BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ГОЛОВА - см. также ТРЕХЧЛЕН. человек — в прошлом и будущем

280. "Четыре первых эпохи (Атлантиды) были таковы, что человек тогда был еще групповой душой. Затем, в 5-й эпохе, возник первый импульс к я-душе. Итак, на первых четырех ступенях развития в Атлантиде человек продвигался вперед как групповая душа, и каждой из первых четырех атлантических рас соответствует типичный животный облик: льва, орла, тельца или быка, и человека. С этим человек переходит в пятую эпоху, где типичные облики теряются. Подумайте о том, что человек в настоящее время пронизан Принципом Христа и благодаря этому все более и более преодолевает животное. И четыре типичные головы: льва, орла, тельца и человека, они пребывают в нем как нечто такое, что снова примет свой облик, сможет выступить наружу, и к нему присоединятся еще три животных облика, оставшихся от трех последних рас Атлантиды, когда человек начал становиться человеком. Эти три облика также снова выступят в человеке, если он не переработает свою душу так, чтобы животное в ней исчезло".
     Когда Земля соединится с Солнцем и они оба одухотворятся, то отставшее выступит из астрального моря в виде зверя с семью головами, но это будет уже не правомерным, как в эпоху Атлантиды, теперь это будет искуситель. "Голова" является выражением апокалиптической Мистерии, имеющей отношение к эфирному в человеке, к его эфирной голове, выступавшей в прошлом из физической головы. А то, что эф. телом вызывается в физ. теле человека, — это в апокалиптической Мистерии называют "рогом". Все физические органы суть сгущенные эфирные органы. Например, сердце получило свои первые зачатки в то время, когда человек в своей групповой душевности переходил через то, что называется львом. Сердце, таким образом, является "рогом" львиной головы. "Так что человеческое эф. тело состоит из "голов", а физ. тело — из "рогов". Таков язык Мистерий". 104 (9)

     Перейти на этот раздел

  

1209. "Голова предназначена для совершенно иного, чем остальной организм. Голова есть окостеневший орган. Если бы человек не имел остального организма, то он был бы хотя и очень одухотворенным, но оду­хотворенным животным. Если бы голова не была инспирирована чувствовать себя как человек, то сама она была бы на это не способна. Она указывает далеко назад, на др.Сатурн, Солнце и Луну. Остальной организм указывает только на др.Луну; он прирос к головной части и в этом отношении действительно является не­ким паразитом на голове. Вы должны это хорошо себе представить: головой был некогда весь человек. Вниз от нее шли открывавшиеся вовне органы, через которые он питался". Постепенно эти органы закрылись, голо­ва окостенела, и возникла нужда в других органах.181(7)

     Перейти на этот раздел

  

1210. "Придет время, когда наши руки, а также и многое другое станут неподвижными. Это будет на Юпитере. ... И то, что выражается в наших руках, есть подготовление будущего органа мышления. Мы имеем рудиментарные органы, они являются малыми образованиями, поскольку недоразвиты. Сейчас мы имеем спере­ди части черепа, а сзади расположены лопатки. Они принадлежат к некой поверхности, которая со временем замкнет будущий орган мышления. И вы правильно указываете на лопатки человеческого тела, если рассматриваете их как малые кости, принадлежащие, собственно, к черепу". Так вы имеете второго человека, как бы вчлененного в первого. Человек, можно сказать, имеет три черепных поверхности. "Одна более или менее сно­сно образована и замкнута со всех сторон; другая — частично, в виде лопаток; третья — совсем чуть-чуть, в виде коленных чашечек".156(4)

     Перейти на этот раздел

  

1213. "Кости, составляющие позвоночник, были заложены еще во время развития др.Сатурна в элементе тепла и в последующем развитии преобразовались. Кости, образующие ребра, были вычленены во время древ­него лунного развития, они менее изменились, поскольку их первые зачатки выступили сравнительно недавно. ... То, что мы теперь называем черепом, человеческой головой, было заложено на др.Солнце и затем много­кратно преобразовывалось. ... Во время земного развития под влиянием Солнца череп повернулся на 90°; и то, что ранее было направлено вверх, теперь направлено горизонтально".156 (6)

     Перейти на этот раздел

  


     12
. "Имя Иоанна (Богослова) связано о городом Эфесом. И тот, кто, вооружившись имагинативным наб­людением мировой истории, подступит к этим значительным словам: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И бог был Логос", — тот через внутренний путь будет все снова и снова направляться к храму Дианы в Эфесе. И до известной степени посвященный в мировые тайны, решая загадку первых стихов Ев. от Иоанна, будет направляться к Мистериям Артемиды, Дианы в Эфесском храме". Обратимся к этим Мисте­риям в VI, VII дохристианских столетиях или даже несколько ранее, какими они записаны в мысле-эфирной хронике. "Перед нами здесь все снова и снова в видении выступает то, как учитель указывает ученику на человеческую речь, как он все снова и снова увещевает: чувствуй в своем инструменте речи, что там происходит, когда ты говоришь. — Процессы в речи не воспринять через грубые ощущения, ибо они тонки и интимны. Но подумаем сначала о внешнем речи. От этого внешнего речи исходило вначале воспитание в Эфесских Мистериях.
     Внимание ученика обращалось на то, как слово звучит из уст. Ему все снова и снова говорилось: об­рати внимание на то, что ты ощущаешь, когда слово раздается из уст. — И ученик должен был сначала за­метить, как нечто обращается определенным образом от слова вверх, чтобы воспринять в себя мысли голо­вы, и как, в свою очередь, от того слова нечто обращалось вниз, в человека, чтобы он внутренне мог пережить содержание ощущения слова.
    
Все снова и снова ученику указывалось, что через гортань он должен проводить внешние пределы речи и при этом воспринимать, наблюдать приливы и отливы в словах, что теснятся через гортань. "Я есмь, я не есмь" — позитивное, негативное утверждения ученик должен был как можно более артикулировано воспроизводить гортанью и затем наблюдать, как чувствуется более восходящее в "я есмь" и более проникающее вниз в "я не есмь".
     Но затем ученику указывалось на более интимные, внутренние ощущения и переживания слова, как ему воспринять, что от слова нечто исходит как тепло к голове, и это тепло, этот огонь перехватывает мысли. А вниз течет нечто, подобное водному элементу; оно изливается вниз, как изливается в человека выделение желез. Человек пользуется воздухом — это уяснял себе ученик Эфесских Мистерий, — чтобы дать зазвучать слову; но воздух превращается в речи в ближайший элемент — в огонь, в тепло и достает наши мысли вверху, в голове, и вчленяет их в него. И, опять-таки, когда наступает состояние взаимообме­на, то огонь посылается вверх, а вниз посылается то, что заложено в слове; этому дается стекать в некотором роде по каплям, подобным выделениям желез, вниз, как воде, как жидкости. Благодаря этому че­ловек внутренне чувствует слово. Слово, как жидкий элемент, стекает по каплям вниз.
     А затем ученик вводился непосредственно в тайну речи. Эта тайна связана с тайной человека. Эта тайна человека сегодня для человека науки забаррикадирована, ибо наука невероятную карикатуру на истину ставит во главу всех размышлений: т.наз. закон сохранения силы и материи. В человеке материя постоянно преобразу­ется. Она в нем не сохраняется. Что как воздух проникает из гортани, преобразуется, сменяется в этом проникновении ближайшим, более высоким элементом — элементом тепла, или огня; и опять все переходит в водный элемент: огонь, вода, огонь, вода.
     Так внимание ученика в Эфесе обращалось на то, что когда он говорит, то из его уст исходит поток волн: огонь, вода, огонь, вода. Но это есть не что иное, как подъем слов до мыслей (доставание словом мыслей — hinauflangen) и стекание слова по каплям вниз, к чувствам. Так ткут в речи мысль и чувство, когда живое движение волн речи, как воздух, то утончается до состояния огня, то сгущается в воду.


     Ученик должен был это чувствовать, когда в Мистериях Эфе­са большая истина относительно его собственной речи проводи­лась перед его душой. Человек, говори, и ты откроешь через себя становление мира.
     Да, это было именно в Эфесе, что подходившего ко вратам Мистерий ученика предупреждали этим изре­чением. ... А когда он выходил, изречение говорилось ему в иной форме: Становление мира открывается через тебя, о человек, когда ты говоришь.
     И ученик чувствовал постепенно, что своим телом он облекался как оболочкой мировой тайны, которая звучала из его груди и жила в речи. И это было подготовленим к основной глубокой тайне, к которой велся ученик. Ибо т.обр. ученик оказывался в состоянии познать собственное человеческое существо как связанное внутренне с мировой тайной.
     "Познай самого себя" получало святой смысл благодаря тому, что нечто говорилось не просто теоретически, но могло внутренне празднично чувствоваться и ощущаться. После этого ученик мог быть подведен к мировой тайне, распростертой в далях космоса. И здесь необходимо вспомнить, чем была Земля на переходе от Лемурийской к Атлантической эпохе, когда в ее белковой атмосфере возникла известь, поднимавшаяся в испарениях вверх и опадавшая в виде дождя вниз. Та известь пронизывала костное животных (сначала своей духовностью) и низводила их из атмосферы вниз. Человек чувствует все это теперь, когда духовно соединяется с земными металлами; они хранят о том память. (См. также лекцию от 1.ХII.1923 г.). На той стадии (в Лемурийскую эпоху) человек чувствовал себя объемлющим собой всю земную планету. Если поже­лать набросать это схематически, гротескно, то придется сказать: человек чувствует, что главным об­разом своей головой он объемлет всю земную планету (рис.).


     Все происходящие там процессы человек чувствует в себе: как восходит известь, как она связывается со свернувшимся, сгущенным белковой атмосферы Лемурии, сходит вниз в животное существо. Человек переживает в то время все так, что слышит внутренне. Мировая тайна становится слышимой.
     Фактически в воспоминании, в рожденном металлом воспоминании это прошлое Земли воспринимается так, как если бы то, что я описал, было звучащим. И в этом звучании, внутри его ткет и живет мировое свершение. Но что же слышит там человек? Это мировое свершение, подобно чему открывается оно? Оно открывается как Слово мира, как Логос. Это звучит Логос, мировое Слово в восходящей и нисходящей извести. И, воспринимая в себе Его речь, человек воспринимает еще нечто". Когда вы смотрите на скелет человека или животного, то можете услышать, как кости превращаются в нечто иное. Однажды в Триесте мне довелось быть в музее истории природы. Там все звучало, как оркестр. Хотя скелеты "были расставлены инстинкти­вно, они звучали один за другим: в конце одного животного звучали тайны Луны, в конце другого — тай­ны Солнца. И целое было пронизано как бы звучащим Солнцем и планетами. Здесь чувствовалась связь между этими живущими в извести костными системами, скелетами, и тем, что из ткущего Мироздания, с кото­рым некогда человек был един, звучало как мировая тайна, как тайна самого человека.
     Существа, что были там выставлены, животные сущест­ва, они высказывали то, чем они являются. Ибо в Логосе, в звучащей мировой тайне, еще жило существо животности. Это не было двояким, что там воспринималось. Вос­принималось не животное, а затем каким-либо образом сущность животного, но ста­новление и ткание самого животного в его сути — вот что там говорило.
     Правильным образом, как это требовалось в древности, ученику Эфесских Мистерий нужно было воспринять в свою душу, в свое сердце то, что выяснялось относительно пра-начала, где Слово, Логос ткал как сущность вещей. Ученик мог это воспринять, поскольку подготовлялся к тому путем облагораживания, возвышения своей человечности, так что он мог почувствовать се­бя как оболочку, как малый отблеск этой мировой тайны, заложенной в звучании его собственной речи. ...
     Что было большим миром, макрокосмической Мистерией, стало микрокосмической Мистерией человеческой речи. И на эту макрокосмическую Мистерию, переведенную в майю, в большой мир, указывает начало Ев. от Иоанна: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И Бог был Логосом". И это жило и ткало в традициях Эфеса, когда евангелист, автор Ев. от Иоанна, мог читать в Акаше-Хронике то, чего жаждало его сердце, — правильного одеяния для того, что он, как тайну мирового становления, хотел сказать людям".
     Но мы должны сделать еще один шаг. Мы говорили о том, что извести предшествовал кремний, выявляющийся в кварце. Внутри его выступают растительные формы: зеленеющие и увядающие облачные образования. Человек все это воспринимал как внутреннее, как свое собственное существо. "И когда человек шел с чувс­твами далее, к тому, что в кремнии пребывало как способная зеленеть растительность, тогда мировое Сло­во становилось мировой Мыслью, и растение в кремниевом элементе добавляло мысли к звучащему слову. Человек некоторым образом восходил на ступень выше, и к звучащему Логосу добавляется мировая Мысль, как сегодня звучащим в речи словом, когда речевое катится волнами: огонь, вода, огонь, вода, — в огне схваты­вается мысль". (В данной связи объясняется лечение кремнием болезней системы органов чувств головы.)
     "Подумайте только однажды, как тогда жил человек, жил в единстве с космосом. Сегодня, когда человек думает, он должен думать изолированно в своей голове. Здесь, внутри — мысли, там, вовне — слова. Миро­здание вовне. Слова могут только обозначать Мироздание; мысли могут только отображать Мироздание. Та­кого не было тогда, когда человек еще был един с макрокосмическим; он тогда переживал Мироздание в се­бе. Слово было в то же время и окружением; мысль была тем, что пронизывало это окружение. Человек слы­шал, и услышанное было миром. Человек видел это услышанное, но он видел внутри себя. Слово сначала бы­ло звуком. Слово сначала было тем, что стремилось к разгадке. В возникновении животного открылось не­что, стремящееся к разгадке. Как вопрос возникло животное царство внутри известкового. Посмотрите в кремниевое: здесь растительная сущность отвечает тем, что она восприняла как сущность чувств Земли и разгадала загадку, которую загадало животное царство. Это были сами существа, которые обоюдно отгадали себя. Одно существо, животное, ставит вопрос, другое существо, растение, дает ответ. И весь мир становится речью.
     И следует сказать: такова реальность начала Ев. от Иоанна". 232 (6)

     Перейти на этот раздел

  


     1224
. "Человек окружен духовными существами — так осознавали себя люди, когда просыпались. И эти духовные существа являются не его творческими существами — так думал человек во времена Ветхого Завета, — это люциферические существа. А те существа, которые ощущаются как творчески-божественные по отношению к человечеству, те действуют в человеческом существе от засыпания до пробуждения или в той части человеческого существа, которая и во время дневного бодрствования спит. Управителем ночи называли в ветхозаветные времена Бога Ягве, а служителя этого управителя ночи, как тогда го­ворили, его лик называли Михаэль. И о Михаэле думали всякий раз, когда возникало пророческое вдо­хновение, благодаря которому понимали больше, чем через познание, приходящее из чувственного мира.
     И какое же сознание таилось за всем этим? — За всем этим таилось сознание, вырастающее из той сферы бытия, в которой пребывали примыкавшие к Ягве силы, в то время как образование человеческой головы окружено люциферическими существами. Это была тайна, которую проносили через все древние храмы и с которой действительно приближались к истине, что ... через свою голову человек обращен к люциферическим существам. В том, что голова возвышается из человеческого организма, распознавали возвышающегося Люцифера. Та сила, которая человеческую голову из животного вида привела в современ­ный вид, — это люциферическая сила. А та сила, которую человек должен ощущать как божественную, она должна из ночного состояния остального организма струиться в человеческую голову". "Земля не имела бы смысла, если бы человек, развиваясь на ней, оставался при своих чувствах и связанном с головой рассудке, имеющем люциферическое происхождение".
     "Михаэль был откровением, приходившим благодаря ночи, а в наше время он должен стать откровением во время дня. Михаэль из Духа ночи должен стать Духом дня. Мистерия Голгофы означает для него пре­образование из Духа ночи в Духа дня". 194(2)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru