Главная / Предметный указатель / /
АНТРОПОСОФИЯ - см. также ГЕТЕАНИЗМ — и материализм |
327. Всю греко-латинскую эпоху можно разбить на три периода: первый — от 747 г. (основание Рима) до 27 г. до Р.Х.; второй — от 27 г. до 693 г. по Р.Х.; третий — от 693 г. до 1413 г. "В первый период человеческие души развивались из внутренних основ человеческого развития (имеются в виду люди, жившие в бассейне Средиземного моря), так что как души они теряли связь со всеобщим духовным миром". Предыдущее развитие души ощущающей в египетскую культуру эту связь переживало постоянно. "И в отношении этого космического чувства в VIII столетии до нашего летоисчисления наступил кризис, настоящая катастрофа в среде человечества". Иссякло старое ясновидение, а с другой стороны восходила греческая культура, в основе которой лежало переживание человеком самого себя как обособленного существа, а не как члена космоса. Человеческую всеобщность, всеобщую человеческую жизнь переживал он теперь в себе. "С одной стороны, мы имеем поток живущего в той культуре человечества, а с другой — тот поток, внутри которого разыгралась Мистерия Голгофы. Оба они протекают некоторым образом рядом один с другим. Такое могло происходить благодаря тому, что в то время, как совершалось божественное событие, человек, культурный человек, отпал от богов, жил жизнью, не имевшей никакой непосредственной связи с духовным. ... Такое отношение проходящих рядом друг с другом внешней культуры и мистериального события было немыслимо ни в один из предыдущих культурных периодов человечества... всегда протекавших в тесной связи с Божественно-духовным". Во второй отрезок времени (27-693 гг.) профаническая культура Средней Европы приняла Событие Христа, но чисто внешне, так что продолжала держаться вдали от внутреннего понимания Мистерии Голгофы. "Все, что могло вести к пониманию Мистерии Голгофы, объявлялось ересью; и при этом пытались облечь в тривиальные формулы то, что в эти формулы ни в малейшей степени облечься не может". Понять этот период можно в том случае, если иметь в виду, что "человечеству была определена вера, что все человеческое познание, все человеческие ощущения годятся лишь для чувственного, посюстороннего". Кончилось все тем, что в VIII, IX вв. над европейским человечеством простерся род затмения в отношении связи человеческой души со сверхчувственным. И такое явление, как Бернард Клервоский (1091—1153), типичное для того времени, являет нам полное энтузиазма стремление остаться по ту сторону физически-чувственного. "Он говорит: меня может постичь грех; правильное же есть нечто такое, что протекает само для себя, что некоторым образом протекает по ту сторону потока, в который вылетела (упала) человеческая душа". Весь 3-й отрезок греко-латинской культуры проходит в стремлении доказать, что с человеческими идеями и понятиями не следует стремиться понять, что происходит в духовной действительности. Это следует передать откровению. Так образовалась сила церкви: не просто из теологических импульсов, но через направление сил познания, собственных сил души лишь на физически-чувственную жизнь, а не на познание сверхчувственного. Понятие веры образовалось не в первые столетия, а позднее. "Это понятие веры означает: в Божественно-духовное можно только верить, но знание о нем невозможно". Наследием такого представления мы живем и поныне. В 5-й послеатлантической эпохе эта тенденция вообще вылилась в отрицание сверхчувственного. "Развилась вера, что сверхчувственное вообще лишь измышлено человеком и никакой реальностью не обладает. Если действительно хотят понять происхождение материализма исторически-психологически, то его следует искать в церкви. Естественно, церковь также есть лишь внешнее выражение более глубоких, действующих в развитии человечества сил, но действительное познание человеческого развития поймут лишь тогда, когда совсем точно увидят, как одно действительно возникает из другого. Правоверные в 4-й послеатлантической эпохе говорили: человеческая способность познания предназначена лишь для понимания чувственных взаимосвязей; сверхчувственное должно быть предоставлено откровению, о нем нечего говорить, ибо всякие разговоры ведут к ереси, к заблуждениям. — Современный марксист, современный социал-демократ, они являются верными сыновьями того воззрения и последовательно выводимы из католицизма предыдущих столетий. Они говорят: всякая наука, достойная этого звания, может трактовать лишь только о чувственно-физических событиях; духовной науки быть не может, т.к. нет никакого духа; духовная наука есть не более, чем наука об обществе, о человеческой совместной жизни". "Людям говорили: ваши человеческие силы должны ограничиваться едой и питьем, а что сверх того происходит в мире — это живет над вами. Но так поступать в Западной Европе не могли; так могли поступать в Восточной Европе, и в этом состоит смысл раскола церкви на западную и восточноевропейскую. В Восточной Европе человек действительно был ограничен чувственным миром и в нем должен был развивать силы. А в мистериалъных высях, совершенно не касаясь чувственного, должно было развиваться то, что затем вело к ортодоксальной религии. Здесь было действительно строго разделено то, что человек выносил из своего человеческого, и то, что действительно было духовным миром, что как одно-единственное веяло и жило в парящем над людьми культе. И что могло здесь развиться? В различных нюансах здесь должно было развиться ощущение: значением, действительностью обладает, собственно, только чувственно-физическое. Можно сказать: силы которыми не пользуются, но обращаются с ними так, что запирают их в себе, не развиваются, чахнут. И если человек столетиями удерживается от того, чтобы в своем духе постигать сверхчувственное, то его силы остаются без употребления и исчезают полностью. И это полное их исчезновение мы находим в современном социалистическом мировоззрении. Несчастье состоит не в социализме, а в том, что он полностью отклоняет духовно-сверхчувственное и вынужден поэтому ограничить себя одной только социальной структурой животного в человеке. Эта социальная структура животного в человеке подготовлена надломом сверхчувственных сил в человеке. Она возникла благодаря тому, что люди были вынуждены сказать себе: мы совсем не хотим, познавая и переживая, наши души связывать с тем, что, собственно, составляет поток их жизни как таковой, который вызывает наше блаженство и в который вплетена Мистерия Голгофы. С чем это связано? Это связано с тем, что в 4-м послеатлантическом периоде с совершенно особой силой действовали люциферические силы. Они отделили людей от космоса; ибо эти силы постоянно стремятся изолировать человека эгоистически, отделить его от всего духовного космоса также и в знании о его связи с физическим космосом. Поэтому не было никакого естествознания в эпоху наивысшего расцвета этого отделения. Там господствовало люциферическое. И можно сказать: то, что тогда действовало в разделении чувственного знания и сверхчувственной догматики, было люциферического рода. Люциферическому противостоит ариманическое. Это два врага человеческой души. Отдача сверхчувственных человеческих сил умиранию — что затем привело к животной форме социализма, который теперь, опустошая и разрушая, должен охватить человечество — возводима к люциферическим силам. Новое, что развивается в наш век, имеет иную природу; оно более ариманической природы. Люциферическое хочет изолировать человека, отделить от духовно-сверхчувственного, предоставить его переживаниям в себе иллюзии всеобщности. Ариманическое же, напротив, нагоняет страх перед духовным, не позволяет подойти к духовному, создает иллюзию, будто бы духовное для человека недостижимо. Если люциферическое удержание человека от сверхчувственного носит более воспитательный, культурно-воспитательный характер, то ариманическое удержание от сверхчувственного, основанное на страхе перед духовным, в эпоху с XV в. прорвалось более природным образом. Люциферическое отделение от духа в жизни в большей степени смогло выступить под покровом ортодоксального Христианства на Востоке, ариманическое... — на Западе... в элементе американской культуры. Подобные истины, может быть неудобны, но... порядок в нашем хаосе восстановят лишь тогда, когда различные течения распознают в их истинном виде". 181 (20) Перейти на этот раздел
468. "Из лeгкого повседневного сумасшествия нельзя ни с какой иной помощью выбраться так уверенно, как с помощью Антропософии. Всякое безумие было бы исцелено через Антропософию, если бы люди действительно интенсивно отдались ей. Если бы кто-то захотел помешаться с помощью Антропософии, то это, поистине, была бы попытка с негодными средствами". Один профессор философии любил говаривать: ведь мы все немножко оригиналы! — Антропософом он стать не смог. 236(9) Перейти на этот раздел
1037. "Недавно в одной газете* можно было прочесть: "религия, представляющая собой фантастическое отражение в головах людей их отношений между собой и к природе, естественно, обречена на отмирание благодаря росту и победе научного, ясного, натуралистического понимания действительности, которое будет развиваться параллельно построению нового общества". И вот, после того, что мы сегодня узнали о спящих душах современности, можно спросить себя: сколько людей прочло эту статью и при этом вздрогнуло, как от укуса гадюки, поскольку страшнейший симптом выражен в этих строчках? Ведь не думают о том, что будет на Земле, если осуществится то, что заложено в этих словах: "Религия, представляющая собой фантастический рефлекс в головах людей..." "Названное в этой статье религией — это не какое-либо вероисповедание, не какое-либо справедливо порицаемое религиозное исповедание, не только религия в узком смысле слова, нет, это вся нравственность. И если бы осуществилось изложенное в этих словах, то следствием этого было бы то, что человеческое общество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных, способное только более рафинированно думать. Если окажется невозможным пробудить силы, противодействующие тому, что теперь растет на Востоке и с огромной быстротой распространяется в Азию, то вся цивилизация обречена на гибель. И тогда те идеалы могли бы осуществиться. Я не считаю справедливым, когда в отношении подобных импульсов мировой истории там, либо здесь выступают люди и как идеал рассматривают многократно изгонявшуюся мистическую болтовню в узких кругах, которая вопреки моим намерениям продолжает корениться в антропософски ориентированной Духовной науке; когда хотят продолжать в этом духе, не принимают во внимание того, что требуют от нас большие интересы земного человечества. Мы должны иметь волю, будучи свободными от предрассудков, всматриваться в эти большие интересы человечества. Мы должны найти для себя удобным не просто теоретически, рассудочно или инстинктивно, но со всей серьeзностью разобраться в (нашем) конкретном основополагающем учении, которое пытаются закрыть с помощью всевозможных европейских и американских исповеданий и которое захотят закрывать и далее. Ведь мы знаем, какая воинственная травля теперь развязана против антропософски ориентированной Духовной науки, как насвистывают изо всех углов". И достойно сожаления, когда поддаются иллюзии, будто в том или другом углу можно убеждением побороть враждебность. "Нам не подобает идти на компромиссы и впадать в оппортунизм. Это мы должны каждое утро ставить перед взором как особое медитативное изречение". Мы не должны оправдываться в том, что хотим донести миру тайну Христа. А именно этого-то нам и не простят в определeнных углах, особенно там, где речь идeт о вероиcповеданиях". 197(4)
________________________________________ *Газета "Базлер Форвертс" от 2.VI.1920 г. Статья "Политика советского правительства в области религии"; подписана: X.N. Перейти на этот раздел
1039. "По сути, два течения в развитии человечества ведут теперь напряжeнную борьбу: чисто антропологическое течение, проходящее также и через политические мероприятия, хотя и в самых различных формах, и антропософское, которое сегодня ещe запрещают". 202(8) Перейти на этот раздел
184. "Кто же является "материалистом по своему образу жизни?" Это человек, настолько зависящий от своей физической материи, что может выдерживать лишь несколько зимних месяцев в своей конторе, а летом должен быть непременно на Ривьере, чтобы поддержать свою жизнь. Он совершенно зависит от процессов, от комбинаций веществ. Таковы материалисты жизненной практики. Таким материалистом становится тот, кто приходит в полную зависимость от вещества, кто подчиняет свою душу всем нуждам, которые диктует нам жизнь. Это совсем другой материализм, чем тот, который живет только в идеях и мыслях. В ошибочности теоретического материализма может еще убедить теоретический идеализм, но исцелить от "практического материализма" может только подлинное углубление в Духовную науку". 124(7) Перейти на этот раздел
283. После второго международного конгресса антропософского движения (Вена, 1-12 июня 1922 г.), было организовано некое враждебное ему собрание. На этом собрании один особенно материалистически мыслящий врач резюмировал другие выступления в некоего рода лозунге: война духу! 213 (10) Перейти на этот раздел
482. "Когда мы повсюду теоретически и практически наталкиваемся на материализм и материализм оказывается сильным, то это смущает нас, ослабляя нашу инициативу. И если антропософ имеет необходимое чувство, то повсюду, вплоть до интенсивнейших импульсов своей воли он бывает смущен, наталкиваясь на теоретический и практический материализм. Но это удивительным образом подготовлено кармой. ... из этого может возникнуть общее жизненное чувство, сводящееся к вопросу: как же мне теоретически и практически доказать материализму его ложность? И эта забота обуревает многие антропософские души... Те вещи, что сказаны против материализма, очень часто сказаны из доброй воли, но они не достигли ничего; они не произвели никакого впечатления на тех, кто являются материалистами в теоретическом или практическом отношении. Почему? Это-то и мешает ясности в суждении. ... И антропософ должен особенно знать, что материализм правомерен. ... Но он действителен только для физической телесности". 237 (10) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 604980 не найден. Перейти на этот раздел
|