BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Именной указатель / /

ДАНИЛЕВСКИЙ

1452.В I-й половине XIX в. Хомяков выражал идею того рода, что западноевропейская жизнь стара, она пришла в упадок и русский народный дух призван обновить духовную жизнь Европы. И все историческое становление в будущем зависит от посланничества русского народа. Выражал эту идею Хомяков тонким, поэтическим образом, но при этом в 1829 году он, как гусар, добровольно принял участие в русско-турецкой войне, поскольку ощущал в ней первую вспышку всемирно-исторического посланничества России. У Данилевского (см. его книгу "Россия и Европа"), уже в конце XIX в. духовная задача русских целиком сплавлена с волей к завоеваниям. Взгляды Данилевского разделял Страхов. Однако Владимир Соловьев, принимая идею посланничества России, подверг книгу Данилевского критике. Данилевский утверждает: Европа ненавидит нас потому, что боится в нас нового, более высокого типа культуры. Соловьев возражает ему: Европа смотрит на нас враждебно и со страхом ввиду наличия в нашей жизни темного и неясного элемента власти, ввиду слабости духовных, культурных сил. Россия больна, пишет Соловьев, хотя физически мы еще сильны. На нас лежит бремя скрытого в народном характере и не осознаваемого греха. Пока мы духовно связаны и парализованы, все наши элементарные инстинкты будут направляться на вредное. "Существенный, да, единственно существенный вопрос для истинного патриотизма есть вопрос не о силе и не о призвании, а о грехах России" (Соловьев. "Россия и национальный вопрос"). 24 с.300-306

     Перейти на этот раздел

  

1455.Вл. Соловьев "исследовал сочинения Данилевского и его последователей, Каткова и Аксакова. И он нашел, что эти люди бросаются "зажигательными средствами" в Запад, а мыслеформы у них и вся логика заимствованы у французского воспитанника иезуитов Иосифа де-Местра". Он смог доказать, что мысли славянофилов несут тот отпечаток западноевропейского духа, который напечатлен папством. Далее он открыл, что немало славянофилы позаимствовали из книги Бержерета "Принципы политики". Наконец, он обнаружил книгу Генриха Рюккерта (1823-1875) "Учебник мировой истории в органическом развитии" (1857), из которой “русские патриоты" немало повыписывали. И Соловьев говорит: "Наши патриоты клянут разные воззрения, поскольку они масонские. В таком случае их собственное воззрение на Россию и патриотизм заслуживает двойного осуждения: с нашей и с их точки зрения, ибо они разрослись на чужой, не русской, рабской чужеземной почве". Не так уж много друзей осталось у Вл. Соловьева после этих его разоблачений. 64 с. 317-318

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru