BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

высшие — рыбы

164.Мы говорим, что после выделения Солнца человек имел рыбоподобный вид. Это значит, что лишь его ступни были рыбами и лишь они одни воспринимались физически. Остальное было эфирным, наподобие чашечки цветка, воздушной формой, пронизанной светом. Нижняя же часть опускалась в земную воду как рыбы, которые затем отстали в развитии.106 (8)

     Перейти на этот раздел

  

546. «Гномы являются теми существами, которые некоторым образом внешне в мире на духовный лад заканчивают то, чего недостает миру самых низших животных вплоть до амфибий и рыб -- и особенно рыб, -- которые имеют лишь намек на скелет. Так что эта низшая ступень животных некоторым образом становится целым благодаря существованию гномов. ... между низшими существами и гномами царит антипатия. Гномы не хотят становиться такими, как эти низшие существа. ...Гномы создают в дополнение к миру низших животных то, чего он не имеет. Этот мир низших животных обладает смутным сознанием; гномы имеют ясное сознание. Этот низший мир животных не имеет костного скелета, костной опоры. Гномы связывают, я бы сказал, все, что содержится в силе тяжести, и формируют из летучей невидимой силы тяжести свои тела, которым всегда угрожает опасность распасться, потерять субстанцию. Гномы вынуждены все снова и снова творить себя из тяжести, т.к. им постоянно угрожает опасность потерять субстанцию. Поэтому, чтобы спасти свою экзистенцию, гномы постоянно наблюдают за тем, что происходит вокруг них. Нет других более наблюдательных существа на Земле, чем гномы. Их касается все, они должны все знать, все замечать, чтобы спасти свою жизнь. Гном должен постоянно бодрствовать; если бы он был сонным, каким часто бывает человек, то он тут же в этой сонливости умер бы». Существует старая немецкая пословица: будь внимателен как Вихтельман. Вихтельманы -- это гномы. Если бы гнома посадить в класс, то он был бы образцом для подражания. «Кроме этого свойства гномы обладают еще другим: они наполнены непобедимым стремлением к свободе. Они мало беспокоятся друг о друге и все внимание обращают на другой мир, на мир окружения».
     Человек мог бы видеть гномов во сне, если бы сон снял свою маску символичности, благодаря которой сердце, например, предстает как печь, легкие как крылья и т.д. Это все маски. «Но в обычном состоянии сознания человек защищен от того, чтобы воспринимать эти вещи, будучи к ним не подготовленным, поскольку они напугали бы его. Тот облик, в котором гномы предстают человеку, являет собой отображение всего того, что в человеке работает как разрушительные силы. ...И гномы, если их воспринять неподготовленным, предстают как чистый символ смерти. Человек страшно напугался бы, если бы ничего не зная о них обычным рассудком, увидел во сне, как его погребают, ибо так это и переживает человек в астральном мире. Во сне, с той стороны, человек именно так переживает эти вещи: гномы его погребают. Но так это предстает только в момент засыпания».
     «Ундины ... стоят в отношении к животным (завершая их), находящимся на более высокой ступени (чем амфибии). ...Эти животные, как высшие рыбы или высшие амфибии, нуждаются в чешуе, в каком-либо твердом панцире. Они нуждаются во внешней твердой оболочке. И силами, создающими эту внешнюю защиту, этот, в некотором роде, внешний скелет, мир обязан деятельности ундин. ...Когда человек входит в глубокий сон без сновидений, однако сон при этом не остается без сновидений, а через дар инспирации делается прозрачным, тогда перед духовным взором человека из моря астрального, в которое гномы как бы погребают человека при засыпании, всплывают ундины. В глубоком сне становятся они видимыми. ... ...Глубокий сон раскрывает окружение человека как подвижное море живых существ, подвижное море ундин».
     «Гномы и ундины добавляют голову к тем животным, которым ее недостает. Птицы же ... -- это одна голова. Сильфы дополняют птиц духовным образом, давая то, чего им не достает: телесное завершение. ... В воздухе летают птицы с чахлыми ногами; тем мощнее выработаны конечности у сильфов, и духовным образом они являют в воздухе, я бы сказал, то, что корова являет внизу, в физической материи. Поэтому я мог сказать, что сильфы в птичьем племени имеют свое «я», которое связывает их с Землей. Человек на Земле получает свое «я». Что сильфов связывает с Землей? -- Птицы. Птицам они обязаны своим «я», по крайней мере осознанием его».
     Сильфов человек видит в сновидении перед пробуждением, если опять-таки оно не маскируется в свои образы-символы. «Но сильфы тогда воспринимаются в удивительных обликах. ... если увидеть сон перед пробуждением без масок, то в него впархивает, сущностно впархивает свет. Человеку неприятно это ощущение по той причине, что конечности сильфов некоторым образом опутывают, оплетают его. Он чувствует так, как если бы свет был чем-то таким, что нападает, к чему человек особенно чувствителен. Возможно, что он ощутит это как поглаживание светом то здесь, то там».
     «Когда вы подходите к существам огня, то они образуют завершение летучей природы бабочек. Бабочка столь мало, сколь это возможно, развивает свое физическое тело, зато она -- световое существо. ...И когда человек, с одной стороны, увидит физическую бабочку и представит ее себе увеличенной, а с другой -- существо огня (вместе эти существа бывают редко), то у него возникнет чувство ... некоего крылатого человека, действительно крылатого человека. Нужно только соответствующим образом увеличить бабочку и существо огня до размеров человека, и тогда вы получите крылатого человека. ...
     Гномы и ундины завершают животных сверху, со стороны головы, сильфы и существа огня завершают птиц и бабочек снизу».
     Существа огня находятся в связи с мыслями человека. И если ему удастся в бодрственном сознании выйти из себя, оставаясь при этом совершенно разумным, твердо стоя обеими ногами на Земле, тогда он воспримет существо огня. Для этого нужно видеть, как протекают мысли, которые не связаны с человеком. Они тогда оказываются мировыми мыслями. «Они действуют и ткут как импульсы в мире. Человек тогда замечает: это иллюзия -- будто в голове, в этой коробке, заключены мысли. Они здесь только отражаются. Их отражения -- они здесь, но то, что лежит в основе мыслей, -- это принадлежит миру существ огня. Войдя в сферу этих существ, человек видит в мыслях не просто себя, но мысленное содержание мира, которое имеет имагинативный облик».230 (8)

     Перейти на этот раздел

  

Роль прямохождения

312. "Сзади наперед (вдоль тела) у животного идет астральный поток, а навстречу ему идут впечатления чувств — от головы к хвосту. Между этими потоками у животного по всему организму распрост­раняется взаимодействие. Вы можете ясно видеть его на собаке. Собака виляет хвостом перед хозяином. ... это означает, что впечатление от хозяина идет спереди назад, внешнее впечатление идет внутрь навстречу астральному. И это взаимодействие двух встречных потоков во всем организме и выражается в вилянии хвостом. Здесь имеет место полное созвучие. Кто хочет говорить о собачьей физиономии, выражающей ра­дость, тому следовало бы более заняться не физиономией ... а хвостом: в нем находится физиономия.
     У рыб это менее наглядно, т.к. у них более самостоятельное астр.тело. Но видящему сознанию откры­вается, что рыба сама высылает вперед астральный поток, получив чувственное восприятие".
     "Благодаря тому, что человек является вертикальным существом, он не может, подобно, скажем, соба­ке (животному), посылать астральный поток навстречу чувственным впечатлениям. ... У животных мы не говорим о моральном, поскольку этот астральный поток у них беспрепятственно движется сзади наперед и спереди назад. У человека выступает иное". Человек поднимает голову из астрального потока, идущего в нем сзади наперед. Это поднятие головы означает воплощение Я. Кровь идет не только горизонтально, но стремится вверх как носитель внутренней я-силы, и это дает человеку пере­живание Я как своего, индивидуального. Вследствие этого голова у человека, главный носитель чувст­венных впечатлений, чисто отдается внешнему миру. Человек в значительно большей мере, чем животное, организован так, что его чувство осязания более свободно от связи, например, со зрением. У животно­го имеется внутренний контакт осязания со зрением; когда оно нечто видит, то оно имеет непосредст­венное чувство осязания того, что оно видит. Органы осязания у него возбуждаются также и от зрения.221 (8)

     Перейти на этот раздел

  

506. "С выделением Солнца началось вращение Земли вокруг оси, но длительность суток была значи­тельно больше современной. В это время сгущается вода, выделяются рыбы. Человеческий зачаток и жи­вотная форма соединяются. Внизу, в воде, человек имеет в себе животное, вверху, в воздухе, — челове­ческое. В целом — он рыбоподобен. Солнце тогда стояло в Рыбах. Этот знак отсюда и получил название".106 (7)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 404040 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     404a
. "Рыбы удерживают земной элемент на его ступени; они вызывают постоянное колебание (осцилляцию) спиритуальной субстанции; они живут в земном элементе, а в окружении имеют эфирный элемент". Д. 40, с. 17

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 404050 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     430
. В древности к человеку из камней, растений говорили элементарные существа. Обычная почва переживалась им сравнительно нейтрально, но в горах, у ручьев в нем возникала живая деятельность. "...Древний египтянин, халдей, проходя мимо белены, бледнел, а проходя мимо наперстянки — краснел. Кто проходил мимо зимовника (дикий шафран), тот чувствовал, как его кожа делалась жестче. ... А когда люди видели животных, то они особенно интенсивно сопереживали в своем внутреннем ощущении форму животного. ... Видевший змею, чувствовал нечто подобное странному желанию изививаться всем организмом и ускользнуть душой от всех вещей, которые ему неприятны. Выражение в Библии: Змей был лукавым зверем, — произошло от внутреннего переживания при взгляде на змею". 209 (5)

     Перейти на этот раздел

  


     432
. "Рассматривая это внутренне, можно сказать, что устрица стоит намного ближе к человеческой голове, чем обезьяна. Если вы рассмотрите слизистое животное, окруженное оболочкой (раковиной), то это, собственно, является простейшей формой для человеческой головы". "Вся рыба — это позвоночник... Головная организация — низшие животные. Ритмическая организация — средние животные. Такой взгляд дает правильное воззрение на эволюцию. Человеческая эволюция изошла из чего-то такого, что потом стало головой". 303 (10)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 404350 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     83
. "Рыбы являются существами, отставшими с отделением Солнца от Земли. Рыбы служат нам напоминанием о том состоянии, когда Солнце еще было соединено с Землей, а потом выделилось, и с ним ушли высшие силы под водительством Христа, Солнечного Духа. Люди созревают для восприятия этих сил так же, как и для восприятия физических сил Солнца. Посвященные, указывая на прежнюю солнечную родину, давали ей символ Рыбы. (Например, в катакомбах). Моментом же, когда человек получил полноту сил воспринимать не только физические, но и духовные силы Солнца в полном сознании, было явление Христа на Земле". 105(7)

     Перейти на этот раздел

  


     678
. "Прарыбы, или селахиры, обладают такими черепными костями и мозгом, которые отчетливо указывают на последнее звено спинного хребта и позвоночника. Правда, в образование их головы влилось больше позвонков (по меньшей мере девять), чем полагал Гете. Эта ошибка в числе позвонков, а также тот факт, что в эмбриональном состоянии череп высших животных лишен каких бы то ни было признаков своего позвоночного происхождения, но развивается из простого хрящевидного пузыря, — все это снижает ценность гетевской идеи о преобразовании позвоночника и спинного хребта. Предполагается, что череп возник из позвонков. Но отвергается, что кости черепа в той форме, в которой он выступает у высших животных, являются преобразованными позвонками. Говорят, что совершенное слияние позвонков произошло в хрящевидном пузыре, в котором первоначальная позвоночная структура полностью исчезла. Из этой хрящеобразной капсулы образовались затем костные формы высших животных. Эти формы не созданы по прообразу позвонка, но образованы в соответствии с задачей, которую им надлежит выполнять в развитой голове. Поэтому в поисках удовлетворительного объяснения для каких-либо форм черепных гостей следует ставить вопрос не о том, как преобразуется позвонок, чтобы стать черепной костью, а о том, какие условия необходимы для того, чтобы та или иная костная форма выделилась из простейшей хрящевидной капсулы? Верят в образование новых форм по новым законам, согласно которым первоначальная позвоночная форма нисходит в бесструктурную капсулу. Противоречие между этим и гетевским подходами можно объяснить лишь с точки зрения фанатизма фактов. Что позвоночная структура все-таки присутствует незримо в хрящевидной капсуле черепа — это по идее выступает во внешнем явлении, когда для этого имеются условия. В хрящевидной черепной капсуле таится идея позвонкообразного основного органа внутри чувственной материи; в костном покрове черепа эта идея проступает во внешнем явлении".
     "Гете сравнивал животных друг с другом и с человеком и пытался отыскать общий образ животного строения, который мог бы послужить природе образцом для создания отдельных форм. То живое представление, которое наполнено содержанием основного закона формирования животных, как если бы природа воссоздавала праживотное, такой общий образ животного типа отсутствует. Это лишь общее понятие, отвлеченное от особенных явлений. Оно устанавливает общее в многообразных животных формах, но не содержит в себе закономерности животного". 6(7)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru