BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ВОСПИТАНИЕ — и пол

1571."Ас. тело у женского пола в течение всей жизни играет более значительную роль, чем у мужского пола. Вся женская организация благодаря ас. телу организована более космически. Через женскую организацию открывается многое, что составляет тайны космоса. Ас. тело женской природы существенно богаче дифференцированно, расчленено; чем ас. тело мужчины, которое в определенном смысле грубее. Поэтому девочка в возрасте между 13-14 и 20-21 годами развивается так, что ее Я в сильной мере находится под влиянием того, что образуется в ас. теле. Видно, как у девочки Я постепенно, я бы сказал, всасывается ас. телом, так что с наступлением 20-21 года в ней поднимается дух противоречия, возникает сильное напряжение в стремлении прийти к Я.
     У мальчиков это происходит существенно иначе. У мальчиков значительно меньше ас. тело всасывает Я. "Я" остается сокрытым. Оно не особенно действенно, однако ас. тело все же проявляется в период от 14-15 до 20-21 года; так что мальчик, благодаря этому присутствию Я, благодаря тому, что оно не всосано ас. телом, а также благодаря его несамостоятельности, в этом возрасте бывает более бесхарактерным, чем девочка. Девочка в этом возрасте более легко получает нечто свободное, нечто такое, что ведет к выступлению вовне, чем мальчик". Если же у мальчика глубокая натура, то благодаря указанному отношению Я и ас. тела он более замыкается в себе; он ищет друзей, но при этом с особыми мыслями, ощущениями хочет оставаться в себе. И это здоровое состояние. Но оно же сопровождается грубостью, как способом закрыться от мира. (Педагогу здесь нужен юмор.) Девочке же нужно дать "отбушевать". 302(5)

     Перейти на этот раздел

  

1582."Ребенок чувствует себя внутренне порабощенным, если он уже пробудился к половой зрелости, а имеет только воспоминания о готовых морально-интеллектуальных суждениях. Вероятно, он не скажет себе, что он внутренне порабощен, но всю дальнейшую жизнь ему будет не хватать того колоссально важного для жизни опыта, который в сумеречности чувств говорит: моральное во мне пробудилось в самой жизни, моральное суждение я развил в себе сам, оно мое". Но тогда встает вопрос: как это воспитать в ребенке? Тогда важно, что живет в самом учителе, понимает ли он, как дух погружается в материю. 305(4)

     Перейти на этот раздел

  

1619."Если все больше и больше переводить мысли с душевных качеств, какими они развиваются в детстве, на растения, то явится возможность все подразделить соответствующим образом. Поэтому можно сказать:
     Младенчески-душевные радости: грибы, губки
     Первые детские душевные радости, душевные страдания и аффекты: водоросли, мхи
     Переживания при возникновении самопознания: папоротники.
     Переживания в дошкольном возрасте, до 4-5 лет: голосеменные, хвойные.
     Первые школьные переживания, с 7 до II лет: растения с дугонервным жилкованием, однодольные.
     Переживания одиннадцатилетних: растения с простым околоцветником. простые двудольные.
     Школьные переживания от 12 до 15 лет: растения с сетчатыми нервами, двудольные с зеленой чашечкой и цветными лепестками..."
     Четырнадцатилетним можно сказать: вот твоя перспектива, ты можешь стать столь душевно богатым, что тебя можно будет сравнить с розой, у которой цветные лепестки и зеленая чашечка. Радость должно нести будущее. Оплодотворение растений можно, далее, сравнить с 16-17-летними свойствами (появляется астральное), но и тогда говорить следует о росте, ибо процесс оплодотворения детям не понятен. Это дает колоссально много: представить ребенку весь растительный мир как образ развивающейся детской души. 295(11)

     Перейти на этот раздел

  

1598."С приближением половой зрелости дети теряют инстинкт к питанию, он начинает заменяться разумом. Тогда необходимо давать разъяснения, но наглядно". 294(14)

     Перейти на этот раздел

  

1599.Если ребенок испытывает гнев от того, что возле него совершается что-то плохое, то за это нельзя наказывать, а нужно попытаться развить в нем силу суждения (сообразно возрасту), показав, что несправедливость исходит из человеческой природы. Этот гнев есть провозвестие будущей силы суждения. 108(7)

     Перейти на этот раздел

  

1606.Во время урока у ребенка должен пробуждаться интерес, сопровождающийся тонким чувством удовольствия. "Это должно быть постоянно. Это тонкое чувство удовольствия отпечатывается физически в выделении желез, а благодаря этому выделению желез рассасывается происходящее при чтении, при слушании рассказа отложение соли. Мы должны постараться не давать детям скучать, не давать им такого, что вызывает скуку, ибо это не пробудит интереса и в теле останется нерастворенная соль; позже это приведет к тому, что ребенок получит всякие болезни обмена веществ (например, диабет). Особенно внимательным нужно быть в этом отношении с девочками. Мигренеобразные состояния являются следствием таких вещей". 302(4)

     Перейти на этот раздел

  

Половое воспитание

1609.Умные люди современности говорят: "мы не хотим больше врать нашим детям насчет того, что их принес аист. Им следует все объяснить. — Но это объяснение как раз и было бы ложью. Наши потомки вновь узнают, что детская душа действительно как птицеподобное духовное образование спускается вниз из высших миров... и нет для этого лучшей имагинации, чем история с аистом". 130(15)

     Перейти на этот раздел

  

1610."До определенного времени в отношении вещей, которые совершаются без его сознания, ребенок должен оставаться наивным". 300-в с.129

     Перейти на этот раздел

  

1612.Часто встречаешь вопрос: когда следует давать детям разъяснения на сексуальную тему? Здесь много можно сказать за и против. "В основном здесь имеется три вопроса. Следует рассмотреть: кто должен давать эти разъяснения? — Кто со всей серьезностью, со всей ответственностью воспитателя вдумается в это, тот скоро заметит, что исключительно трудно взять на себя эту задачу. Я уверен, вы совсем неохотно согласились бы 12-14-летним мальчишкам и девчонкам давать эти разъяснения. Второе заключается в следующем: как следует давать эти разъяснения? Это тоже нелегко, как здесь приступить к делу. И в-третьих: где следует это давать? Где это поместить? В естественнонаучном курсе и т. п.?
     Если бы преподавание велось на основе правильных педагогически-дидактических принципов, то дело решилось бы само собой. Если бы вы могли поступать так, что процесс роста могли бы объяснить детям в связи со светом, воздухом, водой, землей, то ребенок воспринял бы такие понятия и вы постепенно смогли бы перейти к процессу оплодотворения у растений, затем у животных и у людей. (В предыдущих лекциях этого цикла д-ром Р.Штайнером дан большой материал для педагогов о методике преподавания ботаники и т. д. — Сост.) Но вы должны рассматривать деле широко: дать растениям возникнуть в свете, воде, земле, — короче, подготовить те представления, которые вообще предрасположили бы детей к пониманию комплексных процессов роста и оплодотворения. Что же касается большой болтовни о сексуальных разъяснениях, то это доказывает, что методы воспитания сегодня находятся не в порядке, иначе уже давно нашли бы умные элементы из таких целомудренных, чистых представлений, как разъяснение процессов роста в связи со светом, воздухом, водой и т. д.". 295(13)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru