Главная / Предметный указатель / /
ДУХ — человека - см. также ТЕЛО, душа, дух; САМОДУХ. |
Состояния сознания
40в. В эволюции мира человек овладевает тремя (внутри семи; семеричность всегда восходит к троичности) состояниями сознания. Первое состояние, когда «Я» еще не рождено. Человек есть член более высокого Я. Во втором состоянии сознания рождается «Я»; в третьем -- человек становится самосознающим ясновидцем. «На языке оккультных знаков первое состояние сознания обозначается так: ; т.е. оно излучается из абсолютного, равного точке сознания, пронизывающего мир ( к р у г ) . ... Первая ступень сознания совершенно субъективна, т.е. человек ничего не воспринимает извне, а только то, что насаждает в него Бог...»; знак такого сознания: , т.к. оно состоит из трех подчиненных ступеней.
«Третья ступень сознания совершенно объективна, т.е. человек воспринимает весь мир как божественный: . Средняя ступень имеет поэтому знак: ». Три состояния сознания состоят из 3х3 ступеней, и поскольку они постоянно переходят одно в другое, то получается картина того, как из девятиричности образуется семеричность: Полученные семь ступеней сознания связаны с семью планетарными воплощениями (эонами). В соответствии с другим порядком земному эону соответствуют Марс и Меркурий. Вместе с тремя предыдущими эонами они дают пять ступеней земного сознания человека.
Так образуется пентаграмма. Не доверяя водительству Меркурия, человек оказался в тупике развития. Семь состояний сознания состоят из 7х7 5 4 состояний жизни и 7х7х7 состояний формы. Итого 343 ступени. «Во время первого состояния сознания то, чем является зародыш человека, еще не способно развивать собственную жизнь». Это «дочеловеческая» жизнь; из нее постепенно формируется чисто человеческая жизнь. «Таким образом, в человеческой эволюции есть точка, где во всеобщей системе планетарного развития на месте всего, что здесь присутствует из предыдущей (досатурнической. -- Сост.) системы, возникает собственная жизнь системы. Этой точкой является явление Христа.
Ею обозначена середина человеческой эволюции». Также и состояния формы отчасти произошли из предыдущей системы. Они и образуют Макрокосм. «Те состояния формы, которые творит сам человек, образуют микрокосм. О микрокосме можно впервые говорить с того момента, когда человеческий дух делается способен творить формы, как прежде их творил Божественный Дух (Мировой Дух). Переходом тут является Мировая душа -- божественный Дух, который постепенно индивидуализирует себя. В христианской эзотерике состояния сознания называют Отцом (А), состояния жизни -- Сыном или Словом, состояния формы -- Св. Духом». Таковы три Логоса. 1-й Логос открывается в человеке как Атма, 2-й -- как Буддхи, 3-й -- как Манас.
Критическим в эволюции является число 216 = 6х6х6. Это эон Венеры, ее шестое состояние жизни и шестое состояние формы. Тогда от эволюции все, смогшее стать совершенным, начиная с эона Земли, отделится от несовершенного. Таково число 666=6х6х6=216. Если Землю взять в аспекте Марса и Меркурия, то состояние станет критическим уже в 6-й подрасе 5-й коренной расы Земли. «Понятия, берущиеся только из внешней природы, заманивают в человека элементарных духов, подрывающих свободу и делающих его игрушкой окружающего. Понятия, образованные во внутреннем, призывают других элементарных духов, которые перерезают связь с миром».Д.15, с.15 Перейти на этот раздел
416. "За всем физическим миром... за всем (физическим) универсумом стоит великий интуитивный Бог. ...Христианство называет Его Отцом". "За всем живым стоит дух имагинации. Он есть также Тот Дух, Который действует в нашей речи, поэтому в Христианстве Его называют Словом". "Все сознание мира живет также в человеке, в абстрактном мышлении. В себе человек называет это духом; поскольку оно действует вовне, в творящей природе, оно называется Святым Духом".93-а (17) Перейти на этот раздел
501. "Мы могли бы выражаться иначе и вместо выражения: мы имеем отношение к Иерархии Ангелов, — говорить: мы имеем отношение к тому, что должно прийти в будущем как наш Самодух; вместо выражения: мы имеем отношение к Архангелам, — говорить: мы имеем отношение к грядущему Жизнедуху; и т.д".175 (2) Перейти на этот раздел
I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА
1. Тело, душа, дух
3. "Через свое тело человек на мгновение может привести себя в связь с вещами. Через свою душу он сохраняет в себе впечатления, производимые на него вещами, через его дух ему открывается то, что сами вещи хранят в себе. Только рассматривая человека с этих трех сторон возможно надеяться постичь его существо. Ибо эти три стороны являют его в трояком различном родстве с остальным миром". "Итак, человек — гражданин трех миров. Своим телом он принадлежит к миру, который и воспринимает тоже своим телом; душой он строит себе свой собственный мир, через его дух перед ним раскрывается мир, который выше двух первых миров".9 (2) Перейти на этот раздел
4. Представим себе печать, на которой написано имя "Иванов". Приложив ее к сургучу, мы получим оттиск. "И вот, приходят кантианец и физиолог и говорят: нет никакого отношения между печатью, сделанной, скажем, из бронзы, и тем, что осталось на сургуче. ...Ничто из бронзы не перешло в сургуч и наоборот. То и другое разной природы... Но получилось нечто иное, что не является ни сургучом, ни бронзой, но в обоих пребывает в одном и том же виде. И это именно "Иванов", то есть то, что не связано ни с бронзой, ни с сургучом, но пребывает в живом... Итак, мы имеем духовно-душевное и телесное. Духовно-душевное отпечатлевается в телесном. А то, что в обоих остается одним и тем же, — это дух. ... И мы не постигаем духовного, когда рассматриваем лишь одно душевное, как не узнаем Иванова, разглядывая, только печать. Мы не постигаем дух, вглядываясь в материальный мир, как не узнаем Иванова, рассматривая сургуч. Дело в том, что наш дух есть посредник, отношение между душевным и телесным".191 (3) Перейти на этот раздел
6. "Душевное стоит перед двоякой необходимостью. Оно определяется законами тела в силу природной необходимости; оно дает определять себя законам, приводящими его к верному мышлению, так как свободно признает их необходимость. Законам обмена веществ человек подчинен природой; законам мышления он подчиняется сам. — Через это человек делает себя членом более высокого порядка, чем тот, которому он принадлежит благодаря своему телу. И этот порядок духовный. Насколько телесное отлично от душевного, настолько последнее, в свою очередь, отлично от духовного. Когда говорят только о частицах углерода, водорода, азота, кислорода, движущихся в теле, не имеют в виду душу. Душевная жизнь начинается лишь там, где посреди этого движения появляется ощущение: я ощущаю сладкое, или: я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду дух, пока смотрят лишь на душевные переживания, протекающие через человека, когда он вполне предается внешнему миру и своей телесной жизни. Это душевное скорее есть только основа для духовного, как телесное есть основа для душевного. Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души (психолог) — с душой, а испытатель духа — с духом. К тому, кто путем мышления хочет уяснить себе существо человека, должно быть предъявлено требование, чтобы посредством размышления о самом себе он уяснил различие между телом, душой и духом".9 (5) Перейти на этот раздел
22. "В качестве хранительницы прошлого душа постоянно собирает сокровища для духа. Мое умение отличить верное от неверного зависит от того, что я, как человек, представляю собой мыслящее существо, которое в состоянии охватить истину в духе. Истина вечна; она могла бы мне снова и снова открываться в вещах, даже если бы я постоянно терял из виду прошедшее, и каждое впечатление было бы для меня новым. Но дух, который во мне, не ограничивается только впечатлениями настоящего; душа охватывает своим кругозором и прошедшее. И чем больше она может прибавить к нему из прошлого, тем богаче делает она этот кругозор. Т.обр., душа передает дальше духу то, что она получила от тела. Вследствие этого дух человека в каждый момент своей жизни содержит в себе двоякое: во-первых, вечные законы истины и добра и, во-вторых, воспоминание о переживаниях прошедшего. Все, что делает человек, он делает под влиянием обоих этих факторов. И если мы хотим понять его дух, то мы должны знать о нем две вещи: во-первых, насколько раскрылось ему вечное и, во-вторых, какие сокровища прошлого лежат в нем. Эти сокровища отнюдь не остаются для духа в неизменном виде. Впечатления, которые человек приобретает из переживаний, понемногу исчезают из памяти. Но не их плоды. Мы не помним все переживания, через которые мы прошли в детстве, пока усваивали искусство чтения и письма. Но мы не могли бы ни читать, ни писать, если бы не прошли через эти переживания и если бы их плоды не сохранились в нас в форме способностей. Это и есть то превращение, которое производит дух с сокровищами памяти. Он предоставляет то, что может вести к картинам отдельных переживаний, его судьбе и берет из него лишь силу для возвышения своих способностей. Т.обр., несомненно, ни одно переживание не проходит бесплодно; душа сохраняет его как воспоминание, а дух извлекает из него то, что может обогатить его способности, содержание его жизни. Человеческий дух растет благодаря переработанным переживаниям. — И поэтому, хотя и нельзя искать прошлые переживания в духе так, как если бы они были сложены в кладовой, но мы находим их воздействия в приобретенных способностях".9 (7) Перейти на этот раздел
28. "Так живет человеческое душевное — душа ощущающая, рассудочная и сознательная — в троякой области: в теле ощущений, в эф. и физ. телах".9 (7) Перейти на этот раздел
180a. "Почему в отношении человека мы спрашиваем о добре и зле, о справедливости и несправедливости, а в отношении Макрокосма такого вопроса не выдвигаем? Некогда, когда мир еще не представлял собой волнующееся море, среди того, что видит глаз, слышит ухо, воспринимают органы чувств, среди того, что теперь является нам в законах гармонии, вовне, в Мироздании бушевало море катящихся сквозь пространство волн чувств, желаний и вожделений. Эти мировые страсти, пребывающие между законами и хаосом, должны были быть преодолены". И если теперь кто-то сможет заглянуть в тот древний мир мировых желаний, страстей, тот не найдет там ни одного "тела вожделений". Хаос преодолен. Астральные тела мира пришли к покою, но не людей. "Чистый закон есть закон космоса, чистый дух человека должен однажды стать его судьбой". Д.32, с.3 Перейти на этот раздел
221. "Одухотворенная Я часть эф.тела человека называется Буддхи. ... В христианской эзотерике ее называют ... Христос. Пятый член человеческого существа называется Дух Святой, шестой — Христос, внутренний Христос".97 (14) Перейти на этот раздел
225. "Как в пределах физического мира каждое отдельное человеческое тело строится в виде особого существа, так строится духовное тело в пределах духовного мира. В духовном мире для человека точно так же существует внутреннее и внешнее, как и в мире физическом. Подобно тому, как человек берет вещества из окружающего его физического мира и перерабатывает их в своем физ.теле, так берет он духовное из окружающего его духовного мира и делает его своей собственностью. Духовное есть извечная пища человека. И как человек родился из физического мира, так же родился он и из духа в жилу вечных законов истины и добра. Он отъединен от находящегося вне его духовного мира так же, как он, как самостоятельное существо, отделен от всего физического мира. Это самостоятельное духовное существо пусть называется "Духо-человеком".9 (6) Перейти на этот раздел
229. "Когда мы исследуем физ.тело человека, то мы находим в нем те же вещества и силы, что и вне его в физическом мире. Так же обстоит и с Духочеловеком. В нем пульсируют элементы внешнего духовного мира, в нем действуют силы остального духовного мира, Как в физической коже замыкается в себе существо, которое живет и ощущает, также и в духовном мире духовная кожа, которая отделяет Духочеловека от общего духовного мира, делает его внутри этого мира самостоятельным духовным существом, живущим в самом себе и интуитивно воспринимающим духо-содержание мира. Эта "духовная кожа" пусть будет называться духо-оболочкой (аурческой оболочкой). Нужно только твердо помнить, что эта "духовная кожа" по мере человеческого развития непрерывно вытягиваются, так что духовная индивидуальность человека (его аурическая оболочка) обладает способностью неограниченного роста. Внутри этой Духо-оболочки живет Духочеловек. Последний строится духовной жизненной силой в том же смысле, как физ.тело строится физической жизненной силой. Подобным же образом, как мы говорим об эф.теле, надо говорить об эфирном духе в применении к Духочеловеку. Этот эфирный дух пусть будет назван Жизнедухом. Т.обр. духовное существо человека расчленяется на три части: на Духочеловека, на Жизнедух и на Самодух. Духовное существо человека, как высшая — собственно духовная — часть ауры для "видящего" в духовных областях, является воспринимаемой действительностью. Он "видит" внутри духо-оболочки Духочеловека как Жизнедуха; и "он видит", как этот Жизнедух постоянно растет благодаря принятию духовной пищи из внешнего духовного мира. И далее он видит, как благодаря этому питанию постоянно расширяется духо-оболочка, как Духочеловек становится все больше и больше. Поскольку это "возрастание" "видишь" пространственно, постольку, разумеется, это есть лишь образ действительности. Тем не менее в представлении этого образа человеческая душа обращена на соответствующую духовную действительность. В этом и заключается разница между духовным и физическим существом человека, что последнее имеет ограниченный размер, тогда как первое может расти безгранично. Ведь воспринимаемое из духовной пищи имеет цену вечного. Поэтому человеческая аура составляется из двух взаимно проникающих друг друга частей. Одной части дает окраску и форму физическое бытие человека, другой — духовное. Я делит их т.обр., что физическое в своем своеобразии отдает себя и строит тело, которое дает ожить в себе душе; а Я, в свою очередь, отдает себя и дает ожить в себе духу, который со своей стороны проникает в душу и намечает для нее цель в духовном мире. Благодаря телу душа замкнута в физическом; благодаря Духочеловеку у нее растут крылья для движения в духовном мире". 9 (6) Перейти на этот раздел
686. "Сущность природы состоит в том, что закон и явление в ней разделены, и последнее управляется первым; между тем как сущность свободы состоит в том, что оба совпадают, так что действующее непосредственно изживает себя в действии и содеянное само регулирует себя. Поэтому гуманитарные науки — это, по преимуществу, науки о свободе. Идея свободы должна быть их средоточием, господствующей идеей. Эстетические письма Шиллера потому и стоят на такой высоте, что они стремятся найти сущность красоты в идее свободы, что они проникнуты началом свободы. Дух занимает во всеобщности, в мировом целом лишь то место, которое он дает себе как индивидуум. Если в органике всегда надо иметь в виду всеобщее, идею типов, то в гуманитарных науках необходимо утверждать идею личности. Здесь дело идет не об идее, какой она изживается во всеобщности (в типе), но об идее, какой она выступает в отдельном существе (в индивидууме). Конечно, важна не случайная, отдельная, та или иная личность, а личность вообще, и притом личность, не как развивающаяся из самой себя в отдельные формы и лишь таким образом достигающая чувственного бытия, но как самодовлеющая. в себе самой завершенная, в себе самой находящая свое назначение". "В гуманитарных науках наше сознание имеет дело с самим духовным содержанием: с духом отдельного человека, с созданиями культуры, литературы, со сменяющими друг друга научными воззрениями, с созданиями искусства. Духом постигается духовное же. Здесь уже сама действительность содержит в себе принадлежащее миру идей, ту закономерность, которая иначе выступает лишь в духовном постижении. Что в науках о природе появляется лишь как результат размышления над предметами, здесь является порожденным им. Наука здесь играет другую роль; сущность содержится в объекте уже и без ее работы. Мы имеем дело с деяниями, творениями, идеями человека. Это есть разъяснение, даваемое человеком самому себе и своему человеческому роду. Науке здесь надлежит выполнять иную миссию, чем в отношении природы. И миссия эта, опять-таки, выступает сперва как человеческая потребность. Подобно тому как необходимость найти для природной действительности ее идею, выступает сначала как потребность нашего духа, так и задача гуманитарных наук появляется сначала как человеческое стремление. И мы снова встречаем здесь объективный факт, который возвещает о себе как субъективная потребность". 2(17) Перейти на этот раздел
687. "Психология, народоведение и история суть главнейшие формы гуманитарных наук. Их методы... основаны на непосредственном постижении действительности мира идей. Их предмет есть идея, духовное, подобно тому как предметом наук о неорганической природе служит закон природы, а наук об органической природе — тип". "Первая наука, в которой дух имеет дело с самим собой, есть психология. Дух стоит здесь, наблюдая себя, перед самим собой. Фихте приписывал человеку существование лишь постольку, поскольку он сам придает его себе. Другими словами: человеческая личность обладает лишь теми признаками, свойствами, способностями и т.п., которые она, проникая в свое существо, сама вменяет себе. Человеческую способность, о которой человек ничего бы не знал, он не признал бы своей, а отнес бы ее к кому-нибудь другому. Мнение Фихте о том, что на этой истине возможно основать все науки о Вселенной, было заблуждением. Но эта идея должна стать высшим принципом психологии. Она определяет ее метод. Если дух обладает каким-либо свойством лишь постольку, поскольку он его сам придает себе, то метод психологии есть углубление духа в свою собственную деятельность. Таким образом, методом здесь является самопостижение. Само собой разумеется, что мы этим не хотим принизить психологию до науки о случайных свойствах какого-нибудь человеческого индивидуума. Мы отделяем индивидуальный дух от его случайных ограничений и от его побочных признаков, и стремимся подняться к наблюдению человеческого индивидуума вообще. Дело не в том, чтобы мы рассматривали совсем случайную единичную индивидуальность, а в том, чтобы мы получили ясное представление об определяющем самого себя индивидууме вообще. Если нам скажут, что мы и здесь имеем дело не с чем иным, как с типом человечества, то это будет смешением типа с обобщенным понятием. Для типа существенно то, что он, как всеобщее, противостоит своим единичным формам. Иное дело — понятие человеческого индивидуума. Здесь всеобщее непосредственно действует в единичном существе; только деятельность эта проявляется различно, смотря на какие предметы она направлена. Тип изживает себя в единичных формах и в них вступает во взаимодействие с внешним миром. Человеческий же дух имеет только одну форму. Но те или иные предметы затрагивают его чувствования или некий идеал воодушевляет его к поступкам и т.д. Мы всегда имеем дело не с отдельной формой человеческого духа, а со всем цельным человеком. Его необходимо выделить из его окружения, если мы хотим постичь его. Чтобы достигнуть типа, необходимо от отдельной формы подняться к праформе; а чтобы достигнуть духа, необходимо отвлечься от внешних проявлений, посредством которых он дает о себе знать, от частных, совершаемых им деяний, и рассматривать его в себе и для себя. Надо подслушать, как он действует вообще, а не то, как он поступил в том или ином положении. В типе необходимо высвободить посредством сравнения всеобщую форму из единичных, в психологии же необходимо лишь высвободить единичную форму из ее окружения. Здесь дело обстоит не так, как в организме, где мы в отдельном существе узнаем норму всеобщего, праформу, но здесь мы воспринимаем отдельное существо как саму праформу. Человеческое духовное существо — это не некая форма его идей, но оно само есть эта форма. Если Якоби полагает, что мы одновременно с восприятием нашего внутреннего мира убеждаемся в том, что в основе его лежит целостное существо (интуитивное самопостижение), то мысль эта неудачна, ибо ведь само это целостное существо и является предметом нашего восприятия. Что в других случаях — интуиция, здесь — самонаблюдение. В отношении высшей формы бытия это действительно не может быть иначе. Что дух может вычитать из явлений — есть наивысшая форма содержания, какую он вообще может добыть. Когда он затем размышляет над самим собой, то он должен познать себя как непосредственную манифестацию этой наивысшей формы, как ее носителя. Что дух находит в многообразной деятельности как единство — это в своей отдельности он должен найти как непосредственное бытие. Что он частности противопоставляет как всеобщее — это он должен признать за своим индивидуумом как саму его сущность. Из всего этого мы видим, что истинная психология может быть обретена лишь тогда, когда предметом исследования станут особенные свойства духа как деятеля. В наше время этот метод хотят заменить другим, где предметом психологии становится не сам дух, а явления, в которых он изживает себя. Психологи считают возможным приводить во внешнюю связь отдельные проявления духа таким же образом, как это делается с фактами неорганической природы. Так они хотят обосновать "учение о душе без души". Наше рассмотрение показывает, что при таком методе упускают из виду именно самое существенное. Надо выделить дух из его проявлений и заняться им самим как производителем их. А вместо этого ограничиваются проявлениями и забывают о духе. Здесь опять увлекаются той ложной точкой зрения, которая пытается применить методы механики, физики и т.д. ко всем наукам вообще. Единая душа дана нам в опыте так же, как и отдельные ее действия. Каждый сознает, что его мышление, чувствование и воление исходят из его "я". Всякая деятельность нашей личности связана с этим центром нашего существа. Если при каком-нибудь поступке мы оставим в стороне эту связь с личностью, то этот поступок вообще перестанет быть душевным явлением. Он подпадает под понятие неорганической или органической природы. Если на столе лежат два шара и я ударяю их один о другой, то все объясняется — если оставить в стороне мое намерение и желание—физическими или физиологическими процессами. При всех манифестациях духа — мышлении, чувствовании, волении — все дело заключается в том, чтобы познать их в сущности как проявления личности. На этом основывается психология". "Все деяния человека исходят не только из его собственной силы, но также из полноты силы его народа. В своем призвании он выполняет и часть призвания своего народного сообщества. Его место среди народа — и в этом все дело — должно быть таким, чтобы он полностью мог проявить мощь своей индивидуальности. Это возможно только тогда, когда народный организм таков, что отдельный человек может найти в нем место, где приложить свой рычаг. Это не должно быть предоставлено случайности — найдет ли он это место, или нет. Исследование образа жизни индивидуальности среди народной общины есть дело народоведения и науки о государстве. Народная индивидуальность есть предмет этой науки. Ее задача — показать, какую форму должен принять государственный организм, чтобы в нем могла выразиться народная индивидуальность. Конституция, которую берет себе народ, должна быть развита из его самой внутренней сущности. И в этом отношении существует немало заблуждений. Науку о государстве не считают опытной наукой, полагая возможным конституционное устройство всех народов осуществлять по одному определенному шаблону*. Но конституция всякого рода есть не что иное, как его индивидуальный характер, введенный в строго определенные формы законов. Кто хочет наметить направление, которое должна принять какая-нибудь деятельность народа, тот не должен навязывать ничего извне; он должен просто высказать то, что бессознательно лежит уже в характере народа. "Правит не рассудительный, а рассудок, не разумный, а разум", — говорит Гете. Понять индивидуальность народа как разумное существо — в этом состоит метод народоведения. Человек принадлежит к некоему целому, природа которого есть разумная организация. Здесь мы опять можем привести знаменательные слова Гете: "Разумный мир надо рассматривать как великий бессмертный индивидуум, который безостановочно создает необходимое и благодаря этому становится даже господином над случайным". Как психология должна исследовать сущность отдельного индивидуума, так народоведение (психология народов) предметом своих изысканий должна сделать упомянутый "бессмертный индивидуум". 2 (18)
_____________________________
* Этот упрек относится прежде всего к тем, которые думают, что изобретенный в Англии либеральный шаблон можно навязывать всем государствам. Перейти на этот раздел
|