BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ВОСПРИЯТИЕ чувственное- см. также ОРГАНЫ ЧУВСТВ — и физ.тело

376. "Родившийся ребенок начинает дышать. В него входит поток воздуха, который постоянно толкает кровь в мозг. ... До тех пор, пока только дыханием кровь толкается в мозг, ребенок может просто кри­чать. Он начинает говорить... когда, скажем, глазом или ухом что-то замечает, что-то воспринимает. Когда ребенок замечает у другого человека движение, он подражает ему в себе; тогда вверх идет не только поток крови, но и что-то другое, например от уха (это рисуется). И этот другой по­ток является нервным потоком.
     В левой височной извилине (мозга), т.е. в речевой извилине, встречаются, как и в остальном те­ле, кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервный тяж действует то, что человек воспринимает. Движения, которые ребенок производит в согласных, прорастают через нерв в левую речевую извилину. И она начинает приобретать прекрасную форму. Постоянное взаимодействие толчков дыхания и крови с тем, что приходит от глаза, от уха, приходит к тому, что понемногу между кровью и нервом вся изначально кашеобразная масса мозга расчленяется удивительным, прекрасным образом". С образованием извилин, связанных с речью, связано также движение рук, но крестообразно: движение правой руки связано с левой долей мозга, левой руки — с правой. Движение правой руки усиливает те извилины, что были образованы там речью. Но левша разрушает извилины, образованные речью справа, симметрично левым речевым извилинам. Поэтому левшу нужно постепенно учить писать правой рукой, иначе он вырастет притупленным. Что он в таком случае научится писать позже — в этом нет ничего страшного.
     Вся правая половина мозга более пронизана кровью и нервами, чем левая; она предназначена в боль­шей степени к восприятию. И если хотят научиться одинаково владеть обеими руками, то следует иметь в виду, что тогда необходимо прежде изменить всего человека. "Ибо что тогда происходит? Видите ли, тогда под этой поверхностью левой височной извилины (это рисуется), сама эта извилина начинает образовывать­ся искусственно, а снаружи, на внешней стороне, она останется некой мешаниной, кашицей. Подобное же должно затем произойти и с правой височной извилиной. Вместо того, чтобы два рода деятельности распре­делить на левую и правую стороны, я делаю каждую височную извилину внешней и внутренней половиной. И внутрен­няя половина тогда более склоняется к речи, а внешняя — просто к крику гласными и согласными. Но вся­кая речь ведь является соединением крика и артикуляции. И это остается на всю жизнь". 347 (1)

     Перейти на этот раздел

  

412. "Духовная сила, что умирает в мыслях и становится трупом, когда человек нисходит в физичес­кое земное бытие, эта сила — та же самая, которая из космоса образует наши органы. Что как лег­кие, сердце, желудок, как сформированные органы мы носим в себе, — это образуется из мыслитель­ных сил Мироздания.
     Когда мы вступаем в земную жизнь, то сила мышления входит в узкие границы нашего организма. Чего хочет от нас Земля с ее окружением? ... Чтобы мы отображали ее в себе. Но если бы мы ее отображали, то постепенно в ходе нашей жизни наши органы, такие как легкие, а прежде всего извилины мозга и т.д., приняли бы кристаллообразные формы. Мы все стали бы статуями, которые не напоминали бы людей, а имели бы вид кристаллов, сгруппированных один возле другого. Мы постепенно слагались бы из неор­ганических образований в некий род статуй.
     Этому противится человеческий организм. Он остается при форме своих внутренних органов. Он не позволяет, например, легким превращаться в некий род, скажем, горного кряжа. Он не позволяет сердцу преобразовываться в некий род группы кристаллов. Он противится этому. И в его сопротивлении заложено побуждение к тому, чтобы мы вместо подражания нашими органами земному окружению отображали его лишь в теневых образованиях наших мыслей. Итак, сила мыслей постоянно стремится сделать из нас отоб­ражение физической Земли, физической земной формы. Мы постоянно имеем тенденцию стать системой крис­таллов. Но этому противится наша организация, в своем живом, в со-чувствии, в само-чувствии, в воле­вых импульсах она развивает все необходимое, чтобы этого не допустить... и так приходят земные об­разования только к геометрии и к тому, что мы образуем в мыслях о нашем земном окружении. Это должно быть очень точно продумано, если хотят пробиться к этим представлениям.
     Собственно говоря, в нас всегда имеется тенденция уподобиться нашей мыслительной системе, с чем мы должны постоянно бороться. Мы, собственно, стремимся к тому, чтобы стать неким родом произведения искусства, которое, конечно, при том роде мышления, которым обладает большинство людей, не может быть особенно прекрасным. Но мы стремимся во внешнем облике вызывать то, что в наших мыслях является в простых образах, простых тенях. Мы не можем стать ими, но мы позволяем им некоторым образом отражаться и так становиться нашими мыслями. Это процесс, который действительно можно сравнить с возникновением зеркальных отображений.
     Перед вами зеркало, в нем отражается предмет. Его нет там, в зеркале. Все, что встает перед нашими глазами, постоянно хочет вызвать в нас действительные образования. Но мы противимся этому, мы сдерживаем мозг. Благодаря этому он отражает, и образуется мыслеобраз. Стол хочет наш мозг сделать столом, но вы этого не допускаете, благодаря чему в вас возникает образ стола". Иначе обстоит де­ло с чувствами. "Круглый стол вы чувствуете иначе, чем прямоугольный. Вы чувствуете углы. Вещи с уг­лами не производят чего-то особенного в мыслях, но чувство углов создает больше неприятного, чем ко­гда мы спокойно исследуем круглый стол. Так что в чувствах мы больше живем в нашем внутреннем сооб­разно внешним формам, чем в мыслях".210 (8)

     Перейти на этот раздел

  

1289. "Вы слышите звук. Это происходит потому, что в вашем органе слуха астр. тело может прийти в со­прикосновение с колеблющимся воздухом. Этого соприкосновения не может произойти ни в каком другом орга­не, как только в органах чувств. Вообще чувства существуют у человека для того, чтобы астр. тело могло встретиться с тем, что возникает в человеческом теле через ритм дыхания. Это происходит не только в ор­гане слуха, но в каждом органе чувств".219 (7)

     Перейти на этот раздел

  

1315. "Когда глаз смотрит на красное, когда красный свет попадает в глаз, то кровь, протекающая в глазу по сосудам, разрушается, разрушается нерв. Бык при виде красного ощущает: черт возьми, это разрушит мне в голове всю кровь! Я должен от этого защищаться!". Человек, видя красное, посылает в глаза кислород, что оживляет все тело, человек завоевывает здоровый цвет лица. Синий же цвет не раз­рушает нерва, и человек получает хорошее самочувствие.284 с.72

     Перейти на этот раздел

  

От зрения к вкусу и обонянию

1318. "Давайте исследуем тесное родство — которому Духовная наука даст со временем ключ — между процессами, имеющими место в глазу, и процессами вкуса и запаха, особенно вкуса. Сравним разветвления вкусового нерва в соседние ткани с оптическим нервом в глазном яблоке. Эта связь настолько тесна, что мы не можем избежать рассмотрения аналогии с процессом в органах вкуса, если хотим внутренне охаракте­ризовать процесс зрения. Конечно, вкусовой нерв не простирается в нечто вроде высоко сложной структу­ры глаза, расположенной перед сетчаткой, вследствие чего зрение представляет собой крайне многообраз­ное явление. ... (но) в акте зрения мы совершаем трансформированный процесс вкуса, органические процессы вкуса сопровождаются процессами, обязанными своим существованием сложной структуре глаза. В каждом из наших чувств мы должны различать, что наш организм вбирает в себя из внешнего мира и что внешний мир получает из нашего организма. Мы должны следить за внутренним процессом: что там происходит, когда кровь приливает в сосудистую систему глаза? Этот процесс более ясно выражен у некоторых животных, ко­торые имеют не только зрительный аппарат, но также и процессы пектина и ксифолла. Эти последние вно­сят внутрь глаза Я, которое обычно оставляет глазное яблоко внутренне свободным. Но посредством кро­ви весь наш организм работает в глазу для всего процесса зрения. И там, в процессах зрения, — налицо трансформированный процесс вкуса. ...Процессы вкуса и зрения связаны с чем-то внешним, что сообщается с внутренним. Процесс вкуса должен претворяться в верхнем направлении, зрение есть верхняя метаморфоза вкуса. Но здесь должна быть еще и дополнительная, обращенная вниз метаморфоза вкуса... следуя за ме­таморфозами процессов вкуса, вниз, мы находим пищеварительный аппарат. ... Хорошее пищеварение основано на способности всего тракта к чувству вкуса, а плохое пищеварение зависит от неспособности к чувству вкуса. ... Как мы уже указали, вкус более вовлечен во взаимоотношения эф.и физ. тел; запах... также разветвляется, что проявляется в тенденции пищеварительных функций к акту выделения, тогда как, с дру­гой стороны, мы имеем выделительную функцию почек в виде мочи. Два разветвления — верхнее и нижнее — взаимно дополняют друг друга. Тут имеются два полюса: один, разделяющийся вверху на вкус и запах, дру­гой, разделяющийся внизу на, собственно, пищеварение и функцию, отдельную от пищеварения и основанную на более интимной активности почек". 312(8)

     Перейти на этот раздел

  

1323. "Человеческая кожа состоит из верхнего слоя и двух нижних. В ней находится множество образо­ваний, напоминающих луковицу. Эти луковицы вырастают из кожи подобно тому, как в природе они растут из гумуса. Человек представляет собой в этом отношении почву, покрытую растениями. От каждой луковицы к спинному мозгу идет нерв. Луковицы дают чувство осязания. На кончике языка они несколько видоизмене­ны, и с их помощью мы получаем чувство вкуса. Луковицы в носу служат обонянию".348 (5)

     Перейти на этот раздел

  

1326. "Обоняние материально намного более внутренне, чем чувство вкуса. Чувство вкуса возникает, в некотором роде, благодаря тому, что предметы нас только касаются, а затем наша обособленность поверхно­стно соединяется с нашим внутренним; обоняние же означает значительное изменение в нашем внутреннем, и слизистая оболочка носа представляет собой нечто куда более внутренне организованное — естественно,ма­териально, — чем инструмент вкуса". 199 (3)

     Перейти на этот раздел

  

1327. "Аромат цветов указывает на взаимодействие эфирно-растительного с астральным элементом... Итак, в нашем органе обоняния мы имеем процесс, который дает нам возможность принимать участие во взаимодействии растительного мира Земли с астральным элементом вне Земли.
     Теперь возьмем чувство вкуса и, как пример, нечто схожее с запахом цветов липы, но взывающее к другому чувству, скажем — запах сока сладкого зрелого винограда. Здесь мы будем иметь дело с обрат­ным обонянию процессом — со вкусом. Вы знаете, они тесно взаимосвязаны, и вы также постигаете сходс­тво функциональных процессов в обоих случаях. Но в то же время вы должны понять, что вкус есть бо­лее органический и внутренний процесс, чем запах. Обоняние есть в гораздо большей степени поверхност­ный процесс, широко рассеянный в пространстве. Но со вкусом дело обстоит иначе. Вкус раскрывает не­которые свойства, врожденные самой субстанции и потому тесно связанные с материей. Вы можете усвоить внутренние свойства растений больше посредством вкуса, чем обоняния. Призовите на помощь интуицию, и вам станет понятно, что все связанное с процессом затвердения вещества в растениях и все, что об­наруживается в органических процессах затвердения, раскрывается при испробовании на вкус содержимо­го растений. Сама природа растений защищается от процессов затвердения, и это выражается в тенден­ции растений испускать запах. Так вы действительно не можете не убедиться в том, что орган вкуса — это орган, объединяющийся с взаимоотношениями эф. и физ. тел.
     Теперь сравните запах и вкус. Реагируя на растительный мир через эти чувства, вы убеждаетесь в наличии взаимоотношений: с одной стороны — эфирного с астральным, а с другой — эфирного с физ. телом. Вы буквально входите в эф. тело, если изучаете эти два процесса: вкус и обоняние. Там, где они заявляют о себе в человеке, они являются физическим проявлением эф. тела с его соответственными свя­зями с физ. и астр. телами. Когда мы исследуем то, что имеет место при процессах обоняния и вкуса, мы находимся, так сказать, около поверхности человека".312 (8)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 213340 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 213380 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1341. Когда физ. и эф. тела встречаются, то эф. тело как бы пронизывается неким другим течением. Человек сегодня этого не сознает. Это пронизание подобно воде, впитанной губкой. "Духочеловек, или Атма, — вот что пронизывает эф. тело". Атма стягивает эф. тело как бы судорогой, подобно тому, как хо­лод сводит физ. тело. "Но человек не зрел для Атма, и оно как бы уничтожает его. Вследствие этого астр. тело выдавливается из человека. В той мере, в какой сжато эф. тело, приходит в напряжение физ. тело. Благодаря этому астр. тело превращается в воздух. Это напоминает выжимание губки. Все процессы в астр. теле становятся чувственными переживаниями (удовольствие, радость, боль). Этот процесс выжимания вы­зывает чувство, возвещающее о себе как чувство жизни. Это процесс в астр. теле. Он возвещает о себе как чувство свободы, силы или слабости.115 (2)

     Перейти на этот раздел

  

Представление — воспоминание

1871. "Можно заметить такую тенденцию: Я помрачается, когда помрачается чувственное восприя­тие. Когда к чувственным восприятиям мы присоединяем представления, то проникаем нашим Я в наше астр. тело. Так что можно сказать: как жизнь в чувственных восприятиях связана с переживанием Я, так жизнь представлений связана с астр. телом.
     Прежде всего это помрачение Я выражается в том — и это, собственно, наиболее значительное, на что следует обратить внимание, если хотят понять, о чем я здесь говорю, — что мы, оставаясь при восприятиях чувств, имеем нечто совершенно индивидуальное. Комплекс чувственных восприятий, который мы получаем от самих себя, их никто другой не может получить точнее нас самих... и в этом совершенно индивидуальном мы получаем в то же время наше я-переживание. Поскольку мы восходим к переживаниям представ­лений, мы, в то же время, получаем силу приходить к чему-то более всеобщему, например, можем образовы­вать абстракции, которые затем в том же самом облике можем сообщать другим, и другие могут понять то же, что и мы. ... Но это выражается уже в том, что Я замутняется, когда от переживаний чувств мы продвигаемся вверх к переживанию представлений. Хотя, в то же время, мы уходим глубже в себя: и это также является непосредственным переживанием. Но когда развиваются представления — или, лучше сказать, то, что в нас разыгрывается для их возникновения, и что мы сегодня оставим в стороне, — то из представлений возникают воспоминания. Представления, собственно говоря, сначала исчезают из нашего сознания. Из ка­ких-то подоснов — сегодня мы оставим это без разъяснения — возникают факты, вследствие которых мы мо­жем вызвать те же самые представления.
     Это единственное, что мы можем утверждать. Неправомерно говорить, что представления гуляют где-то в подсознании, пока мы их не вызовем вновь, может быть через годы. ... Но мы также знаем, что предста­вления, которые человек образует в связи с чувственными переживаниями, преходящи, и что если даже это порой стушевывается, то должна быть развита внутренняя сила, которую можно пережить, когда прошедшее переживание в воспоминании снова становится представлением. Что здесь становится побуждением к воспо­минанию-представлению — это сидит в нас глубже, чем обычные, связанные с чувственными ощущениями пред­ставления. Это в нашей организации основанное воспоминание-представление; оно связано с тем, чем мы являемся как временные существа. Мы знаем, что представления по-разному вспоминаются в зависимости от того, насколько далеко в прошлом они находятся. ... Во всяком случае, живущее в представлении, свя­занном с чувственным восприятием, втянуто во временной поток, в котором живем мы сами. Определенные ощущения, которые мы имеем, когда всплывают воспоминания, говорят нам, как воспоминание связано со всей нашей организацией. Мы знаем также, как в различном возрасте сила воспоминания бывает большей и меньшей.
     Если мы исследуем эти факты, то сможем сказать себе, что как сила представления связана с астр. телом, так сила воспоминания связана с эф. телом. ... память образует одно с эф. телом, как жизнь пред­ставлений — одно с астр. телом, как чувственные восприятия — одно с Я. Во всяком случае, лежащее в основе представлений берется во временной поток нашего бытия. Не только развитие нашего роста между рождением и смертью находится в определенном временном потоке, но и то, что изживается в виде воспоминания, и мы чувствуем их взаимопринадлежность".
     Особенно в патологических случаях можно наблюдать связь нарушений памяти с нарушениями роста и питания, также связанными между собой. Существует и связь воспоминаний с физ. телом. Если вы привыкли совер­шать какое-либо непроизвольное движение пальцем, то всегда можно найти комплекс переживаний, приведший к этому. Переживания слишком сильно отпечатлелись в физ. теле, им же следовало отпечатлеться только в астр. теле. "Если же они слишком сильно отпечатлеваются в физ. теле, то тогда они встают под влияние вос­поминаний. Но такого не должно быть. Имагинативное наблюдение показывает нам, что действующее в памяти, в эф. теле является некоего рода развитием движения. В физ. теле это скапливается, застаивается. Это не должно целиком пронизывать физ. тело; оно должно физ. телом отталкиваться".
     "Вот действует чувственное восприятие. Сначала его воспринимает Я. Когда оно вживается в астр. тело, к нему присоединяется представление, действует сила, делающая возможным последующее воспоминание, когда это переживается как движение в эф. теле. Но вот все это должно скопиться, задержаться, не пронизывать далее целиком физ. тело. В физ. теле возникает — вначале, естественно, целиком бессознательно — от того, что живет в воспоминании, образ. Этот образ совсем не подобен тому, чем было воспоминание, — тут имеет место метаморфоза; но образ возникает. Так что можно сказать: как с эф. телом связана память, так с физ. телом связан действительный внутренний образ. Всегда, когда в физ. теле запруживается движение, исходя­щее из эф. тела, ему напечатлевается образ; этот образ, естественно, может быть постигнут имагинативным представлением. Тогда становится видно, как действительно физ. тело становится носителем всех этих образов".
     "Этот образ есть последнее, к чему приходят внешние переживания. Другим является представление; вос­поминание — это проходной момент. Переживаемое нами во внешнем мире не должно просто проходить сквозь нас. Мы должны быть изолятором; мы должны это задерживать, что в конце концов и делает наше физ. тело. Наше астр. тело изменяет это, делает бледным в представлении; наше эф. тело вбирает все его содержание и сохраняет лишь одну возможность вызвать это вновь. Но произведенное в нас действием, отпечаталось в нас образно. С этим мы живем далее. Но мы не должны пропускать это сквозь нас. Предположим, что мы пропускали бы сквозь себя представления, так что они не отталкивались бы эластично эф. телом: они тогда проходили бы сквозь эф. тело, сквозь физ. тело. Тогда мы барахтались бы в окружающем мире, как нам это повелевали бы делать внешние события". В нас вспыхивало бы желание подражать всему, что попадало бы в поле нашего зрения.
     Рассмотрим человека с другой стороны. Для внешнего наблюдения нет разницы между движением нас самих и неодушевленных предметов. Тогда речь идет лишь о перемене места. "И это, в конечном счете, и есть, по сути, то, что мы имеем в сознании от нашего движения в обычной жизни; ибо мы должны различать между намерением совершить движение и действительным движением".
     Движущийся человек развивает силу (возьмем одно это). "Итак, когда мы представляем себя в движении и смотрим на физ. тело, то можем здесь гово­рить только о силе". Но перейдем к внутренним процессам. Там становится необходимой еще материя: для сил роста, питания, воспроизводства. Происходящее здесь мы должны искать в эф. теле. Внешние силы жёст­ки, например, вес тела. Опустим тело в воду, оно потеряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Но внутренние силы подвижны; они могут простираться и сжиматься. "Каждая сила, так можно сказать (продолжая закон Архимеда), связываясь с эфирными силами, теряет столько от своей жесткости, неподвижности, сколько эфирные силы приносят ей навстречу поглощающих сил (Saugkraften). Эфирные силы стано­вятся движением, они тогда деятельны в растительном организме ... но также и в животном, и в человече­ском организме.
     Но пойдем далее от эф. тела к астрельному; также и во внешнем наблюдении пойдем от растения к живот­ному. Тут бывшее в силах роста внутренней подвижной силой, освобождается, внутренне освобожда­ется подобно тому, как я описывал освобождение силы с семи лет, со сменой зубов. Так что происходящее здесь больше не связано с силами твердого тела. Что здесь внешне выражает себя как свободные силы, яв­ляется у животного и человека силами инстинкта. Так проникаем мы к астр. телу, и то, что здесь внизу выступает как сила, является инстинктом. — Проникая до Я, инстинкт становится волей.
Я:чувственное восприятиеВоля
Астральное тело:жизнь представленийИнстинкт
Эфирное тело:памятьСилы роста
Физическое тело:образСила

     ... Для внешнего взгляда физ. тело представляет собой силовую организацию. И если его наблюдать пра­вильно, то оно, фактически, состоит из взаимодействия сил с образами. ... если вы рассмотрите взаимо­действие идущего сверху и снизу ... т.е. идущие колебаниями вниз представления и идущие снизу вверх процессы питания, роста, дыхания, то вы получите живой образ эф. тела, и, опять-таки, если вы обдумаете все то, что вы переживаете сами, когда в вас деятельны инстинкты, когда вы хорошо поймете, как инстинкты действуют в циркуляции крови, в дыхании, во всей ритми­ческой системе, как инстинкты зависят от нашего воспитания, то вы получите живое действие того, что является астр. телом.

И когда, наконец, вы обдумаете взаимную игру волевых актов ... с восприятиями чувств, то вы получите живой образ того, что здесь как Я вживается в сознание". "Внешним миром воз­буждаются чувственные восприятия (см. схему, синее), но внутри этих чувственных восприятий живет Я (оранжевое)". "Это Я живет, собственно говоря, во внешнем мире и напол­няет нас через восприятия чувств, а далее наполняет нас, ко­гда в чувственные восприятия (оранжевое), проникая до астр. тела, вчленяются представления (желтое). ... Это иллюзия, будто наше Я пребывает внутри ... физического организма. Оно из внешнего мира относится к этому физическому организму таким образом, что как бы протягивает свои щупальца в наше внутреннее, преж­де всего в представления, т.е. к астр. телу или до астр. тела.
     Рассмотрим точнее мир воспоминаний. Воспоминания восходят из нашего внутреннего. Когда они восходят внутри, то в первую очередь представляют собой деятельность в эф. теле, которая и возбуждает пред­ставления в астр. теле (стрелки). Но в конце концов представления должны происходить из того, что в физ. теле является образами.
     Теперь заметьте себе, что — исходя из физ. тела — к эф. телу устремляется возбуждение, лежащее в ос­нове воспоминания, и в нем пребывает Я. Все это можно нарисовать так, что схематически я мыслю Я не только здесь, внешне, но также пребывающим в физ. теле (красноватое) и из физ. тела возбуждающим вос­поминания (зеленое), которые затем делаются представлениями (желтое)... Когда я принимаю во внимание воспоминания, то я должен пребывающее здесь, наверху, как Я, заложить также и в физ. тело. Я обособлено для себя, а, с другой стороны, наполняет физ. тело. ... А теперь обратите вни­мание на следующий процесс. Представьте себе, что вы встретили на улице человека и у вас возникло чувственное восприятие этого человека. Ваше Я внутри, и там высту­пает воспоминание: вы вновь узнаете человека. Воспоминание пришло из­нутри, а извне — чувственное восприятие. И они сцепляются". Феномен такого сцепления был известен древним духоиспытателям. Они его изображали в виде змеи, кусающей свой хвост. Но истоки подобных символов теперь мало кто знает, а без того в них нет смысла.
     "В действительности Я — это поток, который приносит телу чувственные возбуждения. Тело отражает их назад, и прежде всего то, в чем сидит само Я. Я, собственно, здесь, но также и во внешнем ми­ре. Оно в физ. теле, но и отражается им. Человек воспринимает не свое действительное Я, а отражение. Он воспринимает отраженное излучение, когда ощущает: это отражение". "Это нужно представить себе как образ: душа находится во внутреннем вращательном движении. Это предстает созерцанию".206(12,13. VIII)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 607630 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru