Главная / Предметный указатель / /
ДУХИ планет - см. также по планетам |
552. «Возьмите гномов, ундин. Они пребывают в мире, так сказать, граничащем с миром человеческого сознания. Они находятся по ту сторону Порога. Обычное сознание защищено от видения этих существ, поскольку не все они ` добронравные. Добронравными являются те существа, которых я описал как работающих различным образом над ростом растений. Но не все существа добронравны. И в тот момент, когда человек прорывается в мир, где действуют эти существа, то перед ним оказываются как раз злонравные. И нужно прежде научиться разбираться в том, какие из них добронравные, а какие злонравные. А это не так уж легко сделать. ... Злонравные существа тем отличаются от добронравных, что последние больше держатся в растительном и минеральном царстве, а первые -- в животном и человеческом. Но особенно пышное понятие о злонамеренности существ этого царства можно получить, если рассмотреть то, что те из них, которые хотят подойти к человеку и животным, хотят совершить в голове из того, что высшими Иерархиями предназначено для дел совершаемых добронравными существами в растительном и минеральном царствах. Видите ли, среди гномов и ундин имеются злонравные существа, которые, приближаясь к человеку и животным, хотят физическим образом произвести в человеке то, что должно быть отнесено к низшим животным. ... Физическим образом это уже осуществлено в отношении человека и животного. Благодаря присутствию таких злонравных гномов и ундин на человеке и животном живут низшие животные или растительные существа-паразиты. Т. обр., злонамеренные существа производят паразитов. Но в тот момент, когда человек переступает Порог духовного мира, он еще попадается на хитрости того мира. Там повсюду раскинуты сети, и человеку следует сначала кое-чему научиться относительно Вихтельманов и быть осторожным. Этого, например, не могут спириты. Они повсюду сидят в силках. Можно спросить: для чего они вообще существуют, эти злонамеренные гномы и ундины, производящие паразитов? Ну, если бы их не было, то человек не смог бы развить сил для выработки своей мозговой массы. И здесь мы подходим к чему-то исключительно значительному». Человек -- трехчленное существо. В нижнем человеке обмена веществ и конечностей происходят процессы выделения через кишечник, через почки. Но говорить при этом только о выделении -- бессмыслица. «В той мере, в какой образуется продукт выделения, в той же мере в нижнем человеке духовно появляется нечто, подобное тому, чем вверху является мозг. Происходящее в нижнем человеке -- это процесс, стоящий на полпути в отношении его физического развития. Он стоит на полпути. Это выделяется, поскольку дело переходит в духовное. Вверху процесс завершается. Там физически образуется то, что внизу остается только духовным. Вверху мы имеем физический мозг, внизу -- духовный. И если бы то, что выделяется вниз, подвергалось дальнейшему изменению, если бы это можно было продолжать преобразовывать, то последней метаморфозе этого предшествовал бы человеческий мозг. Человеческий мозг есть дальнейшая переработка продуктов выделения. Тут мы имеем нечто исключительно важное, например, в медицинском отношении, и в XVI-XVII веках врачи об этом кое-что знали. Конечно, сегодня отрицательно говорят, и во многих случаях правильно, о старых «аптеках нечистот», но в прошлом знали, что в нечистотах присутствовала некоторым образом мумия духа. Речь, естественно, не идет о похвале тому, что фигурировало вплоть до последних столетий как аптеки нечистот, но я указываю на истины, имеющие глубокие связи. Мозг, вообще, есть высшая метаморфоза продуктов выделения. Отсюда проистекает связь мозговых заболеваний с заболеваниями кишечника. Видите ли, когда здесь присутствуют гномы и ундины, то тогда здесь также имеются силы, способные от нижнего человека вызвать (bewirken) паразитов, которые в то же время являются побуждением к тому, чтобы в верхнем человеке продукты выделения метаморфизировались в мозг. Мы бы не смогли иметь мозга, если бы мир не был устроен так, что в нем существуют гномы и ундины. Что для гномов и ундин свойственно в отношении сил разрушения -- деструкция ведь исходит от мозга, -- то для сильфов и существ огня свойственно в отношении конструктивных сил. Опять-таки добронравные сильфы и существа огня держатся вдали от человека и животных и заняты ростом растений тем образом, как я уже это описал... Злонамеренные же, прежде всего, несут вниз, в водную и земную области то, что должно быть только вверху, в области воздуха и тепла». Примером этого служит беладонна. «Беладонна -- это растение, которое имеет цветы, если я могу так выразиться, поцелованные сильфами, и в них по этой причине сок становится ядовитым». Это, так сказать, результат сдвижения сфер, когда правильное вверху опускается вниз: гномы и ундины рождают паразитов, сильфы -- яды, являющиеся слишком глубоко ушедшим в землю небесным. Однако посмотрите: люди и многие животные отравляются беладонной, а для дроздов это лучшая пища; ибо к их сфере (птиц) принадлежит то, что содержится в беладонне. Образование паразитов идет от земли вверх, ядов -- сверху вниз. «Когда существа огня вносят в плоды те импульсы, которые принадлежат области бабочек и очень необходимы бабочкам для развития, тогда, например, возникает ядовитый миндаль». Однако своим возникновением миндаль обязан существам огня. Они сжигают окружающую фрукт мякоть. Но если их деятельность заходит чуть далее, то вместо образования только скорлупы образуется ядовитое ядро. Описанное действие природы отразилось в представлениях индусов о Брахме, Вишну и Шиве. «В древние времена на вершине индийской культуры говорилось: Брахма внутренне родственен со всей природой существ огня (саламандр) и с природой сильфов, Вишну -- с природой сильфов и ундин. Шива -- с природой ундин и гномов».230 (8) Перейти на этот раздел
327. "Третья послеатлантическая культура... возникла отчасти потому, что в душах отражались, души внутренне могли переживать действия, возникшие благодаря тому, что Солнечный Дух, когда Он делал круг через планеты, пронизал, проодушевил существо, ставшее впоследствии натановским Иисусом. Благодаря этому возникла наука о влиянии планет, которую мы находим в халдейской астрологии и которую люди пока мало понимают. В 3-й культурный период у египетско-халдейских народов развился тот солнечный культ, который известен и внешне, экзотерически. Он возник благодаря тому, что струилось, продолжало действовать в позднейшее время, что было смягчено планетарным влиянием. И еще позже, в 4-й послеатлантической культуре в Греции можно было воспринять это отражение духов планет, которые возникли как бы потому, что существо, пронизанное Христом, обошло планеты и на каждой из них стало тем, либо другим: на Юпитере оно стало тем, кого греки позже назвали Зевсом, на Марсе тем, кого они позже назвали Аресом, на Меркурии... Гермесом. В греческих планетных богах отражается то, что Христос Иисус сделал в надземных мирах из планетарных существ, которые были пронизаны люциферическим и ариманическим принципами". "Пронизанное Христом ангелоподобное существо должно было изгнать, исторгнуть из человеческой души все, что должно было быть исторгнуто, дабы в ней пришли в порядок, гармонию мышление, чувство и воля. ...Так является нам образ — поставим его живо перед нашей душой, — образ ангелоподобного существа, того существа, которое еще находится в духовном мире, а позже станет натановским мальчиком Иисусом: оно нам тогда является проодушевленным Существом Христа и благодаря этому способным на особое деяние, способное исторгнуть из мышления, чувства и воли то, что свирепствовало в них как дракон и приводило их в хаос. Воспоминание об этом господствует во всех картинах, где Святой Георгий побеждает дракона. ...Фактически, это ангелоподобное существо должно было соединиться с природой дракона, как бы принять форму дракона, чтобы уберечь от него человеческую душу. И для этого оно должно было действовать в нем, дабы дракон был облагорожен, дабы от хаоса он был приведен к определенного рода гармонии. Воспитание, укрощение дракона составляет дальнейшую задачу этого существа. И так произошло, что хотя дракон и был деятелен, но благодаря тому, что в него была внесена другая деятельность, исходившая от ангельского существа, дракон стал носителем многих откровений, проявившихся в земной культуре на протяжении всего послеатлантического развития. ...Кровь дракона Христос Иисус употребил как бы для того, чтобы с ее помощью пронизать человеческую кровь, дабы человек стал носителем божественной мудрости. В греческой мифологии с IX в. до Р.Х. этот значительный факт выступает и экзотерически".149 (3) Перейти на этот раздел
1293. "В том, что вершит на Земле как сила Духов Формы, танцует и вибрирует не только нормальное, но и то, что идет от сосредоточенных в центрах пяти планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий) духов Формы отсталого развития. Так возникает возможность пяти центров влияния этих духов Формы отсталого развития. И пять их средоточий, центров влияния действительно вызывают, в их обратном лучении из центра Земли, то, что мы различаем как пять основных рас в земном бытии". Негры — Меркурий Малайская раса — Венера Монгольская раса — Марс Европейцы — Юпитер Индейская раса — Сатурн 121(6) Перейти на этот раздел
Планеты 453. Для оккультиста планетой является не наблюдаемый в пространстве материальный шар, а все пространство, заключенное внутри орбиты, описываемой планетой. Это пространство заполнено некоего рода эфиром и имеет не шарообразную форму, а вид линзы. А поскольку внутри одной орбиты пролегает вторая орбита, третья и т.д., то эфирные субстанции планет (в оккультном смысле) пронизывают друг друга. Внутри этих эфирных субстанций действуют Духи Формы — Духи планет. Все они имеют общий центр в Солнце. Это исходная точка, откуда действуют Духи Формы. Если бы действовали одни только Духи Формы, то все планеты не были бы физическими телами, какими мы их наблюдаем теперь. Но ряд одних Духов Формы противостал другим. Тогда получается следующее: Дух Формы нормального развития образует, действуя из центра Солнца, многобразную форму эфирной материи величиной в сферу, описываемую орбитой планеты. "Но на крайней точке этой эфирной формы навстречу ему ... действует люциферический дух формы; он противодействует извне вовнутрь". В результате образуется физическая планета как род впадины в эфирном пространстве. Так что физическая планета — это встреча двух сил, "и только благодаря тому, что великое, могущественное эфирное небесное тело получает под действием противостоящих сил прокол (прорыв), вдавливается в одном месте, возникает видимость физической планеты". "Что мы можем назвать внутренней душевной жизнью планеты, вследствие которой планета как бы вступает в связь с другими небесными телами, как человек посредством слова вступает в связь с другими людьми, —это мы относим к Серафимам". "В крайней точке, где образуется планета (физическая), мы имеем не только встречу Духов Формы, но там происходит именно то, что из центра, от Солнца, направляется деятельность правильных Иерархий, а извне вовнутрь — деятельность мятежных (люциферических) иерархий. Серафимы и Херувимы также принадлежат здесь к действию этих сил, как и Духи Формы. Они имеют задачей выносить вовне из солнечного центры свет... но как силы правильных Духов Формы, идя вовне, встречают противодействие отпавших сил, благодаря чему образуется впадина (физическая планета), так действуют силы, несущие свет, заполняющий эфирное пространство, навстречу которым действуют противоположные силы, так что планета задерживает свет... отражает его и светит как рефлектор... Неверно, что планеты имеют только свет, заимствованный от Солнца; каждая планета имеет свой собственный свет, но только она его скрыла в себе, развила его во внутреннюю самостоятельную жизнь света ... и сообщает его существам царств природы, находящимся на ней. А от света, приносимого им Серафимами и Херувимами с Солнца, планеты замыкаются, отражают, отбрасывают его от себя". Навстречу правомерным Серафимам и Херувимам бросаются люциферические и вдвигают в световую субстанцию тьму, ибо они замыкают свет внутри и притязают на собственный свет для планеты. 136 (6) Перейти на этот раздел
Законы 655б. "Задача современного человека заключается в том, чтобы все больше освобождаться от мешающих влияний окружения и подобные влияния не производить из самого себя". Грубое заблуждение — надеяться, что в повседневности к нам могут звучать голоса из потусторонности и подсказывать, что делать. "Где речь идет о повседневном, там Майстеры молчат. Лишь там, где человек возвышается над своим существованием к великим мировым законам, лишь там, где речь идет об эволюции мира и человечества, можно воспринять их голос". 266-1, с. 363 "Эволюция состоит в том, что различные потоки в Универсуме развиваются с разной скоростью. Одни уходят вперед, другие отстают... возникают противоположные интересы в мире; это важный оккультный закон". Д. 67/68, с. 35
Все вещи мира являются выражением планетарного Духа, они постоянно излучаются вовне; его Буддхи обращен вовне как свет ("да будет свет!"). "Открывающийся Манас является законом". Что в Макрокосме выпукло, в микрокосме — вогнуто, и наоборот. "Человеческая жизненная сила проявляется в том, что стягивает в себе к центру материю". Материя и сила в человеке центростремительны, изнутри строят человека. В предметах же материя действует вовне, проявляется через закон (ибо саму ее воспринять нельзя), мысли, выраженные в ней; материя оказывает сопротивление действию, оказываемому на нее. Д. 78, с. 29 Дойдя до берега пруда, мы должны поплыть, если желаем двигаться дальше. "Так и в Антропософии, — достигнув определенной точки, с нею нельзя идти далее, пользуясь абстрактными понятиями, образуя и дальше идеи,
но становится необходимо войти в образы. Сами идеи начинают требовать, чтобы человек начал выражаться в образах. ... Если сама Вселенная действует не просто логически, но также и художественно, то и рассматривать ее следует, конечно же, художественно. ... природа творит не просто согласно одним лишь законам природы, но и согласно формам". 342, с. 37 "Смерть морального — ибо наследственный грех перенесен в сознание. Закон спасает мир, но не человека". 343 (II), с. 73 Во всех циклах развития человек в первой их половине берет, а во второй отдает. "Этим обусловливается в высшей степени наше этическое отношение. Все, что необходимо усвоить, мы должны брать, чтобы позже вновь это отдать".
Восприятие подчинено закону взятия, деятельность — отдавания. Человек попеременно то воспринимает (берет), то действует (отдает). "Но закон творца (художника) есть закон откровения. Его деятельность называется деятельностью откровения". Она упорядочивает мир согласно мере, числу, весу, согласно симпатии и антипатии, разделению на добро и зло и т. д. Все творчество такого рода совершали иерархические существа, а теперь и человек. Д. 69/70, с. 20-21 "Абсолютное единство действует через троичность во внутреннем: мера, число, вес. "Один есть откровение Абсолюта, божественного бытия. Три представлены (в человеке) бровями (Их рисунок напоминает цифру три. — Сост.)". Мера — это Храм Бога в человеческом духе". 266-1, с. 500
"Образ развития человеческого духа. В начале человек есть Бог. В конце человек есть подобие Божие. Мир является спиралеобразным движением. Всякое закручивание должно превратиться в раскручивание. ... Человек должен быть спиралеобразным движением. Все, совершающееся в спиралеобразном движении, является магией". (Спиралеобразное — в смысле показанного на рис. — Сост.) Д. 67/68, с. 17 Выворачивание или некоего рода переплетение (проглатывание) совершают в своем движении силы в природе. Луна совершает кругообразное движение вокруг Земли, а в кругообороте года движение Луны винтообразно. "Истинный взгляд на четвертое измерение связан,
в определенной мере, с тем, что алхимики называли "превращением"." 324а, с. 27-28, 58 "Объектом называется лишь то, что является нашим органам чувств в пространстве и включается во всеобщее понятийное содержание мира... Таким образом, в познании пространственно-временного объекта нам видимым образом дано не что иное, как понятие или закон". Д. 63, с. 6 "С человеческой конституцией внутренне связан закон повторения и вариационного повторения". 324а, с. 132 "К каждой мысли добавляй противоположную! — Кто соблюдает это правило, сможет постепенно начать жить в живой спиритуальности". "Только воление, которого ты не хочешь, открывает Я; только мысль, которую ты не мыслишь, возвещает дух". 266-1, с. 50, 359 "Ритм тела есть оккультный закон". 266-1, с. 120 Перейти на этот раздел
|