Главная / Предметный указатель / /
ДЕИЗМ |
543. "Для человека восточной Европы является само собой разумеющимся, что в течение его жизни в него непрерывно вливается Импульс Христа. Для народов церкви западноевропейских стран это притупилось или обессилилось тем, что Импульс Христа здесь был оттеснен к началу нашего летоисчисления, а позже его подвергли декретированию. ...В системе лож, на Западе, Импульс Христа вообще ставится под вопрос, становится вообще сомнительным... попутно с деизмом развивается то, что называют новейшим просвещением". "У тех, кто развился из народа лож (гл. обр. англосаксы. — Сост), дело сведено к тому, чтобы наряду с общим Богом найти благоразумным допущение Христа". Примером может служить Эдвард Чербери* . Он пытался найти Импульс Христа благоразумным. Много путешествовавший, Чербери нашел много общего в религиях. Он пытался охватить это в пяти предложениях: Первое: Бог существует. Второе: Бог требует почитания. Третье: это почитание должно выражаться в добродетели и благочестии. Четвертое: грехи требуют покаяния и искупления. Пятое: после смерти существует награждающая и карающая добродетель. "Вы видите, здесь нет ничего от Христова Импульса. Но, в то же время, в этих пяти предложениях находится все, к чему приходишь... исходя из импульса лож. ...В Гоббсе, Локке и др. мы встречаем все вновь повторяющиеся попытки уяснить себе: разумно ли принять Христа Иисуса, о Котором существует предание? ...В итоге это нашли разумным". Например, Тиндаль (1657-1733) в книге "Христианство — древнее, как само творение" показал, что всегда лучшие люди были христианами; у Тиндаля Христос — учитель, он обобщил лучшее в религиях. В сравнении с этой книгой видно, как измельчало вольтерьянство и т. п. Для народа Христа Христос есть Дух. Для народа церкви Христос есть Царь. Для народа лож Христос есть Учитель. (Раскрытие понятий см. в 4-ом отделе. — Сост.)185 (9) *- Эдвард Чербери, лорд (1581-1648), основатель английского деизма. Перейти на этот раздел
568. "В действительности одно действует на другое, через другое; всегда одно пробивается в другое. И если, например, вы спросите меня: кто входит в этот народ лож, кто принадлежит к этому деизму, деизму просвещения? — то здесь-то и примечательно, что чистейшим типом его является Гарнак из Берлина!" 185(9) Перейти на этот раздел
172. "Деизм — это выжатый лимон религиозного мировоззрения, где от Бога не осталось ничего, кроме сказок о всеобщих, совершенно абстрактных мировых событиях". 200(3) Перейти на этот раздел
|