Дитрих Хорнеман
ВСТРЕЧИ В ЖИЗНИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА
Лекция на Неделе упражнений в мире
Санкт-Петербург, 26 июля 2011 года
Записана и переведена в текст Н. Дорофеевой
Поскольку здесь прозвучало имя Альберта Швайцера уже, я бы хотел начать с цитаты из письма Альберта Швайцера. В нём он написал незадолго до своей смерти Дорнахскому музыканту Карлу фон Байцу эти слова: «Вам будет интересно узнать, что Рудольф Штайнер и я были друзьями, хотя мы не имели одного мировоззрения. Это была очень глубокая дружба. Каждая встреча делала нас счастливыми». Это пример того, что у Рудольфа Штайнера были важные встречи не только с антропософами, но у него были важные встречи с самыми различными людьми. И можно сказать, что определённым образом это продолжилось также и после его смерти.
Поэтому также интересен пример: антропософский врач из Фрайбурга писал Йозефу Бойсу, одному из самых выдающихся художников Германии второй половины 20 века. И он получил от Йозефа Бойса следующий ответ: «Вы обратились ко мне с именем Рудольфа Штайнера, о ком я постоянно должен думать. Поскольку я знаю, что я как раз от него получил задачу своим собственным образом освобождать людей от недоверия по отношению к сочувственному миру». И потом он говорит нечто о Рудольфе Штайнере, то, что мог сказать только художник. И большой вклад Рудольфа Штайнера - то, что он ничего не придумал, не изобрёл, но из бесконечно высокого восприятия привнёс то, что является высоким стремлением человека, жаждой человека, хотя он эту жажду ещё и не знает. Человек, который не встречался лично с Рудольфом Штайнером, тем не менее говорит, о том что он от него получил определённое задание для своей жизни. И сейчас благодаря Йозефу Бойсу Рудольф Штайнер вошёл в центр немецкой культуры, так что люди заметили, какой большой и необычный художник тогда жил.
И художнику обычно разрешается быть иным, не таким как обычно нормально предполагается. И в этом году был 150-й день рождения Рудольфа Штайнера и 150 немецких газет писали (это было совершенно случайно). И там было также написано много чуши, но также очень интересные вещи были. И пишет ещё один художник - скрипач - в базельской газете («художник» в смысле «относящийся к миру искусства»). И это было всегда так, что художники первыми могли понять Рудольфа Штайнера. И он рассказывает в этой статье о встрече, которая у него произошла через фотографию Рудольфа Штайнера. Что он, будучи молодым человеком, увидел фотографию, которая его очень глубоко затронула. И он говорит, что для многих людей вот эта вот вспышка, которая их затрагивает, происходит через восприятие музыки или театра, а для меня эта вспышка, которая меня затронула, была через взгляд, который смотрел на меня с этой фотографии. И он с этого времени всё время носил с собой эту фотографию.
И некоторое время назад, у меня была с собой случайно книга с этой вот фотографией, когда я где-то в районе Цюриха на озере вёл музыкальный разговор, музыкальный коллоквиум буддистского характера. И за ужином я показал эту фотографию известному мастеру Дзен из Японии. И он долго смотрел на неё – две долгих минуты. Потом сложил руки, склонился и сказал: «Very Grate Master. Who is it? (Очень великий Мастер. Кто это?)».
И также есть интересный феномен, что встречаются люди, которые имели встречу с Рудольфом Штайнером во сне, и я стал собирать такие сны и заметил, что хотя эти сны очень различны, в них есть нечто общее, это то, что они действовали очень импульсирующе.
Молодая женщина из Киева. Она принимала участие во встрече Общины христиан в Коктебеле и на обратном пути в поезде у неё был сон о Рудольфе Штайнере. И она тогда записала это вот таким образом в свой дневник: «Какая встреча, какой подарок! Это было легко, весело, немножко иронично. Я пришла к Рудольфу Штайнеру и обратилась к нему с огромным почтением. Я почти не могла поверить, что вот это сам Штайнер, и я могу с ним говорить, и мы некоторое время стояли очень серьёзно рядом друг перед другом. И потом моё огромное почтение показалось нам очень весёлым и мы, об этом ничего друг другу не говоря, очень долго смеялись как это делают старые друзья. И нам обоим было ясно, над чем мы смеёмся. И было чувство - теперь мы действительно встретились. Я вспоминаю о том, что этот сон мне долгие годы дарил силы».
Один мужчина из Москвы рассказал, что жена этого мужчины имела сон, как Рудольф Штайнер научил её летать. Это было ещё в глубокие советские времена.
Молодой человек в Германии. Снова там был Рудольф Штайнер и был объявлен его доклад. Это было самое естественное в мире. И я направился к толпе тех, кто туда к нему пойдёт. Настроение было весёлое и хорошее.
Сон другого молодого человека в Германии. Рудольф Штайнер стоял в воротах. Над воротами было маленькое колесо. И он позвал меня встать на его место. Он сказал, что я могу это колесо просто через усилие воли привести в движение. Я так напрягся, как только вообще мог и действительно колесо повернулось. И потом он встал на моё место и по видимости без всякого усилия привёл колесо в быстрое движение.
Молодая женщина, которая только что стала матерью, видела такой сон: она увидела во сне, что она пошла к Рудольфу Штайнеру и спросила: «Как следует правильно кормить ребёнка?». И он сказал с доброй улыбкой: «Это вы выясните (обнаружите) сами».
И тема встречи Рудольфа Штайнера, эта тема, кажется, будет ещё долго продолжаться. И есть его высказывание, что каждый человек, который читает книгу «Как достигнуть познания высших миров», входит в связь с ним. И это значит с другой стороны, что он входит в связь с этим человеком. И посмотрим на то, каковы были встречи в его земной жизни. (И совершенно ясно, что из этого мы можем посмотреть только на небольшой отрывок. Я считаю, что это не будет длиться дольше, чем до 21.00.)
Он родился в Австро-Венгерской империи в Кральевице 27 февраля 1861 года в славянской области, в семье, которая, можно сейчас сказать, не имела культуры, не имела образования. Дома не было книжного шкафа, не было музыкального инструмента, даже блок-флейты там не было, и не было мелков, ничего там не было. Они были рады, если они не должны были голодать. Ужин выглядел таким образом, что каждый получал кусок хлеба и на выбор – масло или сыр. И маленький Руди или Руден, как называли его родители, часто ходил в лес летом, чтобы собрать что-нибудь, что могло сделать их ужин побогаче. У него также были два маленьких брата и сестры (нет по-русски такого слова, обозначающего и то и другое сразу), так что за столом обычно сидело пятеро. Но судьба побеспокоилась о том, чтобы к 9-летнему мальчику приходили правильные встречи в правильное время. И он был в школе, и эта школа выглядела так, что там в одном помещении сидели все дети и их обучали вместе все классы, все возраста. И учитель показывал маленьким, как рисовать буквы на доске, а старшие должны были переписывать что-то самостоятельно. И он пишет в своей автобиографии, что не оставалось ничего иного, как тупо над этим корпеть. Я сказал: «Учитель писал на доске», но это не соответствует. Собственно, говоря, тот, кто писал на доске не был учителем, поскольку учитель - он был одновременно также деревенским нотариусом, и бургомистром, и у него была куча других дел. В школе он появлялся достаточно редко. У него был помощник. И этот помощник узнал сразу, что этот вот ребёнок - он очень одарён. И он пригласил его приходить к себе вечером после обеда. И вот однажды стоял 9-летний мальчик перед дверью уважаемого учителя и даже не решался постучать в дверь от чувства почтения. И этот учитель играл на скрипке, и на фортепьяно, он хорошо рисовал и он очень любил геометрию. И он давал ему дополнительные задания, а именно - делать копии известных картин. И он также смог взять у учителя книгу, которая называлась «Самоучитель по геометрии». И благодаря этой книге он неделями жил в геометрических заданиях. И пишет: «Вот тогда я познал счастье». Благодаря этому учителю он встречается с миром искусства и с миром математики. И через эту встречу в нём самом пробуждаются художник и математик.
И примерно в то же время он министрирует в деревенской церкви священнику католической миссии. И об этом священнике он пишет следующее: «И среди людей, которых я до своего десятого-одиннадцотого года узнал, этот был самым значительным». Церковник до мозга костей. И он мог так читать проповедь, что в маленькой церкви стулья качались. И этот мальчик имел возможность во время мессы очень много чего переживать. И так, что он мог сказать: «Этот мир, в который я тогда погружался, он не оставлял меня». И через этого священника, который был клерикалом до мозга костей, и мадьяром полностью, через него он пережил также связь с другим миром, который был для него важен.
И примерно в то же самое время происходит ещё одна встреча. И это был врач, который приезжал из Винер-Нойштадта на поезде в деревню и там, в этой деревне, он посещал своих пациентов и пока дожидался отправления поезда он беседовал с родителями Рудольфа Штайнера. И этот врач, он был тем, кого можно назвать особенным человеком, одиноким человеком, необычным. Но он также смог воспринять, что это особенный ребёнок. И так, что этот врач все время уделял время, чтобы с маленьким Рудольфом вести разговоры о литературе. И книжный шкаф, который отсутствовал в доме, этот книжный шкаф приезжал из Винер-Нойштадта в виде отдельных книг, которые врач одалживал Рудольфу, чтобы прочитать и потом они беседовали как взрослые люди о прочитанном. И можно было всё время наблюдать эту картину, что возле станции железнодорожной этот пожилой мужчина и маленький мальчик бродят туда-сюда, ведя литературную беседу. Через этого врача ему открывается мир слова. И это можно сказать примечательно, что как раз-таки учитель, священник и врач – они были теми людьми, которые вот привнесли этому ребёнку то, что ему нужно было, то что должен был он познать, то что нужно было привнести.
В 18 лет он начинает учение и поскольку он посещал не гимназию, а реальную школу, он не может учиться в университете, а учится в институте (в технической школе). Но он как гость всё время посещает университет и слушает интересующие его лекции. И там у него происходит тоже очень важная для него встреча – он встречается с профессором германистики Шроером. И Карл Юлиус Шроер был очень вдохновенным знатоком Гёте и через него открывается Штайнеру весь этот мир немецкой классики, который в последующие годы играет большую роль в его жизни.
И в то же самое время он имеет ещё одну встречу и на этот раз не с известным профессором, а с совсем простым человеком. Из-за того, что он всё время должен был ездить на поезде, он как раз в этом поезде встречает человека, и они всё время ездили на одном и том же поезде, и они вступают в разговоры. Это был простой собиратель трав. И в этом человеке он встречает человека, которые имел такие же воспрития, как и Рудольф Штайнер с самого детства. Потому что как ребёнок он пережил, что есть вещи, которые я вижу и о которых невозможно говорить. Это началось у него, когда ему было около 7 лет. Тогда он сидел в зале ожидания станции, и вошла женщина с очень серьёзными глазами и сказала ему: «Мне нужно очень много помощи» - и исчезла. Три дня спустя приходит письмо и отец становится очень серьёзным, когда читает письмо, а мать разражается слезами. И когда Рудольф говорит родителям об этом переживании, отец говорит: «Что за глупости! Помолчи!». И с этого времени он знал, что есть мир, который видят, и мир который не видят. И с того времени он знал, что вот есть мир, который другие не видят и в этом собирателе трав он первый раз встречает человека, который тоже видит этот мир. И он был освобождён от своего одиночества.
И этот собиратель трав приводит его к известному ему человеку, который явно был очень высоким Мастером, но во внешней жизни вёл совершенно незаметную жизнь. И этому человеку он мог задать в первый раз вопрос, который занимал его уже многие годы, потому что тогда он через этого священника познал не только дивный мир культа, но и нечто иное. Потому что этот священник однажды пришёл в класс и взял с собой детей, которые были более одарены и развернул перед ними карту с мировой системой Коперника и объяснил им мир как большой мехнизм. И потом он перешёл из деревенской школы в реальную школу в Винер-Нойштадте и там он натолкнулся на книгу, которую написал директор школы. И эта книга называлась примерно: «Каким образом всё может быть объяснено через движение атомов». И в 11 лет, в 12 лет он всё время возвращается к тому, чтобы читать эту книгу и понять её. И он не может понять, каким образом все эти дивные феномены, которые он встречает, должны быть объяснены движением атомов. Духи леса, которые пробуждают жизнь, Духи источников — они как бы не входят в связь с это материалистической картиной мира. И тогда он может задать Мастеру вопрос: «Что должно произойти, чтобы преодолеть материалистический образ мира, существующий в мире?». И тот говорит: «Если ты победишь дракона, ты должен влезть в его шкуру». И это становится для него импульсом очень основательно изучать естественные науки.
И снова это три важные встречи.
И потом этот молодой учёный, молодой литератор живёт долгие годы на границе голода, и он входит в контакт с очень большим количеством ищущих, необычных, стоящих несколько вне обычного общества людей. Там были также очень особенные приключенческие образы. В Германии возникли новые «Биографии» и они хорошо продаются, эти «Биографии». И как раз описываются эти люди, и эти годы жизни - Рудольф Штайнер в молодости вот в этом богемном мире с большом количеством алкоголя, с очень неорганизованной жизнью. Например, там был один из них, он был совершенно гениален, и он был несколько старше. И он написал несколько интересных вещей, но у него никогда не было бумаги и он писал на полях газет, поэтому всё это потерялось. И тогда он приехал в Берлин, был в Тиргартене и там, на скамейке лежал этот литератор в ожидании восхода Солнца. К нему подошёл другой писатель подходит к этому и находит его спящим и будит этого писателя и говорит: «Послушай, у тебя ещё столько есть, чтобы дать человечеству, ты не должен так делать». И забирает его с собой и ищет ему комнату, и платит за него деньги за квартиру на три месяца вперёд. И на следующее утро находит его снова на скамейке и говорит: «Послушай, я же тебе снял комнату». А тот отвечает: «А ты помнишь, где она?». В вот таких интересных кругах он жил в те годы.
Но рядом с этим протекает его внутренняя жизнь, о которой он ни с кем из этих друзей говорить не может. И потом приходит очень особенный момент, 40 лет, который он только слегка обозначает и который был определён самой важной встречей в его жизни. И он пишет об этом очень сдержанно в своей биографии: «И в это время произошло то, что я мог стоять перед Мистерией Голгофы». И можно предположить, что вот в этой встрече для него прозвучал вопрос: «Готов ли ты всю последующую жизнь отдать Мне в услужение?» И поскольку он от всего сердца мог ответить «Да!» на этот вопрос — входит в его жизнь сильный новый импульс. И с этого времени его взаимоотношения организуются, упорядочиваются. И обратите внимание, когда читаете доклады Рудольфа Штайнера, что ни о каком высказывании не говорит он так много, как о высказывании «Не я, но Христос во мне». И всегда можно почувствовать — это он говорит из собственного опыта. И из этого происходит огромное дело жизни.
И тогда находятся люди, которые как соратники играют очень большую роль. И интересным образом, это во-первых, три женщины. И в 1900-1901 году он знакомится с теософским обществом и становится его членом и тогда же в это время он встречает Марию Яковлевну фон Сиверс. И впервые находит человека, который его полностью понимает. И с ней совместно начинает выстраивать теософскую работу. Потом появляется к этому молодая врач, по национальности голландка, она родилась на Суматре или на Яве — Ита Вегман. И третья — это англичанка Эдит Мэрион, которая спасает его жизнь в решающий момент. И с этими тремя он обменивается письмами, которые очень интересно читать.
И потом в 1909 году происходит для обеих сторон очень важная встреча с писателем Кристианом Моргенштерном, с которым на внешнем плане не много могло призойти контактов, но возникает сразу же очень глубокая внутренняя связь. Он имел тяжёлую лёгочную болезнь и когда он в 1914 году в Лепциге последний раз мог присутствовать на докладах, на лекциях, там в зале было около 700 человек. И тогда Рудольф Штайнер прошёл через весь заполненный семьюстами человеками зал к последнему ряду, там где кутаясь в пальто, замерзая сидел Кристиан Моргенштерн, обнял его. И это была последняя встреча - через три месяца Кристиан Моргенштерн умер. И он выразил словами, то что пережил с Рудольфом Штайнером: «И в том как он говорил, проявлялись в нём Круг Зодиака, Херувимы и Серафимы, сияние звезды Солнца и движение планет с места на место. Всё возникало от этого звука, и было быстро как молния, которая появляется в мировом сне. Всё небо казалось вверху в молитве, когда звучало его слово». Я читаю ещё раз весь перевод.
И точно сто лет назад произошла ещё одна встреча, которая для нас необыкновенно важна — встреча с Риттельмайером. Риттельмайер бы известный проповедник в Нюрнберге. И он получил задание на Встрече священников говорить о современной на то время духовной жизни. И он знал очень много, и он также слышал о теософии. Он её не знал, но имел к ней большую антипатию. И он также знал, что в Нюрнберге есть такой Круг и он обратился туда, чтобы спросить, можно ли встретиться с кем-нибудь из них. И к счастью, они позвали к нему Михаэля Бауэра - он был простой учитель, но удивительный человек. И когда Михаэль Бауэр сидел перед Риттельмайером, Риттельмайер понял, что вот это не может быть плохим. И потом произошло знакомство с Рудольфом Штайнером. И он за этим человеком увидел нечто проявляющееся, что для него самого было большим удивлением. Что за этим человеком стоит духовное существо, которое хочет прийти на землю, чтобы помогать людям и дать Риттельмайеру жизненную задачу. И это было существо Общины христиан и прошло ещё некоторое время, прежде чем Риттельмайер понял, что за этим стоит. Потому что Рудольф Штайнер был проникнут сознанием того, что необходимо оставлять людям свободу, и не подталкивать их на то место, где они, как он это видит, должны быть. Поэтому это двигалось некоторое время, прежде чем Община христиан могла родиться.
Благодарю за ваше внимание. Я почти сдержал своё обещание