Главная / Предметный указатель / /
ДУША - см. также ДОБРОДЕТЕЛИ = и космос |
Дыхание и облик
314. "Рассмотрим спящее животное. Астр.тело выходит вон ... и тотчас же воспринимается миром, предстающим восприятиям как текучий мир приходящих и исчезающих имагинаций, звучаний. При пробуждении оно вновь втягивается в животное. Но если мы наблюдаем точно, то оказывается, что в то время, когда животное спит, эта текучая жизнь имагинаций, звучаний, движется в земном воздухе. С пробуждением животного душевное на волнах дыхательного процесса, через органы дыхания, в широком смысле слова, втягивается в тело животного. Затем оно возбуждает чувства, и они принимают участие в этой жизни. Итак, при пробуждении происходит втекание душевного в тело, при этом должно быть принято во внимание и кожное дыхание; однако в существенном дыхание происходит через органы дыхания. Если это увидено однажды, то становится понятно, как астр.тело соединяется с животным при его зарождении. Оно соединяется так, что можно сказать: это противоположно тому, как астр.тело возвращается в физ.тело на волнах дыхания. Оно идет внутрь и сначала пластически строит тело изнутри. Когда вы это увидите, что животное свой облик получает, собственно говоря, от своих органов дыхания, то вы научитесь понимать многое относительно формирования животного. Взгляните на животное, как оно являет собой следствие своих органов дыхания в широком смысле. Но это лишь род вживания душевного в животное. Сравните хоботных животных с какими-либо другими, у которых вместо хобота имеется нечто губообразное. Весь остальной облик животного образован сообразно этому, облик соответствует роду и способу его дыхания. Душевное живет на волнах вбираемого животными воздуха. Когда же мы рассматриваем человека, то выступает нечто иное. Человек, также и тогда, когда он, как ребенок, еще не может говорить, обладает возможностью говорить. В соответствии с этим подготовляются и органы дыхания. Через эту форму органов дыхания воздух может входить т.обр., что теперь не только астр.тело, но также и Я может обитать в человеке. Кто это прозревает, тот может познать истину: облик животного в широком смысле образован органами его дыхания, но облик человека образован модифицированным в связи с речью, со словом, дыханием. В человеке слово буквально становится плотью, его облик есть результат слова. ... Человеческая душа между смертью и новым рождением, между засыпанием и пробуждением принадлежит тем же мирам, которым принадлежат высокие духовные существа. Когда мы рассматриваем эту человеческую душу, то с нею дело обстоит так, что она некоторым образом движется, а затем может перейти на волны воздуха. Развиваемое человеком, когда он говорит, как род движения воздуха, развивается также и в его дыхании, которое формирует его, когда входит в него. Человек может, тактические некот.обр. плавая на волнах воздуха, подобным образом увидеть душу. Это происходит оттого, что Я не просто схватывает воздух. У животного астр.тело здесь, оно схватывает воздух, захватывает воздух в его тепловом состоянии. Человеческое астр.тело захватывает воздух, будучи в состоянии двигаться на волнах воздуха, но особенно оно схватывает тепло, тепловой эфир. Т.обр., когда Я на волнах преимущественно теплового эфира стремится через мир, оно становится изнутри наружу речью, а снаружи вовнутрь — человеческим обликом. Если конкретно схватить жизнь речи, то в ней, в космическом образе слова познают то, что формообразуя, вступает в человека, что действует пластически в эмбрионе, а затем в ребенке, когда человек через внутренние силы, действуя пластически, дает себе облик. И эта связь слова с человеческим обликом есть нечто такое, о чем можно говорить как о реальном...". 211 (1) Перейти на этот раздел
533. "Во всем, что существует в космосе и во что заключен человек, во всем живет организация — душа и дух. ... В этой связи можно сказать, что мы живем в лунной сфере. Но вместе с нами в лунной сфере живет все люциферическое. И окольным путем, через нашу головную организацию люциферическое приводит нас к тому, чтобы головную организацию сделать приемлемой для солнечного в нашем земном бытии. И люциферическое пронизывает нашу головную организацию. Но земному это так же чуждо, как сама Луна с ее сферой. Сколь мало наш нервно-чувственный аппарат организован из сил, что образуют сердце, легкие, желудок, столь же мало наше земное духовно-душевное является тем, что представляют собой в нас люциферические силы. Они влились в нас с лунным". "Без лунной силовой сферы, что действует в нас, мы были бы не способны на иллюзии". "Чтобы вообще мы могли развивать в мире свободные от чувственности понятия, мы должны быть способны к иллюзиям. Это просто необходимо, что человек впадает в иллюзии". "Если бы мы, люди, были отданы влиянию одного только Солнца, то стали бы некоего рода ангелами, но глупыми. ... Сами-то Ангелы умны... Мы были бы лишь членами космической организации. Своей самостоятельностью мы обязаны земному бытию. А если бы в нас не действовало Солнце, чем были бы мы тогда? — Бестиями, хищниками, существами, развивающими дичайшие инстинкты". "Мы должны были иметь возможность стать зверьми, чтобы мочь стать самостоятельными существами. А чтобы мы не стали дикими зверями, земному влиянию противодействовало солнечное влияние, парализуя его. И поскольку это так произошло, мы можем обратиться к происхождению зла. Оно возникло просто потому, что мы вплетены в земное бытие". 196 (2) Перейти на этот раздел
483. "Монизм, спиритуальный монизм — такова философия Вед, получающая свое развитие далее в Веданте. Эта философия исходит из того, что человек имеет в себе глубинное "Я". Развитие состоит в его постижении. Это не есть повседневное, современное "я". Оно едино с мировым Я, а не просто покоится в нем". "Все познание, все знание, все мышление и ощущения — это духовное дыхание. И то, что мы, таким образом, вбираем в себя как часть мирового Я в наши души — но эта часть остается связанной со всем мировым Я — это и есть Атман. ... И подобно тому, как мы выдыхаем физически, так существует поклонение души, через которое она свое лучшее молитвенно, жертвенно обращает к этому Я. Это подобно духовному выдыханию: Брахман. Атман и Брахман, как вдох и выдох, делают нас причастными к всегосподствующему мировому Я". "Это была ясновидческая наука, инспирация, данная, как милость, свыше: философия Вед. Наукой, искомой в смысле современной науки, но и искомой людьми, которым еще не было доступно ясновидение, была философия Санкхья". "Санкхья — это философия, которая хотя и приобретается через ясновидение, тем не менее остается наукой о внешних формах; она не проникает до самого душевного. Душевное остается незатронутым изучением". "Философия Санкхья плюралистическая (ее можно сравнить с философией Лейбница). Отдельная душа, принадлежит ли она человеку или Богу, не выводима... из одного источника, не берется как отдельно от вечности существующая душа, не находима в исходном пункте единства... Особо подчеркивается самостоятельность каждой отдельной души, которая ведет свое развитие в мире замкнуто для себя в своем бытии и сущности. Плюрализму душ противостоит то, что в Санкхья-философии называется практическим элементом. Мы не можем обозначить его современным словом "материя", поскольку оно понимается материалистически. В Санкхья-философии это не имеется в виду, когда говорится о субстанциональном, противостоящем множественности душ, которое также не выводимо из единства. Сначала мы имеем множественность душ, а затем то, что можно назвать материальным базисом, как бы пространственно и во времени пронизывающим мир (сверхчувственным) пра-потоком, из которого души берут элемент для внешнего бытия, облекаются этим материальным элементом, который, как и души, не выводим из единства... он есть некий род духовного пра-потока... .В начальный момент стадии эволюции существует как бы недифференцированный материальный элемент, в который погружено множество душ для прохождения эволюции. Первое, что выступает как форма, что еще недифференцировано из единого пра-потока, — это сама спиритуальная субстанция, находящаяся в исходной точке эволюции. Следующим выступает то, чем душа может облечься индивидуально — Будхи. Если мы мыслим душу облеченной субстанцией пра-потока, то это внешнее выражение души еще не отличается от всеобщего волнующегося элемента пра-потока ... но затем она облекается в Буддхи. Третий элемент таков, что благодаря ему душа может становиться все более и более индивидуальной. Это Ахамкара. Это все более и более низкие образования пра-материи. Таким образом, мы имеем пра-материю, ближайшая форма которой есть Буддхи, затем Ахамкара. Следующая форма — это Манас, затем идут такие формы, как органы чувств, затем более тонкие элементы и последней формой выступает материальный элемент, который мы имеем в физическом окружении. ... все это плотные оболочки, в которых выражает себя душа". "Санкхья — это рассмотрение оболочек души, а йога — возведение душевного на все более и более высокие ступени переживания. Отдача йоге поэтому состоит в постепенном пробуждении высших сил души ... это путь в духовные миры, путь к освобождению души от внешних форм, к самостоятельной душевной жизни в ее внутреннем. Йога является другой стороной философии Санкхья". "Душевное, погруженное во внешнюю форму, но возвещающее о себе, открывающее себя как душевное, живет в элементе Саттва. Душевное, погруженное в форму и заглушенное ею, неспособное подняться над ней, живет в элементе Тамас. А то, чем душевное держит внешнюю форму в равновесии, живет в элементе Раджас. Саттва, Раджас, Тамас — суть три Гуны; они составляют существенную характеристику того, что мы называем философией Санкхья". "Почитайте, что я пытался изложить в первой части моего "Очерка тайноведения" о человеческой конституции, о сне и бодрствовании, о жизни и смерти, и вы получите то, что в современном смысле можно назвать философией Санкхья. Почитайте, что там дальше говорится об эволюции мира от древнего Сатурна до нашего времени, и вы получите ведическую философию, выраженную для нашего времени. Почитайте последнюю часть, где говорится о человеческом развитии, и вы получите описание йоги нашего времени. ... Наше время должно органически связать три строго нюансированных духовных течения, пришедшие к нам из древней Индии: философию Вед, философию Санкхья и йогу". 142(1) Перейти на этот раздел
|