BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ — см. также ПРАВО — после смерти

461. Приближаясь к пониманию Мистерии Голгофы на Земле, мы обретаем способность после смерти пронести сознание через некую пропасть, что встает перед нами в третий период жизни между смертью и новым рождением, а это позволяет нам, исходя из воспоминаний, исправлять ошибки, содержащиеся в нашей душе в силу кармы. Если же у нас нет понимания всей глубины изречения: "Не я, но Христос во мне", — то наше сознание тогда гаснет, а с ним уходит и возможность улучшить карму в тот период. "Если мы здесь обрели понимание Мистерии Голгофы, то мы приходим к тому третьему периоду после смерти так, что можем вспомнить себя и сказать: никогда не воспринимается тем, кто достиг какой-либо степени посвящения, истина слов: "Из Божественного рожден я" — столь сильно, как тогда, когда он входит в указанный период".140 (1)

     Перейти на этот раздел

  

2. Жизнь после смерти (общий обзор)

Отношение к линии предков
737. "Вы носите миллионы образов, свернутых в "рулон" (я не нахожу иного выражения) в течение вашей жизни. И что имеет место после смерти — это, прежде всего, развертывание (этих рулонов) образов ... посмертных имагинаций. Вокруг человека образуется понемногу имагинативный мир, и его сознание за­ключается в узнавании себя в этом имагинативном мире. ... В имагинациях, прежде всего, возрастает душевный человек, образный человек, имагинативная духо-телесность, которая здесь образует себя". "Так душевная жизнь, жизнедуша вступает в развитие, и образы должны становиться все более и более говорящими". Умерший смотрит на Землю. На востоке она голубая, на западе — красноватая . В общем об­разе Земли он видит свою жизнь; в этот образ вплетены образы его жизни среди нас. И мы должны по­мочь ему справиться с этими образами. Оказать подобную помощь умершим нико­гда не бывает поздно; 30-40 лет остается кармическая связь у живущего на Земле с умершим."Он покинул Землю, но он покинул ее не имея глаз души. И по­степенно Земля становится звучащей, когда все более и более развивается инспирация. И то, что явля­ется образами, постепенно начинает все более говорить к нему".
     "Выработка душевного "я" в наибольшей степени происходит в то время, когда оно понемногу начина­ет снова направляться к земной жизни. Когда во время между смертью и новым рождением человек, так сказать, пребывает в расцвете юности, то его душевное "я" находится в высшем развитии. На Земле го­ворят: человек стареет; в духовном мире между смертью и новым рождением говорят: человек молодеет".
     "В первое время после смерти в умершем живет имагинативная часть души, это душевный человек. За­тем, постепенно до полной высоты развивается инспирированная часть души, жизнедуша. А после того развивается то, что дает душе полную индивидуальность, душевное "я", интуитивность, способность вхо­дить в других, находить себя в других. Во что входит здесь душа? Чем она до некоторой степени интуитивируется?
     В определенной точке жизни между смертью и новым рождением душа начинает чувствовать себя родст­венной с той линией поколений, в которой она найдет своих отца и мать... с ними душа начинает чувст­вовать себя все более родственной. Непосредственно после смерти она чувствует образы, развертывание образов, а глядя на Землю, постигает эти образы в более или менее имагинативной связи. Когда же че­ловек вновь поворачивает к земной жизни, то он становится все интуитивнее и интуитивнее. И все более перед душой выступает образ: земной шар, мерцающий в Азии, Индии и восточной Африке голубым ... а в Америке — красным; между этими цветами выступает зеленый и другие оттенки. Земля также звучит в раз­личных тонах: мелодии, гармонии, хоры музыки сфер. Постепенно во все это вдвигается ... образ... ли­нии поколений. Человек научается постепенно распознавать 36-ю, 35-ю пару предков, затем 34-ю, 33-ю, 32-ю пару, и так до отца и матери. Это человек учится распознавать вотканным в имагинации. А в них впечатываются интуиции, пока человек не придет к отцу и матери.... Вторая часть жизни между смертью и новым рождением такова, что человек в это время интенсивно привыкает к тому, чтобы жить в другом, в том, что находится там внизу, привыкает уже заранее жить в том другом, в том, что впоследствии станет его близким и далеким окружением — не в себе, а в другом. Человек начинает жизнь между смертью и новым рождением тем, что живет в другом; кончает он эту жизнь тем, что делается в состоянии преимущественно жить в другом. Тогда человек рождается, удерживая нечто от той, дру­гой жизни. По этой причине говорят, что в первые семь лет человек — подражатель; он подражает всему, что воспринимает. ... Подражание ребенка не понять, если не знать, что оно приходит из гранди­озной интуитивной жизни духовно-душевного в последнее время между смертью и новым рождением".181 (10)

     Перейти на этот раздел

  

739. "В области Юпитера обитают сущности, которые являются хранителями космической мысли. Эти сущности излучают мысле-сущности в нашу планетную систему и в ее окружение. Человек должен пройти и через эту область, где он вовлекается в процесс превращения, который я могу описать только весьма прозаическим образом.
     Представьте себе, что человек сделался некоторым изображением космической сферы; иными словами, все его существо в действительности представляет собой духовный зародыш головы, какой она будет в ближайшей жизни на Земле. Во время существования в области Солнца, испытав пронзительный диссонанс, вносимый земной речью, он научился отбрасывать в сторону эту земную речь. Во время прохождения через сферу Марса он сделался сам частью космической Речи, он сросся с ней и начал закладывать основание для понимания космической Речи. ... В сообществе с существами Иерархий человеческое существо строит духовный зародыш будущей головы. Но следует, прежде всего, сказать, что голова эта строится для по­нимания Космоса, а не Земли! Она учится сначала понимать космическую Речь, космические Мысли. ... как здесь, на Земле, человек изучает минералы, растения, животных, так в течение своего путешествия через сферы Марса и Юпитера он узнает тайны духовной Вселенной. Мы никогда не будем иметь верного ощущения или познания природы человека, пока не поймем ясно и сознательно, что между смертью и но­вым рождением человеческое существо узнает имена удивительных и величественных сущностей высших Иерархий, научается понимать работу и творческую деятельность этих сущностей в Космосе. ... Таковы результаты опыта человека при прохождении через область Юпитера.
     Затем наступает существование в области Сатурна. Сатурн одаривает человеческое существо тем, что я назову космической памятью. ... Как на Марсе человек изучает речь богов, на Юпитере — мыс­ли богов, так в своем первом прохождении в области Сатурна он изучает все то, что живет в памяти богов нашей планетной системы. Так и получается, что голова человека в духовных сферах — являясь духовным зародышем будущей земной головы — получает внедренными в себя все знания, которые помогают человеку быть гражданином Космоса и жить в Космосе среди сущностей высших Иерархий так, как он жи­вет на Земле среди минералов, растительного и животного царств.
     Затем, будучи так глубоко обогащенным в своем духовном существовании, что он начинает понимать речь великого мира, речь Макрокосмоса в широчайшем смысле этого слова, человек выходит из сферы пла­нетной деятельности и входит в сферу деятельности неподвижных звезд. Здесь работа над основным за­родышем человеческой головы, уже сформированной, завершается влияниями, приходящими из бесконечности духовных миров.
     Теперь человеку приходит время встать на обратный путь. Он снова входит в сферу Сатурна. Благо­даря тому, что в течение своего первого пребывания в сфере Сатурна он принял в себя планетную па­мять, теперь это помогает закладыванию в его голову основ способности памяти, которая будет ему не­обходима на Земле. Космическая память, внедренная в него, становится как бы земной. ... начинается также деятельная работа преобразования нижнего человека в различные части головы. Это удивительная работа: одно человеческое существо работает над другим в согласии с существами высших Иерархий". В сфере Юпитера познание мыслей Богов преобразуется на обратном пути в способность познания человеческих мыслей, что затем выразится в обычной сознательности. В сфере Марса на обратном пути добавля­ются зародыши для нового тела: для системы груди и структуры членов тела, какими они должны быть в новой земной жизни. Постижение космического Слова, превращается теперь в ту духовную субстанцию, из кото­рой позже появится человеческое эго. Здесь же возникают духовные зародыши гортани и легких.
     Затем человек возвращается в сферу Солнца. До этого он жил в Космосе, был единым с Космосом, со всей Вселенной. "Однако теперь, когда он снова вернулся в область Солнца, он начинает ограничивать себя как индивидуальное существо. Очень слабо пробуждается в нем чувство, что он отделяется от Космоса. Это происходит потому, что в нем закладывается первое основание сердца. ... в этом зародыше сконцентрировано все, чем мы являемся нравственно, все лучшие качества нашей души и духа. ... Эта концентрация в зародыше сердца всего его душевно-духовного существа переживается человеком в общении с высочайшими сущностями Солнца ... в чьих руках находится руководство всей планетной системой в ее связи с земным существованием. Переживание это величественно и великолепно. ... Так же, как кровь притекает по венам к сердцу в физическом организме, так в нашу душевно-духовную сущность вливают­ся слова Духов Формы, Движения и Мудрости, вливается то, что они имеют сказать нам относительно Все­ленной и ее суждения о человеке. Слова и звуки Вселенной являются циркуляцией, которая со­средоточивается теперь в духовном макрокосмическом сердце. ... Биение духовного сердца человека — это также биение мира, в котором он живет. Поток крови этого мира есть творческая деятельность сущ­ностей второй Иерархии". Уже живя внутри духовного сердца, человек бросает взгляд на линию поколе­ний, в конце которой стоят его родители.
     "Проходя через космические колонии Венеры и Меркурия, человек может, так сказать, устроить свою судьбу т.обр., чтобы подойти как можно ближе к тем внешним испытаниям, которые должны будут выпасть ему через рождение в определенной семье, в определенной нации". Приходя вторично в сферу Луны, че­ловек мало интересуется тем, что было так давно на Земле, когда он здесь был в прошлый раз. Теперь его занимает грядущее воплощение, то, как подготовляется стадия за стадией физический эмбрион. "Во всех вышеописанных переживаниях сознание человека было значительно яснее и более пробужденным, чем обычное сознание в его жизни на Земле".231 (4)

     Перейти на этот раздел

  

759. "Опаснейшая в развитии человечества возможность появилась для человека — благодаря тому, что он получает от интеллектуалистической цивилизации — потерять, по сути говоря, свое существо. Он идет на­встречу опасности также и после смерти — несмотря на то, что он распространяется, получает впечатление разрастания — потерять свое собственное существо, свое Я. ... И для этого существа, для новых и для будущих людей имеется одно спасительное средство: мы можем, когда мы здесь, в чувственном мире, хотим постичь реальность, которая мышление делает настолько сильным, что оно тогда представляет со­бой не просто бледный образ, но обладает внутренней жизненностью, мы можем в человеке такую, идущую изнутри реальность познать только в том чистом мышлении, которое я в моей "Философии свободы" опи­сал как лежащее в основе действий. В иных случаях во всем человеческом сознании мы имеем лишь явле­ние чувств. Если же мы свободно действуем из чистого мышления, которое я изложил в моей "Философии свободы", если мы, т.обр., импульсы наших действий имеем в чистом мышлении, то возникающей в иных случаях видимости мышления, интеллектуалистическому мышлению, мы даем реальность благодаря тому, что оно кладется в основу наших действий. И это есть единственная реальность, которую мы из внутреннего можем вплести в чувственную видимость и взять с собой за порог смерти.
     Итак, что, собственно, мы берем с собой в посмертное? — То, что мы между рождением и смертью пере­жили в действительной свободе".207 (10)

     Перейти на этот раздел

  

789. Астральное тело (после смерти) постоянно расширяется, но его распространение идет до опреде­ленной границы. За нее оно не может распространиться и начинает вновь сжиматься. И скорость, с кото­рой оно тогда распространяется или сжимается, зависит в существенном от того, что в нем напечатлено в ходе жизни из моральных импульсов. Так что, можно сказать: астр. тело вверяет себя Мирозданию; оно натыкается некоторым образом, если позволительно так выразиться, на границы нашего духовно-душевного космоса и отталкивается назад.
     Я идет своим путем. ... Но оно развивает внутренне некий род, можно сказать, вожделения. ... И это вожделение является в существенном тем, что чувствует тягу к сжимающемуся астр. телу, которое теперь стало уже чем-то совсем иным. Это вожделение находит род связи между метаморфизированным, из­мененным астр. телом и Я. И благодаря тому, что такое происходит, человек получает с разных сторон некие склонности, когда приближается момент, в который он опять должен возвращаться на Землю. ... Мы должны представить себе, что человек, каким он ступает на Землю, каким он проходит через рождение, образуется с двух сторон. То астр. тело, что я описал — как оно распространялось и вновь сжималось, — оно встречается с Я. Образно говоря, оно подходит к Я в виде пустого шара, который делается все меньше и меньше; он имеет родство с планетной системой. Я, хотя и развивает тоску по астр. телу ... но больше — по определенному пункту на Земле, определенному народу, семье. Но с другой стороны к нему стягивается извне измененное астр. тело и соединяется с тем, что теперь представляет собой Я, пройдя через период между смертью и новым рождением. ... Что некоторым образом от нашей кожи ор­ганизуется вовнутрь, включая в себя и инструмент органов чувств, — это организуется в нас из большо­го космоса. Но то, что органически возникает благодаря тому, что Я чувствует себя связанным с Землей, чувствует тягу к Земле, — это действует в организме изнутри навстречу другой организации, это образует организацию костей, мускулов и т.д. ... Пребывание в материнском теле дает, я бы сказал, лишь возможность этим двум силам, макрокосмической и земной, соединиться". 202 (9)

     Перейти на этот раздел

  

807. "Прежде, чем человек вступит в духовный мир, т.е. придет к совместной жизни с другими челове­ческими душами, которые не воплощены... — но когда он еще не вступает в совместную жизнь с духовными су­ществами высшего рода, имеющими свое физическое отображение в звездных констелляциях, — он должен в лун­ной сфере оставить существо, которое составляло его моральную оценку. Он должен без него вступить в область звезд, где из совместной жизни с другими духовными существами высшего рода его душе даются си­лы, благодаря которым он может подготовлять, вырабатывать духовную часть будущего человеческого физи­ческого организма.
     Когда во времена до Мистерии Голгофы древние посвященные хотели характеризовать тот род и способ, каким в то время людьми осуществлялся этот переход в страну духа, то они должны были тем, кто хотел их слушать, говорить: когда вы после смерти будете переходить из страны душ в страну духов, вам придется оставить в лунной сфере все, что как добрые и злые дела образовало вашу судьбу. Но одними лишь силами чело­веческой организации вам не перейти из лунной сферы в звездную. Поэтому к вам подступит солнечное Су­щество, Которое Свой физический отблеск имеет в физическом Солнце. И как ваша физическая жизнь протека­ет под влиянием физического солнечного света и физического солнечного тепла, так после смерти высокое солнечное Существо освобождает вас от ядра судьбы и берет вас в звездную сферу; там с помощью солнеч­ного Водителя вы можете вырабатывать духовную часть вашего будущего физического организма. И когда вы достаточно поработаете под руководством вашего солнечного Водителя над своим солнечным организмом в ду­ховной сфере, вы возвратитесь в земную жизнь. При этом возвращении вас снова примет лунная сфера. В ней вы снова найдете существо судьбы, внесенное вами (туда) через врата смерти после прошлой жизни..."
     От времени Мистерии Голгофы и до III-IV в. посвященные говорили: "форма, которую принимает человечес­кий физический организм в земной жизни, все более образует Я. Но человек потерял силу вступать в те области, где высокое солнечное Существо могло бы быть его водителем в духовные звездные области. По­этому Христос низошел на Землю и совершил Мистерию Голгофы. И сила, которой овладевает человеческая душа благодаря тому, что она имеет чувственную связь с Мистерией Голгофы, действует после смерти и отзывает душу от сущностного ядра судьбы в сфере Луны, а последействие Христа образует чело­веку будущий физический организм... позже душа вновь находит ядро судьбы приближающейся земной жизни. Что человеческая душа восприняла как силу из Импульса Христа — это делает ее способной правильным об­разом пройти через Страну Духов и правильным образом воспринять ядро судьбы. ... Человек уходит из лунной сферы силой, которую он скопил в своем Я благодаря склонности к Существу Христа и к Мисте­рии Голгофы. Он уходит из лунной сферы т.обр., что в звездной сфере он работает иначе, так что, воз­вращаясь назад, в лунную сферу, он встречает свое ядро судьбы и вчленяет его в свое существо свобод­но, поскольку он может сказать: мир только тогда сможет течь правильным образом, когда человек вчленит в себя это ядро судьбы, а подготовленное им как судьба, он выровняет в будущей земной жизни".215 (10)

     Перейти на этот раздел

  

810. "Если мы переходим порог смерти с правильным чувством: во Христе умираем, — то в (своем) ок­ружении мы находим существ высших Иерархий, элементарных существ, а также существ, которые являются воплощенными здесь человеческими душами или развоплощенными; и среди всего этого мы находим свое я-существо. Мы видим отношение нашего я-существа к другим существам... Это бесконечно важное ощущение. Лишь оно дает возможность правильно воплотиться в следующее физ. тело. ... Такая связь со Христом дает нам возможность как бы душевными глазами Христа увидеть наше отношение к духовному миру, а себя — как я-существо среди других духовных существ".168 (8)

     Перейти на этот раздел

  

812. "Проникнутость субстанциональностью Христа дает нам возможность при переходе от физической жизни к смерти сохранять до Мировой Полночи воспоминание о своем Я, несмотря ни на какое расширение и стягивание в одиночество".153 (5)

     Перейти на этот раздел

  

860. "В земном бытии высшим в человеке является Я. Когда же человек после смерти переходит в сол­нечное бытие, то Я оказывается низшим, а ближайшее, что тогда стоит над ним — это Самодух, затем Жизнедух и Духочеловек... в духовном отношении человек развивает их между смертью и новым рождением.
     Самодух как образ Земли светит в мировое пространство. Я живет в Солнце, в солнечном бытии. ... другие члены являются более высокими образованиями, они приходят к человеку из космоса, и в первую оче­редь они не имеют отношения к человеческому внутреннему. То, что здесь сияет навстречу, — это явится в новой жизни; там это будет Жизнедухом. А то, чем человек обладает, как своими поступками, будучи пронизанным более высокой субстанциональностью, является Духочеловеком. Это есть нечто присоединяемое к человеку космосом, что он некоторым образом получает извне. Как, нисходя через рождение, он получает свое физ. тело, свое эф. тело, так, проходя через врата смерти, получает он Жизнедуха и Духочеловека, как то, во что он тогда облекается. Зато Я действительно происходит от него самого (я даю здесь лишь набросок). А то, что светит ему с Земли, Самодух, — ведет между смертью и новым рождением тонко сот­канное планетарное бытие; его тогда ощущают как преображенную Землю, на которую оглядываются и ткут далее от жизни к жизни. ... на Юпитере человек сможет развивать Самодух также и физически, поскольку основу для этого он через свое внутреннее закладывает на Земле". 208 (12)

     Перейти на этот раздел

  

962. "Человек может интуитивно воздействовать на других существ, в том числе и на существ, живущих здесь, в физическом мире, когда сам он сложит свое астр. тело, когда будет целиком принадлежать духовному миру, т.е. через десятилетия после смерти. ... Тогда духовным образом, как Я, пребывающее в духов­ном мире, он сможет действовать в других Я. Ранее он мог в астр. теле действовать инспирирующе или окольным путем через эф. тело в эф. теле человека. ... Здесь важно вживаться не только в привычки умершего, но и в его воззрения".168 (7)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru