Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4) / 1. Реакционные мировоззрения / Гегель и Шопенгауэр /
|
396. "В гегелевском миро- и жизневоззрении есть нечто, способствующее возникновению сомнений и вопросов. Исходная точка Гегеля есть чистое мышление, абстрактная идея, которую он сам называет "устричным серым или совсем черным существом" (письмо к Гете от 20/II 1821 г.), относительно которой он, в то же время, утверждает, что ее следует понимать как "изображение Бога, каким он является в своем вечном существе до создания природы и конечного духа". Цель, к которой он приходит — это полный содержания человеческий дух, при помощи которого выявляется то, что в "сером", "устричном" ведет лишь теневое бытие. Его легко можно понять в том смысле, что личности, как живого, самосознающего существа, не существует вне человеческого духа. То полное содержание, что мы переживаем в себе, Гегель производит из идеального, которое мы должны помыслить. Можно понять, что некоторые умы с определенными душевными задатками чувствуют антипатию к такому миро- и жизневоззрению. 18(3)
397. "Кто ныне рассматривает внешнюю природу, ставит опыты, тот рассматривает лишь то, что она ему дает, отражает. Он лишь грезит о природе. ... Лишь временами просыпается ныне кто-нибудь и тогда говорит себе: то, что находится вовне, ведь не простое сновидение, в нем что-то живет. Философия Шопенгауэра была таким частичным пробуждением, с которым он не знал, что делать... Шопенгауэр утверждает как бы грезя: в природе живет нечто как воля".
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|