Главная /7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ / IX. СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПОЗНАНИЯ / 3. Интуиция /
|
1166. "Существует две противоположности: карма и "деятельность из ничто", не базирующаяся на карме. ... Интуитивное творчество приходит из "ничто". "Наша жизнь такова, что мы со всех сторон ограничены деятельностью, речами, мыслями. Если мы от всего этого откажемся, то для нас, как простых людей, мало что останется. Но человек тогда остается с результатами эзотерики. ... Тогда остается то, что называется переживанием Нирваны". 93-а (16)
1167. "Над областью интуиции лежит иная, высшая область, в которой из духовных причин ткется план мира". 13 (7)
Ошибка! Фрагмент 611671 не найден.
1168. "При обыкновенном чувственном познании принимаются в соображение четыре элемента: 1. предмет, производящий впечатление на внешние чувства; 2. образ, который человек составляет себе об этом предмете; 3. понятие, благодаря которому человек приходит к духовному постижению вещи или процесса; 4. Я, которое на основе впечатления от предмета образует себе образ и понятие". "Материальное познание" покоится на том, что человек через свои внешние чувства получает впечатления от вещей и представлений внешнего мира. Он обладает способностью ощущать. ... Получаемое извне впечатление называется также Sensatio (чувственное впечатление, чувственное восприятие). Поэтому при материальном познании в соображение принимаются четыре элемента: sensatio, образ, понятие, Я. На следующей высшей ступени познания впечатление
внешних чувств, sensatio, отпадает. Внешний чувственный предмет больше не существует. Т.обр., из элементов, привычных человеку при обыкновенном познании, остаются только три: образ, понятие и Я. ... Кто создает себе образы, которым должны соответствовать чувственные предметы, когда в действительности таких нет, тот живет в фантастике. Но ученик тайноведения приобретает именно способность создавать образы даже и тогда, когда не существует никаких чувственных предметов. Тогда место "внешнего предмета" у него должен занять другой. Он должен быть в состоянии иметь образы, хотя бы ни один внешний предмет не затрагивал его внешних чувств. Место sensatio должно заступить нечто другое. Это есть имагинация. У ученика тайноведения на этой ступени появляются образы совершенно так же, как если бы на него производил впечатление какой-нибудь чувственный предмет; они столь же жизненны и достоверны, как и образы
чувственные, только происходят они не от материального, а от душевного и духовного. Внешние чувства остаются при этом совершенно бездеятельными. Ясно, что эту способность — иметь полные содержания образы без чувственных впечатлений — человек должен сначала приобрести. Это происходит через медитацию, через упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания высших миров?"." "На третьей ступени познания отпадают и образы. Человек имеет дело только с "понятием" и Я". "Что для первой ступени — sensatio, для второй — имагинация, то для третьей есть инспирация. Инспирация дает впечатления, и Я образует понятия. Если непременно хочешь сравнить с этим миром что-нибудь чувственное, то можно взять для такого сравнения только мир звуков, слуха; но не звуков, с которыми имеешь дело в чувственной музыке, а чисто духовных звуков. Начинаешь слышать, что происходит во внутреннем вещей.
Камень, растение и т.д. становятся духовными словами. Мир начинает выговаривать душе действительно саму свою сущность. Это звучит гротескно, но это буквально верно: на этой ступени познания духовно слышишь, как растет трава. Понимаешь форму кристалла как звук; раскрывающийся цветок говорит здесь человеку. Инспирируемый может возвещать внутреннюю сущность вещей; все вещи воскресают перед его душой в новом виде. Он говорит на языке, который коренится в ином мире и который, однако, впервые делает понятным мир повседневный. Наконец, на четвертой ступени познания прекращается и инспирация. Из элементов, которые мы привыкли рассматривать в повседневном познании, здесь принимается в расчет одно только Я. На совершенно определенном внутреннем опыте ученик тайноведения замечает, что он поднялся до этой ступени. Этот опыт выражается в том, что у ученика является чувство: теперь он находится
уже не вне вещей и процессов, а внутри них. Образы — не предметы; они только выражают их. Также и то, что дает инспирация, не есть предмет. Она только высказывает его. Но живущее в душе теперь действительно есть самый предмет. Я излилось во все существа; оно слилось с ними. Жизнь вещей в душе и есть интуиция. И именно надо брать совсем буквально, когда об интуиции говорят: через нее втекаешь во все вещи. В обыкновенной жизни у человека есть только одна интуиция — это интуиция самого Я. Ибо Я никоим образом не может быть воспринято извне, оно может быть пережито только во внутреннем". 12 (1)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|