Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VII. ГЕТЕ / 1. Духовный облик Гете / Гете и Шиллер /
|
540. "На развитии свободных личностей предполагал Шиллер основать гармоническую совместную жизнь в человеческом обществе. С вопросом об истинно достойном человека бытии для него связался вопрос о форме совместной жизни людей. Это было его ответом на вопросы, которые в то время, когда он работал с этими мыслями ("Письма об эстетическом воспитании"), были поставлены французской революцией". 22(111)
541. "Шиллер исходил из этического способствования свободе, Гете — из рассмотрения природы и человека". В "Фаусте" он изобразил человека, который не осуществляет рассудочно рожденный идеал свободы, но желает доработаться до свободной личности путем наивысшего развития имеющихся в человеке задатков. "Это было убеждением Гете, что природа есть источник всех совершенств, и лучшее можно создать, лишь следуя по ее стопам". "В то время как Шиллер, несмотря на то, что в своих произведениях он стремился все более и более приближаться к художественному идеалу Гете, пребывал в интимнейшем созвучии с тем, чего хотел и что чувствовал народ, Гете после возвращения из Италии ощущал себя со своими воззрениями совершенно одиноко". Лишь лучшие люди понимали его творения того периода, и первым из них был Шиллер. 33, с.10,13
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|