BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ВОСПРИЯТИЕ сверхчувственное — см. также ОПЫТ сверхч., ПОСВЯЩЕНИЕ — физического тела и его частей

157. "В отношении обмена веществ и системы конечностей в душе должна господствовать интуиция, если здесь необходимо образовать понятие".37 с.72

     Перейти на этот раздел

  

495. "В обычной жизни бывает исключительно важно то, что человек делает руками и ногами. Но все это теряет значение, если хотя бы в рассмотрении проникнуть вглубь человека. Начните с самого внеш­него. Если вы сможете отвлечься от того, что человек совершает руками и ногами, то вы увидите его в некотором роде летающим — я попрошу вас не представлять это пространственно, а более жизнеобразно, — вы увидите его в некотором роде летающим. Скажем еще раз: не придавайте никакого значения то­му, как и где он ходит и путешествует, что он делает своими ногами, не придавайте никакого значе­ния внешней работе, которую он совершает руками, но смотрите лишь на то, как он настроен, каков его темперамент, каково все то, в чем руки и ноги не принимают никакого участия, тогда вы достигне­те того, что человек впервые станет для вас прозрачным.
     Но что вы увидите тогда? Тогда вы начнете постигать, что за человеком появляется Луна. Я нарисую схематически трехчленного человека.
     ... Человек начинает являть нам Луну со всеми импульсами, которые от Луны воздействуют на него ... Луна закрыта от нас только дея­тельностью, происходящей от рук и ног. Теперь мы их устранили, и в подосновах явля­ется нам творческая Луна.
     Мы идем далее. ... Скажем так, мы внушаем себе, что в человеке отсутствует все, что делает его эмоциональным, что наделяет его определен­ным темпераментом, что проявляется более в душевной повседневной жизни. Теперь это исчезает из человека, и он делается более прозрачным. И мы можем пойти еще далее, мы мо­жем отвлечься от всего, чем является человек благодаря органам чувств. ... Тог­да остается некое направление мышления, некая импульсивность мышления, некое направление жизни. Но зато тогда становится прозрачной вся ритмическая система, грудь че­ловека. Это устраняется, и на заднем плане нам открывается все то, что присутст­вует здесь из солнечных импульсов. Вы смотрите сквозь человека и смотрите, собственно го­воря, на Солнце, когда отвлекаетесь от всего, что человек воспринимает благода­ря своим органам чувств. И все это вы можете проделать также и с самими собой. Вы можете спросить себя: что я имею благодаря моим органам чувств? И когда вы от этого отвлечетесь, то вы станете видеть сквозь самих себя и увидите себя как творение Солнца. А если вы затем отвлечетесь также и от мыслей, исчезнет и голова. Исчезнет весь человек, и тогда на заднем плане вы увидите Сатурн. Но в этот момент перед вами предстанет карма чело­века или ваша собственная карма. Ибо в тот момент, когда вы наблюдаете деятельность Сатурна в чело­веке, когда весь человек делается для вас прозрачным и вы рассматриваете его так далеко, что на за­днем плане видите всю планетную систему: Луну, Солнце, Сатурн, в этот момент перед вами открывает­ся карма человека".236 (8)

     Перейти на этот раздел

  

496. "Человеческие моральные отправления оказывают влияние на космический эфир и на космичес­кую астральность лишь в той мере, в какой душевное человека связано с грудной организацией, с организацией дыхания и циркуляции крови. Голова, в определенном смысле, есть чистое отображение космоса. И что как отображение универсальной космической деятельности во время земной жизни происходит по­зади обычного сознания, там, где постоянно образуются миры, где постоянно миры разрушаются, это сохра­няется в определенной чистоте по сравнению с остальной человеческой природой. И если бы человек смог неким образом повернуть глаза и духовно, ясновидчески заглянуть внутрь собственной головы, внутрь человеческой черепной пещеры, то он увидел бы там постоянно мерцающие звезды, движущиеся по отношению друг к другу звезды, мир неподвижных звезд. Стал бы виден целый небольшой космос".
     В грудной организации сильно влияние земных отношений, и они значительно изменяют отображение космоса. "Когда наши легкие находятся в деятельности, то происходящее внутри них мы могли бы видеть как звезды, как планеты, как мир Солнца и Луны, если бы мы смогли облачение из земной материи ви­деть в его эфирно-астральной части. Но в этом внутреннем бытии постоянно играют земные отношения. ... Грудная организация воспринимает воздух и перерабатывает его. Это то, что находится в непосред­ственном окружении Земли, что не столь тонко проникает в человеческий организм, как то, что глаза делают из цвета. Воздух дыхания грубее, чем цветной свет, проникающий в наш организм. Поэтому бо­лее грубый воздух оказывает более сильное, более изменяющее влияние на все, что как отображение космических процессов имеется в грудной организации. А что говорить о циркуляции крови! В крови обращаются все человеческие средства питания. Сначала они воспринимаются и изменяются пищеварением, питательной деятельностью, а затем посылаются в циркулирующую кровь.
     А когда кровь достигает головы, то она уже находится в исключительно тонком состоянии, в том со­стоянии, которое древнее предчувствующее ясновидческое искусство правильно называло фосфорным со­стоянием. Это исключительно утонченное состояние; здесь отображение космической деятельности имеет власть над материей, так что материя не может развернуть свои собственные силы. Пожелай какая-либо соль, входящая в мозг, развернуть свои силы, она будет заглушена звучанием, ростом тех направлений деятельности, которые деятельность космоса испытывают еще в той грубой циркуляции крови, которая совершается в груди".
     "Для духовного взора в груди видны звезды, движение звезд, но если смотреть сзади, то все имеет искаженный вид, а спереди — неотчетливый". Грудная организация является отображением космоса, поскольку на Земле есть процессы годичных и месячных ритмов: растительные, минеральные, погодные. "Т.обр., в человеческой груди в отношении того, что образовано со спины, можно сказать, что это ис­каженный космос, создающий такое впечатление, как если бы однажды ночью мы увидели, как окружающий нас космос с одной стороны тянет один великан, а с другой — другой, так что вместо закруглен­ного космоса мы бы увидели вытянутую в длину овальную форму с наибольшей толщиной в середине. Так является духовному взору космос сзади, а спереди он предстает в беспорядке. Как переменчивые про­цессы на земной поверхности, приведенным в беспорядок является космос спереди. Целое же выглядит так, что космос то вспыхивает, то исчезает: со вдохом он вспыхивает, с выдохом — исчезает. Как че­ловек через дыхание вызывает физические процессы, так вдох вызывает блистание искаженного космоса, а выдох — потемнение искаженного космоса". Такой вспыхивающий и гаснущий искаженный космос пытают­ся пережить йоги, оживляя дыхание.
     "Так переживаем мы, как люди груди, космос во второй раз, но как бы в борьбе против хаоса. И мы переживаем космос в третий раз, но тогда он является совершенно неотчетливо. Так именно он вчленен в систему обмена веществ и в систему конечностей человека. Здесь с трудом можно распознать, как то, что вчленено сюда из астрального и я-существа, происходит из космоса. ... Это, собственно, становя­щийся космос", и грудной организации живет вторая Иерархия. В ней "...возникают искажения, потому что материя не становится верным отображением космоса, потому что она все снова и снова разрушается, чтобы мочь растворяться. Космическое образование не закончено. Человек имеет здесь земное, сильно заявляющее о себе, и космическое, которое в человеке еще не закончено, остается космическим; и че­ловек, поскольку он дышит, поскольку он имеет циркуляцию, пронизывает космическую деятельность, в которой действуют, ткя и паря, существа второй Иерархии. И сюда человек вносит живую фотогра­фию... отображение своих моральных, духовных качеств". Деятельностью обмена веществ и конечностей человек связан с первой Иерархией. Здесь он наиболее физический, наиболее предан физическим силам. Космическое же в нем подобно туману. Только существа первой Иерархии способны физические процессы химизма, сами физические процессы переводить из земных форм в формы Юпитера, как это описано в "Очерке Тайноведения".216 (2)

     Перейти на этот раздел

  

513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в кото­рой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ос­лепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн нахо­дится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, по­лучаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ...
     Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астроно­мическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и желе­зах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физиче­скую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышать­ся духовно-космический ритм. ...
     Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять си­ним и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остано­виться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы долж­ны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получа­ем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему.
     Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возника­ет из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и на­нося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его со­вокупности".
     "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем че­ловека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит кост­ную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!"
     "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ".

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606450 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606460 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606510 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     652
. "При переходе к ясновидческому рассмотрению человека его внешний физический облик бледнеет и постепенно исчезает. В имагинации на месте рук открываются крылообразные формы. Инспиративному по­знанию открывается их тайна. — Они составлены из множества движений, которые человек делает руками. Они не исчезают. Особенно хорошо сохраняются эвритмические движения. В имагинации, а особенно в ин­спирации мы видим всю эвритмическую форму, а не отдельные движения".
     "В волевом импульсе постепенно перестает быть видимым то, что мы от человека кладем в могилу, и одновременно становится видимым все, что он делал. Когда человек умирает, то от него, прежде всего, остается то, что он делал. ... Это своего рода волевое рождение, которое здесь проходит сквозь смерть" 212(1)

     Перейти на этот раздел

  


     656
. Для ясновидческого взгляда наши "органы чувств становятся воспринимаемы, они становятся объектами, как бы духовными существами ... населяют наш духовный мир". Эти органы чувств тогда увели­чивают (наращивают) Вселенную, которая затем приходит в связь с тем, "что в обычной жизни мы называем жизнью наших представлений-воспоминаний". Возьмем глаз. При переходе от имагинации к инспирации его физический облик исчезает. "Глаз становится все духовнее и духовнее. Мы получаем мощное, я бы сказал, простирающееся до мирового содержание. Но оно соединяется с содержанием воспоминания (желтое), с на­шими мыслями, пребывающими в воспоминании, в памяти".

     "Когда я имею чувственное восприятие, то благодаря ему во мне образуется представление (красное), затем происходит второй процесс (синее), который вызывает нечто реальное, а не простой образ". Чувственного представления я больше не сознаю, это же остается. Это реальное есть нечто душевное. Физический человек постоянно обновляется. "Что единственно остается от человеческого существа — это параллельный про­цесс (сине-красное), который как реальное для образа предс­тавлений развивается вовнутрь". 212(2)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606780 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 609050 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru