Главная / Предметный указатель / /
ВОСПИТАНИЕ — и возраст |
929. "Солнечные силы — это эфирные силы. С ними ребенок работает в первые семь лет. Во второе семилетие он переходит к лунным силам; они идентичны силам астр. тела. Этот переход ребенок осуществляет с помощью некоего избытка эфирных сил, оставшегося благодаря отказу образовывать третьи зубы. Затем остается некий избыток астральных сил; он идет на изменение души в третьем семилетии жизни. В возрасте от 7 до 14 лет, воспитывая ребенка, имеют дело с солнечными силами, освобождающимися для душевного развития. Душа ребенка тогда родственна тому, что живет в солнечном сиянии. Лунные силы в это время работают над телесностью; после 14-ти лет они войдут в душевное. После 14-ти лет начинается действие других планет, но оно значительно слабее по сравнению с Солнцем и Луной, потому менее заметны те внешние изменения в человеке, которые происходят после 21 года. До 21 года лишь Солнце и Луна говорят из человеческих поступков; далее солнечное и лунное действие модифицирует силы планет". С 21 до 28 лет начинается действие в человеке констелляций неподвижных звезд. Мир тогда для человека делается "твердым". Аристотель говорил Александру, что человек тогда натыкается на кристальное Небо. Он тогда больше не находит сил во Вселенной, и мы должны были бы умирать в 28 лет. Но мы тогда сами начинаем заботиться об обновлении сил вплоть до обновления физ. тела. На 20-м году жизни человек проходит через нулевую точку, после которой он делается свободен от действия космических сил, но и ответственен за свои поступки. Но если эта точка пройдена не нормальным образом, то человек и позже испытывает склонность к принуждению, желает быть зависимым; соответственно снижается и его ответственность.318 (4) Перейти на этот раздел
1773. Человеческая голова не случайно имеет круглую форму. В ее формировании участвует весь космос, как это имеет место при образовании яйца в курице, хотя процессы в организме курицы также играют свою роль. "И как верно, что человеческая голова возникает сначала в материнском организме, также верно, с другой стороны, и то, что первопричинные силы для этого возникновения действуют из всего космоса, и человек своей головой являет отображение всего космоса. А то, что примыкает к голове, скелет, можно сказать — если это особенно принять во внимание, — в своей конфигурации, в своем формировании более связан с тем, что лежит в линии наследования, с тем, что связано с отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, чем с тем, что идет из космоса. Так в отношении своего возникновения, в отношении своего развития человек является двойным существом. С одной стороны, своим обликом он рожден из космоса, и это являет себя в шарообразной форме его головы; а с другой стороны, он образован из всего потока наследственности, и это выражается во всем остальном организме, примыкающем к голове". Все это остальное тело концентрируется в сердце. "Наша голова спешит с познанием, остальной организм не спешит". Это имеет большое значение. Все современное воспитание является головным. Но в 20-е годы жизни голова со своим познанием, с усвоением мира, закончена. Остальной организм здесь служит всю жизнь; он движется в три раза медленнее головы. "Чтобы воспринять нечто исполненное жизни, необходимо схваченное головой в течение дня выдержать еще 3-4 дня до полного усвоения. Честный духоиспытатель не станет рассказывать о воспринятом только головой, но лишь о том, что понято всем человеком. Это имеет исключительно далеко и глубоко идущее значение". "Знание, целиком переработанное остальным организмом, при всех обстоятельствах может возникнуть лишь позже, если о нем вновь вспоминают, развив к нему любовь, радость, сердечность. С глубочайшими тайнами Мистерий человечества связано то, как следует осуществить воспитание, чтобы человек в позднейшей жизни мог с сердечностью, радостью, определенным блаженством вспоминать о нем".181 (2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 304770 не найден. Перейти на этот раздел
Воспитание в кризисных условиях современной эпохи 1543.Способность человека к развитию, сопереживанию им Универсума, когда духовное и физическое развитие шли параллельно, длилось в разные эпохи до определенного возраста: I. Пра-индийская — с 49 до 56 лет. 8167-5567 до Р.Х. II. Пра-персидcкая — с 42 до 49 лет. 5567-2907 до Р.Х. III. Египетско-халдейская — с 35 до 42 лет. 2907-747 до Р.Х. IV. Греко-латинская — с 28 до 35 лет. 747-1413 по Р.Х. V. Нынешняя — с 21 до 28 лет. 1413-3573 по Р.Х. 196(4) "Как верно, что под влиянием Михаэля (свержение дракона) произошло люциферическое заражение человеческой интеллигенции, так верно и то, что теперь поднимается противоположный полюс, поднимаются определенные ариманические существа. И только через продолжительную деятельность Михаэля человек сможет вооружиться против того, что теперь восходит. Сегодня уже опасно физиологически связываться даже с природной необходимостью, с тем родом фатализма, который выражает себя через природную необходимость. Ибо быть воспитанным школой, быть воспитанным жизнью в представлениях, опирающихся на одну природную необходимость, на всесилие природной необходимости, значит ослабить голову. Человек через это становится пассивным в отношении сознания, другие силы могут войти тогда в это сознание". 194(5) Перейти на этот раздел
Педагогика и развитие ребенка 1569."Эф. тело до 7 лет так сильно занято самим собой, что, пытаясь особо воздействовать на него, ему можно было бы только повредить. До этого года, следовательно, можно воздействовать только на физ. тело. С 7 до 14 лет воспитание эф. тела должно быть взято в руки, и только с 14 лет можно извне, через воспитание воздействовать на ас. тело. Воздействовать на физ. тело означает доставлять ребенку внешние впечатления. Через внешние впечатления формируется физ. тело. Поэтому то, что упущено до 7 лет, едва ли можно наверстать позднее. ... Если глаза ребенка до 7 лет видят только прекрасное, то они образуются так, что на всю жизнь сохраняют восприимчивость к прекрасному. Позже чувство прекрасного не может быть развито подобным образом. Что вы делаете или говорите ребенку в первые семь лет — это куда менее важно, чем вид его окружения,
чем то, что он видит и слышит". Из этого позже развивается фантазия. "Люди, окружающие ребенка в первые два семилетия, должны воздействовать на него единственно примерами, а не указаниями, не с помощью "почему" и "отчего", а строя все только на авторитете. Тогда вырабатываются сильные способности памяти. Поэтому ребенок должен быть окружен людьми, к которым он испытывает доверие, которые пробуждают в ребенке хорошую веру в свой авторитет. На этом следует строить воспитание. ... Преждевременно освобождая ребенка от авторитета, вы отнимаете у эф. тела возможность фундаментально вырабатывать себя. Поэтому лучше всего во втором 7-летии давать ребенку не доказательства и суждения, а примеры и сравнения. Суждение воздействует только на ас. тело, а оно для этого еще не свободно". 96(4) Перейти на этот раздел
1579."Скажи мне, каково твое окружение, и я скажу, кто ты, — это верно для времени, когда вырабатывается ас. тело, с 14 до 21 года. Можно повседневно наблюдать, как в этом возрасте дети калечатся окружением". 100(5) Перейти на этот раздел
1580."С половой зрелостью человек пробуждается не только к любви между полами, но также и вообще к тому, что является свободной социальной самоотдачей себя другой душе. ... эта самоотдача должна развиться через чувство авторитета. Это состояние куколки для всякой социальной любви в жизни, когда мы проходим через чувство авторитета. Лишенные любви, антисоциальные люди возникают в том случае, если в возрасте от 7 до 14 лет в их воспитании отсутствовало чувство авторитета". 192(9) Перейти на этот раздел
1571."Ас. тело у женского пола в течение всей жизни играет более значительную роль, чем у мужского пола. Вся женская организация благодаря ас. телу организована более космически. Через женскую организацию открывается многое, что составляет тайны космоса. Ас. тело женской природы существенно богаче дифференцированно, расчленено; чем ас. тело мужчины, которое в определенном смысле грубее. Поэтому девочка в возрасте между 13-14 и 20-21 годами развивается так, что ее Я в сильной мере находится под влиянием того, что образуется в ас. теле. Видно, как у девочки Я постепенно, я бы сказал, всасывается ас. телом, так что с наступлением 20-21 года в ней поднимается дух противоречия, возникает сильное напряжение в стремлении прийти к Я. У мальчиков это происходит существенно иначе. У мальчиков значительно меньше ас. тело всасывает Я. "Я" остается сокрытым. Оно не особенно действенно, однако ас. тело все же проявляется в период от 14-15 до 20-21 года; так что мальчик, благодаря этому присутствию Я, благодаря тому, что оно не всосано ас. телом, а также благодаря его несамостоятельности, в этом возрасте бывает более бесхарактерным, чем девочка. Девочка в этом возрасте более легко получает нечто свободное, нечто такое, что ведет к выступлению вовне, чем мальчик". Если же у мальчика глубокая натура, то благодаря указанному отношению Я и ас. тела он более замыкается в себе; он ищет друзей, но при этом с особыми мыслями, ощущениями хочет оставаться в себе. И это здоровое состояние. Но оно же сопровождается грубостью, как способом закрыться от мира. (Педагогу здесь нужен юмор.) Девочке же нужно дать "отбушевать". 302(5) Перейти на этот раздел
1572."Игры детей до 7 лет, до смены зубов, дают то, что воплотится в 21-22 года, выступит в человеческой жизни как приобретенная самостоятельная индивидуальность, выражающаяся в суждениях рассудка, опыта и т. д.". 301(12) Перейти на этот раздел
1573.Желание учиться должно просыпаться у ребенка с семи лет. Если оно возникает раньше и выражается также в том, что называют чрезмерно "умным ребенком", то это может указывать на патологическое развитие оболочек, на развивающуюся склонность стягивать Я в ас. тело, а далее из обоих — в эфирное и вплоть до физического. Также гибельно для здоровья и для души вносить то, что должно развиваться от 7 до 14 лет, в воспитательный процесс в первое семилетие. 318(5) Перейти на этот раздел
|