Главная /6. ГЕТЕАНИ3М / III. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 1) / 1. Античная Философия / Платон /
|
226. "С удивительной для него смелостью произносит Платон слова недоверия чувственному опыту: Вещи этого мира, который воспринимают наши чувства, не имеют истинного бытия; о них всегда можно сказать "будут", но никогда "есть". Они обладают только относительным бытием, они существуют только в целом и лишь через отношение друг к другу; отсюда их существование с равным правом можно назвать как бытием, так и небытием. Следовательно, они не могут быть также и объектами настоящего познания. Ибо познание относится к тому, что, будучи всегда постоянным, существует в себе и для себя, тогда как предметы опыта представляют лишь объект возбуждаемого чувством мнения. До тех пор, пока мы замыкаемся в пределах наших восприятий, мы уподобляемся людям, сидящим в темной пещере и связанным так крепко, что они не могут повернуть головы и увидеть что-либо, в то время как свет огня, находящегося позади, отбрасывает на стену перед их взорами теневые образы действительных вещей, которые, мелькая между ними и огнем, действительно являются самими собой, но только как тени на той стене. И ваша мудрость может быть сведена к тому, чтобы, исходя из последовательных опытов, предсказывать чередование этих теней". Платон разрывает на две части представление о единстве мира: на представление о кажущемся мире и представление о мире идей, который единственно соответствует настоящей, вечной действительности. 6(2)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|