Главная / Предметный указатель / /
ДУХИ Мудрости .ДУХИ народов - см. также АРХАНГЕЛЫ |
318. "Все, что для общей миссии Европы надлежало выполнить римскому народу под водительством своего народного Духа, было предназначено к тому, чтобы дать значение "я" — человеку как таковому. Поэтому народ этот смог создать то, что обосновывает значение отдельного "я" среди других "я": он смог создать целую сумму частных прав. Он стал творцом юриспруденции, которая построена только на основе "я". Каким образом одно "я" противостоит другому "я"? Это является великим вопросом в миссии римского народа". 121 (10) Перейти на этот раздел
355. Из Архангелов, ведущих различные германские народы, один выдвинулся в Архаи и стал ведущим духом пятой послеатлантической эпохи. Дух Времени греко-латинской эпохи стал вождем экзотерического Христианства. Римская история также была ведома своего рода Духом Времени, поднявшимся из ранга римского Архангела и для общей цели соединившего свою деятельность с деятельностью христианского Духа Времени. Оба они стали воспитателями того германского Архангела, который поднялся до Духа нашей эпохи примерно в период с XII по XVI-XVII столетие. "Он также принадлежит к великим, ведущим Духам Времени, как и те, которые в свое время были Духами египто-халдейской, пра-персидской и индийской эпох. ...Но ему пришлось пойти на компромисс с ...египетским Духом Времени. ... В этом причина многообразия, расщепленности и изрезанности нашей эпохи". Благодаря деятельности этой троичности, этого трифолиума во всей нашей эпохе стало возможным возникновение культур и народных душ самых различных оттенков. Для Духа Времени представилась возможность проявить свою деятельность в богатой красочности. Архангелы, получающие "директивы" от Духа Времени, исполняют их самым различным образом. 121 (7) Перейти на этот раздел
8. Окончание земного эона
389. Когда планета достигает цели своего развития, то она не растворяется, а становится звездой, телом Бога, Душа Которого, однако, может свободно пребывать в другом месте отдельно от тела. Так, например, Венера есть тело Люцифера, пребывающего душевно на Земле. "Звезды это тела богов ... через которые боги являли себя, но это тела, отброшенные богами, когда они сами перешли на другие стадии развития. Однако есть разница между всеми планетными богами и Христом. ...(благодаря Ему) Земля после своей смерти не оставит физической звезды, никакого остатка, который бы не был одухотворен, но целиком претворится в духовное и как дух с человеческими душами перейдет в бытие Юпитера". По причине мудрого водительства миром (развитию необходимо противодействие), некоторые ведущие Ангелы египетской культуры, Архангелы персидской и Архаи индийской культуры пойдут и далее без Импульса Христа. Для них от Земли останется некий остаток, видимый с будущего Юпитера. В нем выявится иной поток человеческого развития и развития Иерархий. В конце своего развития Земля претерпит смерть и то, что на ней не найдет связи со Христом, в эпоху Юпитера, как отброшенный шлак, будет пребывать в пространстве, но при этом прекрасно сиять как звезда, которую будут наблюдать с других планет. К той звезде будут испытывать тяготение человеческие существа, не нашедшие связи со Христом, будут видеть в ней свою родину. 129 (4) Перейти на этот раздел
466. После атлантической катастрофы определенные Архангелы поднимаются в ранг Архаев. Такими были Архангелы-Духи народа др.Индии и народа культуры Заратустры (древние персы). "В дальнейшем такое восхождение совершает Архангел египетского народа и Архангел халдейского народа". Дух Времени, которого мы должны назвать Духом семитского народа, имел совсем особое задание. "После того, как Дух Времени Индии исполнил свою миссию, он был возвышен до водительства эволюцией всего послеатлантического человечества".121 (7) Перейти на этот раздел
467. "Архангел египетского народа, достигнув ранга правильно развитого Духа Времени, перенимает, так сказать, правление тем, что ранее принадлежало халдейскому Архангелу. Таким образом, вождь халдео-египетского периода становится... мощным Духом Времени, развившимся из ранга египетского Архангела. Это как раз то время, когда совершается и другое значительное развитие, идущее параллельно египетско-халдейскому развитию. ...Здесь перед нами такой Дух Времени, который в некотором отношении выступает в миссии народного Духа".121 (7) Перейти на этот раздел
470. Архангелы, или Ангелы Начал, "...всегда находятся в начале времен, когда, скажем, возникают народы, когда народы в первый раз вступают в мировую историю. ...И если хотят их найти, то следует выйти из своего времени и искать в начале эпохи.156 (4) "Четыре могущественных возвышенных облика стоят в мировом пространстве по четырем сторонам света. Они образуют космический крест. Они ведут мировые процессы, управляют ими и являются служителями Одного, который есть жизнь Солнца. Они сменяются в ходе каждого космического дня, будучи инспирируемы Духом Солнца. Они являются пра-силами, которые в Космосе и в человеческой душе отражаются в трех силах: мышления, чувствования и воления. Тот, который самый могущественный из них, заключает в себе силы трех других; он самый совершенный, через него могут быть увидены и поняты три других (облика). Он является прямым служителем великого Духа Солнца и управляет будущим, благодаря чему оно становится настоящим. Лучи его света несут людским душам познание. Возвещая грядущий день, лучится его свет с востока". Каждый из четырех обликов ведет одно из планетарных состояний развития. Четвертый из них управляет четвертой рундой (она называется "минеральное царство"). "Поэтому он содержит в себе силы трех других и приводит в равновесие действия их сил на Землю, вплетая в них действие своей силы. По правую руку от него, на севере стоит тот, кто особенно связан с развитием Сатурна (имеется в виду стадия повторения эона древнего Сатурна в земном эоне, т.е. первая рунда. — Сост.). Его свет обладает голубоватым сиянием, и он слабее, чем у других. Возвышенный строгий облик; его имя — Уриэль. В западном направлении стоит управитель солнечного развития. Его свет обладает золотистым сиянием. Возвышенный, полный силы облик; его имя — Рафаэль. В южном направлении стоит тот, кто связан с развитием древней Луны. В серебристом свете блистает его существо. Возвышенный, исполненный любви облик; его имя — Габриэль. Четвертый ... излучает свой розовый с золотым блеском свет с востока. ... Возвышенный победоносный облик, несущий в себе свойства трех других; имя его— Михаэль. Так стоят четыре мощных Архангела и управляют мировыми процессами. Каждый из них связан с одним из четырех членов человеческого существа, поскольку в каждом планетарном состоянии был в зачатке развит один из этих членов. Четвертый Архангел руководит выработкой человеческого Я". Под влиянием Михаэля и силой Христа человек в ходе последующих трех рунд сможет из своей четырехчленности взрастить высшую троичность. "Вне человека, в Космосе она уже существует — эта троичность, человеку необходимо лишь привлечь ее постепенно к себе, и тогда она станет его внутренним". Будущие планетарные состояния развития будут ведомы иначе. В своей взаимосвязи они образуют не крест, а треугольник, сияющий золотым светом. "В изречении: "Я есмь Тот, Кто был, есть и будет" — соединены три аспекта времени: прошлое, настоящее и будущее; они соединены в единство. Они изливают свои силы в четвертое, стоя при этом не рядом, а над четвертым". Во время земного развития сила четвертого соединяется с тремя уже имеющимися, и благодаря четвертому три озаряются высшей силой. Четвертый становится посредником, через которого высшая троичность открывается в своей деятельности".265, с. 336-338 Перейти на этот раздел
472. Архангелы ведут и управляют целыми народами. "Эти существа простираются до животного мира. И народы это ощущают. Ибо это легко ощутить, исходя из народного инстинкта. ... Древние египтяне, ощущавшие это совсем хорошо, говорили: когда мы смотрим на развивающееся растение, то в нем действует Ангел, когда мы рассматриваем животных, то они нам вещают о ведущем Духе всего народа!"102 (8) Перейти на этот раздел
479. Дух народа, Архангел, "...встречает людей, которые преимущественно исполнены внутренней активности, обладают богатым внутренним содержанием; они производят на него более интенсивное впечатление. Других он находит вялыми, летаргическими, с бледным душевным содержанием. Эти существа в поле восприятия Архангела подобны теплу и холоду в картине мира человеческой души. Так обосабливается картина мира Архангела, и сообразно с ней он может пользоваться отдельными людьми, может работать для них, осуществлять то, что идет из его индивидуальности для развития народа". Переживаемое человеком в душе ощущающей, чувственные восприятия внешнего мира, — все это непричастно к Духам народов, они не деятельны в этой области. "Даже часть души рассудочной, поскольку она отвечает реакцией на внешние ощущения, не представляет для них значения. То, что называется внешними причинами, что человек прорабатывает своим рассудком и переживает душой, — это тоже не для них". "Идеалы искусства, архитектоники и т.д. — живут в душе рассудочной и в душе сознательной. Они невоспринимаемы извне; но тем не менее все же проникают в человека и зажигают его, становясь частью его жизни". Духи народов проникают в ту часть души рассудочной, которая живет идеалами прекрасного, моральными идеалами. Далее душевная жизнь Архангела поднимается в "я" человека, которое распространяется в мир высших царств. Он воспринимает внизу некие средоточия, человеческие "я", окруженные аурой. "Его мир состоит из астрального поля восприятий, в котором заключаются определенные центры. Эти центры, эти средоточия, являются отдельными людьми, отдельными человеческими "я". ... и как, идя во внешний мир, мы обрабатываем его, создаем инструменты, так мы сами являемся объектами — поскольку принадлежим к определенному народу, — представлющими собой поле деятельности Архангелов, или Духов народов. ...И как ни удивительно это звучит, таким образом мы заглянули в высшую теорию познания Архангелов".121 (3) Перейти на этот раздел
144. В астр.теле человека работает Ангел. "В отношении эф.тела отдельный человек не имеет своего Архангела, но целые народы, расы ведутся высшими и низшими Духами Огня". 105 (3) Перейти на этот раздел
1509. "Над каждой областью земной поверхности поднимается своя эфирная аура. Она обладает основным тоном, и нечто пребывает в ней подолгу неизменным. Но в ней могут происходить и быстрые изменения, когда какой-нибудь народ переселяется из данной области в другую. Эти ауры есть сочетание того, что идет от земли, от почвы и того, что привносится движением народов. Архангелы — Духи народов — обитают в них как в своем физ. теле, ибо эти ауры обусловливаются и физическими законами, напр., конфигурацией почвы. Эфирная аура влияет на три темперамента человека (кроме меланхолического), и это создает в человеке народный характер. Работа Духа народа над темпераментами — это, так сказать, его "профессия". Развитие же людей влияет, в свою очередь, на Духа народа".121 (1) Перейти на этот раздел
1777. "Христианское познание в отдельной человеческой индивидуальности познает то, чего древнееврейское познание могло достичь через погружение в народного Духа, в Духа, проходившего через кровь поколений".123 (4) Перейти на этот раздел
1298. "Такой, отменно и сознательно стоящий под влиянием Юпитера, или Зевса, народ, как греки, которые чувствуют себя средоточием влияния Зевса, выдающимся образом определяется тем, что струится через органы чувств в нервную систему. Конечно, греки подвержены также и солнечным излучениям Элоимов, но положение было таково, что у греков все переживания, связанные с органами чувственных восприятий, происходили в самоотдаче Юпитеру, или Зевсу, благодаря чему этот народ достиг своего величия. ... В чувственно-воспринимаемом они видят духовное и благодаря этому становятся основным народом в области создания скульптуры, основным народом всякого внешнего оформления. ... Все малоазиатские народы, а особенно европейские народы, являются разновидностями деятельности сил Юпитера, или Зевса (членясь по преобладанию того или иного органа чувств)... Особая задача кавказской расы — путем чувственного восприятия прийти к духовному, потому что она организована в сторону чувственных восприятий". В монгольской расе в кровь вступают духи Марса (отсталые духи Формы). "Но они работают в крови совершенно определенным образом, будучи в состоянии противодействовать шести Элоимам, соединенным на Солнце. ... При этом они производят совсем особую атаку в сторону Ягве". Кроме того, возникает еще нечто особое — семитические народы. "В семитах перед вами такая разновидность общего человечества, которая вызвана своего рода замыканием Иеговы от других Элоимов и его сотрудничеством с духами Марса, благодаря чему он предрасполагает этот народ к особому характеру". В глубоком оккультном смысле в Библии сказано, что Ягве сделал этот народ своим избранным народом, а поскольку духи Марса атакуют кровь, то становится понятной и роль кровных связей в семито-еврейском народе. "Итак, вы видите, что на кровь людей оказывается двоякое влияние, и через это влияние на кровь возникают два расовых образования: с одной стороны, все то, что мы называем монгольской расой, а с другой — то, что мы можем отнести к семитам. Без этой великой, исполненной бесконечного значения полярности, имеющейся в человечестве, нам не понять глубины народных душ". Отсталые духи Формы, работая над созданием рас, действуют на отражения высших членов в физ. теле человека. Например, с Меркурия духи Формы отсталого развития действуют на систему желез, образуют черную расу. С Венеры действия сказываются на нервную систему, в основном на солнечное сплетение; через дыхание, образуется малайская раса. В монгольской расе духи Марса действуют на кровь. В европейской расе духи Юпитера действуют на нервную систему непосредственно через чувственные впечатления. "Это более или менее определяет арийские, малоазиатские и европейские народы — тех, кого мы относим к кавказской расе". Духи Сатурна действуют на систему желез индейцев. 121(6) Перейти на этот раздел
Германские народы
1399. "Различные германские народы Европы, которые были первоначально ведомы одним Архангелом, были призваны к тому, чтобы мало-помалу перейти под начало разных Архангелов и так образовать различные индивидуальные народы". 121(7) Перейти на этот раздел
1400. Деятельность Духов народов может быть в некоторой степени расстроена отсталыми Архаями (Духами языка). Тогда в одном народе образуются группы с особыми задачами. Так, в "расщеплении общей немецкой нации на группы народностей вы можете усмотреть перекрещивающуюся деятельность Духов Личности отсталого развития и Архангелов. В этих народах заметно понижение принципа централизации, они больше направлены к совершенствованию индивидуального начала". "Первоначально у Голландии и Германии был один общий Архангел. Расщепление произошло благодаря тому, что в определенный момент Дух Времени (нормального развития) выделил часть народа, вложив в него проведение в жизнь того, что стало важнейшей задачей нового времени. ... Дух Времени нуждался в органе действия, чтобы выполнить заокеанскую миссию того времени". То же самое произошло при выделении португальского народа. Это результат более интенсивной, чем обычно, деятельности Духа Времени, когда он сам вступает в историю народа. Его вступление сопровождается брожением, волнением в народе, затем наступает возможность для воплощения в народ обоих Архангелов — нормального и отсталого развития. 121(3) Перейти на этот раздел
Духи народов и элементы
Земли 1507."Связь между отдельными людьми и народной Душой у итальянцев происходит через воздух". Воздух — это самая низшая составная часть народной Души Италии. "Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не является что-либо материальное в том смысле, в каком материальным является твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойственным ей, как человеку свойственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир — как человеку воздух; а зной вожделений соответствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тогда встает вопрос: как русская народная Душа относится к отдельным русским людям? Это происходит таким образом, что свет, идущий с высот, некоторым образом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произрастающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных русских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произрастает, намного интимнее, чем у других народов. ... А текучее возбуждение (см. "Теософию") — исключительно значительно. Этот первый эфирный ингредиент, имеет для русской народной Души то же значение, что свет для человека". Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь ... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его ас. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с народной Душой". "В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отдельным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи следует принимать материально. Вы можете, естественно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражающийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот вашей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и материально, и его родные места дают ему больше. ... русский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое состояние. ... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще. ... Архангел не обусловлен местом, он сверхпространственен." 174(24) Перейти на этот раздел
1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ... Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ... У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости. Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ... Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место. В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8) Перейти на этот раздел
2. Народы. Духи народов.
1302. "Каждый отдельный народ и все единичные маленькие народные осколки обладают своими особенными заданиями". 121(10) Перейти на этот раздел
1303. "Разделение народов совершается не так, что заранее какая-то часть человечества предопределяется на отставание, но то, что отстает в одно время, должно достичь развития в другое”. 155(4) Перейти на этот раздел
1346. "Почему люди сегодня судорожно ищут внешнего отношения к национальному языку? Почему пришло это ужасное несчастье в Европу, которое Вудро Вильсон считает "счастьем"? ... Почему в Европу пришло это большое несчастье, что свободу связывают с судорожным цеплянием за национальные языки самых малых народов? — Потому, что люди в действительности судорожно ищут внешнего отношения к духу, которого они больше не имеют; ибо, спя, они больше не имеют естественного отношения к речи, а следовательно — и к Иерархии Архангелов. Человечество снова должно найти дорогу к пронизанию всего языкового идеализмом, если оно не хочет потерять путь в духовный мир". 224(11) Перейти на этот раздел
63. В древнегреческую эпоху Архангел Греции поднялся до Духа Времени. Но "в определенный момент, который приблизительно совпадает с нисхождением на Землю Христова Импульса, Дух Времени Греции отказался на весь наш теперешний период времени от наступившей для него тогда возможности взойти в область Духов Формы и стал особым руководящим Духом всех дальнейших времен. Он стал представителем, руководящим Духом экзотерического Христианства. ... Поэтому в период развития Христианства так быстро распадается Греция — она отдала ведущего ее Духа Времени". 121 (7) Перейти на этот раздел
371. "Мысль для Гегеля — это сама сущность вещей. Всякое чувственное представление, всякое научное наблюдение мира и его процессов в конце концов сводится к тому, что человек образует мысли о связи вещей. ... Ученый наблюдатель рассматривает природу; Гегель рассматривает то, что ученый наблюдатель высказывает о природе. Первый стремится своим научным методом свести к единству многообразие природных явлений; Гегель объясняет один процесс из другого, он стремится к порядку, к органическому обзору целого, предстающего перед его чувствами как неупорядоченная множественность. Гегель ищет в результатах естествоиспытателя порядка и гармонического обзора. К науке о природе он присоединяет науку мысли о природе. Все мысли, которые мы составляем себе о мире, образуют, естественно, одно целое, подобно тому как природа также является единым целым. ... Это целое мыслей и составляет философию Гегеля". "Нельзя требовать от Гегеля, чтобы он новые законы природы выводил лишь из чистого мышления, ибо этого он отнюдь не хотел. Нет, он хотел только пролить философский свет на сумму законов природы, известных в его время". "Когда естествоиспытатель наблюдает вещи, он создает о них противоречивые понятия. Когда затем философский мыслитель берет эти, добытые из наблюдения природы мысли, он находит в них противоречивые идейные образования. Но именно эти противоречия дают ему возможность из отдельных мыслей создать цельное строение мысли. Он отыскивает в мысли то, что противоречиво. А противоречиво оно потому, что мысль указует на высшую ступень своего развития. Каждая мысль заключающимся в ней противоречием указывает на другую, к которой она стремится в ходе развития. Так, философ может начать с простейшей мысли, совершенно лишенной содержания, с абстрактного бытия. Заключенное в самой этой мысли противоречие изгонит его из нее к более высокой и менее противоречивой ступени и затем далее, пока он не дойдет до высшей стадии, до мысли, живущей в самой себе, которая является высочайшим проявлением духа В Гегеле выявляется основной характер устремления нового мировоззрения. Греческий дух знает мысль как восприятие, новейший дух — как творчество души. ... Греческий мыслитель рассматривает мир, и это рассмотрение объясняет ему сущность мира. Гегель, как новейший мыслитель, хочет вжиться в творческий мир, перенестись в него; он открывает в нем себя самого и предоставляет высказаться в себе тому, что мировой Дух высказывает как свою сущность; причем эта сущность мирового Духа живой присутствует в самосознании. Гегель в новом мире является тем же, чем Платон в греческом. Платон возводит рассматривающий духовный взор к миру идей и схватывает этим рассматривающим взором тайну души; Гегель погружает душу в мировой Дух и затем, когда она погрузилась в него, дает ей раскрыть свою внутреннюю жизнь. Так переживает она, как свою собственную жизнь, то, что переживает мировой Дух, в который она погрузилась. Таким образом, Гегель схватил человеческий дух в его наивысшей деятельности, в мышлении, и попытался затем показать, какой смысл внутри мирового целого имеет эта наивысшая деятельность. Она представляет собой событие, в котором снова находит себя Прасущество, разлитое во всем мире. Высочайшие отправления, с помощью которых осуществляется это нахождение себя, суть искусство, религия. Философия". "Стоя перед произведениями искусства греков, Гете вынужден был сказать: "Здесь необходимость, здесь Бог". У Гегеля, у которого Бог высказывается миру в содержании мысли и Сам изживается в человеческом самосознании, это означало бы: из произведений искусства навстречу людям глядят высочайшие откровения мира, которые в действительности даются ему лишь внутри его собственного духа. Философия содержит в себе мысль в ее чистейшей форме, в ее доподлинной сущности. Высочайшая форма явления, которую может принять божественное Прасущество, — это мир мыслей, он содержится в философии. В смысле Гегеля можно сказать: весь мир божественен, т.е. наполнен мыслями, но в философии божественное является в своей божественности совершенно непосредственно, между тем как в других явлениях оно принимает облики не божественного. Между искусством и философией находится религия. Мысль живет в ней еще не как чистая мысль, но в образе, в символе. Это имеет место также и в искусстве, но там образ заимствован из внешнего созерцания, образы же религии одухотворены". "В своем мышлении человек одинок; в своих поступках он член общества. Разумный порядок сообщества, мысль, его пронизывающая, есть государство. Отдельная индивидуальность как таковая имеет для Гегеля ценность лишь постольку, поскольку в ней проявляется всеобщий разум, мысль. Ибо мысль есть сущность вещей. Выявить мысль в ее наивысшей форме — не во власти произведения природы; у человека эта власть есть. Поэтому он достигает своего назначения, если делается носителем мысли. Так как государство есть реализованная мысль, а отдельный человек — лишь часть его, то человек должен служить государству, а не государство человеку. "Для Гегеля никогда не важны вещи как таковые, но всегда их разумное мыслительное содержание. Подобно тому, как в области рассмотрения мира он всюду искал мыслей, так хотел он, чтобы и жизнь управлялась с точки зрения мысли. Поэтому он боролся против неопределенных государственных и общественных идеалов и сделался защитником действительно существующего. Кто мечтает о неопределенном идеале в будущем, тот, по мнению Гегеля, думает, что всеобщий разум ждал его, чтобы проявиться. Такому человеку следует особенно уяснить себе, что во всем действительном уже заключен разум. Профессора Фриза, чьим коллегой он был в Иене и преемником в Гейдельберге, он назвал "вождем всяческой поверхностности", т.к. тот "от сердечной путаницы" хотел создать идеал будущего. Пространная защита действительного и существующего повлекла даже со стороны тех, кто относился сочувственно к направлению идей Гегеля, тяжелые упреки в его адрес". "В сущности, Гегель немало ценил отдельную личность; мы видим это из изречений, подобных следующему: "Самое богатое есть самое конкретное, и самое субъективное и уходящее в простейшую глубину есть самое мощное и захватывающее". "Все мысли остались бы абстрактными бессознательными идеальными образованиями, если бы они в человеке не обрели живой действительности. Без человека Бог вовсе не существовал бы в своем высшем совершенстве. Он был бы незаконченным мировым Прасуществом; он ничего не знал бы о себе. Гегель изобразил этого Бога до его осуществления в жизни. Содержание этого изложения и составляет "Логику". Она является построением безжизненных, неподвижных, немых мыслей. Сам Гегель называет их "царством теней". Эта логика должна как бы показать Бога в его внутреннейшем, вечном существе до сотворения природы и конечного духа. Но так как самосозерцание необходимо принадлежит к сущности Бога, созерцание логики является еще мертвым Богом, стремящимся к бытию. В действительности этого царства чистой абстрактной истины нигде не существует; только наш рассудок может отделить его от живой действительности. Согласно Гегелю, нет существующего где-либо готового Прасущества, а лишь такое, которое находится в вечном движении, в постоянном становлении. Это вечное существо есть "вечно действительная истина, в которой самодовлеюще пребывает вечно действующий разум и откровению которой служит необходимость; природа и история и составляют сосуды ее славы". Гегель хотел изобразить, как сам мир мыслей постигает себя в человеке". "Что человек представляет собой в своем внутреннем бытии — этим он обязан не чему-либо иному, как самому себе. Поэтому Гегель рассматривает свободу не как божественный дар, положенный раз навсегда человеку в колыбель, а как результат, к которому он постепенно пришел в ходе своего развития. От жизни во внешнем мире, от удовлетворения в чисто чувственном бытии он поднимается к пониманию своей духовной сущности, своего собственного внутреннего мира. Тем самым он достигает независимости от внешнего мира, он следует своему внутреннему существу. Дух народа заключает в себе природную необходимость и чувствует себя в отношении своих нравов совершенно независимым от того, что вне отдельного человека является как нрав и обычай, как нравственное воззрение. Но постепенно личность освобождается от этого данного во внешнем мире нравственного воззрения и проникает в свое внутреннее, познавая, что она из своего собственного духа может развивать нравственные воззрения, давать моральные предписания. Человек поднимается до созерцания господствующего в нем Прасущества, являющегося также источником его нравственности. Он ищет заповеди нравственности уже не во внешнем мире, но в собственной душе. Он все более становится зависимым лишь от самого себя (Энциклопедия философских наук). Эта свобода является, таким образом, не чем-либо изначально данным человеку, она приобретается в ходе исторического развития". 18(7) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601690 не найден. Перейти на этот раздел
180. "Часто ... когда я искал дальнейшее оккультное христианское развитие Европы, перед моей душой вставал призыв: ты должен сначала прочесть имя Парсифаль на его правильном месте". "Из сказания о Парсифале вы все знаете, что когда Парсифаль... вновь нашел путь к Святому Граалю, то ему было возвещено: на Святой чаше, сияя, появится твое имя. — Так что оно должно было стоять на Святой Чаше. Но где Святая Чаша? Где ее искать? ... Я не знал, с чего начать, пока однажды не спросил норвежского Духа народа, северного народного Духа о Парсифале, и он сказал: Научись понимать слово, вошедшее через мою силу в северное сказание о Парсифале: "Ганганда греида" — нечто вроде "странствующая услада" (herumlaufende Labung). Однако я опять не знал, что с этим можно поделать. ... Но однажды я выходил из церкви Петра в Риме под впечатлением
работы Микельанджело ... где изображена Матерь с мертвым Иисусом на коленях. И под воздействием этого произведения искусства — таково водительство — пришла ... настоящая имагинация из духовного мира, образ, записанный в Акаша-Хронику, который показывает, как Парсифаль, после того, как он в первый раз уезжал из замка Грааля, где он не спросил о тайнах, царивших там, встретил в лесу юную жену, державшую на коленях и оплакивавшую жениха. А я знал, мои милые друзья, что этот образ матери или невесты, у которой смерть унесла жениха — часто Христа называют Женихом, — очень значителен, и взаимосвязь, возникшая поистине без моего участия, была не случайна". Затем в моей душе всплыло, что культурные эпохи до Мистерии Голгофы повторяются в последующих эпохах, что в наше время звездные письмена вновь должны нечто говорить. Эта мысль пришла в связь с тайной Парсифаля. "И когда я попытался
в духе сопровождать Парсифаля, ехавшего после встречи с отшельником снова к Граалю, то в моей душе часто вспыхивало, как он едет и днем и ночью, как днем его окружает природа, ночью — звезды, и в его бессознательном как бы говорят звездные письмена, предвозвещают ему о святом рыцарстве, ожидавшем его возле Грааля; на Святом Граале блестит, сияя, твое имя. ... Затем я попытался еще раз вернуться к Киоту (на которого ссылается Вольфрам фон Эшенбах), и вот особенно одно, что говорит о нем Вольфрам фон Эшенбах, произвело на меня глубокое впечатление, и я смог привести это в связь с "Ганганда греида". Это связалось само собой. Я должен был соединить это с женой, которая держит на коленях мертвого жениха. Случилось однажды, когда я, как бы ничего не ища, наткнулся на одно слово, сказанное Киотом. ... Он сказал: эта вещь называется Грааль. А далее экзотерическим исследованием нам указывается, как он пришел к этому
высказыванию... Он получил в руки книгу испанца Флегетаниса. Это была астрологическая книга. Без сомнения, следует сказать: Киот был тем человеком, который, побуждаемый Флегетанисом — тем, кого он называет Флегетанисом и в котором жило определенное знание звездных письмен, — побуждаемый, т.обр, этой вновь оживленной астрологией, видел вещь, которая называется Грааль. Тогда я понял, что Киоту не дано открыть важные следы, если человек ведет исследование духовнонаучно, но он, по меньшей мере, видел Грааль. Итак, где же находится Грааль, на котором сегодня может быть найдено имя Парсифаль, где его найти? ... Однажды, когда я следил внутренним взором за золотым блеском лунного серпа, появившегося на небе, во мне вспыхнуло, что темная часть Луны как бы лежит в нем, едва различимая, подобно большому диску, внешне, физически, виден блестящий золотой серп Луны,
а в нем огромная облатка (просвира), — Ганганда греида, странствующее последнее причастие, — темный диск, которого не видно, если смотреть поверхностно, но, вглядевшись пристально, его можно увидеть. Тогда становится виден темный диск, и удивительными буквами, оккультными письменами на лунном серпе стоит имя — Парсифаль!" "... Имя Грааль находимо через небесные письмена, но не сам Грааль". "Когда солнечные лучи падают на одну часть Луны, которая их отражает золотистым блеском, то, несмотря на это, нечто проходит сквозь физическую материю. И это есть живущий в солнечных лучах дух. Духовная сила Солнца задерживается, а не отбрасывается назад. Дух Солнца покоится в чаше физической силы Солнца. ... солнечный дух покоится в лунном серпе. ... А теперь вспомним, что в легенде о Парсифале говорится, как каждую Страстную Пятницу, а также на Пасху с неба
сходит гостия (просвира), спускается в Грааль, обновляется, как возвращающая юность пища, погружается в Грааль на Пасху... Какой должна быть Луна на Пасху? Она должна начать убывать в форме серпа. Должно стать нечто видимо от ее темной части; нечто от солнечного духа, получившего весеннюю силу, должно находиться в ней. А это означает: по древней традиции на Пасху на небе должен явиться образ Святого Грааля". "В какое время Парсифаль вступил в замок Грааля (когда там лежал раненый Амфортас)? Сага рассказывает нам: это было время Сатурна. Сатурн и Солнце вместе стояли в Раке, кульминировали. Так видим мы, как в интимном действии содержится то, что образует взаимосвязь между Землей и звездами. Это было временем Сатурна!" "Сатурн и Солнце стоят одновременно в знаке Рака ... Парсифаль приходит с силой Сатурна, и раны (Амфортаса) воспаляются как никогда ранее. Так видим мы, как новое время возвещает о себе. Душа Парсифаля связана с подсознательным, о историческим импульсом, пронизанным Христом, с Импульсом Христа, хотя сам он об этом и не знает. Но должно восходить вверх то, что там внизу господствует и ведет историю человечества. Поэтому он должен все более и более понимать то, что никогда не могло быть понято, если человек не приближался к нему с невинной, чистой душевной силой; что не могло быть понято, если к нему приближались с традиционным знанием, с ученостью. ... Остановимся перед юной Матерью с (мертвым) Христом на коленях и скажем: кто может свято ощущать этот образ, тот получает ощущение Грааля. Всякий другой свет, всех других богов затмевает Святая Чаша — ныне затронутая Христом лунная Матерь, Новая Ева, носительница Солнечного Духа, Христа. Обдумай "что", но более обдумай "как"! (Гете). Всмотримся в душу Парсифаля, как он выезжает верхом из замка Грааля. Он несет в себе образ Невесты и Жениха, который приведет его в связь со сверхсознательной силой Христа; всмотримся в то, как отшельник на Пасху, когда образ Грааля звездными письменами начертан на небесах, обучает его невинную душу. Последуем за тем, как он скачет... и день, и ночь, днем созерцая природу, ночью часто имея перед собой небесные знаки Святого Грааля; он скачет верхом на коне, и перед ним золотится лунный серп с просвирой, с Духом Христа, с Духом Солнца внутри; посмотрим на то, как он подготовляется на пути созвучием образа юной Матери с Женихом-Сыном со знаками небесных письмен к тому, чтобы понять тайну Святого Грааля; посмотрим, как то, что судьбу Земли пронизывает как Импульс Христа; взаимодействует в его душе с обновленными звездными письменами: посмотрим, как родственно все то, что пронизано Христом, звездным силам (пропуск в тексте подлинника) ... вступая во время Сатурна, он должен был вызвать усиленное воспаление ран того, кто неправильным образом пребывает возле Грааля, Амфортаса. Обдумай "что", но более обдумай "как"! Ибо дело не в том, чтобы подобные вещи описывать словами, которые я сейчас употребляю, или какими-то другими словами. К Граалю ни в коей мере не приблизиться с какими-либо словами или даже с философскими спекуляциями. К Граалю приближаются, если могут все эти слова превратить в ощущения, когда будут в состоянии почувствовать все святое Грааля: почувствовать то, что перешло с Луны, что впервые выступило в земной Матери Еве, а затем обновленным явилось в юной Матери, что стало Господином Земли подобно Богу Ягве, но явилось как новый Господь Земли в Существе Христа, Который излился в ауру Земли. ... каждый раз, когда король Грааля, действительно избранный Хранитель Грааля, умирает, то на Граале появляется имя его достойного преемника. Оно должно быть прочитано, т.е. этим призывается научиться вновь прочитывать звездные письмена в новом образе. Постараемся, мои милые друзья, сделать себя достойными научиться читать звездные письмена в новом облике, постараемся научиться читать их так, как они даются теперь. Ибо, по сути говоря, это не что иное, как чтение звездных письмен, когда мы стараемся уяснить себе человеческую эволюцию, как она протекает через Сатурн, Солнце, Луну, Землю, до Вулкана. Но мы должны познать, в какой взаимосвязи мы хотим расшифровать звездные письмена в наше время. Сделаем себя достойными этого! Ибо не напрасно рассказывается, что Грааль был унесен со своего места и в ближайшее время не может быть воспринят внешне. Будем считать обновленным исканием Грааля то, о чем мы заботимся в нашей Антропософии...". "Мы должны поставить перед своей душой и обдумать то продолжение саги о Парсифале, где говорится, что Грааль на то время, в которое он становится невидимым в Европе, переносится в область священника Иоанна, который пребывает по ту сторону области крестовых походов. В эпоху крестовых походов чтилась область священника Иоанна, наследника Парсифаля, и если искать эту область, то можно говоря об этом в земно-человеческих формулах, сказать: то место Иоанна, в сущности говоря, на Земле не найти". 149 (6) Перейти на этот раздел
|