BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ВОСПРИЯТИЕ чувственное- см. также ОРГАНЫ ЧУВСТВ — у животных

309. В переднем мозгу у собаки, слона находится гигантский обонятельный нерв. У человека он чах­лый, но зато у него в этом месте находится благороднейшая часть мозга. "Передний мозг у человека обладает органом чувств для сочувствия, для понимания людей вообще". Отчего собака виляет хвостом — это у человека облагорожено. Умность, способность различения у человека происходят от преодоления чувства обоняния. Слон и собака имеют свою умность в носу, т.е. вне себя; человек имеет свою ум­ность в себе.348 (5)

     Перейти на этот раздел

  

Роль прямохождения

312. "Сзади наперед (вдоль тела) у животного идет астральный поток, а навстречу ему идут впечатления чувств — от головы к хвосту. Между этими потоками у животного по всему организму распрост­раняется взаимодействие. Вы можете ясно видеть его на собаке. Собака виляет хвостом перед хозяином. ... это означает, что впечатление от хозяина идет спереди назад, внешнее впечатление идет внутрь навстречу астральному. И это взаимодействие двух встречных потоков во всем организме и выражается в вилянии хвостом. Здесь имеет место полное созвучие. Кто хочет говорить о собачьей физиономии, выражающей ра­дость, тому следовало бы более заняться не физиономией ... а хвостом: в нем находится физиономия.
     У рыб это менее наглядно, т.к. у них более самостоятельное астр.тело. Но видящему сознанию откры­вается, что рыба сама высылает вперед астральный поток, получив чувственное восприятие".
     "Благодаря тому, что человек является вертикальным существом, он не может, подобно, скажем, соба­ке (животному), посылать астральный поток навстречу чувственным впечатлениям. ... У животных мы не говорим о моральном, поскольку этот астральный поток у них беспрепятственно движется сзади наперед и спереди назад. У человека выступает иное". Человек поднимает голову из астрального потока, идущего в нем сзади наперед. Это поднятие головы означает воплощение Я. Кровь идет не только горизонтально, но стремится вверх как носитель внутренней я-силы, и это дает человеку пере­живание Я как своего, индивидуального. Вследствие этого голова у человека, главный носитель чувст­венных впечатлений, чисто отдается внешнему миру. Человек в значительно большей мере, чем животное, организован так, что его чувство осязания более свободно от связи, например, со зрением. У животно­го имеется внутренний контакт осязания со зрением; когда оно нечто видит, то оно имеет непосредст­венное чувство осязания того, что оно видит. Органы осязания у него возбуждаются также и от зрения.221 (8)

     Перейти на этот раздел

  

Дыхание и облик

314. "Рассмотрим спящее животное. Астр.тело выходит вон ... и тотчас же воспринимается миром, предстающим восприятиям как текучий мир приходящих и исчезающих имагинаций, звучаний. При пробужде­нии оно вновь втягивается в животное. Но если мы наблюдаем точно, то оказывается, что в то время, ко­гда животное спит, эта текучая жизнь имагинаций, звучаний, движется в земном воздухе. С пробуждением животного душевное на волнах дыхательного процесса, через органы дыхания, в широком смысле слова, втягивается в тело животного. Затем оно возбуждает чувства, и они принимают участие в этой жизни. Итак, при пробуждении происходит втекание душевного в тело, при этом должно быть при­нято во внимание и кожное дыхание; однако в существенном дыхание происходит через органы дыхания. Если это увидено однажды, то становится понятно, как астр.тело соединяется с животным при его зарождении. Оно соединяется так, что можно сказать: это противоположно тому, как астр.тело возвращается в физ.тело на волнах дыхания. Оно идет внутрь и сначала пластически стро­ит тело изнутри.
     Когда вы это увидите, что животное свой облик получает, собственно говоря, от своих органов дыха­ния, то вы научитесь понимать многое относительно формирования животного. Взгляните на животное, как оно являет собой следствие своих органов дыхания в широком смысле. Но это лишь род вживания душевно­го в животное. Сравните хоботных животных с какими-либо другими, у которых вместо хобота имеется не­что губообразное. Весь остальной облик животного образован сообразно этому, облик соответствует роду и способу его дыхания. Душевное живет на волнах вбираемого животными воздуха.
     Когда же мы рассматриваем человека, то выступает нечто иное. Человек, также и тогда, когда он, как ребенок, еще не может говорить, обладает возможностью говорить. В соответствии с этим подготовляют­ся и органы дыхания. Через эту форму органов дыхания воздух может входить т.обр., что теперь не толь­ко астр.тело, но также и Я может обитать в человеке.
     Кто это прозревает, тот может познать истину: облик животного в широком смысле образован органа­ми его дыхания, но облик человека образован модифицированным в связи с речью, со словом, дыханием. В человеке слово буквально становится плотью, его облик есть результат слова. ... Че­ловеческая душа между смертью и новым рождением, между засыпанием и пробуждением принадлежит тем же мирам, которым принадлежат высокие духовные существа. Когда мы рассматриваем эту человеческую душу, то с нею дело обстоит так, что она некоторым образом движется, а затем может перейти на волны возду­ха. Развиваемое человеком, когда он говорит, как род движения воздуха, развивается также и в его ды­хании, которое формирует его, когда входит в него. Человек может, тактические некот.обр. плавая на волнах воздуха, подобным образом увидеть душу. Это происходит оттого, что Я не просто схватывает воздух. У животного астр.тело здесь, оно схватывает воздух, захватывает воздух в его тепловом состо­янии. Человеческое астр.тело захватывает воздух, будучи в состоянии двигаться на волнах воздуха, но особенно оно схватывает тепло, тепловой эфир. Т.обр., когда Я на волнах преимущественно теплового эфира стремится через мир, оно становится изнутри наружу речью, а снаружи вовнутрь — человеческим обликом. Если конкретно схватить жизнь речи, то в ней, в космическом образе слова познают то, что формообразуя, вступает в человека, что действует пластически в эмбрионе, а затем в ребенке, когда человек через внутренние силы, действуя пластически, дает себе облик. И эта связь слова с человечес­ким обликом есть нечто такое, о чем можно говорить как о реальном...". 211 (1)

     Перейти на этот раздел

  

1292. "Человек потому выше животных как чувствующее существо, что его чувства (органы чувств) менее связаны с его собственным телом, чем у животных".180 (6)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 213350 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru