Главная / Предметный указатель / /
ВОСПРИЯТИЕ чувственное- см. также ОРГАНЫ ЧУВСТВ — двенадцать восприятий чувств - см. также ОРГАНЫ чувств, - двенадцать |
Преодоление сибиллизма
445. "Как важное выражение рождения "я" стоит элемент греческой философии. Но как сопутствующее ей явление встает, с другой стороны, сибиллизм. ...сибиллами являлись все те женские существа, которые иначе, чем Пифия, которая Аполлоном была гармонизирована в своей душевной жизни, давали беспорядочно действовать в себе откровениям в мышлении, чувствовании и велении. Через эти сибиллины откровения, которые просуществовали с VIII дохристианского столетия до средних веков, часто струились величайшие истины, но струились беспорядочно, пронизанные всяческим удивительным вздором. В сибиллизме особенно выражается то, как рождение я-сознания стремилось действовать беспорядочно, как "я" через люциферическое и ариманическое влияние стремилось к выработке себя столь же беспорядочно, как 12 чувств в Лемурийскую эпоху... без Событий Христа (до Голгофы). ...Так в послеатлантическую эпоху могло бы беспорядочно выступить Я, если бы не наступила Мистерия Голгофы".148 (11) Перейти на этот раздел
214. "Тем, что наши чувства образовали двенадцатиричность, 12 спокойных сфер, было заложено основание для земного я-сознания. Когда чувства были только жизненными органами, в эпоху др.Луны, человек мог иметь только астр.тело; тогда это были 7 органов чувств и одновременно жизненные органы, они составляли основу астр.тела. Семеричность таинственно заложена в основу астр.тела, двенадцатиричность — в природу Я человека".170 (7) Перейти на этот раздел
777. "Каждый раз, когда мы воспринимаем Я другого человека, мы находимся на дневной стороне душевного Солнца. Когда мы погружаемся в нас самих, когда мы воспринимаем наше внутреннее равновесие, наше движение, то мы находимся на ночной стороне нашей душевной жизни. Теперь вам не покажется совсем невероятным, если я скажу: когда человек идет от смерти к новому рождению, то особенное значение для него приобретают те чувства, которые одухотворяются именно в это время и которые здесь уходят в его внутреннее и тонут в нем. ... Как восходит Солнце, так восходит душа человека: ... между чувством вкуса и чувством зрения".169 (3) Перейти на этот раздел
Органы чувств и Иерархии
1283. "Эф. тело, в конце концов, есть то, что человек получил из макрокосмоса. И когда он обособил его от макрокосмических отношений, то через чувства макрокосмос стал в человеке постигать себя. Мы можем чувствовать себя сыновьями макрокосмоса, поскольку являемся эф. телом и схватываем земной чувственный мир нашей макрокосмической частью". "Мы говорим: я вижу, идет человек. У греков это звучало так: я вижу идущего человека. — Человек тогда был много более погружен в деятельность, поскольку в греко-латинскую эпоху имели больше чувства того, что нечто уже делается, когда видят или слышат, что своим эф. телом схватывают нечто, пребывая в чувственном мире. Этого деятельного элемента современное сонное человечество не имеет. ... ему больше по нраву мировые процессы подпускать к себе как сны, оно не хочет развивать сознание, соучаствовать в возникновении восприятий чувств". Представим себе человеческое тело, в него вторгаются "передовые посты" внешнего мира (синее); мы это воспринимаем нашим эф. телом (красное). Вы знаете, в действительности мы имеем 12 чувств. Эти 12 чувств есть, следовательно, 12 видов вторжения внешнего мира в наше тело. Но что же, собственно, здесь вторгается? "Если бы человек мог со звуковой волной, со световым лучом, с тепловой волной, извне проникнуть в свой аппарат чувств, проникнуть так далеко, как далеко вторгаются внешние воздействия на чувства, то на этом пути он оказался бы во вполне определенной области ... в области Духов Формы. Так что, будь вы в состоянии следовать в чувствах в направлении, указанном стрелкой (зеленое), вы бы оказались в сфере Эксузиаи. Духов Формы. Как люди, мы шествуем через мир, открываем наши чувства, несем, собственно, в нас Духов Формы, которые открываются нам, когда мы наши чувства замыкаем от внешнего мира. Этот мир Эксузиаи, духовный мир, таится, следовательно, за завесой чувственного мира. ... но этот мир имеет свою универсально-космическую сторону. И проникающее в наши чувства вибрирует, волнуется во всем космосе. Так что мы можем сказать: эта область, что вторгается здесь в наши чувства, она не только здесь, возле чувств, но она имеет свое оформление вовне, в мире. Но где? — А это планеты, принадлежащие к нашей Солнечной системе (оранжевое). Действительно, взаимосвязь планет нашей Солнечной системы образует тело, принадлежащее духовному Существу. И это духовное Существо — Эксузиаи, возвещающее о себе через откровения наших чувств, которые свою объективную сторону имеют в Универсуме, в планетах. В весь этот поток деятельности Эксузиаи вплетены другие существа, находящиеся ниже Эксузиаи. ... Они пребывают там, вовне, в той же области, но не доходят до нас. Это существа Иерархии Архаев, Архангелов и Ангелов. ... Итак, вы можете сказать: через органы наших чувств мы наталкиваемся на мир, на область Эксузиаи с системой планет (красное, синее, оранжевое), и во всю эту область еще вплетена Иерархия Архаев, Архангелов, Ангелов. Это как бы слуги Эксузиаи. Но человек от всего этого воспринимает только внешнюю сторону ... ковер чувственного мира". "12 видов канатов (нитей) идут внутрь от 12-ти сфер чувств. Итак, вовне находятся зоны чувств, к ним примыкает то, что чувства высылают вовнутрь. Это очень сложное строение. ... И то, что пребывает за чувствами внутри — это приходит от Динамис, от Духов Движения. ... Когда вы смотрите вовне, то видите Эксузиаи, созидающих строй природы. Вы видите Эксузиаи, подступающих к человеку со своими служителями: Архаями, Архангелами и Ангелами. Но когда вы подумаете о своем внутреннем, то вы должны будете подумать о том, что этим внутренним вы обязаны Духам Движения, которые подготовили вам изнутри аппарат мышления как продолжение аппарата ваших чувств — не комбинирующий аппарат, который есть всего лишь преобразованный аппарат обоняния, но мыслительный аппарат, которым человек в обычной физической жизни совсем не пользуется, поскольку употребляет аппарат обоняния, просто преобразованный аппарат обоняния. Он уже отвык пользоваться аппаратом чувств; он бы мыслил совсем иначе, если бы действительно мог использовать 12 идущих вовнутрь продолжений аппарата чувств. В мозгу, например, за сферой переднего мозга, который в существенном есть переработанный орган обоняния, находится сфера зрения. Ее человек едва использует и обычно мыслит только через сферу обоняния. Чтобы уметь комбинировать, ему потребовалось ее переработать. Если бы он воспользовался непосредственно сферой зрения, смог бы выключить свой передний мозг, этот подготовленный только для внешнего, чувственного мира передний мозг, и мыслить непосредственно четыреххолмной частью, там, где она входит в мозг, то он имел бы имагинации. Так же обстоит дело и с другими чувствами. Человек имеет имагинации уже в физическом мире, т.к. один мир постоянно вторгается в другой. ... Но человек их не распознает... они есть имагинации обоняния. Что человек нюхает — это для обычной чувственной жизни единственно имагинативная область. Но много более благородная имагинативная область могла бы, например, образоваться из сферы зрения и сфер других чувств. ... Идя далее вовнутрь, мы приходим в область, которая владеет не только мышлением, но изнутри владеет чувством, органами чувств, которые большей частью являются железистыми органами. Эти органы есть деяния... Кириотетес, Духов Мудрости. Чувствующими существами мы, как люди, являемся благодаря тому, что в нас работают Духи Мудрости. Болящими существами мы оказываемся благодаря Духам Воли, благодаря работе Тронов. И как макрокосмически Эксузиаи, Духи Формы имеют свое тело в планетах, которые внешней, видимой стороной обращены к нашему обычному сознанию, так Духи Движения — это удивительно, но это так — свою внешнюю сторону имеют в неподвижных звездах. Их внутреннюю сторону видят только умершие в период между смертью и новым рождением; это духовная сторона — то, что видно с другой стороны. Поэтому Духи Мудрости и Троны вообще не имеют внешней видимости; они только духовной природы... они пребывают за планетами и неподвижными звездами. И когда умершие смотрят вниз на то, что действует в человеке, в человеческих чувствах и человеческой воле, то они постоянно смотрят на Кириотетес, на Тронов. ... Умершие узнают о людях, с которыми имеют кармическую связь, через Кириотетес и через Тронов. ... К умершим сияет то, что здесь люди чувствуют и волят, и умершие говорят: в теле Динамис, в теле Кириотетес, в теле Тронов блистают мышление, чувствование и воление людей. ... Как мы взираем на небо, так умершие смотрят на небосвод человеческих чувств". Затем идут еще более высокие миры. Конечно, о внешней стороне Херувимов и Серафимов вроде бы говорить не приходится. Однако она имеет место. Их деятельность вовне приходит с другой, совершенно незнакомой стороны. И я апеллирую к вашей доброй воле для понимания этого. "Они так сильно невоспринимаемы. ... что невоспринимаемость вновь делается воспринимаемой. ... Херувимы не только символически, но совершенно объективно являются в том, что выступает в грозовых облаках, в том, что выступает, когда планетой овладевают вулканические силы. А Серафимы приходят в том, что как молния сверкает из облаков или в том, что как огонь выступает в вулканической деятельности". "Творческое, заложенное в Серафимах и Херувимах, возвещает о себе с разрушительной стороны... Это обратная сторона, абсолютный негатив, но духовное здесь столь духовно сильно, что даже его непроницаемость, его небытие становится воспринимаемым чувствами".180 (6) Перейти на этот раздел
1292 б. "Действует переживание осязания; позади пережитого: Я-существо в человеческом восприятии осязания переживает себя в себе как осязаемое Я. Действует переживание чувства жизни; позади переживания: наполненное понятием Я-существо, которое в человеческом переживании понятия переживает себя. Действует переживание чувства движения; позади переживания: исполненное слова Я-существо, которое в человеческом переживании слова переживает собственное движение. ... чувства равновесия ...: звучащее Я-существо, которое в человеческом равновесии переживает звук. ...чувства обоняния ...: согревающееся Я-существо, которое в человеческом переживании обоняния переживает нечто вроде внешнего тепла. ... чувства вкуса ...: светящееся Я-существо, которое в человеческом переживании вкуса переживает нечто вроде внешнего света. ... чувства зрения ...: излучающее вкус Я-существо, которое в человеческом переживании зрения, переживает в себе собственное свечение. ... чувства слуха...: равновесие Я-существа, которое в человеческом переживании звука отражает в себе свои собственные звуки. ... чувства слова ...: подвижное Я-существо, которое в человеческом понимании слова отображает собственное движение. ... чувства понятия...: дарующее жизнь Я-существо, которое в человеческом понимании понятия отображает собственную жизнь. ... чувства Я ...: себя осуществляющее Я-существо, которое в человеческом Я-восприятии отображает собственное существо". Д.34, с.36 Перейти на этот раздел
1514. Родство музыкальных тонов и темпераментов: нижний голос — с флегматическим, средний — с меланхолическим и сангвиническим, последний также родственен и с самым высоким, холерический темперамент распространяется по всем трем направлениям. Теноры часто бывают холериками. Холерический темперамент тут же впадает в негодование, если что-то встает поперек его деятельности. В его основе лежит глубокая ритмика, но обычно с каким-нибудь дефектом. Холериком был Наполеон, и его внутренний ритм основывался на самом себе. Он имел предрасположение к большому росту, его эф. тело было больше физического, поэтому его органы были уплотнены, все ритмическое — более сдавлено и постоянно заторможено. Происходило постоянное укорочение ритма. "У холериков вы, вероятно, всегда найдете анормально образованное чувство равновесия (Весы), и это можно доказать внешне, указав на ушные каналы при аутопсии". У сангвиников (Дева) преобладает чувство движения, у меланхоликов (Лев) чувство жизни, у флегматиков (Рак) осязание.300-а с.142-43 Перейти на этот раздел
Две воли и два чувства. Свет и тьма
1877. "В нашем человеческом бытии мы можем различать два рода воли: внутреннюю и внешнюю. И мы можем сказать: внешняя воля является нам в ее действии, когда мы бодрствуем. Внутренняя воля является нам в ее действии, когда мы спим. ... Воля имеет дело с органической деятельностью... с процессами обмена веществ. ... И вот из этого моря воли человеческого существа ударяет волнообразно то, что открывается в чувствах. Мы ведь знаем, что чувство (см.схему) является очень смутной действительностью человеческого существа, что чувство для сознания обладает лишь той интенсивностью, что и сновидение. И тем не менее оно светлее воли. ... Человек просветляет себя в своих чувствах. И когда он просветляет себя, то два полюса воли восходят в интенсифицированное сознание; выявляются как внутренняя, так и внешняя воля, когда они могут пробиться в сознание. Подобным же образом мы различаем два рода чувств... одно выбивается из воли и родственно состоянию сна человека. Оно изживается в антипатиях, которые человек развивает в широком объеме... в то время как воля, ведущая человека во внешний мир, когда она ударяет в чувства, приводит нас в исполненное симпатии отношение с внешним миром". Чувства раскрываются в душевной деятельности. "Мы можем с этой точки зрения изучить душевную жизнь и получим много показательного. Мы увидим, что бодрствование призывает нас к симпатии к окружающему миру. Антипатии приходят из бессознательных состояний. Они проникают из спящей воли. ... Благодаря антипатиям мы отдаляем себя от окружающего мира, делаем себя одинокими, замыкаемся в себе. Эгоизм, развиваемый человеком, имеет своей предпосылкой восходящие внутри антипатии. Чем эгоистичнее человек, тем больше элемента антипатии действует в нем. Он хочет замкнуться, он хочет по возможности чувствовать в себе". В обычной жизни мы не замечаем, как взаимодействуют симпатия и антипатия. Но в аномальных случаях, например, когда во сне нас мучают при стесненном дыхании кошмары, можно узнать, что "...душевно эти кошмары в существенном выражают антипатичное отклонение того, что хочет проникнуть в нас и не позволяет нам достаточным образом пережить нашу эгоистичность". Если антипатия сильно захватывает человека в бодрственном состоянии, то она пронизывает астр. тело; и тогда антипатия струится как самостоятельная аура. Человек тогда может испытывать антипатию даже к тем, кого он ранее любил. "Если человек переживает антипатию, необъяснимую внешними отношениями, то это происходит из переливающейся в душе через край антипатии, и означает анормальную выработку в душевной жизни одного полюса, выступающего из сна. Итак, если антипатичное существо получает перевес, то человек становится мироненавистником. Эта ненависть к миру может очень сильно возрастать. Все воспитание, все социальное взаимодействие должно вести к тому, чтобы помешать возникновению подобных человеконенавистников". Из того же источника возникает и мания преследования — как результат сильного эгоизма. Кто за порогом сознания познает эту волю, тот узреет тайну того, что во внешней жизни ведет человека ко всему плохому. "Это глубокая тайна жизни, что уравновешивание нашей органической деятельности мы получаем благодаря тем силам, которые, овладев человеком в сознательной жизни, способны сделать его преступником, злодеем. В мире не существует злого или доброго самого по себе. ... Если вы спросите о сущности сил, действующих компенсирующе на израсходованные жизненные силы, то вы должны на это ответить: это есть зло. У зла есть задача. И она такова. ... Нужно знать, что жизнь — это опасный процесс для человека и что в подосновах жизни присутствует необходимая для употребления сила зла. ... Но волны бьют далее, в представления. И когда внутреннее спящее воление просветляется в чувствах, ударяет в представления, то тогда оно становится хотя и светлее, но, в то же время, качественно спиритуальным, оно переабстрагируется. Антипатичные чувства еще обладают некоторой живой интенсивностью в человеческих переживаниях. Когда же они ударяют в представления, то тогда они живут во всем том, что в человеке является отрицательными суждениями, отклоняющими суждениями. Все, что в жизни мы отрицаем в суждениях, все, что логика называет отрицательными суждениями, является биением антипатичных чувств или спящей воли в жизнь суждений. А когда в представления ударяют симпатичные суждения, коренящиеся во внешней воле, в бодрственной воле, то мы получаем утвердительные суждения... воля, чувства и суждения или представления ударяют далее, вплоть до сферы органов чувств. И что же возникает, когда отрицательные суждения достигают органов чувств? — Тогда возникает нечто, не воспринимаемое: мы переживаем темноту, если речь идет о восприятии, идущем через зрение. Утвердительные суждения, напротив, дают переживания света. Естественно, в ином случае мы должны говорить о переживании немоты, о переживании тона или звука. Ко всем 12 чувствам относится то, что мы охарактеризовали через свет и тьму". Сфере органов чувств соответствует божественная деятельность. Эту деятельность переживали во 2-ю послеатлантическую эпоху: Бога в свете, Бога в тьме; "... Бога в свете: Божественное в люциферической окраске; Бога в темноте: Божественное в ариманической окраске. Так переживала персидская культура внешний мир. Солнце было представителем внешнего мира — Солнце как божественный источник света". В 3-ю послеатлантическую эпоху переживали сферу между суждениями и чувствами. Божественное переживали в столкновении представлений с чувствами. "И если мы в состоянии прочесть образные и т.п. документы, сохранившиеся от египто-халдейских времен, то мы обнаружим, как все там образовано из симпатичного утверждения и антипатичного отрицания. Можно почувствовать в египетских надгробных и иных фигурах, что в них заложено нечто, художественно изображено это симпатичное "да", антипатичное "нет". Нельзя изобразить никакого сфинкса, не внеся в изображение симпатизирующую или антипатизирующую жизнь идей. ... Солнце переживали как божественный источник жизни".208(20) Перейти на этот раздел
Оболочки, миры, жизненные процессы и восприятия чувств
1349. Первые три органа чувств строятся изнутри наружу; шесть дальнейших — с обеих сторон, изнутри и снаружи; три последних — извне вовнутрь. Для них сверхчувственная деятельность, строящая органы чувств, открывается т.обр., что она подступает к внутренней душевной жизни уже при ее образовании. В Я она в наибольшей степени обнаруживает свою собственную природу, но при этом стягивается в точку. "Чувство осязания в этом отношении образует некую противоположность Я. В осязании открывается тот сверхчувственный, или, если желаете, внесверхчувственный мир, который не может стать внутренним переживанием человека, не открывается через соответствующее ему внутреннее переживание". "Телесный облик в некотором отношении есть результат своеобразия органа осязания в различных местах поверхности тела".45, с.47, 49. "Мир, из которого образуется способность чувственного восприятия, подобно тому как, например, представления образуются из "чувственного мира", пусть будет назван "эфирным миром"; а то в человеке, что из этого "эфирного мира" рождается так же, как "я-человек" из чувственного мира, пусть будет названо "астральным человеком". ...Как в основе "чувственного мира" (мира чувств) лежит "эфирный мир", так в основе "я-человека" лежит "астральный человек".45, с. 115 "Из эфирного мира образуется астральный человек, как из чувственного мира — я-человек. Позади всего чувственного мира лежит взаимодействие между эфирным миром и астральным человеком. ... Так стоит ли искать эфирный мир просто вне человека? Ясно, что нет. Ибо через чувства жизни, движения, равновесия человек воспринимает свою собственную телесность, как через обоняние, вкус и т.д. он воспринимает внешний мир. Т.обр., для погружения в собственную телесность должно существовать взаимоотношение между эфирным миром и астральным человеком. А отсюда следует, что в своем телесном внутреннем человек должен иметь нечто такое, что подобно эфирному миру", — собственное эф. тело. Две силовые области приходят к противодействию в человеке. Астральный человек, находящийся во взаимоотношении с внешним эфирным миром, наталкивается на "внутреннего человека, который включает в себя формирующие силы и условия размножения". Это эф. тело. "И видно, как смыкаются человек и внешний мир. Сначала во взаимоотношение приходят чувственный мир и я-человек. В основе этого отношения лежит еще одно отношение: между эфирным миром и астральным человеком. В эфирном мире должны скрытно для чувственного мира существовать образующие силы для способностей внешних органов чувств, для обоняния, вкуса и т.д.. Внутри встает взаимоотношение астрального и эфирного человека, и в нем возникают восприятия чувства жизни" и т.д. А далее эф. тело служит еще размножению и др.45, с.119-121 "Двоякого рода существо пребывает в эфирном мире: то, которое воздействует на астрального человека, и другое, которое сильнее и воздействует на эфирного человека таким образом, что может отпечатлеть в нем формы органов чувств. Так обнаруживается, что из эфирного мира действует нечто такое, что подобно астральному человеку и что в эфирном человеке дает побуждение тем формообразующим силам, что создают (чеканят) органы чувств. ... Та часть эфирного мира, которая находится во взаимодействии с астральным человеком, может быть названа эфирным миром в узком смысле слова; другая же часть, к которой привело рассуждение, пусть будет названа астральным миром из-за ее родства с астральным человеком. Итак, можно сказать, что на я-человека действует чувственный мир,на астрального человека — эфирный мир, на эфирного — астральный мир". И как у физического человека множество инструментов чувств, отдельных "...областей чувств, так в астральном мире различимо множество различных силовых областей... Эти силовые области возбуждают в эфирном человеке соответствующие формообразующие силы, так что в физическом человеке образуются соответствующие органы чувств". Но действие при этом происходит разное. Например, в обонянии человек мало проникает во внутреннее вещества, в чувстве тепла — более. "Отсюда следует, что орган обоняния меньшими силами построен извне и большими изнутри"; орган тепла — наоборот. В ряду органов чувств существует степенеобразный порядок в действии внешних и внутренних сил. Первых три органа чувств — чувства жизни, движения, равновесия — в существенном построены изнутри. "Это означает, что в их построении деятельна та часть эфирного мира, которая развивается как эфирный человек. Это эфирный человек так формирует физ. тело, что оно делается способным на восприятия названных чувств. И он может его так формировать по той причине, что он сам побуждается к этому силами астрального мира". Здесь имеет место "...взаимодействие астрального мира и эфирного человека, которое не имеет ничего общего с взаимодействием эфирного человека и астрального человека. Иначе обстоит дело с обонянием, вкусом, чувством тепла и слухом. Здесь эфирный человек должен способствовать такому строительству, чтобы в области соответствующего органа чувств стало возможным взаимодействие эфирного мира и астрального человека. Это значит, что из астрального мира для каждого (из названных) органов чувств определенная сила должна воздействовать на эфирного человека. И из действия этих сил из астрального мира возникают в эфирном человеке формообразующие силы, ведущие к построению соответствующих органов чувств. Можно также сказать, что при образовании органов чувств жизни, движения, равновесия астральный мир взаимодействует непосредственно с эфирным человеком...". Во втором случае обращается внимание на астрального человека. При образовании органов чувств речи и понятия "...происходит намного более непосредственное взаимодействие между внешним миром и астральным человеком, чем в случае пяти предшествующих органов чувств. Это непосредственное взаимодействие приближается уже к тому, что имеет место между я-человеком и ощущением чувств, действующем в мимике, в физиогномике. Поэтому области этих чувств впервые образуются, когда человек приходит в соприкосновение с внешним миром, после рождения; тогда как формообразующие силы других органов чувств в существенном приносятся в мир вместе с рождением. Будет правильным сказать: в то время как силы для построения органов чувств жизни, движения и равновесия таятся глубоко за чувственным миром, силы для чувств речи и понятия находятся непосредственно за чувственным миром". Между теми и другими лежат силы астральных органов чувств. Я и осязание нельзя причислить к области органов чувств. Однако они образуют границы жизни чувственных восприятий. Я превращает их в душевные переживания, делает их совершенно внутренними, и они тогда больше не принадлежат жизни чувственных восприятий. Осязание оставляет предметы совершенно вовне. От них остается внутреннее переживание, лишь через сокрытое суждение находящее отношение к внешнему миру. "А это внутреннее переживание принадлежит области чувств жизни, движения и равновесия. Ясно, что тот внешний мир, который открывается в осязании, впервые может быть назван совершенно внешним, поскольку, чтобы быть воспринятым, он не нуждается в построении в человеке особого органа чувств. Между этим внешним миром и человеческим Я лежит область, из которой развивается четырехчленный человек". (Три тела и Я). В первых трех органах чувств открываются силы эфирного человека, изживающиеся в физическом человеке. Астральный человек здесь не берется во внимание. Силы работают во внутренней телесности так,как если бы астр. тела тут не было. Следующие пять органов чувств считаются с астральным человеком. В чувствах речи и понятия появляются силы, близкие к тому, что открывается через органы чувств. "В соответствии с этим следует различать чувственный мир, открывающийся в я-человеке и образующий его сознательную жизнь; непосредственно скрытый за чувственным миром эфирный мир, который образует астрального человека; в этом эфирном мире опять-таки таится астральный мир, который так формирует эфирного человека, что тот развивает формообразующие силы физического человека; но за этим астральным миром следует предположить еще один мир ... (пропуск в тексте подл.)". "Слух и чувство тепла более связаны с движением и с процессом согревания", предыдущие чувства — с процессами сохранения и роста. "Жизненные процессы роста и сохранения больше воздействуют на сторону внутренних чувств (жизни, движения, равновесия); согревание и дыхание более воздействуют на те органы чувств, через которые человек отворяет врата своей жизни вовне".45, с. 128-129 "Мы воспринимаем цветок и говорим: этот цветок прекрасен. Между восприятием и суждением здесь вдвигается Я. Что же касается вызываемого процессами дыхания, согревания, то это благодаря самому себе, без того, чтобы сюда вмешивалось Я, указывает на нечто подобное суждению. В переживании человека непосредственно заключено указание на нечто, соответствующее голоду и так связанное с ним, как вынесенное суждение — с соответствующим ему восприятием чувств. ... Эта (первая) связь поэтому должна быть названа открывающейся инстинктивно. И она имеет место во всех внутренних переживаниях, связанных с процессами дыхания, питания, роста. Поэтому необходимо делать различия между удовольствием от дыхания, наслаждением теплом, поскольку они являются инстинктивными внутренними переживаниями, и соответствующими им восприятиями чувства жизни. Волны инстинктивного должны сначала каким-либо образом ударить в я-человека, чтобы достичь чувства жизни. — И вот структура внутренних переживаний, разыгрывающихся благодаря указанным процессам позади я-человека, должна быть приписана астральному человеку. ... Как я-человек через инструмент органов чувств берет свои переживания из чувственного мира, так астральный человек — из мира, данного ему благодаря процессам дыхания, роста и т.д. Пусть этот мир будет назван жизненным. Ну а чтобы жизненный мир мог существовать, жизненные органы должны быть построены таким миром, который возвышается над всякой жизнью так же, как силы для построения органов чувств возвышаются над всем чувственным. Этот мир, опять-таки, открывается в своих действиях при построении жизненных органов". Но можно заметить, что жизненные процессы менее дифференцированы, чем восприятия чувств. Их органы перетекают одни в другие: легкие в кровеносную систему, а та — в обмен веществ. "Этим указывается на то обстоятельство, что соответствующие области того мира, в котором пребывают строящие их силы, также находятся в ином отношении друг к другу, чем силы, строящие органы чувств. Первые должны быть подвижнее, чем вторые. Переживание, например, вкуса может встретиться с переживанием слуха только в общем Я, которому они принадлежат. Чувство же роста через само себя выступает в связи с тем, что выражает себя в процессе дыхания. Чувство силы роста проявляется в приятности дыхания, в согревании и т.д., в возрастании внутренней жизни". У каждого восприятия чувств свой круг, область, а Я движется повсюду. Чувства жизни все подвижны и могут двигаться одни по другим. Но имеется и отчетливое отношение между чувственным восприятием и жизненным процессом. Возьмем органы дыхания и слуха. Оба они вырастают из организма навстречу внешнему миру, но если первый из них должен подходить только организму, второй — внешнему миру: области звука. "Это показывает, что силы, сделавшие орган слуха инструментом чувственного восприятия, принадлежат миру более раннему, или высшему, чем тот, в котором пребывают силы как таковые, которые, действуя в теле, образовали как орган слуха, так и орган дыхания". Подобное же можно сказать об органах выделения и чувстве вкуса. Разной высоты духовные существа строят органы чувств и органы жизни. Последние из них "...астральный человек чувствует как свои внутренние и инстинктивные переживания; первые — я-человек как чувственную действительность (чувственный мир). ... астральный человек в переживаниях чувств, данных ему благодаря процессам жизни, воспринимает откровения сверхчувственного мира, в которых органы этих процессов (органы жизни) воспринимают существ: 1)служащих жизни; 2) образующих из себя органы чувств. В таком переживании высказывается нечто такое, в чем другие инстинктивные переживания астрального человека сливаются воедино и свою высшую действенность открывают как формо-(облико) образующую силу. ... Чтобы стал возможным я-человек, силы сверхчувственного мира строят органы чувств. И поскольку человеческое тело есть носитель органов чувств, оно являет себя построенным из сверхчувственного мира. И лишь этот носитель органов чувств и назван физическим человеческим телом . Его пронизывает я-человек, чтобы с его помощью жить в чувственном мире. По этой причине в физ. теле можно видеть существо, построенное из сил, родственных в своей неповторимости самому Я. Внутри чувственного мира физ. тело человека может являть себя в чувственном откровении. По своей внутренней деятельности оно — существо сверхчувственного рода. Чтобы стал возможным астральный человек, сверхчувственный мир строит органы жизни". Эти силы открываются лишь в жизненных процессах. Органы жизни не могут воспринимать, поэтому ни непосредственно эти силы, ни их откровения в человеке воспринять нельзя. "Их откровение названо эф. телом человека. Как физический человек относится к я-человеку, так эф. тело человека — к его астр. телу. Физ. тело по его сути создано так, что делает себя чувственно воспринимаемым; эф. тело, как строитель органов жизни, может быть непосредственно, чувственнообразно пережито только астральным человеком". Итак, мы имеем четыре мира: 1)сверхчувственный мир, силы которого строят органы чувств; 2) тот, силы которого строят органы жизни (высший и низший духовные миры); 3) мир, в котором астральный человек приходит в такое отношение к процессам жизни, что они открываются в нем как жизненные инстинкты (это астральный мир); 4) мир, где я-человек имеет чувственные переживания благодаря органам чувств (это физически-чувственный мир).45, с.54-63 Астральный человек отражает процессы в органах жизни. Но эти его переживания не единственные. К ним следует добавить способность человека к движению. "Импульсы к движению заложены во внутренней жизни, поскольку она оказывается независимой от жизненных процессов. И в то же время, самоанализ показывает, что эти импульсы далеко не всегда проистекают от я-человека; они представляют собой инстинктивные переживания и потому принадлежат той же области, что и инстинктивные переживания, сливающиеся с процессами жизни, т.е. с астральным человеком. — Далее астральному человеку принадлежат переживания, которые могут быть: названы инстинктивными вожделениями (желаниями). Вожделения возникают на основе видимых восприятий. Только самоанализ в отношении их выявляет следующее. Видимые восприятия прежде всего ведут к суждению, если они восприняты я-человеком. Это суждение затем воздействует на астрального человека, если оно ведет к вожделению. В я-человеке образуется переживание: чувственно воспринятое ценно; к нему побуждается интерес. И если теперь интерес должен стать вожделением, то суждение должно быть взято импульсом астрального человека". Вожделения вызывают и жизненные процессы, но их природа иная. Переживание голода — это не вожделение. Лишь в форме суждения оно указывает на жизненный процесс. "Вожделение — это самостоятельное переживание, которое астральный человек присоединяет к чувству голода. Наравне с этим имеются вожделения, коренящиеся в астральном человеке, не будучи возбужденными жизненными процессами или внешними восприятиями. Некоторые желания (потребности) принадлежат области, из которой вырастают эти вожделения". Третий род переживаний астрального человека вдвигается между чувственным восприятием и переживанием я-человека. Это образ. Образ остается, когда чувственное переживание уже прошло, и он принадлежит к я-деятельности, к суждению. "Судить можно лишь на основе образов. В образе содержится переживание астрального, а не я-человека. Образ можно также назвать ощущением, если это слово применить не к чувственному переживанию. ... Как в отношении физического говорят об органах чувств, эфирного — об органах жизни, так в отношении астрального говорят об импульсах движения, о вожделениях и ощущениях. Органы для этих переживаний не могут происходить из самого астрального человека, ибо ему их нужно уже иметь, чтобы получить переживания". Они происходят из мира, лежащего вне астрального человека, но той же природы, что и он. "Только необходимо отличать астр. человека, каким он переживает внутренне самого себя в образах, вожделениях и импульсах движения, от астр.человека, который есть откровение лежащего вне импульсов движения и вожделений мира. Этого астр. человека следует отличать от первого, называемого астр. телом человека. ... Образ, возникающий благодаря чувственному переживанию, отделяется от этого переживания и остается как содержание астр.человека. Но в отдельном образе следует мыслить наличие сил, образующих органы астр.человека; но не так, как видимые переживания". Итак, имеется коренящееся в действительности тело образов, возжигающее из себя силы вожделений и движения. Жизненные процессы протекают один над другим, поскольку остаются самими собою. — Орган дыхания строится заново под действием процесса поддержания, но сам процесс дыхания не меняется. "Иначе обстоит деле с процессами движения, вожделения и ощущения образов". Они действуют следующим образом. "Ощущение образов рождает себя действенно в вожделениях; вожделения живут далее в импульсах движения. Поэтому правомерно сказать, что когда ощущение образа касается силы вожделения, то первое пронизывает второе, и в вожделении содержание ощущения образа живет далее. Таким же образом в движении живет вожделение — вместе с ощущением образа". Мир, из которого образуется астр. тело, есть астральный мир. Жизненные процессы должны сначала преобразоваться в жизненные инстинкты, чтобы стать импульсами в астр.человеке. "Итак, жизненные инстинкты, ощущения образов, вожделения и импульсы движения принадлежат астральному человеку, поскольку он уже предполагает наличие нижнего духовного мира и сам имеет свое происхождение в астральном мире".45, с.64-69 "Органы вкуса, зрения, тепла и слуха таковы, что в организме они образуются силами струящегося в нем вещества; для чувств обоняния, равновесия, движения, жизни и осязания внешнее вещество с его силами выступает как условие". (Напр.,для чувства равновесия необходимо трехмерное пространство, заполненное веществом). "Как жизненные органы в дыхании, согревании, питании указывают на вещественный внешний мир, также указывают на него и названные органы чувств. Зато выделение, поддержание, рост, воспроизводство, органы вкуса, зрения, слуха, слова, понятия и организм Я предполагают внутренний принцип образования, который может действовать во взятой вовнутрь вещественности".45, с. 95 Высший духовный мир. "Что следовало бы в нем искать? Не те силы, которые вообще образуют жизненные органы, но силы, которые своим образованиям насаждают задатки стать жизненными органами. Но эти силы следует мыслить как противоположности чувствам равновесия, движения и жизни. Если эти силы, до того как достигнуть границ своей действенности, удерживаются благодаря внутренним строящим процессам, при образовании указанных органов, то они тогда отпечатлевают из таких задатков к органам органы слуха, слова и понятия. А что получается, если они достигают границы, заложенной в их собственном характере?". Тогда в высшем духовном мире следовало бы искать покоящееся в себе переживание чувств, родственное земным чувствам понятия, слова или слуха. Но перед ним там, вверху, стоит не Я, а сущность, творящая его деятельность.45 с.97-98 Перейти на этот раздел
Классификации. Из записных книжек Рудольфа Штайнера
1349а. "Для постижения (восприятия) чужого Я необходим орган, который в восприятии не имеет никакого физического содержания (просто силовое восприятие): Я-организм. Для восприятия понятия, слова, звука необходим орган, который в физическом содержании постигает не это, а то (сверхчувственное. — Сост.) значение: астральный инструмент. В восприятиях чувств должна содержаться астральная взаимосвязь, которая соответствует: образному ощущению, желанию (вожделению) и движению. Извне нечто действует так, что астральное захватывается во внутреннем, а изнутри противодействуют эфирное и физическое. Восприятие тепла, зрение, вкус, обоняние: действие извне таково, как жизненный процесс действует на жизненный процесс: внутренне противостоит физическое. Восприятие равновесия, движения, жизни — внутренне физическое противостоит внутренне физическому".
"Органы чувств: 1. порядок: строится на эф. теле 2. порядок: строится на астр. теле 3. порядок: строится на Я-организме".
"Физический мир исчерпывается таким образом, что
сокрытое в: | | будет открыто в: | осязании | | Я | ч-ве жизни | рост | ч-ве понятия | ч-ве движения | | ч-ве слова — незаверш. ч-во понятия | ч-ве равнов. | | слухе — незаверш. ч-во слова | обонянии | поддержание | ч-ве тепла | осязании | | зрении | зрении | | вкусе — незаверш. ч-во зрения | ч-ве тепла | выделение | обонянии | слухе | | ч-во равнов. | ч-ве слова | | ч-ве движ. | ч-ве понятия | питание | ч-ве жизни | Я | | осязании". | "Звук, слово, понятие, Я — чувственный мир; тепло, зрение, вкус, обоняние — чувственно-сверхчувственный мир; равновесие, движение, жизнь, осязание — сверхчувственный мир".
"Физ. мир: | ч-во равнов. | — тепла | — Я | — воспр. существ |
астр. мир: | движен. | — света | — понятия | — воспр. деятельности |
нижн. дух. мир: | жизни | — вкуса | — слова | — воспр. органов |
высш. дух. мир: | осязания | — обонян. | — звука | — воспр. объектов. |
Высш. дух. мир: | ч-во звука | — обоняния |
нижн. дух. мир: | слова | — вкуса |
астр. мир: | понятия | — света |
физ. мир: | Я | — тепла". |
Сначала дан мир восприятий чувств; он предполагает сверхчувств. мир, где находятся основы для органов чувств". Органы чувств коренятся в органах жизни. "Жизненные органы органов чувств принадлежат сверхчувственному миру".
"а) Определение извне | — высш. дух. мир | — ч-во Я |
б) формиров. органов изнутри | — нижн. дух мир | — ч-во понятия/обон. |
в) образов. органа | — астр. мир | —слова/вкуса |
г) воспр. органа | — физ. мир | —слуха/равнов. |
| астр мир | — движ. |
| нижн. дух мир | — жизни, тепла |
| высш. дух. мир | — ч-во осязания". |
"Физич. мир: Дыхание согрев. питание осязание жизнь движение равнов. обон. Органы чувств из астр. мира: вкус зрение тепло слово понятие Я вкуса зрения тепла слуха слова понятия Я Жизненные органы из астр. мира: выделение поддерж. рост репрод.
Органы чувств из нижн. дух. мира: слух слово понятие Я
Высш. дух. мир: орган Я Нижн. дух. мир: Я понятие слово слух (дыхание) дыхание согрев. питание Астр. мир: Я понятие слово слух тепло зрение вкус Физ. мир: Я понятие слово слух тепло зрение вкус обоняние равнов. движ. жизнь осяз.".
"Высший дух. мир | — органы чувств как само-восприятие |
нижний дух мир | — органы чувств как себя-формирующие |
астральный мир | — органы чувств как воспринимающие себя-формирование |
физический мир | — органы чувств как воспринимающие внешний мир". |
Д.34, с.13-29,40 Д.34, с.20-21. Перейти на этот раздел
1353.
Чувство "я" Чувство мысли Чувство слова Чувство звука или тона чувство тепла чувство зрения | \ | | > | | / | восточная культура | Все эти чувства, когда во внутреннем души есть спиритуальная жизнь, дают ей пищу. И то, что человечество здесь развило, оно развило в древнюю восточную культуру. ... Но это некоторым образом втянуто в подосновы развития цивилизации". Затем стала приходить деспиритуализация, отмеченная логикой Аристотеля. Возникла цивилизация, опирающаяся на следующие чувства:
Чувство вкуса Обоняние Чувство равновесия Чувство движения Чувство жизни Осязание | \ | | > | | / | западная культура | "Математика пришла из ... чувства движения и чувства равновесия". 206 (23. VII) Перейти на этот раздел
26. В исходной точке новой духовной жизни, импульсируя эту жизнь, стоят Мистерии Ирландского острова, Мистерии Гибернии. Необычайно трудно проникнуть в Акаша-Хронике к тому, что там отпечатлели эти Мистерии. "Если посмотреть на подготовление, через которое сначала должен был пройти посвящаемый в Гибернии, то оно состояло из двух вещей. Первая заключалась в "том, что подготовляемый подводился душевно ко всем трудностям познания вообще. Все, что, я бы сказал, может составить муки познания, на том пути познания, который еще не идет в глубины бытия, но который состоит просто в том, что обычные духовные силы, которыми человек обладает в повседневном сознании, напрягаются так сильно, как это только возможно, — все те трудности, которые встречает обычное сознание на этом пути познания, они ставились перед учениками душевно. Ученики должны были пройти через все сомнения, все муки, через всю внутреннюю борьбу и частые неудачи в этой борьбе, через заблуждения даже с хорошей логикой и диалектикой. Они должны были проделать все, что человек ощущает в трудностях, если он действительно хочет однажды завоевать познание, а затем высказать его. Вы чувствуете, дорогие друзья, что мы, по сути, имеем тут дело с чем-то двояким — с необходимостью завоевать истину и высказать, сформулировать ее. Если человек серьезным образом идет путем познания, то у него есть чувство, что все то, что можно втиснуть в слова, уже не является целиком истинным, но перемежается подводными камнями и ловушками. ... Затем делалось понятным второе — и ученики, опять-таки, душевно, испытывали это, — что могло стать познанием на обычном пути познания, а именно: как мало ... логика, диалектика, риторика могут привнести к человеческому счастью. Но, с др. ст. ученикам объяснялось, что человек, если он хочет держаться в жизни прямо, должен подступить к тому, что ему определенным образом несет радость, счастье. Итак, с одной стороны, они подводились к пропасти и постоянно побуждались к сомнению, как если бы они должны были ждать, пока им будет построен мост через каждую отдельную пропасть. И они так сильно посвящались в сомнения и трудности познания, что, будучи проведенными от этого подготовления к действительному вступлению в мировые тайны, приходили даже к такому заключению: если подобное возможно, тогда мы хотим отказаться от познания, тогда мы хотим отказаться от всего, что не может принести человеку счастья". "Далее, когда ученики оказывались подготовленными для указанной степени, они подводились к двум колоссальным статуям, к двум огромным, величественным статуям. Одна была величественной благодаря внешней пространственной величине, другая была такой же большой, но кроме того она впечатляла своим особым видом. Одна статуя представляла мужской облик, другая — женский. В связи с этими статуями ученики должны были пережить в своем роде приход мирового Слова. В некотором роде обе эти статуи должны были стать внешними буквами, с помощью которых ученики должны были начать расшифровывать мировые тайны, встающие перед человеком. Мужская статуя была из совершенно эластичного материала. И она была такая, что при нажатии вдавливалась в любом месте; ученикам предлагалось надавить ее повсюду. И тогда выяснялось, что она внутри полая. Она оказывалась, по сути, лишь оболочкой статуи, но сделанной из эластичного материала, и после того, как ее переставали надавливать, она тотчас же снова восстанавливала свою форму. Над статуей, над головой статуи, весьма характерной, находилось нечто, выражавшее собой Солнце. Вся голова была такой, что человек видел: она, собственно, должна была бы вся быть как душевный глаз, микрокосмически представлять содержание всего Макрокосмоса. И эта манифестация всего Макрокосмоса должна была бы через Солнце выражаться в этой колоссальной голове. Я могу лишь схематически набросать здесь эти статуи. Одна из них производила такое впечатление: здесь Макрокосмос действует через Солнце и формирует человеческую голову. Другая статуя была такой, что взгляд ученика сначала падал на нечто такое, что являло собой некоего рода световое тело, являло сияние, идущее вовнутрь. И в этом обрамлении ученик затем видел женский облик, повсюду находящийся под влиянием этого излучения; у него возникало чувство, что голова рождается из этого сияния. Голова имела нечто неотчетливое. Эта статуя состояла из другой ... пластичной субстанции, не эластичной, а пластичной, исключительно мягкой субстанции. Ученику предлагалось надавить также и на нее. И когда он надавливал, то оставалась вмятина". Но когда в соответствующей церемонии ученик через некоторое время подводился к статуе, то вновь находил ее целой. "От второй статуи возникало впечатление: она полностью находится под влиянием лунных сил, которые пронизывают организм и дают из организма произрасти голове. Ученики получали исключительно сильное впечатление от того, что они здесь переживали. Статуя все снова восстанавливалась. И часто группа учеников приводилась на небольшое время к этой статуе. И когда их приводили к статуе, то кругом в первый раз царила полная тишина. К статуе их подводили посвященные и оставляли там; дверь в храм закрывалась, и ученики предоставлялись своему одиночеству. Затем наступал момент, когда каждый ученик уходил в себя и побуждался испытать статую, чтобы почувствовать эластичное одной статуи и пластичное другой, на которой сохранялась сделанная им вмятина. Затем он оставался один о самим собой и с впечатлением от того, что, как я сказал, сильно, очень сильно воздействовало на него. И благодаря всему тому, что ученик проделал на пути вначале и о чем я уже говорил, он переживал все трудности познания, все трудности, я хотел бы сказать, блаженства. Да, пережить подобное означает больше, чем когда это выражается только в словах ... такое переживание означает, что человек прошел через всю шкалу ощущений. И ощущения приводили к тому, что ученик, будучи подведенным к обеим статуям, испытывал страстное желание являвшееся ему как большая загадка каким-либо образом в своей душе разрешить, подойти к тому, чего собственно хочет эта загадочность, с одной стороны, загадочность вообще, какой ее встречает человек, а с другой — загадочность, заложенная в этих образах и во всем роде отношения самого человека к ним. Все это действовало глубочайшим, чрезвычайно глубоким образом на учеников. Перед статуями мы, можно сказать, всей своей душой и всем своим духом превращались в колоссальный вопрос. ... Все в них спрашивало. Рассудок спрашивал, сердце спрашивало, воля спрашивала, все, все спрашивало. Подобные вещи, представавшие наглядно в древние времена, нет больше нужды прежним образом вводить в посвящение, но современный человек должен учиться проходить эту шкалу ощущений, чтобы действительно приблизиться к истине, которая потом вводит в тайны мира. Ибо, если для современного ученика правильным является подобные вещи проделывать на внутреннем, внешне не наблюдаемом пути развития, то при этом остается обязательным также и для современного ученика проходить через ту же шкалу ощущений, через внутренние медитативные переживания дать этим ощущениям проникнуть в себя. ... Когда все описанное проделывалось, ученика подводили к некоего рода испытанию через совместное действие всего предыдущего: с одной ст., бралось вообще все, что было проделано в процессе подготовления на обычном пути познания и пути блаженства, а с другой — то, что стало в них большим вопросом всей души и даже всего человека. Это должно было теперь взаимодействовать. И вот, когда внутреннее ученика ощущало это совместно, когда во внутреннем это выступало в совместном действии, тогда, насколько это было возможно в то время, ученику сообщалось о тайнах мира, о микрокосмосе, о Макрокосмосе, сообщалось нечто о тех связях, которых мы как раз касаемся в этих лекциях, которые также составляли содержание Мистерий Артемиды в Эфесе. Часть из них сообщалась во время испытания. Благодаря этому стоявшее в душах учеников большим вопросом поднималось еще выше. И ученик действительно, я бы сказал, в этой форме вопроса, через колоссальное углубление, которое получала душа, переживая, перенося все это ... подводился к духовному миру. Со своим ощущением он фактически входил в область, которую переживала душа, когда чувствовала в себе: теперь я стою на Пороге сокровенных сил. ... Когда ученики проходили через эти испытания, их опять приводили к статуям. И тогда они получали совершенно особое впечатление, встряхивавшее все их внутреннее. То впечатление я могу вам представить, только воспроизведя на современном немецком языке употреблявшееся на том древнем языке. Итак, когда ученики продвигались так далеко, как я это охарактеризовал, то их снова по одному подводили к статуям. Но теперь посвящающий жрец, инициатор, оставался с учеником в храме. И ученик видел, снова еще раз в абсолютной тишине вслушавшись в то, что могла ему сказать собственная душа ... посвящающего жреца восходящим над головой одной из статуй. При этом Солнце как бы отступало вдаль, и в этом пространстве между Солнцем и статуей являлся жрец, как бы закрывая собой Солнце. Статуи были очень большими, и жрец выглядел довольно маленьким над головой первой из них, как бы закрывая собой Солнце. И затем, как бы действуя из музыкально-гармонического — музыкально-гармоническим начиналась церемония, — раздавалась речь посвятителя. И на той стадии, где тогда находился ученик, это являлось ему так, что слова, звучавшие из уст посвятителя, как бы говорились самой статуей. Слова звучали так: Я есмь образ мира. Смотри, как мне недостает бытия. Я живу в твоем познании, Я стану в тебе теперь исповеданием. И это опять-таки, как вы можете себе представить, производило мощное впечатление на ученика. ... Когда все это проходило через его душу, он был внутренне готов всей своей душой уцепиться за этот образ, за то, что было мировой силой, символизированной в этом образе, он мог тогда жить в этом, передать себя этому. И он был готов к тому, чтобы ощущать исходившее из уст жреца, которое являлось ему так, как если бы статуя была буквой, представлявшей ученику то, смысл чего был выражен в приведенных четырех строках. Когда жрец возвращался вниз, ученик снова погружался в безмолвную тишину; жрец уходил, и ученик оставался один. Через некоторое время приходил другой посвятитель; он являлся над второй статуей, и опять как бы из музыкально-гармонического являлся голос жреца-посвятителя, он произносил слова, которые я могу передать вам так: Я есмь образ мира, Смотри, как истинности мне недостает. Коль ты отважишься жить со мною, То я стану для тебя удовольствием. И ученик теперь, после всех подготовлений, после того, как он был приведен к внутреннему счастью, к страстному желанию внутренней полноты, после того, как он через все, что должен был пережить, приходил к тому, чтобы ощутить необходимость однажды подойти к этой полной радости внутренней полноте, он приходил теперь, услышав то, что звучало от второй статуи, не только к тому, чтобы рассматривать, но и действительно рассматривал мировые могущества, говорившие через вторую статую, как те, которым он хочет отдать себя. Посвятитель исчезал. Ученик снова оставался один. И во время этой одинокой тишины он ощущал — по меньшей мере это кажется так, что каждый это ощущал — нечто такое, что можно выразить следующим образом: я стою на Пороге духовного мира. Здесь, в физическом мире, нечто называют познанием, до в духовном мире это не имеет никакой ценности. И трудности, которые человек имеет здесь, в физическом мире, в связи с познанием, обретаемым здесь, — они являются физическим отображением утраты им ценностей в сверхчувственном духовном мире. И ученик при этом также переживал: многое здесь, в физическом мире, обращается к человеку, ты же должен отказаться от внутренней полноты радости и идти некоего рода аскетическим путем, чтобы войти в духовный мир. Однако это, собственно говоря, иллюзия, это, собственно говоря, заблуждение. Ибо являющееся во второй статуе говорит выразительно само о себе: смотри, как истинности мне недостает. ... Таковы были ощущения, отчасти вызывавшие в ученике сознание, что он постигает физический мир, проходя через многие заблуждения и преодолевая их. Но случались также и ощущения, которые по временам были подобны внутренне действующему пламени, так что человек чувствовал себя словно поврежденным внутренним огнем, словно внутренне уничтоженным. И душа колебалась между одним ощущением и другим, туда и обратно. Ученик, так сказать, испытывался на весах познания-счастья. И в то время, как он проделывал все это внутренне, статуи как бы начинали говорить сами. Он достигал в некотором роде внутреннего слова, и статуи как бы говорили сами. Одна из них говорила: Я есмь познание. Но то, что я есмь, — это не бытие. И теперь к ученику приходило, я бы сказал, излучающее страх чувство: все, что он имел в идеях, — это только идеи, в этом нет никакого бытия. Человек напрягает голову — так чувствовал ученик, — и хотя он приходит к идеям, но бытия в них нет нигде. Идеи — это лишь видимость. Затем как бы начинала говорить и вторая статуя; она говорила: "Я есмь фантазия. Но то, что я есмь, — это не истина. Так представали перед учеником обе статуи". Я прошу вас понять все это правильно. Здесь не дается догм, не выражается каких-либо истин познания, но здесь даны переживания ученика в святилищах Гибернии. Что там переживал ученик — только это изложено здесь. "Все это переживал ученик в абсолютном одиночестве. Его внутренние переживания были столь сильны, что его лицо становилось совсем неподвижным. Оно больше не действовало. Через некоторое время он больше не видел статуй. Но он читал на том месте, где он их раньше видел, нечто, написанное огненными письменами, что являлось тем не менее внешне-физически, и он видел это с потрясающей отчетливостью. На том месте, где ранее была голова статуи познания, он видел слово НАУКА, а там, где была голова другой статуи, — слово ИСКУССТВО. Пройдя через все это, ученик выходил из храма. Возле храма стояли оба посвятителя. Один из них брал ученика за голову и поворачивал к тому, что ему показывал другой: образ Христа. При этом произносились слова призыва. Жрец, показывавший изображение Христа, говорил ему: Восприми Слово и Силу Этого Существа В свое сердце. А другой жрец говорил: И от Него восприми, Что тебе оба облика Дать желают: науку и искусство. Таковы были, так сказать, первые два акта посвящения в Гибернии, где ученики особым образом приводились к действительному ощущению внутренней сути Христианства, и это исключительно глубоко отпечатлевалось в душах учеников, после чего они могли далее идти своим путем познания". (Лекция 7) "Когда ученик отдавался впечатлению от мужской статуи ... то он переживал род душевного оцепенения, которое проявлялось все более и более ... А затем ученик как бы чувствовал, что бывшее в нем оцепеневшим, т.е. он сам, вбирается Мирозданием; он чувствовал себя как бы ввергнутым в дали Мироздания. И он мог сказать себе: мироздание восприняло меня. Но затем приходило — это не было увяданием сознания, а становлением его другим, — затем приходило нечто особенное. Когда ученик достаточно долгое время переживал оцепенение, эту взятость себя Мирозданием, — а посвятители заботились о том, чтобы оно длилось достаточно долго, — он говорил себе примерно следующее: лучи Солнца, лучи звезд притягивают меня во все Мироздание, но я, собственно, остаюсь сосредоточенным в себе. И когда ученик достаточно долго проделывал это, то приходил к примечательному воззрению. Теперь впервые он, собственно, осознавал, для чего было нужно это сознание, наступавшее во время оцепенения, ибо теперь, в зависимости от его переживаний в созвучии с чем-либо иным, он получал многочисленные впечатления от зимних ландшафтов. Зимние ландшафты вставали перед ним в духе, ландшафты, в которых он всматривался в завихрения снежных хлопьев, наполнявших воздух — все, как сказано, в духе, — или ландшафты, где он всматривался в леса, где на деревьях лежал снег, и т.п. ... И он чувствовал внутреннюю общность, напр., его глаза с ландшафтом. Он чувствовал, как если бы в каждом глазу весь этот ландшафт, который он обозревал, был деятелен, как если бы он действовал повсюду в глазу, как если бы глаз был внутренним зеркалом для того, что являлось вовне. Но он чувствовал еще следующее: он чувствовал себя не как единство, он чувствовал, по сути говоря, свое Я столько же размноженным, сколько он имел чувств. Он чувствовал свое Я удвенадцатиренным. И из того, что он чувствовал Я удвенадцатиренным, в нем возникало своеобразное переживание, он говорил: здесь присутствует мое Я, оно смотрит сквозь мои глаза; здесь присутствует Я, оно действует в моем чувстве мысли, в моем чувстве речи, в моем осязании, в моем чувстве жизни; я, собственно, расчленен в мире. — И от этого возникала живая тоска по соединению с сущностью из Иерархии Ангелов, чтобы в этом соединении с сущностью из Иерархии Ангелов получить силу и власть для овладения Я, расчлененным в отдельных переживаниях чувств. И из всего этого в Я восходило переживание: почему я имею органы чувств? В конце концов у ученика возникало ощущение, как все, связанное с органами чувств и продолжением их вовнутрь, внутрь человека, родственно с действительным окружением человека на Земле. ... из всех этих переживаний ученик получал совокупное постижение своей души. схватывал ее всю целиком. Это совокупное постижение души состояло из ряда частей. Я проделал, говорил себе ученик, в моем мистериальном странствии то, что в Мироздании является прошлым. Массы снега и льда моей волшебной зимы показали мне, сколь убийственные силы действуют в Мироздании. Я познал импульс уничтожения в Мироздании. И мое оцепенение во время моего мистериального странствия возвещало о том, что я должен всмотреться в имеющиеся в Мироздании силы, приходящие из прошлого в настоящее, но в настоящем оказывающиеся мертвыми мировыми силами. — Это сообщалось ученику через отзвук его переживаний в мужской статуе. Затем он подводился к тому, чтобы в его переживаниях возник отзвук пластической статуи. И тогда он как бы множился внутренне не в оцепенении, окоченении, а во внутреннем жаре, в лихорадке души, в воспаленном состоянии, которое действовало примерно так, что вещи, которые так сильно могли воздействовать на душу, поскольку были внутренними, начинались вообще с телесного комплекса симптомов. Ученик ощущал это так, как если бы был внутренне стеснен, как если бы все в нем было сильно сдавлено: дыхание, кровь по всему телу. В большом страхе ученик впадал в глубокое внутреннее душевное страдание. И в этом глубоком внутреннем страдании в нем возникало сомнение в том, что он должен был делать. Рождавшееся тогда в душевном страдании можно в какой-то мере выразить такими словами: во мне что-то есть, что происходит от моей телесности в обычной земной жизни. Оно должно быть преодолено. Мое земное Я должно быть преодолено. — Это сильно жило в сознании ученика. Затем, когда он достаточно долго преодолевал, проходил через этот внутренний жар, внутреннюю нужду, через чувство, что нужно преодолеть земное "я", тогда в нем наступало нечто такое, о чем он знал, что это не прежнее состояние сознания, а хорошо известное ему состояние сознания сна со сновидениями. Если действовавшее из оцепенения сопровождалось отчетливым чувством, что это состояние сознания, которого он не знал в обычной жизни, то теперь он мог о своем сознании сказать: оно есть род сновидения. ... В то же время ученик теперь осознавал: что как волшебное лето выступало или выступает перед его сознанием в беспрерывном изменении — это переходит как импульс в далекое будущее Мироздания. Но теперь он чувствовал себя не так, как прежде, расчлененным, размноженным по органам чувств; нет, теперь он чувствовал себя внутренне соединенным в единстве, он чувствовал себя сосредоточенным в своем сердце. И это было кульминацией, высшей точкой того, через что он проходил: эта сосредоточенность в сердце. И это было кульминацией, высшей точкой того, через что он проходил: эта сосредоточенность в сердце, это внутреннее самопостижение, самообладание, чувство своего родства во внутреннейшем существе человеческой природы не с летом, каким человек видит его внешне, но со сновидением об этом лете. И правильным образом ученик говорил себе: в сновидении о лете, которое я переживаю внутренне в моем человеческом существе, в нем заложено будущее. Когда ученик проделывал все это, то к нему приходило переживание, что оба эти состояния следуют одно за другим. Он всматривался, скажем, в ландшафт, состоящий из лугов, прудов, маленьких озер. Он всматривался в лед и снег, которые превращались в вихрящийся падающий снег, как бы в туман из снега, который все более и более утончался и истаивал в ничто. И когда это истаивало в ничто, ученик чувствовал себя как бы в пустом мировом пространстве, и в этот момент на этом месте выступал летний сон. И ученик сознавал: теперь моей собственной душевной жизни касаются прошлое и будущее. ... В ледяных кристаллах зимы мы имеем внешний знак продолжающегося отмирания духа в материи. Мы, как люди, не предрасположены видеть умирающий дух символизированным в снеге и льде во внешней природе, если этому не предшествует инициация. Если же она совершается, то мы видим это превращение в ничто, а из него возникает сновидение о природе, содержащее семя мирового будущего. Но ученик должен стоять внутри мировой смерти и мирового рождения. Ибо если человек не стоял бы внутри этого — как уже сказано, я описываю вам только опыт ученика в посвящении Гибернии, — если бы человек не стоял внутри этого, то действительные процессы, в которые ученик всматривался через рождающееся из оцепенения новое сознание, были бы действительной мировой смертью, и сновидения за мировой смертью не последовало бы. У прошлого не было бы будущего. Сатурн, Солнце, Луна, Земля были бы здесь, но не было бы Юпитера, Венеры, Вулкана. Чтобы это будущее космоса вчленилось в прошлое, для этого необходимо, чтобы между прошлым и будущим стоял человек. Это сознавал ученик из того, что он переживал". Посвятитель выражал это ученику в изречении. О состоянии оцепенения он говорил: В далях ты должен учиться, Как в синеве эфирных далей Бытие мира исчезает И вновь в тебе себя находит". "Другое ощущение под влиянием второй статуи выражалось так: В глубине решить ты должен Из горячечного зла, Как истина воспламеняется И через тебя в бытии утверждается". Ранее ученику на месте первой статуи представало познание, но лишенное бытия, как лишь идеи, вырабатываемые на Земле. Но теперь в отзвуке являлось, что человек может найти бытие для познания, потеряв себя в далях мира: "В далях должен ты учиться...". Ученик ощущал, как он соединяется с синими далями эфира, где Земля превращается в ничто. Ощущать ничто он учился на волшебных зимних ландшафтах. И теперь он знал, что в этих далях сохраняется только человек. А чтобы мир имел будущее, человек должен зло преодолеть добром в своей природе: "В глубине решить ты должен...". Ученик прошел через влечение удовлетвориться не истиной, а фантазией о мире, субъективными образами. В сновидениях о лете он понял, что в фантазиях из внутреннего вырастают имагинации, имагинации растений. С одними образами фантазий он остается чужд окружению. Имагинациями же он врастает в мир растений, животных, в мир людей. Навстречу всему встреченному вовне тогда изнутри восходит нечто, связанное с ним. "Эта двоякая связь с миром встает перед учеником в действительном внутреннем грандиозном ощущении как отзвук обеих статуй. И ученик, т.обр., действительно учился, с одной стороны, простирать свою душу в дали мира, а с другой — сходить в глуби своего внутреннего, где это внутреннее не действует с той вялостью, с какой оно действует в обычном сознании, но где внутреннее действует так, как если бы оно стало наполовину действительностью, а именно прозревалось бы, потрясалось бы, проколдовывалось бы сновидениями. Ученик учился всю интенсивность внутреннего импульса приводить в связь со всей интенсивностью внешнего импульса. Из родства с зимними и летними ландшафтами он получал разъяснения о природе и о собственной самости. И он глубоко роднился с внешней природой и со своей самостью". Перед ним выступало все то, что он имел как переживания до нисхождения из духовных миров на Землю. При повторении состояния выхода в дали он уже не чувствовал, будто бы его высасывают лучи Солнца и лучи звезд. Но он чувствовал, что достигает середины бытия между смертью и новым рождением. "Затем ученик учился внутренне раздельно переживать обе статуи и каждое состояние все более отчетливо. А когда для него становилась ясной и живой возникающая в сердце взаимосвязь, когда в его сознании живо вставала середина жизни между смертью и последним рождением, тогда посвятитель говорил ему: Научись духовно созерцать зимнее бытие, И ты узришь доземное. Научись духовно сновидеть летнее бытие. И тебе будет дано пережить послеземное". Обратите особое внимание на колоссальную разницу, содержащуюся в этих изречениях. Когда ученик достаточно долго проделывал описанные упражнения, то его внутренняя сила и энергия углублялись, и он мог идти дальше. "Все это ученик переживал в состоянии оцепенения, а затем по указанию посвятителя он разливался до эфирных далей, до границ пространственного бытия. Там, на этих границах, к нему подступало переживание астрального, которое в те времена куда живее, значительнее, энергичнее соединялось с человеческим существом, чем теперь. Человек прежде внутренне был более чувствительным, поэтому он и проходил другое обучение, чем теперь". "Ученику Гибернийских Мистерий в высшей степени прививалась способность при излиянии в синие эфирные дали, при втекании астрального света прежде всего не чувствовать себя, но в своем сознании чувствовать мощный мир, о котором он мог сказать следующее: я живу целиком в некоем элементе с другими существами. И этим элементом является, по сути говоря, чистое природное добро. Ибо повсюду я чувствую, как из этого элемента нечто струится в меня — простите, что я воспользуюсь оборотом, который было бы правомерным употребить лишь позже, — а я плаваю, подобно рыбе, в воде, сам при этом состоя лишь из текучих, легких элементов; во всем планетарном элементе я чувствую приятное струение в себе со всех сторон. Ученик, собственно, чувствовал, как со всех сторон к нему струится астральное, формируя и строя его. Этот элемент есть чистое природное добро — мог бы он сказать о нем, — поскольку он повсюду дает мне нечто. Я, собственно, окружен одним добром. Добро, добро повсюду, природное добро окружает меня. Но это природное добро, оно является не только добром, но творческим добром, ибо оно своими силами в то же время делает то, что я есмь, дает мне облик, поддерживает меня, когда я в этом элементе плаваю, парю и тку. Таково было получаемое здесь естественно-моральное впечатление". Если понюхать розу и сказать, что из нее струится добро, распространенное по всей планете, и оно сообщается моему обонянию, то мы получим слабую тень того, что составляло переживание бытия др.Солнца. Будучи приведенным к бытию одних чувств в глазах, в ушах, в чувстве вкуса и т.д., при утрате всего остального организма, ученик переживал бытие др.Сатурна. Вживаясь во внутреннее сдавливания, в чувство тепла, ученик Гибернии переносился сознанием в бытие Юпитера, которое возникает из Земли. И он чувствовал не только физическое, но также и душевное тепло. "Ибо мы станем людьми Юпитера только благодаря тому, что свяжем физическое тепловое с душевным тепловым.... Излияние любви и тепла станет нераздельным". Когда же ученик переживал душевное страдание, ощущал необходимость преодолеть собственное "я", поскольку оно может стать источником зла, то переживаемое им физически-душевное тепло начинало светиться. Ученику открывалась тайна душевного блистания света. И так он входил в будущее бытие Венеры. "А затем, когда все, пережитое раньше, ученик чувствовал слившимся воедино в своем сердце ... тогда все, что он вообще переживал в своей душе, являло себя в то же время как переживание планеты. Человек имеет мысли; мысль не остается внутри человеческой кожи: она начинает звучать, она становится словом. Все, чем живет человек, формируется в слове. Слово распространяется на планете Вулкан. Все в Вулкане является говорящим, живым словом. Слово звучит к слову, слово объясняется словом, слово говорит слову, слово учится понимать слово. Человек чувствует себя как понимающее мир слово, как слово-мир понимающее слово. И когда это в образе вставало перед посвящаемым в Гибернии, он сознавал себя в бытии Вулкана". Таковы были великие Мистерии Гибернии. Человек познавал в них себя как микрокосмос, как духовно-душевно-физическое существо в связи с Макрокосмосом. Он познавал становление, созидание и прохождение, метаморфозу Макрокосмоса. "Расцвет Мистерий Гибернии предшествовал Мистерии Голгофы. И особенность этих больших Мистерий состояла в том, что в них о Христе говорилось как о Грядущем, как позже о Нем говорилось как о Прошедшем через прошлые события. И когда при первом посвящении ученик выходил из храма и ему показывали образ Христа, то этим хотели сказать: все, что составляет становление Земли, склоняется к Событию Голгофы. Это тогда представлялось как будущее. На этом, прошедшем позже через многие испытания острове было место больших Мистерий, место Христианских Мистерий до Мистерии Голгофы, в которых правомерным образом еще до Мистерии Голгофы человек велся к духовному взгляду на Мистерию Голгофы. А когда наступила Мистерия Голгофы, в то время, когда в Палестине произошли примечательные события ... в Гибернийских Мистериях и в их общине, т.е. в народе, принадлежавшем к ним, был отпразднован большой праздник. И что действительно случилось в Палестине — это стократно образно — но так, что образ не был памятью о происшедшем — было воспроизведено на Гибернийском острове. ... На Гибернийском острове человечество пережило Мистерию Голгофы духовно". "Началось время, в которое люди все более и более принимали только физически увиденное, и они больше не принимали вещи за истинные, если они не были связаны с физически увиденным. Так мудрость, пришедшая из Гибер
нии, больше не чувствовалась в ее субстанциональности. Искусство, пришедшее из Гибернии, больше не чувствовалось в его космической истине. ... стало необходимым чувственно наглядное в качестве модели — таково, собственно, и искусство Рафаэля. — тогда как Гибернийское искусство исходило из того, чтобы духовное, спиритуальное осуществлялось непосредственно через художественные средства". "Когда в Акаше-эволюции человек приближается к образам Гибернийских Мистерий, то он ощущает, как нечто как бы отталкивает его, что-то как бы удерживает его силы на расстоянии, не дает его душе приблизиться к себе. И чем ближе человек к этому подходит, тем более оно затемняется ... в Гибернийских Мистериях человечеству дан последовательный исход древних божественно-духовных сил. Но когда Гибернийские Мистерии сошли в теневое бытие, они были в то же время духовно окружены плотным валом, чтобы нельзя было изучать их пассивным образом, чтобы к ним нельзя было приблизиться иначе, как только пробудив в себе спиритуальную активность, т.е. став настоящим человеком нового времени". 232 (9) Перейти на этот раздел
163а. Северный поток переселенцев из Атлантиды. "В одном месте Европы, на западе от этого потока переселенцев, отстала одна группа. У нее был вождь, о котором в истории остался слабый отзвук: король Артус, или Артур и его круглый стол. Это было первым местом Мистерий в Европе". 266-1, с. 502, 512 Существует 12 нюансов восприятия, если их рассматривать в связи с элементарными существами, имеющими дело с восприятиями мира. "Но если отдельный человек хочет овладеть всеми двенадцатью, то одни из них становятся благодаря другим неотчетливыми. Поэтому рыцари круглого стола так разделили свою задачу, что каждый воспринимал лишь один из двенадцати нюансов". 346, с. 69 Перейти на этот раздел
1062. Исключая во время медитации чувство зрения, познают световой эфир, исключая чувство осязания (тепла, холода), познают тепловой эфир, чувство вкуса — химический эфир, чувство обоняния — жизненный эфир. 145 (3) Перейти на этот раздел
|