Главная / Предметный указатель / /
ДУХ тройственный(челов.) -см. также по назв. — после смерти |
772. "Эф. тело отторгается всеобщим мировым эфиром. Человек идет далее. И отдавая мировому эфиру свое эф. тело, он облекается теперь в то, что называется Самодухом. Это теперь является в некотором роде его внешним членом. В человека проникает неопределенный эфир; он облекает его неким родом Самодуха". "Можно сказать: этот Самодух как бы со всех сторон подступает к нам, и мы чувствуем себя в его середине. Затем человек живет далее... ( в своей Камалоке) где мы со своим астр. телом и Я облечены в Самодух. Этот Самодух есть некий род движущей силы. И она ведет нас назад... от смерти к рождению". Идя назад, "... мы приходим к пункту нашего рождения. Тогда мы облекаемся тем, что является, можно сказать, духовным противообразом того, что будет развито на Венере: мы облекаемся в Жизнедух. И этим Жизнедухом определяется дальнейшая жизнь. ... Самодух имеет дело, главным образом, с нашим существом, с нашей индивидуальностью, и он ведет нас далее ... в духовный мир. Иначе обстоит дело с новой оболочкой, с Жизнедухом. Когда мы слагаем астр. тело, то мы знаем: мы облечены Жизнедухом. Мы теперь замечаем также, что мы были постоянно облечены Жизнедухом и ранее, когда Самодух вел нас назад. Но замечаем мы это впервые только теперь... полностью пройдя Камалоку. И мы сознаем нечто примечательное: лишь благодаря тому, что мы облечены Самодухом, становится возможной наша жизнь между смертью и новым рождением". "В духовном мире мы должны постоянно перемещаться. Мы постоянно должны перемещаться с одного места на другое. Это делает Жизнедух. ... Происходит это, конечно, ритмично, так что мы постоянно возвращаемся на одно и то же место. ... В духовном мире является правомерным, что нас ведет весь окружающий мировой организм. И, т. обр., подобно тому, как на Земле мы живем в одном месте, в духовном мире мы живем во всем окружении земной жизни. И когда мы переводимся с одного духовного места на другое... в нас насаждаются силы, необходимые для подготовки новой земной жизни".168 (2) Перейти на этот раздел
860. "В земном бытии высшим в человеке является Я. Когда же человек после смерти переходит в солнечное бытие, то Я оказывается низшим, а ближайшее, что тогда стоит над ним — это Самодух, затем Жизнедух и Духочеловек... в духовном отношении человек развивает их между смертью и новым рождением. Самодух как образ Земли светит в мировое пространство. Я живет в Солнце, в солнечном бытии. ... другие члены являются более высокими образованиями, они приходят к человеку из космоса, и в первую очередь они не имеют отношения к человеческому внутреннему. То, что здесь сияет навстречу, — это явится в новой жизни; там это будет Жизнедухом. А то, чем человек обладает, как своими поступками, будучи пронизанным более высокой субстанциональностью, является Духочеловеком. Это есть нечто присоединяемое к человеку космосом, что он некоторым образом получает извне. Как, нисходя через рождение, он получает свое физ. тело, свое эф. тело, так, проходя через врата смерти, получает он Жизнедуха и Духочеловека, как то, во что он тогда облекается. Зато Я действительно происходит от него самого (я даю здесь лишь набросок). А то, что светит ему с Земли, Самодух, — ведет между смертью и новым рождением тонко сотканное планетарное бытие; его тогда ощущают как преображенную Землю, на которую оглядываются и ткут далее от жизни к жизни. ... на Юпитере человек сможет развивать Самодух также и физически, поскольку основу для этого он через свое внутреннее закладывает на Земле". 208 (12) Перейти на этот раздел
876. "Подобно тому, как архитектор в своем рабочем кабинете без кирпича и извести изготовляет план дома, согласно строительным и иным законам, так и "архитектор" человеческого творчества, дух, или высшее Я, должен в Стране Духов развить способности и цели сообразно законам этой страны, чтобы потом перевести их в земной мир. Лишь когда человеческий дух все вновь и вновь пребывает в своей собственной области, он становится в состоянии переносить дух также и в земной мир при помощи физически-телесных орудий". "Образование духа в Стране Духов происходит благодаря тому, что человек постепенно вживается в различные области этой страны. Его собственная жизнь в постепенной последовательности растворяется в этих областях; он воспринимает на время их свойства. Тем самым они пронизывают его существо своим существом для того, чтобы первое, усиленное вторым, могло действовать в земном. — В первой области Страны Духов человек окружен духовными праобразами земных вещей. В течение земной жизни он ведь научается познавать лишь тени этих праобразов, которые постигаются им в его мыслях. Что на Земле лишь думается, в той области переживается . Человек странствует среди мыслей; но эти мысли суть реальные существа . Что в течение земной жизни он воспринял своими чувствами, теперь действует на него в своей мыслеформе. Но мысль является не как тень, скрывающаяся за вещами, она становится полной жизни реальностью, которая рождает вещи. Человек как бы находится в мастерской мысли, в которой образуются и формируются земные вещи. Ибо в Стране Духов все есть полная жизни деятельность и подвижность, здесь за работой мир мыслей, как мир живых существ творящих и образующих. Здесь видно, как создается то, что было пережито нами в земном бытии. ... Здесь отдельные воплощения сливаются воедино со всем остальным миром. Итак, здесь смотришь на праобразы физически-телесной действительности как на единство, к которому принадлежишь и сам. Благодаря этому постепенно научаешься путем наблюдения узнавать свое сродство, свое единство с окружающим миром. Научаешься говорить: распростертое здесь вокруг тебя — это был ты сам. ... Любовь к семье, дружба оживают в человеке изнутри; и его способности усиливаются в этом направлении. Крепнет то, что действует в человеческом духе как сила семейной дружеской любви. Оттого позднее он в этом отношении вступает в земное существование более совершенным человеком. — В известной степени, это повседневные отношения земной жизни, подобно плодам, зреющие в этой самой нижней области Страны Духов. ... Следующая область есть та, в которой всеобщая жизнь земного мира струится как мысле-сушество, как некий текучий элемент Страны Духов. Пока мир наблюдается в физическом воплощении, жизнь является привязанной к отдельным живым существам. В Стране Духов сна освобождена от этого и протекает, подобно крови жизни, через всю страну. Она является там живым единством, разлитым во всем. В течение земной жизни человеку является лишь отблеск этого. И он выражается в каждой форме почитания, которое человек несет навстречу Цельности, Единству и Гармонии мира. Религиозная жизнь людей проистекает из этого отблеска. Человеку становится ясно, насколько всеобъемлющий смысл бытия лежит не в преходящем, не в единичном. Он смотрит на это преходящее как на "символ" и отображение вечного, гармонического Единства. С благоговением и молитвой взирает он на это Единство. Ему приносит он в дар обряды религиозного культа. — В Стране Духов является не отблеск, но истинный облик как живое мыслесущество. Здесь человек может действительно соединиться с тем Единством, которое он чтил на Земле. В этой области выступают наружу плоды религиозной жизни и всего, что связано с ней. Человек теперь научается из духовного опыта познавать, что его отдельная судьба не должна быть оторванной от общности, к которой он принадлежит. Здесь образуется способность познавать себя как члена целого. Религиозные ощущения, все, что уже в жизни стремилось к чистой, благородной морали, будет в течение большей части духовного промежуточного состояния черпать силу из этой области. И человек воплотится вновь с повышением в этом направлении своих способностей. Между тем как в первой области находишься вместе с душами, с которыми был связан в предыдущей физической жизни посредством самых близких связей физического мира, во второй области вступаешь в среду всех тех, с кем чувствовал себя единым в более широком смысле: благодаря общему почитанию, общему исповеданию и т.д. Надо заметить, что духовные переживания предшествовавших областей остаются в силе и в последующих. Так, человек не отрывается от созданных семьей, дружбой и т.п. связей, когда он вступает в жизнь второй области и последующих областей. ... Третья область Страны Духов содержит в себе праобразы душевного мира. Все, что живет в этом мире, является там как живое мысле-существо. Там находишь праобразы вожделений, желаний, чувств, и т.д. Но в этом Мире Духов к душевному уже не примешивается ничего от себялюбия. И как во второй области вся жизнь, так в этой, третьей, области все желание, страсть, вся радость и печаль образуют одно единство. Страсти, желания других не отличаются от моей страсти, от моего желания. Ощущения и чувства всех существ составляют один общий мир, который заключает в себе и окружает собой все остальное, подобно тому, как наша физическая воздушная сфера окружает Землю. Эта область является как бы атмосферой Страны Духов. Здесь приносит свои плоды все то, что человек сделал в земной жизни в служении общности, в бескорыстной отдаче себя другим людям. Ибо благодаря этому служению, благодаря самопожертвованию он жил в отблеске третьей области Страны Духов. Великие благодетели человечества, натуры, полные самопожертвования, кто совершает великие подвиги на общественном поприще, приобрели свои способности в этой области, после того, как в течение предшествовавших воплощений приобрели себе возможность особого сродства с этой областью. Ясно, что три вышеописанные области Страны Духов находятся в известном отношении к мирам, стоящим ниже их, к физическому и душевному миру. Ибо они содержат в себе праобразы, живые мысле-существа, которые в этих мирах получают телесное или душевное бытие. Только четвертая область уже является "чистой" Страной Духов. Впрочем, и эта область такова еще не в полном смысле этого слова. Она отличается от трех нижних областей тем, что в них встречаются праобразы тех физических и душевных отношений, которые человек находит в физическом и душевном мирах до того, как сам начнет работать в этих мирах. ... Что в течение своей земной жизни человек творит в области научных изобретений, художественных идей и образов, замыслов техники, — приносит свои плоды в четвертой области. Из этой области поэтому черпают свои импульсы художники, ученые, великие изобретатели во время своего пребывания в Стране Духов; здесь возвышается их гений, чтобы в новом воплощении в более сильной степени содействовать дальнейшему развитию человеческой культуры. Но не следует думать, что четвертая область Страны Духов имеет значение лишь для особо выдающихся людей. Она имеет значение для всех людей. ... В еще более высоких областях Страны Духов человеческий дух освобождается от всех земных оков. Он возносится в "чистую" Страну Духов, где переживает те замыслы и цели, которые поставил себе дух земной жизнью. Все то, что уже осуществилось в мире, дает бытие высшим целям и замыслам лишь в более или менее слабом отпечатке. ... Чем сам он, как дух, собственно, является в Стране Духов — это обнаруживается поэтому лишь тогда, когда в промежутке между двумя воплощениями он поднимается в пятую область Страны Духов. То, чем он является здесь, — есть действительно он сам. А именно то, что в многообразных воплощениях получает внешнее бытие. В этой области истинное Я человека может свободно изживаться во все стороны. И это Я и есть, значит, то, что как единое все вновь появляется при каждом воплощении. Это Я приносит с собой способности, образовавшиеся в нижних областях Страны Духов. Следовательно, оно переносит плоды прежних жизней в жизни последующие. Оно есть носитель результатов прошлых воплощений. Итак, Я, когда оно живет в пятой области Страны Духов, находится в царстве замыслов и целей. ... Поскольку в пятой области человек живет в своем собственном Я, то он выведен также из всего того, что в течение воплощений обволакивает его из низших миров. Он является тем, чем он всегда был и всегда будет в течение своих воплощений. Он живет во власти замыслов, заложенных в эти воплощения, которые он внедряет в свое собственное Я. Он оглядывается назад на свое собственное прошлое и чувствует, что все пережитое им в нем будет вложено в замыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем. Вспыхивает род воспоминания о своих прежних жизнях и пророческое прозрение будущих. Тогда видишь: названное выше Самодухом, поскольку он развит, живет в этой области в соответствующей ему действительности. Он образуется и готовится к тому, чтобы в новом воплощении для него явилась возможность осуществлять духовные замыслы в земной действительности. Если Самодух в течение ряда пребываний в Стране Духов развился настолько, что может вполне свободно двигаться в этой стране, тогда он будет все больше и больше искать здесь свою истинную родину. Жизнь в духе сделается ему столь же близка, сколь земному человеку — жизнь в физической действительности. Отныне точки зрения Мира Духов становятся тем мерилом, которое он более или менее сознательно или бессознательно усваивает себе в течение следующих земных жизней. ... Человек, достигший этой ступени, сам намечает себе цели, которых он должен достигнуть в следующем воплощении. Из Страны Духов он влияет на свое будущее для того, чтобы оно свершалось в духе истинного и духовного. Человек в течение промежуточного состояния между двумя воплощениями пребывает в присутствии всех тех высоких существ, перед очами которых Божественная Мудрость лежит без покровов. Ибо он достиг той ступени, на которой может понимать их. В шестой области Страны Духов человек во всех своих деяниях будет проводить то, что наиболее свойственно истинной сущности мира . Ибо он тогда не может искать того, что полезно ему, а лишь того, что должно случиться согласно правильному ходу мирового строя. Седьмая область Страны Духов стоит здесь лицом к лицу с "семенами жизни", которые из еще более высоких миров перенесены в эти три только что описанные мира, чтобы в них исполнить свои задачи. Будучи на границе трех миров, человек тем самым познал себя в своем собственном зерне жизни. Это влечет за собой для него разрешение загадки этих трех миров".9(11) Перейти на этот раздел
|