимир!
Спасибо большое Вам и Армену Тыугу! Очень Вам признателен.

Оффлайн Alrock

  • Активный участник
  • Сообщений: 258
  • Karma: +1/-1
  • Пол: Мужской
  • Aleksandr Osadchuk
Об Архитектуре..

Теперь рассмотрим архитектуру и влияние на нее. В 3000 году до Р.Х. строились пирамиды, в 2000 году до Р.Х. возникли шатровые постройки (эпоха Авраама). В 1000 году до Р.Х. закладывался храм Соломона. В 1000 году после Р.Х. должно было прийти то новое, что не смогло пробиться сквозь противодействующие силы Люцифера и Аримана. Мы видим норманнов, распространившихся по Западной и Средней Европе из Скандинавии. В своих деревянных постройках они пытались выразить нечто, что не смогло прийти к полнейшему развитию. Определенные линии этих построек были предрасположены к этому, но не последовало их дальнейшей разработки, поскольку этому воспрепятствовало ариманическое влияние. Вместо этого пришла мавританская культура и архитектура Кордовы и Гранады, подковообразные и стрельчатые арки, вытеснившие истинно христианские круглые арки романской архитектуры. В мавританской культуре антихристианский элемент можно непосредственно видеть в заканчивающихся острием арках, которые, естественно, должны были бы быть круглыми. Это ариманический знак. Так Ариман действовал в архитектуре, как Антихрист, заместив круглую романскую арку подковообразной или стрельчатой. Так действовал он через мавров, а также турок. Он не позволил осуществиться развитию искусства норманнов, чьи деревянные постройки, возводимые ими по всей Европе, не смогли принести миру то, что должны. Так случилось, что в отличие от смены тысячелетий других предшествовавших времен мы не находим построек 1000 года.
Но сейчас нужно создавать архитектуру для нового тысячелетия заново. Теперь мы должны выразить круглые линии, которые в норманнских постройках подавил Ариман. Нам надо высвободить определенные линии, которые можно было найти у норманнов, и придать их нашему зданию в Дорнахе как истинному продолжению этих деревянных построек.
Человечеству в Европе предстоят ужасные времена. Мы знаем, что, едва минет первая треть этого столетия, станет виден Христос в эфирном облике и это даст мощный импульс рядом со всеми низменными, тянущими вниз склонностями этого века. В более древние времена, например около 1000 года, люди, поскольку не имели в себе по-настоящему осознанного импульса Христа, вынуждены были верить тому, что внушали им Люцифер и Ариман. Но у нас нет нужды в такой вере, нам следует принять новый импульс Христа добровольно, и тогда мы сможем оказать сопротивление Люциферу и Ариману. В XX веке Люцифер и Ариман будут особенно стремиться завладеть именем Христа. Люди будут называть себя христианами, не имея в себе уже никаких следов истинного христианства; и они будут неиствовать против тех, кто придерживается не только того, что, согласно изложению Евангелий, некогда высказал Христос, но к которым относятся Его слова: «Я с вами во все дни до скончания земных времен», кто обращается к живому, продолжающему действовать импульсу Христа. Будут сильно неистовствовать против таких людей. Когда приблизится 2000 год, воцарятся заблуждение и опустошение. И тогда также и от нашего дорнахского здания не останется и щепки. Все будет разрушено и опустошено. Мы будем созерцать это из духовного мира. Но когда наступит 2086 год, то повсюду в Европе можно будет увидеть постройки, посвященные духовным целям, и они будут отображениями нашего дорнахского здания с его двумя куполами. Для таких построек, в которых станет процветать духовная жизнь, наступит золотой век.

Из лекции в Штудгарте, 7 марта 1914 г. GA284.

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
Насколько я понял одну лекцию Штейнера, он соотносил живопись с душой чувствительной (т.е. с эфирным началом), музыку с душой характера (с астральным началом) и архитектуру с душой сознательной (т.е. с Я-ментальностью). Я бы от себя заметил, что архитектура и скульптура скорее отражает минеральное, плотское, тогда как к феномену "Я" больше подходит театр.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
 



Freie Malschule Dornach (Школа свободного времени Dornach)
Цитировать
«Цвет — это месть богов Люциферу», — сказал мне как-то д-р Штайнер в разговоре о целебной силе живописи, который состоялся у нас по поводу моей работы. Смысл его слов сделался мне понятен лишь впоследствии. Светоносец, который заключает свой свет в обособленном переживании человеческого сердца — в жаре страсти, в богатстве оттенков чувств, — оказывается просветленным через объективное переживание цвета и приносится в жертву миру. Когда Христов дух из космоса проникает в достигшее успокоения сердце, дух обособленного существования выбирается из своего плена в мир и становится чистым Святым Духом. .
Цитировать
Поэтому цвет может оказывать целящее и освобождающее воздействие. (И потому также нередко мы видим, что сентиментальные, люциферические люди испытывают неприязнь к интенсивным цветам.)
 «Если в наше время не будет культивироваться сущностное переживание цвета и механистические теории о природе цвета будут и дальше жить в человечестве, в мир явятся дети, у которых уже не будет органа для восприятия цвета. Через цвет дается откровение жизни. Человечество же окажется более не в состоянии видеть цвет, как оно уже не в состоянии видеть действующих в природе элементарных духов. Мир сделается серым», — сказал д-р Штайнер.
Воспоминания о плодотворной работе прошлых лет Маргарита Волошина

В Европе активно работают и в этой сфере. А в России …

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0



Роза 1993 Герард Вагнер
Цитировать
Когда-то на заре времен.
Предстал
Пред очи духа неба
Дух земного бытия.
И рек, взмолясь:
Умею говорить
Я с духом человека,
Но теперь
Иного чаю языка,
Чтоб сердце мира
Им говорило сердцу человека.
И даровал благой небесный дух
Просителю земли –
Искусство. 

Рудольф Штейнер 
Цитировать
Из указаний Рудольфа Штейнера:
  - Все душевное в мире есть цвет
Тем самым поставлен ворос о сушьности цвета
  - Учиться экспериментировать в сфере фантазии
чтобы через сравнительное наблюдение обозреваемых явлений постепенно выработать объективность. Ибо само собой разумеется, здесь речи не может идти  о произвольной фантазии, но лишь о той живой силе воображения из которой с неисчерпаемой полнотой рождаются все природные формы. Эта творящая в подвижных силах равновесия живая фантазия управляется внутренним законом: принципом метаморфоза.
НОВЫЕ ПУТИ В ЖИВОПИСИ Элизабет Вагнер, 1997 г.

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Мне известно следующее соответствие между видами искусств и сущностными членами:

архитектура - физическое тело
скульптура - эфирное тело
живопись - астральное тело
музыка - Я
искусство речи - душа ощущающая
искусство движения - душа рассудочная
социальное искусство - душа сознательная.

(причем последнего еще не существует, хотя подходы уже есть)

Как можно видеть, первые три и последние три образуют пары (на основе соответствий телесных и душевных членов)

Мой опыт исследований и практика в этой области (по крайней мере в первых трех искусствах) дает основание считать, что эта классификация дает достаточно продуктивные основания для работы. Однако просто рассказывать об этом - долго, занудно и вряд ли кому поможет. Так что могу продолжить, только если будут конкретные вопросы.

Галина

  • Гость
Социальное искусство...
  Какие у вас есть сведения?
По моим сведениям... это драма. И вот, когда в Гетеануме, при строительстве, начинали ставить драмы - мистерии, вот и создавалась возможность постижения, предвосхищения и возрождения...
   И то, что ставят на Рождество мистериальные спектакли - близко? несомненно!
Даже празник фонариков в детском саду - в этой логике.
   И, если, у искусства движения, в этом контексте, есть ИМЯ - ЭВРИТМИЯ! То, и у социального искусства - ДРАМА - МИСТЕРИЯ! 
Галина Райнина   

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Несколько раз пытался ответить на вопрос о социальном искусстве, наконец решил ограничиться кратким замечанием.

Мне неизвестен прямой (из Штайнера) источник понятия социального искусства, мои источники - личные сообщения многих людей. Источник той схемы, которую я привел - Юрген Теберат, мне приходилось во вторичной литературе встречать другие, хотя и похожие интерпретации. Насколько помню, система Прокофьева примерно такая же (к сожалению, читал давно и не могу найти книгу).

В 20 веке концепцию "социального искусства" развивал Йозеф Бойс (в его интерпретации - "социальная скульптура"). Материалы о Бойсе на русском языке скудны и неглубоки. Я пользуюсь в качестве первоисточника английским переводом одного из интервью Бойса (http://books.google.com/books?id=WeK2vm7X4MYC&hl=uk)

Основная мысль, как я ее понимаю: социальное искусство - это искусство сознательного построения собственной жизни в мире, произведение социального искусства - биография человека. Биография понимается как исполнение собственной жизненной задачи, социальное - потому что как правило это означает взаимодействие с другими людьми и обществом вообще, сознательное взаимодействие.

Кстати, "социальная скульптура" продолжает развиваться и после смерти Бойса, (см. например тут: http://www.social-sculpture.org/index.htm). Кстати, одно из (немногих?) направлений современной культурной жизни, действующих вне антропософских институций, но открыто признающих Штайнера как свой источник, причем один из важнейших.

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Несколько раз пытался ответить на вопрос о социальном искусстве, наконец решил ограничиться кратким замечанием.

Мне неизвестен прямой (из Штайнера) источник понятия социального искусства, мои источники - личные сообщения многих людей. Источник той схемы, которую я привел - Юрген Теберат, мне приходилось во вторичной литературе встречать другие, хотя и похожие интерпретации. Насколько помню, система Прокофьева примерно такая же (к сожалению, читал давно и не могу найти книгу).

В 20 веке концепцию "социального искусства" развивал Йозеф Бойс (в его интерпретации - "социальная скульптура"). Материалы о Бойсе на русском языке скудны и неглубоки. Я пользуюсь в качестве первоисточника английским переводом одного из интервью Бойса (http://books.google.com/books?id=WeK2vm7X4MYC&hl=uk)

Основная мысль, как я ее понимаю: социальное искусство - это искусство сознательного построения собственной жизни в мире, произведение социального искусства - биография человека. Биография понимается как исполнение собственной жизненной задачи, социальное - потому что как правило это означает взаимодействие с другими людьми и обществом вообще, сознательное взаимодействие.

Кстати, "социальная скульптура" продолжает развиваться и после смерти Бойса, (см. например тут: http://www.social-sculpture.org/index.htm). Кстати, одно из (немногих?) направлений современной культурной жизни, действующих вне антропософских институций, но открыто признающих Штайнера как свой источник, причем один из важнейших.

  Дорогой Даниил, у русских антропософов принято писать -  Рудольф Штейнер, а не Штайнер. Такая  транскипция возникла недавно, по произволу  русскоязычных эмигрантов, и следовать ей  - означает презирать сто лет русской антропософской традиции. Будучи очень хорошо знаком с Юрием Тебератом, знаю его уважение к русской культуре наряду с тем. что он "бродил на лыжах под Москвой 1941 году, как разведчик"  - это он мне сам говорил! -, а потом около семи лет! провел в плену в Коростене на Украине, где я, кстати , служил  солдатом в 1963-64 гг. Он был германцем, но вполне достойным человеком. Не знаю, жив ли он ещё... Мне не приходилось быть знакомым с Г.Йозефом Бойсом, фашистским летчиком, который был сбит и получил тяжелое ранение  - ЕМУ ВСТАВИЛИ В МОЗГИ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ПЛАСТИНУ  - ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МНЕ ИНТЕРЕСЕН ЕГО ПОДХОД  - КАК АКЦИИ  - БЕТОНИРОВАНИЕ МНОГИХ ГЕКТАРОВ ЗЕМЛИ.. а  ПОТОМ дробление бетона на куски и посадка100000 дубов!  - акт истинного мудреца! Социальная наука -- дело не только отдельных личностей  - это дело тех, КТО руководит государством. Для них  - понять, что без Германии Росия  - БЕСПЛОДНА - самое гланое дело. Несмцка Душа, Немцкий Дух
Но в целом, я рад Вашему приобщнию к Форуму, и надеюсь, что ещё многие темы мы обсудим с человеком, которорому не безразличны наши вопросы.

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Насколько я понял одну лекцию Штейнера, он соотносил живопись с душой чувствительной (т.е. с эфирным началом), музыку с душой характера (с астральным началом) и архитектуру с душой сознательной (т.е. с Я-ментальностью). Я бы от себя заметил, что архитектура и скульптура скорее отражает минеральное, плотское, тогда как к феномену "Я" больше подходит театр.
Вы, дорогой Урга, поддались очередному  псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной", есть "душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация,  иманация воздуха! и воздухообена у живых существ,  факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ, она же прообраз русского САМОДУХА, в период с 3573гг по 750 до Р.Х.; ЕЁ  в нашу эпоху преставляет Италия; затем следует культура Франциия, как  повторение гречества и римства как ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА; вслед за ними следует  материалистическая  английская душа созхнательная, купцы хреновы....

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
Вы, дорогой Урга, поддались очередному  псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной"
Этому термину "чувствительная" я обязан официальным изданиям Штейнера.
"душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация,  иманация воздуха! и воздухообена у живых существ,  факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ,
   ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА;
 вслед за ними следует  материалистическая  английская душа созхнательная,
С точки зрения астрологии я бы согласился с такой интерпритацией с поправкой на то, что душа сознательная это выражение кратковременного Я, внешнее, ПРЕДМЕТНОЕ самосознание.

Однако читая Штейнера этот вопрос предстает крайне запутанным, и потому каждый интерпретатор избирает те цитаты, которые нравятся лично ему.
Возьмем, к примеру, спорное утверждение о связи астрального тела с воздухом. ГаЗообразное появляется на стадии "Солнца", одновременно с ЭФИРНЫМ телом! Но легкие как орган углубления и всасывания появляется именно на водной стадии. Таких нюансов очень много, контекстов и подтекстов.
Теперь вопрос об ощущениях и сознании: по Штейнеру ощущение - функция эфирного, а сознание астрального. А может быть так, что эфирное лишь носитель-проводник чувствительного астрального принципа, ТоГДА КАК АСТРАЛЬНОЕ _ НОСИТЕЛЬ МЕНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
Так что вопросов больше чем однозначных ответов.

Оффлайн Сильвестр

  • Супер Модератор
  • Сообщений: 753
  • Karma: +0/-0
Вы, дорогой Урга, поддались очередному  псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной"
Этому термину "чувствительная" я обязан официальным изданиям Штейнера.
"душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация,  иманация воздуха! и воздухообена у живых существ,  факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ,
   ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА;
 вслед за ними следует  материалистическая  английская душа созхнательная,
С точки зрения астрологии я бы согласился с такой интерпритацией с поправкой на то, что душа сознательная это выражение кратковременного Я, внешнее, ПРЕДМЕТНОЕ самосознание.

Однако читая Штейнера этот вопрос предстает крайне запутанным, и потому каждый интерпретатор избирает те цитаты, которые нравятся лично ему.
Возьмем, к примеру, спорное утверждение о связи астрального тела с воздухом. ГаЗообразное появляется на стадии "Солнца", одновременно с ЭФИРНЫМ телом! Но легкие как орган углубления и всасывания появляется именно на водной стадии. Таких нюансов очень много, контекстов и подтекстов.
Теперь вопрос об ощущениях и сознании: по Штейнеру ощущение - функция эфирного, а сознание астрального. А может быть так, что эфирное лишь носитель-проводник чувствительного астрального принципа, ТоГДА КАК АСТРАЛЬНОЕ _ НОСИТЕЛЬ МЕНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
Так что вопросов больше чем однозначных ответов.
Что Вы называете "официальными изданиями"? Есть материалы Русского Антропософского Общества, переводы Трапезникова, Григорова и др. Желательно, ИМХО, пользоваться выработанной  лучшими антропософами того времени терминологией и не менять её без необходимости.
Что касается древнего Солнца в связи с образованием воздуха и эфирного тела, а также и Древней Луны в связи с образованием воды и астрального тела, надо иметь ввиду, что эфирно-астральное существовало и на Древнем Сатурне и, ИМХО, до него, если условно применять временные соотношения там, где они уже неприменимы. Ведь тепло др.Сатурна было эфирным теплом, эфирно-астралиный мир подобно птице "высижывал" тепловые яйца на др.Сатурне.
Итак, эфирное начало было и до стадии др. Солнца, просто на этой стадии его получили человеческие задатки, образованные из "тепловых сфер" на др.Сатурне. в физическом Космосе (а был ещё и эфирно-астральный Космос). Тепло на др. Солнце распадалось на газ и световой эфир, но само по себе эфирное начало будущие люди получали от Иерархий, как и на др. Сатурне. Основное свойство эфирного начала- не ощущение  - это уже свойство астрального, начало сознания  - а жизнь, то есть способность вегетации, роста, обмена веществ, размножения.
На др. Луне газ уплотняется до жидкости, выделяя при этом звуковой (или химический) эфир. Нельзя сказать, что впервые возникает сознание,  - сознание возникает впервые толко у людей и родственных им существ. Да и вода ( точнее жидкие цианистые соединения) находится, главным образом в газообразном виде) (см. т351) Вообще у Р.Штейнера путаницы нет, просто поверхностное прочтение не дает возможности вдуматься.
Надо сопоставить
                                                                            4 Космоса

Др.Сатурн              др. Солнце                           Др.Луна                                            Земля

4 уровня сознания
 человека

транс                 сон без сновидений               сон со сновидениями         бодрствование

4 агрегатных
состояния вещества

тепло                 воздух                                    вода                                                 земля

4 царства
природы:

минеральное               
растительное
животное человеческое                                                                                                                                                             

4 составных
члена человека

физическое тело        эфирное тело          астральное тело                             "я"

4 состояния

состояние
подобное смерти      состояние жизни    ощущение,  сознание            разум и рассудок

4 свойства
 организма

индифферентность          жизнь,
                                развивающаяся в воде    интенсивный  газообмен                 
                                                                                                                                 
                                                                                                               терморегуляция

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Дорогие друзья urga и Сильвестр!

По-моему, содержание ваших последних постов на языке интернета называется "оффтоп", то есть - не по теме.

Тема, позволю себе напомнить - "Влияние искусств на семичленного человека". Я принял участие в этой дискуссии потому, что мне интересна именно эта тема. Ни тонкости понимания понятия "семичленный человек", ни тем более вопрос написания и произношения фамилиии Штайнер/Штейнер не относятся напрямую к сути вопроса. На эти темы ведутся отдельные дискуссии в других разделах форума, если вам кажется важным указать на это - давайте ссылки или, если такой темы нет - откройте ее в соответствующем разделе. Простите за занудство.

Что касается понятия "семичленный человек" - дабы избежать лишних дискуссий, предлагаю пользоваться описанием из "Теософии", все прочее считать личными интерпретациями участников, относиться к ним с должным уважением и не заниматься уточнением терминологии по крайней мере в этой ветке.

Что касается социального искусства - во-первых, еще раз скажу, что замечать в деятельности Бойса прежде всего эпатажные акции - значить не видеть самого важного. Социальная скульптура Бойса - это не акции, это вся его жизнь.

А по поводу утверждения "Социальная наука -- дело не только отдельных личностей  - это дело тех, КТО руководит государством" (urga), могу ответить только одно - не согласен. Государством руководят те, кому мы позволяем это делать. Мы, "отдельные личности".

Именно поэтому социальное искусство (по крайней мере в той версии, на которую я опираюсь) соотнесено с душой сознательной. Собственно, развитие души сознательной и заключается в развитии социального искусства, это - один процесс. А поучение государственных деятелей на тему того, что для них есть "главным делом" - это деятельность души рассудочной. То есть это тоже достойное занятие, но не надо пребывать в иллюзии, что оно хоть каким-то образом обращено в будущее. Хотя, с другой стороны, возможно, Вы правы в том, что где нам о будущем думать - с нынешним бы разобраться...

Кстати, нашел брошюру Прокофьева, о которой упоминал выше:
Прокофьев С.О. Кругооборот года и семь искусств./ Перевод с нем. Е.Мошевой - М.:Антропософия, 1996 - 48с.
- в интернетах, кажется, нет.

В этой брошюре не рассматривается прямо вопрос о семичленном человеке, но подходы можно найти. Система искусств, в принципе, такая, как я описывал выше. Понимание социального искусства несколько иное, но, опять же - если посмотреть с другой точки зрения, то такое же...

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
Что касается предположения уважаемой Галины, что социальное искусство - это Драмы-мистерии, частично соглашусь. Вот с какой точки зрения.

Здание Гетеанума (первоначально - Иоаннесбау) планировалось и возводилось как здание именно для постановки Драм-мистерий. В этом смысле Драмы и Бау следует рассматривать не отдельно, а как одно произведение искусства. Можно напомнить об одном из идеалов культурной жизни того времени - Gesamtkunstwerk. Идея не просто витавшая в воздухе в течение почти всего 19 века, к ее реализации стремились многие художники. Есть основание считать, что только Штайнеру удалось вплотную приблизиться к ее реализации. Если же в рассмотрение включить не только результат (постановку драмы в здании), но и процесс создания этого произведения (об особенностях этого процесса напоминать, думаю, излишне) - получаем, и правда, действующую модель социального искусства.

Правда, тут есть и другой аспект. Проект "Драмы-мистерии" остался незавершенным (написаны только 4 драмы из 7). Иоаннесбау стал Гетеанумом, а затем был уничтожен. То есть произведение социального искусства в том виде, как было задумано еще перед Мюнхенским конгрессом, полностью не реализовалось.

Проект был изменен. Состоялось Рождественское собрание, ВАО и Второй Гетеанум. Собственно говоря, именно на этих "пунктах" и должно строиться сегодня социальное искусство.

Строится ли?

Оффлайн urga

  • Завсегдатай
  • Сообщений: 994
  • Karma: +0/-0
У животных, по словам Штейнера, организм формируется практически силами двух (а не трех) полюсов - нейросенсорного и обменного. А у человека взаимодействие этих полюсов привело к выраженному третьему - ритмическому. Так же и социальная трехчленность: ритмический элемент культуры и социальной активности располагается МЕЖДУ экономическим и политическим. Надеюсь, понятно, что я не писал о "государственных деятелях". Я писал о государственном институте как таковом, который защищает национальную культуру.
Извините, что пишу о трех членах социальности вместо семи...

Оффлайн Даниил

  • Участник
  • Сообщений: 23
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Даниил Косенко
г-н urga, насчет "трех членов социальности" извиняться не стоит, социальность-то там известна именно как трехчленная...

К моему сожалению, во-первых, из Вашего текста я действительно не понял, что речь идет не о "государственных деятелях", а о государственности как элементе трехчленного социального организма. И, во-вторых, опять же к сожалению, я недостаточно владею этой темой, чтобы продолжать развивать Вашу мысль в контексте обсуждения. Хотя что-то мне подсказывает, что социальную трехчленность Вы трактуете несколько нетрадиционно, но и этот вопрос - за пределами темы...

Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.