Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4) / 7. Ницше как борец против своего времени /
|
458. "Слабые и малодушные будут считать сильную личность, которая сама себе хочет давать закон и цель, злой, грешной. Она возбуждает страх, потому что ломает обычные порядки; она называет лишенным ценности то, что слабые привыкли называть ценным, и она находит новое, для них неизвестное, что она считает ценным. "Каждый индивидуальный поступок, каждый индивидуальный образ мыслей возбуждает дрожь; нельзя вычислить, что должны были выстрадать именно редкие, изысканные, первоначальные люди в течение всего хода истории из-за того, что их всегда ощущали как злых и опасных, да, из-за того, что они сами себя ощущали таковыми. Под господством нравственности оригинальность всякого рода приобретает дурную совесть". ("Утренняя заря", § 9)". "Истинно свободный дух принимает поистине первое решение; несвободный решает согласно обычаю. "Нравственность является не чем иным, "следовательно и не более!", как повиновением нравам, какого бы рода они ни были; нравы, однако, есть обычный способ действовать и оценивать" ("Утренняя заря", §9). Этот обычай есть то, что моралистами обозначается как "вечная воля", "категорический императив". Но каждый обычай является результатом естественных влечений и импульсов отдельных людей, целых племен, народов и т.д. Это такой же продукт природных причин, как условия погоды отдельных местностей. Свободный дух не считает себя связанным этим обычаем. Он имеет свои индивидуальные влечения и импульсы, и они не менее правомерны, чем таковые других. Он превращает эти импульсы в поступки, как туча посылает дождь на земную поверхность, когда для этого имеются причины. Свободный дух стоит по ту сторону того, что обычай рассматривает как доброе и злое. Он создает сам себе свое добро и зло". 5(21)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|