Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VII. ГЕТЕ / 1. Духовный облик Гете / Гете-писатель /
|
529. "Любовь Фауста к Гретхен в 1-ой части чувственная. Но к Елене во 2-й части — уже не просто чувственная. Это действительный процесс — она есть "подобие" для глубочайших мистических душевных переживаний. Ища Елену, Фауст ищет "вечно-женственное"; он ищет глубины собственной души. Это заложено в существе личности Гете, что прообразом этой "женщины в человеке" выступает греческая женская красота. ...Через свой брак с Еленой Фауст становится мистиком". "Связь с "вечно женственным" дает в человеке возникнуть ребенку, и это дитя непреходящее, ибо принадлежит вечному". "Через брак (с Еленой) Фауст в глубинах своей души переживает рождение поэзии". Ибо Эвфорион, как говорил Гете, — это аллегорическое существо, в нем персонифицирована поэзия. "Любви сверху" явно противостоит Эрос, которого имеет в виду Протей... Этот Эрос есть "любовь снизу", которая проводит Гомункула сквозь элементы и сквозь телесные превращения, чтобы он смог в конце концов явиться как человек. Затем начинается "любовь сверху", которая развивает душу далее". 22(1)
530. "И в созвучии со всей мистической символикой Гете представляет внешнюю природу человека как "женское" (женственность), которое соединяется с божественным духом. Ибо лишь это оплодотворение очищенной и приближенной к Божественному человеческой души имеет в виду Гете в последних строках (Фауста): "Женственность вечная туда нас возводит"". 35, с.34
531. Вагнер и даже Мефистофель — это части существа самого Фауста. "Драматические образы Вагнера и Мефистофеля являются индивидуальными, полными жизни существами; что Фауст переживает благодаря им, является для него самосозерцанием". 22(11)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|