Главная / Предметный указатель / /
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ — см. также ПРАВО — после смерти |
461. Приближаясь к пониманию Мистерии Голгофы на Земле, мы обретаем способность после смерти пронести сознание через некую пропасть, что встает перед нами в третий период жизни между смертью и новым рождением, а это позволяет нам, исходя из воспоминаний, исправлять ошибки, содержащиеся в нашей душе в силу кармы. Если же у нас нет понимания всей глубины изречения: "Не я, но Христос во мне", — то наше сознание тогда гаснет, а с ним уходит и возможность улучшить карму в тот период. "Если мы здесь обрели понимание Мистерии Голгофы, то мы приходим к тому третьему периоду после смерти так, что можем вспомнить себя и сказать: никогда не воспринимается тем, кто достиг какой-либо степени посвящения, истина слов: "Из Божественного рожден я" — столь сильно, как тогда, когда он входит в указанный период".140 (1) Перейти на этот раздел
2. Жизнь после смерти (общий обзор)
Отношение к линии предков 737. "Вы носите миллионы образов, свернутых в "рулон" (я не нахожу иного выражения) в течение вашей жизни. И что имеет место после смерти — это, прежде всего, развертывание (этих рулонов) образов ... посмертных имагинаций. Вокруг человека образуется понемногу имагинативный мир, и его сознание заключается в узнавании себя в этом имагинативном мире. ... В имагинациях, прежде всего, возрастает душевный человек, образный человек, имагинативная духо-телесность, которая здесь образует себя". "Так душевная жизнь, жизнедуша вступает в развитие, и образы должны становиться все более и более говорящими". Умерший смотрит на Землю. На востоке она голубая, на западе — красноватая . В общем образе Земли он видит свою жизнь; в этот образ вплетены образы его жизни среди нас. И мы должны помочь ему справиться с этими образами. Оказать подобную помощь умершим никогда не бывает поздно; 30-40 лет остается кармическая связь у живущего на Земле с умершим."Он покинул Землю, но он покинул ее не имея глаз души. И постепенно Земля становится звучащей, когда все более и более развивается инспирация. И то, что является образами, постепенно начинает все более говорить к нему". "Выработка душевного "я" в наибольшей степени происходит в то время, когда оно понемногу начинает снова направляться к земной жизни. Когда во время между смертью и новым рождением человек, так сказать, пребывает в расцвете юности, то его душевное "я" находится в высшем развитии. На Земле говорят: человек стареет; в духовном мире между смертью и новым рождением говорят: человек молодеет". "В первое время после смерти в умершем живет имагинативная часть души, это душевный человек. Затем, постепенно до полной высоты развивается инспирированная часть души, жизнедуша. А после того развивается то, что дает душе полную индивидуальность, душевное "я", интуитивность, способность входить в других, находить себя в других. Во что входит здесь душа? Чем она до некоторой степени интуитивируется? В определенной точке жизни между смертью и новым рождением душа начинает чувствовать себя родственной с той линией поколений, в которой она найдет своих отца и мать... с ними душа начинает чувствовать себя все более родственной. Непосредственно после смерти она чувствует образы, развертывание образов, а глядя на Землю, постигает эти образы в более или менее имагинативной связи. Когда же человек вновь поворачивает к земной жизни, то он становится все интуитивнее и интуитивнее. И все более перед душой выступает образ: земной шар, мерцающий в Азии, Индии и восточной Африке голубым ... а в Америке — красным; между этими цветами выступает зеленый и другие оттенки. Земля также звучит в различных тонах: мелодии, гармонии, хоры музыки сфер. Постепенно во все это вдвигается ... образ... линии поколений. Человек научается постепенно распознавать 36-ю, 35-ю пару предков, затем 34-ю, 33-ю, 32-ю пару, и так до отца и матери. Это человек учится распознавать вотканным в имагинации. А в них впечатываются интуиции, пока человек не придет к отцу и матери.... Вторая часть жизни между смертью и новым рождением такова, что человек в это время интенсивно привыкает к тому, чтобы жить в другом, в том, что находится там внизу, привыкает уже заранее жить в том другом, в том, что впоследствии станет его близким и далеким окружением — не в себе, а в другом. Человек начинает жизнь между смертью и новым рождением тем, что живет в другом; кончает он эту жизнь тем, что делается в состоянии преимущественно жить в другом. Тогда человек рождается, удерживая нечто от той, другой жизни. По этой причине говорят, что в первые семь лет человек — подражатель; он подражает всему, что воспринимает. ... Подражание ребенка не понять, если не знать, что оно приходит из грандиозной интуитивной жизни духовно-душевного в последнее время между смертью и новым рождением".181 (10) Перейти на этот раздел
739. "В области Юпитера обитают сущности, которые являются хранителями космической мысли. Эти сущности излучают мысле-сущности в нашу планетную систему и в ее окружение. Человек должен пройти и через эту область, где он вовлекается в процесс превращения, который я могу описать только весьма прозаическим образом. Представьте себе, что человек сделался некоторым изображением космической сферы; иными словами, все его существо в действительности представляет собой духовный зародыш головы, какой она будет в ближайшей жизни на Земле. Во время существования в области Солнца, испытав пронзительный диссонанс, вносимый земной речью, он научился отбрасывать в сторону эту земную речь. Во время прохождения через сферу Марса он сделался сам частью космической Речи, он сросся с ней и начал закладывать основание для понимания космической Речи. ... В сообществе с существами Иерархий человеческое существо строит духовный зародыш будущей головы. Но следует, прежде всего, сказать, что голова эта строится для понимания Космоса, а не Земли! Она учится сначала понимать космическую Речь, космические Мысли. ... как здесь, на Земле, человек изучает минералы, растения, животных, так в течение своего путешествия через сферы Марса и Юпитера он узнает тайны духовной Вселенной. Мы никогда не будем иметь верного ощущения или познания природы человека, пока не поймем ясно и сознательно, что между смертью и новым рождением человеческое существо узнает имена удивительных и величественных сущностей высших Иерархий, научается понимать работу и творческую деятельность этих сущностей в Космосе. ... Таковы результаты опыта человека при прохождении через область Юпитера. Затем наступает существование в области Сатурна. Сатурн одаривает человеческое существо тем, что я назову космической памятью. ... Как на Марсе человек изучает речь богов, на Юпитере — мысли богов, так в своем первом прохождении в области Сатурна он изучает все то, что живет в памяти богов нашей планетной системы. Так и получается, что голова человека в духовных сферах — являясь духовным зародышем будущей земной головы — получает внедренными в себя все знания, которые помогают человеку быть гражданином Космоса и жить в Космосе среди сущностей высших Иерархий так, как он живет на Земле среди минералов, растительного и животного царств. Затем, будучи так глубоко обогащенным в своем духовном существовании, что он начинает понимать речь великого мира, речь Макрокосмоса в широчайшем смысле этого слова, человек выходит из сферы планетной деятельности и входит в сферу деятельности неподвижных звезд. Здесь работа над основным зародышем человеческой головы, уже сформированной, завершается влияниями, приходящими из бесконечности духовных миров. Теперь человеку приходит время встать на обратный путь. Он снова входит в сферу Сатурна. Благодаря тому, что в течение своего первого пребывания в сфере Сатурна он принял в себя планетную память, теперь это помогает закладыванию в его голову основ способности памяти, которая будет ему необходима на Земле. Космическая память, внедренная в него, становится как бы земной. ... начинается также деятельная работа преобразования нижнего человека в различные части головы. Это удивительная работа: одно человеческое существо работает над другим в согласии с существами высших Иерархий". В сфере Юпитера познание мыслей Богов преобразуется на обратном пути в способность познания человеческих мыслей, что затем выразится в обычной сознательности. В сфере Марса на обратном пути добавляются зародыши для нового тела: для системы груди и структуры членов тела, какими они должны быть в новой земной жизни. Постижение космического Слова, превращается теперь в ту духовную субстанцию, из которой позже появится человеческое эго. Здесь же возникают духовные зародыши гортани и легких. Затем человек возвращается в сферу Солнца. До этого он жил в Космосе, был единым с Космосом, со всей Вселенной. "Однако теперь, когда он снова вернулся в область Солнца, он начинает ограничивать себя как индивидуальное существо. Очень слабо пробуждается в нем чувство, что он отделяется от Космоса. Это происходит потому, что в нем закладывается первое основание сердца. ... в этом зародыше сконцентрировано все, чем мы являемся нравственно, все лучшие качества нашей души и духа. ... Эта концентрация в зародыше сердца всего его душевно-духовного существа переживается человеком в общении с высочайшими сущностями Солнца ... в чьих руках находится руководство всей планетной системой в ее связи с земным существованием. Переживание это величественно и великолепно. ... Так же, как кровь притекает по венам к сердцу в физическом организме, так в нашу душевно-духовную сущность вливаются слова Духов Формы, Движения и Мудрости, вливается то, что они имеют сказать нам относительно Вселенной и ее суждения о человеке. Слова и звуки Вселенной являются циркуляцией, которая сосредоточивается теперь в духовном макрокосмическом сердце. ... Биение духовного сердца человека — это также биение мира, в котором он живет. Поток крови этого мира есть творческая деятельность сущностей второй Иерархии". Уже живя внутри духовного сердца, человек бросает взгляд на линию поколений, в конце которой стоят его родители. "Проходя через космические колонии Венеры и Меркурия, человек может, так сказать, устроить свою судьбу т.обр., чтобы подойти как можно ближе к тем внешним испытаниям, которые должны будут выпасть ему через рождение в определенной семье, в определенной нации". Приходя вторично в сферу Луны, человек мало интересуется тем, что было так давно на Земле, когда он здесь был в прошлый раз. Теперь его занимает грядущее воплощение, то, как подготовляется стадия за стадией физический эмбрион. "Во всех вышеописанных переживаниях сознание человека было значительно яснее и более пробужденным, чем обычное сознание в его жизни на Земле".231 (4) Перейти на этот раздел
759. "Опаснейшая в развитии человечества возможность появилась для человека — благодаря тому, что он получает от интеллектуалистической цивилизации — потерять, по сути говоря, свое существо. Он идет навстречу опасности также и после смерти — несмотря на то, что он распространяется, получает впечатление разрастания — потерять свое собственное существо, свое Я. ... И для этого существа, для новых и для будущих людей имеется одно спасительное средство: мы можем, когда мы здесь, в чувственном мире, хотим постичь реальность, которая мышление делает настолько сильным, что оно тогда представляет собой не просто бледный образ, но обладает внутренней жизненностью, мы можем в человеке такую, идущую изнутри реальность познать только в том чистом мышлении, которое я в моей "Философии свободы" описал как лежащее в основе действий. В иных случаях во всем человеческом сознании мы имеем лишь явление чувств. Если же мы свободно действуем из чистого мышления, которое я изложил в моей "Философии свободы", если мы, т.обр., импульсы наших действий имеем в чистом мышлении, то возникающей в иных случаях видимости мышления, интеллектуалистическому мышлению, мы даем реальность благодаря тому, что оно кладется в основу наших действий. И это есть единственная реальность, которую мы из внутреннего можем вплести в чувственную видимость и взять с собой за порог смерти. Итак, что, собственно, мы берем с собой в посмертное? — То, что мы между рождением и смертью пережили в действительной свободе".207 (10) Перейти на этот раздел
789. Астральное тело (после смерти) постоянно расширяется, но его распространение идет до определенной границы. За нее оно не может распространиться и начинает вновь сжиматься. И скорость, с которой оно тогда распространяется или сжимается, зависит в существенном от того, что в нем напечатлено в ходе жизни из моральных импульсов. Так что, можно сказать: астр. тело вверяет себя Мирозданию; оно натыкается некоторым образом, если позволительно так выразиться, на границы нашего духовно-душевного космоса и отталкивается назад. Я идет своим путем. ... Но оно развивает внутренне некий род, можно сказать, вожделения. ... И это вожделение является в существенном тем, что чувствует тягу к сжимающемуся астр. телу, которое теперь стало уже чем-то совсем иным. Это вожделение находит род связи между метаморфизированным, измененным астр. телом и Я. И благодаря тому, что такое происходит, человек получает с разных сторон некие склонности, когда приближается момент, в который он опять должен возвращаться на Землю. ... Мы должны представить себе, что человек, каким он ступает на Землю, каким он проходит через рождение, образуется с двух сторон. То астр. тело, что я описал — как оно распространялось и вновь сжималось, — оно встречается с Я. Образно говоря, оно подходит к Я в виде пустого шара, который делается все меньше и меньше; он имеет родство с планетной системой. Я, хотя и развивает тоску по астр. телу ... но больше — по определенному пункту на Земле, определенному народу, семье. Но с другой стороны к нему стягивается извне измененное астр. тело и соединяется с тем, что теперь представляет собой Я, пройдя через период между смертью и новым рождением. ... Что некоторым образом от нашей кожи организуется вовнутрь, включая в себя и инструмент органов чувств, — это организуется в нас из большого космоса. Но то, что органически возникает благодаря тому, что Я чувствует себя связанным с Землей, чувствует тягу к Земле, — это действует в организме изнутри навстречу другой организации, это образует организацию костей, мускулов и т.д. ... Пребывание в материнском теле дает, я бы сказал, лишь возможность этим двум силам, макрокосмической и земной, соединиться". 202 (9) Перейти на этот раздел
807. "Прежде, чем человек вступит в духовный мир, т.е. придет к совместной жизни с другими человеческими душами, которые не воплощены... — но когда он еще не вступает в совместную жизнь с духовными существами высшего рода, имеющими свое физическое отображение в звездных констелляциях, — он должен в лунной сфере оставить существо, которое составляло его моральную оценку. Он должен без него вступить в область звезд, где из совместной жизни с другими духовными существами высшего рода его душе даются силы, благодаря которым он может подготовлять, вырабатывать духовную часть будущего человеческого физического организма. Когда во времена до Мистерии Голгофы древние посвященные хотели характеризовать тот род и способ, каким в то время людьми осуществлялся этот переход в страну духа, то они должны были тем, кто хотел их слушать, говорить: когда вы после смерти будете переходить из страны душ в страну духов, вам придется оставить в лунной сфере все, что как добрые и злые дела образовало вашу судьбу. Но одними лишь силами человеческой организации вам не перейти из лунной сферы в звездную. Поэтому к вам подступит солнечное Существо, Которое Свой физический отблеск имеет в физическом Солнце. И как ваша физическая жизнь протекает под влиянием физического солнечного света и физического солнечного тепла, так после смерти высокое солнечное Существо освобождает вас от ядра судьбы и берет вас в звездную сферу; там с помощью солнечного Водителя вы можете вырабатывать духовную часть вашего будущего физического организма. И когда вы достаточно поработаете под руководством вашего солнечного Водителя над своим солнечным организмом в духовной сфере, вы возвратитесь в земную жизнь. При этом возвращении вас снова примет лунная сфера. В ней вы снова найдете существо судьбы, внесенное вами (туда) через врата смерти после прошлой жизни..." От времени Мистерии Голгофы и до III-IV в. посвященные говорили: "форма, которую принимает человеческий физический организм в земной жизни, все более образует Я. Но человек потерял силу вступать в те области, где высокое солнечное Существо могло бы быть его водителем в духовные звездные области. Поэтому Христос низошел на Землю и совершил Мистерию Голгофы. И сила, которой овладевает человеческая душа благодаря тому, что она имеет чувственную связь с Мистерией Голгофы, действует после смерти и отзывает душу от сущностного ядра судьбы в сфере Луны, а последействие Христа образует человеку будущий физический организм... позже душа вновь находит ядро судьбы приближающейся земной жизни. Что человеческая душа восприняла как силу из Импульса Христа — это делает ее способной правильным образом пройти через Страну Духов и правильным образом воспринять ядро судьбы. ... Человек уходит из лунной сферы силой, которую он скопил в своем Я благодаря склонности к Существу Христа и к Мистерии Голгофы. Он уходит из лунной сферы т.обр., что в звездной сфере он работает иначе, так что, возвращаясь назад, в лунную сферу, он встречает свое ядро судьбы и вчленяет его в свое существо свободно, поскольку он может сказать: мир только тогда сможет течь правильным образом, когда человек вчленит в себя это ядро судьбы, а подготовленное им как судьба, он выровняет в будущей земной жизни".215 (10) Перейти на этот раздел
810. "Если мы переходим порог смерти с правильным чувством: во Христе умираем, — то в (своем) окружении мы находим существ высших Иерархий, элементарных существ, а также существ, которые являются воплощенными здесь человеческими душами или развоплощенными; и среди всего этого мы находим свое я-существо. Мы видим отношение нашего я-существа к другим существам... Это бесконечно важное ощущение. Лишь оно дает возможность правильно воплотиться в следующее физ. тело. ... Такая связь со Христом дает нам возможность как бы душевными глазами Христа увидеть наше отношение к духовному миру, а себя — как я-существо среди других духовных существ".168 (8) Перейти на этот раздел
812. "Проникнутость субстанциональностью Христа дает нам возможность при переходе от физической жизни к смерти сохранять до Мировой Полночи воспоминание о своем Я, несмотря ни на какое расширение и стягивание в одиночество".153 (5) Перейти на этот раздел
860. "В земном бытии высшим в человеке является Я. Когда же человек после смерти переходит в солнечное бытие, то Я оказывается низшим, а ближайшее, что тогда стоит над ним — это Самодух, затем Жизнедух и Духочеловек... в духовном отношении человек развивает их между смертью и новым рождением. Самодух как образ Земли светит в мировое пространство. Я живет в Солнце, в солнечном бытии. ... другие члены являются более высокими образованиями, они приходят к человеку из космоса, и в первую очередь они не имеют отношения к человеческому внутреннему. То, что здесь сияет навстречу, — это явится в новой жизни; там это будет Жизнедухом. А то, чем человек обладает, как своими поступками, будучи пронизанным более высокой субстанциональностью, является Духочеловеком. Это есть нечто присоединяемое к человеку космосом, что он некоторым образом получает извне. Как, нисходя через рождение, он получает свое физ. тело, свое эф. тело, так, проходя через врата смерти, получает он Жизнедуха и Духочеловека, как то, во что он тогда облекается. Зато Я действительно происходит от него самого (я даю здесь лишь набросок). А то, что светит ему с Земли, Самодух, — ведет между смертью и новым рождением тонко сотканное планетарное бытие; его тогда ощущают как преображенную Землю, на которую оглядываются и ткут далее от жизни к жизни. ... на Юпитере человек сможет развивать Самодух также и физически, поскольку основу для этого он через свое внутреннее закладывает на Земле". 208 (12) Перейти на этот раздел
962. "Человек может интуитивно воздействовать на других существ, в том числе и на существ, живущих здесь, в физическом мире, когда сам он сложит свое астр. тело, когда будет целиком принадлежать духовному миру, т.е. через десятилетия после смерти. ... Тогда духовным образом, как Я, пребывающее в духовном мире, он сможет действовать в других Я. Ранее он мог в астр. теле действовать инспирирующе или окольным путем через эф. тело в эф. теле человека. ... Здесь важно вживаться не только в привычки умершего, но и в его воззрения".168 (7) Перейти на этот раздел
|