Главная / Предметный указатель / /
ВОСПРИЯТИЕ чувственное- см. также ОРГАНЫ ЧУВСТВ — и Зодиак |
Элементарные духи Земли
543. Элементарные существа (духи природы) «...являются существами, обособившимися от существ третьей Иерархии... они суть порождение этих существ и предназначены к другому служению, чем служение людям, -- к служению в природе». От Архаев произошли гномы, о т Архангелов -- ундины, от Ангелов -- сильфы.136 (3) «Человеку сегодня надлежит познавать обособленных духовных существ царств природы».Д.19, с.3 Элементарные духи, посланцы Духов Формы, опекают человеческое Я. Посланцы Духов Формы и Духов Движения работают в нашем мышлении, посланцы Духов Мудрости -- над человеческим сердцем, создают кровообращение. Есть род элементарных существ, воздействующих на чувство тепла, иные воздействуют на чувство слова.
Они стоят за отдельными согласными и гласными, соединяя их в слоги и в слова. За всеми 12-ю чувствами стоят элементарные духи, служители 2-й Иерархии. На Юпитере они образуют его Зодиак. Юпитер будет иметь и свое Солнце, за ним будут стоять существа, действующие ныне в нашей кровеносной системе. «На Юпитере они будут служителями сил Зодиака и существами Юпитера. От Зодиака Юпитера будут они однажды действовать вниз». Элементарные существа, образовавшие наши органы чувств на др. Луне, образующие на Земле 12 групп, строящих наши органы чувств, являются существами нашего Зодиака.266-3, с.299-300, 303 «Для элементарных духов Земля -- полый шар, вода -- хранилище эфира, который можно пластически обрабатывать; воздух -- хранилище тепла, которое они включают в работу. Они смотрят
на 3-ю Иерархию, которую находят в воздухообразном, пронизывающем воду, -- поэтому свое тело они имеют от 2-й Иерархии, свое душевно-огненное в воздухе -- от 1-й Иерархии; свой мировой огонь они изливают в земной огонь». «Когда облака наполняют воздушный круг, ундины чувствуют 3-ю Иерархию и хотят быть съеденными. Когда появляются метеоры, сильфы ощущают 2-ю Иерархию и хотят быть вдохнутыми. Когда небесный огонь согревает земной огонь, огненные существа хотят умереть в 1-й Иерархии, хотят быть сожженными». «В сфере Сатурна -- духи огня; в сфере Солнца -- сильфы: Юпитер; в сфере Луны -- ундины: Марс. В сфере Сатурна разыгрывалось взаимодействие духов огня с высшей Иерархией».Д.40, с. 26-27, 23
«У элементарных духов форма является более всеобъемлющей, чем жизнь и сознание. Поэтому они нуждаются в жизни, в другом сознании, чтобы применить их к себе,» т.е. они их тянут назад, и поэтому сами являются препятствующими эволюции существами. Их развитие теперь -- нисходящее».Д.67/68, с. 41 «В древнейшую эпоху существовали только духи огня, которые верхнее (окружение) несли в глуби; вверху они образовывали кругообращающееся, внизу -- излучающееся. Беременный светом круг тепла; несущие материю лучи тяжести. Потом к этому подступили сильфообразные существа; они в кругообращающееся привнесли планетарный строй (вниз -- вверх), несущее свет и тьму; они образовывали в воздушном океане цвето-листообразное; они являются предками моллюсков.
Потом навстречу им выступили ундины; они стремятся ввысь в водном; являются предками белемнитов; здесь верхнее опекается Ангелами. Они суть морские существа -- они образованы в направлении к грудообразному. Наконец, выступают гномы; они стремятся к легкости в водно-земном. Они окружены высшими животными и растениями; а) здесь действует 2-я Иерархия б) это вызывает 1-я Иерархия. Вверх -- 1-я Иерархия. вниз -- сильфы».Д.40, с. 22-23 «Животные находятся на пути к тому, чтобы образовать основание для со-ощущений космического; некоего рода ощущающая поросль, с которой человек будет срастаться летом. Способность мышления человек
превратит в род тонкого осязания и благодаря этому будет по элементарным существам растений распознавать положения Земли, а по элементарным существам животных -- переживания Земли в зимнем пространстве. ... -- через инспирацию, которую переживают элементарные царства». «Принадлежащие вам элементарные существа подступают летом в физических растениях к космосу; они становятся свободными, когда зимой земля и вода сами становятся «растительными».» Д.19, с.3 Перейти на этот раздел
Классификации. Из записных книжек Рудольфа Штайнера
1349а. "Для постижения (восприятия) чужого Я необходим орган, который в восприятии не имеет никакого физического содержания (просто силовое восприятие): Я-организм. Для восприятия понятия, слова, звука необходим орган, который в физическом содержании постигает не это, а то (сверхчувственное. — Сост.) значение: астральный инструмент. В восприятиях чувств должна содержаться астральная взаимосвязь, которая соответствует: образному ощущению, желанию (вожделению) и движению. Извне нечто действует так, что астральное захватывается во внутреннем, а изнутри противодействуют эфирное и физическое. Восприятие тепла, зрение, вкус, обоняние: действие извне таково, как жизненный процесс действует на жизненный процесс: внутренне противостоит физическое. Восприятие равновесия, движения, жизни — внутренне физическое противостоит внутренне физическому".
"Органы чувств: 1. порядок: строится на эф. теле 2. порядок: строится на астр. теле 3. порядок: строится на Я-организме".
"Физический мир исчерпывается таким образом, что
сокрытое в: | | будет открыто в: | осязании | | Я | ч-ве жизни | рост | ч-ве понятия | ч-ве движения | | ч-ве слова — незаверш. ч-во понятия | ч-ве равнов. | | слухе — незаверш. ч-во слова | обонянии | поддержание | ч-ве тепла | осязании | | зрении | зрении | | вкусе — незаверш. ч-во зрения | ч-ве тепла | выделение | обонянии | слухе | | ч-во равнов. | ч-ве слова | | ч-ве движ. | ч-ве понятия | питание | ч-ве жизни | Я | | осязании". | "Звук, слово, понятие, Я — чувственный мир; тепло, зрение, вкус, обоняние — чувственно-сверхчувственный мир; равновесие, движение, жизнь, осязание — сверхчувственный мир".
"Физ. мир: | ч-во равнов. | — тепла | — Я | — воспр. существ |
астр. мир: | движен. | — света | — понятия | — воспр. деятельности |
нижн. дух. мир: | жизни | — вкуса | — слова | — воспр. органов |
высш. дух. мир: | осязания | — обонян. | — звука | — воспр. объектов. |
Высш. дух. мир: | ч-во звука | — обоняния |
нижн. дух. мир: | слова | — вкуса |
астр. мир: | понятия | — света |
физ. мир: | Я | — тепла". |
Сначала дан мир восприятий чувств; он предполагает сверхчувств. мир, где находятся основы для органов чувств". Органы чувств коренятся в органах жизни. "Жизненные органы органов чувств принадлежат сверхчувственному миру".
"а) Определение извне | — высш. дух. мир | — ч-во Я |
б) формиров. органов изнутри | — нижн. дух мир | — ч-во понятия/обон. |
в) образов. органа | — астр. мир | —слова/вкуса |
г) воспр. органа | — физ. мир | —слуха/равнов. |
| астр мир | — движ. |
| нижн. дух мир | — жизни, тепла |
| высш. дух. мир | — ч-во осязания". |
"Физич. мир: Дыхание согрев. питание осязание жизнь движение равнов. обон. Органы чувств из астр. мира: вкус зрение тепло слово понятие Я вкуса зрения тепла слуха слова понятия Я Жизненные органы из астр. мира: выделение поддерж. рост репрод.
Органы чувств из нижн. дух. мира: слух слово понятие Я
Высш. дух. мир: орган Я Нижн. дух. мир: Я понятие слово слух (дыхание) дыхание согрев. питание Астр. мир: Я понятие слово слух тепло зрение вкус Физ. мир: Я понятие слово слух тепло зрение вкус обоняние равнов. движ. жизнь осяз.".
"Высший дух. мир | — органы чувств как само-восприятие |
нижний дух мир | — органы чувств как себя-формирующие |
астральный мир | — органы чувств как воспринимающие себя-формирование |
физический мир | — органы чувств как воспринимающие внешний мир". |
Д.34, с.13-29,40 Д.34, с.20-21. Перейти на этот раздел
12-тичленная система восприятий чувств
1350а. Варианты данных Рудольфом Штайнером состава и порядков восприятий чувств человека.
| 1909 г. | 1910 | 1916 | 1917 | 1918 | 1919 | 1920 | 1921г. | 1. | жизни | жизни | осязан | Я | Я | Я | Я | Я | 2. | движен. | движен. | жизни | мышл. | мышл. | мышл. | мышл. | мышл. | 3. | равнов. | равнов. | движен. | слова | слова | слова | слова | слова | 4. | обонян. | обонян. | равнов. | слуха | слуха | слуха | слуха | слуха | 5. | вкуса | вкуса | обонян. | тепла | зрения | тепла | тепла | тепла | 6. | зрения | зрения | вкуса | зрения | вкуса | зрения | зрения | зрения | 7. | тепла | тепла | зрения | вкуса | обонян. | вкуса | вкуса | вкуса | 8. | слуха | слуха | тепла | обонян. | осязан. | обонян. | обонян. | обонян. | 9. | слова | слова | слуха | равнов. | движ. | равнов. | осязан. | равнов. | 10. | мышлен. | мышлен. | слова | движен. | равнов. | движен. | равнов. | движен. | 11. | имагин. | | мышлен. | жизни | жизни | жизни | движ. | жизни | 12. | инспир. | | Я | осязан. | тепла | осязан. | жизни | осязан. | 13. | интуит. | | | | | | | | Д.14, с.22
Д.34, с.38 Перейти на этот раздел
1514. Родство музыкальных тонов и темпераментов: нижний голос — с флегматическим, средний — с меланхолическим и сангвиническим, последний также родственен и с самым высоким, холерический темперамент распространяется по всем трем направлениям. Теноры часто бывают холериками. Холерический темперамент тут же впадает в негодование, если что-то встает поперек его деятельности. В его основе лежит глубокая ритмика, но обычно с каким-нибудь дефектом. Холериком был Наполеон, и его внутренний ритм основывался на самом себе. Он имел предрасположение к большому росту, его эф. тело было больше физического, поэтому его органы были уплотнены, все ритмическое — более сдавлено и постоянно заторможено. Происходило постоянное укорочение ритма. "У холериков вы, вероятно, всегда найдете анормально образованное чувство равновесия (Весы), и это можно доказать внешне, указав на ушные каналы при аутопсии". У сангвиников (Дева) преобладает чувство движения, у меланхоликов (Лев) чувство жизни, у флегматиков (Рак) осязание.300-а с.142-43 Перейти на этот раздел
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти на этот раздел
|