Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4) / 7. Ницше как борец против своего времени /
|
7. Ницше как борец против своего времени 451. Конечной целью Ницше является описание типа сверхчеловека. "Мой образ сверхчеловека (в кн. "Фр.Ницше — борец против своего времени". ИПН 5) является полной противоположностью карикатуре, набросанной в мгновенно разошедшейся книге о Ницше г-жи Лоу Андреас-Заломе. Нельзя представить себе ничего более противоречащего духу Ницше, чем то мистическое чудовище, которое сделала г-жа Заломе из сверхчеловека. Моя книга показывает, что нигде в идеях Ницше не встречается ни малейшего следа мистики. Я не пускался в опровержение взгляда г-жи Заломе на мысли Ницше в его "Человеческое, слишком человеческое", "Источник моральных ощущений" и др. работах. Такая посредственная голова, как Пауль Рее, не могла оказать значительного влияния на Ницше". 5 (предисловие)
452. "Противоречие между рассудком и инстинктом является признаком наших "современных духов". Даже в самых свободных мыслителях современности еще живут насажденные христианской ортодоксией инстинкты. Как раз противоположное действенно в натуре Ницше. Ему не нужно прежде размышлять, имеются ли основания против принятия личного мирового кормчего. Его инстинкт слишком горд, чтобы сгибаться перед таковым; поэтому он отклоняет подобное представление. Он говорит устами своего Заратустры: "но чтобы я полностью открыл вам свое сердце, о, друзья: если бы существовали боги, как бы я вытерпел, чтобы не быть богом! следовательно, богов не существует". Ничто в его внутреннем не побуждает его говорить "виновен" самому себе или другому за совершенный поступок. Чтобы найти такое "виновен" недопустимым, ему не нужно никакой теории о "свободной" или "несвободной" воле. Также патриотические ощущения его немецких соплеменников противны инстинктам Ницше. Он не может свои ощущения и мышление делать зависимыми от круга мыслей народа, среди которого он рожден и воспитан, или от времени, в котором он живет. "Это так провинциально, — говорит он в своем сочинении "Шопенгауэр как воспитатель", — принуждать себя к взглядам, которые парой сот миль дальше уже не обязательны. Восток и Запад — это меловые штрихи, нанесенные кем-то перед нашими глазами, чтобы обмануть нашу боязливость. Я хочу попытаться прийти к свободе, — говорит себе юная душа; и тогда препятствием ей будет то, что случайно две нации ненавидят друг друга и воюют или что между двумя частями света находится море, или что вокруг нас учит религия, которая две тысячи лет назад еще не возникала"." 5(1)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|