BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ДОБРОДЕТЕЛИ - см. также МОРАЛЬ, КАЧЕСТВА — и многочленный человек

1395. "Человеческое Я троично, ибо душа имеет три аспекта, три основных силы, из которых она со­стоит и которые неотделимы от нее. Эти три силы суть то, что мы называем душой ощущающей, рассудоч­ной и сознательной. Они являются частями постепенно приближающейся к сознанию индивидуальности. Сло­вами нашего языка мы можем обозначить их как ум, индивидуальность и моральность". Эту троичность мы можем обозначить как веру, любовь и надежду. Эти три способности превращают три души в Манас, Буддхи и Атма.127 (23)

     Перейти на этот раздел

  

"Платоновские добродетели":
мудрость, сердечность, рассудительность, справедливость.
Физическое, эфирное, астральное и Я.
Душа сознательная


1409. Платон говорит о четырех добродетелях: о мудрости, сердечности (в смысле твердости духа — Starkmut, способности, дельности, содержащей в себе сердечную силу, т.е. душевной способности),о рассудительности и справедливости. Им в человеке соответствуют: Я, астр. тело, эф. тело и физ. тело. Через эти четыре добродетели моральные импульсы распространяются в человеческой ауре (см.рис.1).
     "При эстетическом переживании можно заметить, что человек живет более в окружении головы, а в голове он более захвачен своим астр. телом (рис.2).

     Я — зеленое (мудрость),
     астр. тело — желтое (сердечность),
     эф. тело — фиолетовое (рассудительность),
     физ. тело — красное (справедливость).

     Истина струится в эфирную часть головы, где рождаются мысли. "Когда мы постигаем истину, то вначале она действует вовне, в ауре (это видят после посвящения), через Я и астр. тело, и лишь затем в эф. теле головы, а грудная часть здесь переживается как физ. тело". Если мы хотим почувство­вать истину, то она должна из­лучиться в грудную часть. Так спиритуальное переживается как моральное (рис.3).

Через сферу морали, эстети­ческую сферу и сферу мудрости мы связаны с силами духовного мира. В физ. теле через мозг мы связаны с элементарными сущест­вами, принадлежащими сфере муд­рости. При эстетическом способе рассмотрения (рис.2) нашу голо­ву непосредственно окружают элементарные существа: эльфы, домовые и т.д. Далее (рис.3) нас окружают духовные существа, принадлежащие астральной сфере.170 (5)

     Перейти на этот раздел

  

1411. "Силы, обусловившие наше выпрямление в детстве, продолжают действовать, когда мы затем учим­ся говорить. Силы, действовавшие в раннем детстве, не теряются в дальнейшем. Они остаются, но действу­ют в добродетели, которая выражается в правильном, в правом, в добродетели всеобъемлющей справедли­вости. ... Сила, которую мы употребили, будучи детьми, чтобы из ползающего существа стать прямо­стоящим, живет в нас, когда мы развиваем добродетель справедливости, четвертую из названных Платоном (другие: мудрость, мужество, умеренность).
     Кто действительно упражняется в справедливости, тот каждую вещь, каждое существо ставит на пра­вильное место. ... Мы укрепляемся в справедливости, когда развиваем силы, приводящие нас в духовное отношение со всем космосом. Справедливость определяет меру связи человека с Богом. Несправедливость означает потерю Бога, потерю своего божественного происхождения".
     "По-настоящему можно учиться, когда юность позади. ... беря в руки "Ифигению" Гете или "Телля" Шиллера, обычно думают: ведь это мы уже читали в школе. — Но думать так не следует, ибо эти вещи дейст­вуют наилучшим образом, если их читают в старости, т.к. тогда они служат справедливости и мудрости". Становясь мудрыми, мы можем свободно обращаться с Я и астральным, мы астр. тело преобразуем в Самодух, а с физическим мозгом остается связанным только эфирное". В отношении мужества "...человек свободен только своим Я и опору имеет в физ.,эф.,и астр. телах". В отношении умеренности, рассудительно­сти "...мы становимся свободными только в ядре нашего Я, мы остаемся связанными нашим Я с физ.,эф., и астр. телами и работаем над его освобождением от них".159 (1)

     Перейти на этот раздел

  

1414. "Истина родственна физ. телу, красота — эф. телу, добро — астр. телу". "Нечестный человек от­рицает духовное прошлое, лжец отрезает себя от своего духовного прошлого. Тупое презрение к прекрас­ному хочет основать на Земле места, где ему не светило бы Солнце духа, где бы оно могло пребывать бездуховно в бездуховном месте. Человек, отрицающий добро, отрицает, собственно, свое духовное буду­щее".220 (7)

     Перейти на этот раздел

  

1416. "Приходящее из эстетической сферы действует непосредственно на астр. тело. И действует так, что возникает изумительная игра между астр. телом, которое интенсивно связано со всякой подвижностью — будь то нервная или мускульная подвижность тела, — и астр. телом, которое менее интенсивно связано с мускульной и нервной подвижностью головы. Астр. тело находится в ином отношении к голове, чем к ос­тальному телу. Поэтому человек и имеет эти две астральности: относительно свободную в голове и свя­занную с физическим процессом в остальном теле. И эта свободная и связанная астральности начинают играть одна в другой через эстетические импульсы".
     "В истине человек открывает свое эф. тело, прежде всего, эфирную часть головы, космосу. В красоте он непосредственно открывает космосу астр. тело; в моральности — свое Я. Истина берет свое начало еще на др.Солнце, достигает своей вершины на др.Луне, живет дальше на Земле и получит свое заверше­ние на Юпитере. Красота берет свое начало на др.Луне, продолжает развитие на Земле и достигнет за­вершения на Венере. Моральность впервые начинается на Земле. А завершения она достигнет на Вулкане, когда все пульсирующее в огневых процессах крови станет очищенным Я, станет Я моральным, полнос­тью охваченным моральным, когда я-сила и моральная сила станут одним, а тепло крови — материальное в крови лишь внешний знак — станет святым огнем Вулкана".170 (4)

     Перейти на этот раздел

  

1423. "Моральность воздействует непосредственно на то, что мы называем Я. Оттуда она дейст­вует в астр. теле, в эф. теле и затем в физ. теле. Так что если моральность выражается в действии, то моральный импульс сияет в Я, оттуда — в астр. тело, оттуда — в эф. тело и оттуда — в физ. тело. Там он становится движением, становится тем, что человек совершает внешне и может воспринять так называ­емыми моторными нервами. Моральность есть нечто, действующее непосредственно из духовного мира в че­ловеке сильнее ... чем красота и истина". Истины, также и духовные, приходят косвенным путем, через голову. "Моральные импульсы, если даже мы их постигаем совершенно духовно, как моральные идеи, при­ходят не окольным путем через голову, а затрагивают всего человека. Это факт: они действуют на всего человека".
     "Называемое нами до некоторой степени морально-эфирной аурой... действует на всего человека. Оно действует на Я, а Я действует во всем остальном теле, например в крови. Не правда ли, Я — это головное, что действует в крови. Моральность действует на кровь. ... Когда находятся под влиянием сильного морального импульса, то происходит непосредственное действие морального импульса на кровь. Это действие предшествует восприятию морального процесса головой".170 (4)

     Перейти на этот раздел

  

Мудрость, благочестие, уверенность. Астральное, эфирное, физическое

1443. "Мудрость дает астр. телу то, благодаря чему мы во все большей мере уходим от препятствующих сил. Благочестие регулирует силы и правильное членение эф. тела. Но то, что струится в наше тело бла­годаря тому, что мы узнаем о нашей связи с вечным, — это есть жизненная уверенность и она доходит вплоть до физ. тела".127 (5)

     Перейти на этот раздел

  

44. "У масонов иоанновы каменщики до сих пор говорят о значительности таких вещей, как Мудрость, Красота, Власть, но уже не знают о том, что благодаря этому развиваются эф.тело, ас.тело и Я вместе с их органами". 93-а(15)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru