BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ЭФИРЫ — и мораль

1034. "Во всем том эфирном, что находится в тепле, свете, в химических процессах и в жизни, в ос­нове всего этого лежит моральное существо мирового эфира. Но моральное существо мирового эфира имеется лишь вблизи звезд и планет. ... Среди звезд моральное из эфира изгоняется солнечным светом. Сам солнечный свет — не Солнце, ибо Солнце — это мировое тело — содержит для нас, людей, первоисточник мо­рального эфира. Но когда Солнце светит, оно изгоняет своим светом моральную эссенцию эфира. И когда мы смотрим глазами в мир, видим цветы, источники, то мы видим все это не пронизанным моральным, поскольку солнечный свет истребляет моральное.
     И когда при засыпании мы покидаем наше физ. и эф. тела, то, как духовно-душевные существа, мы обла­даем не чем иным, как тем, что выработали во время земной жизни через наблюдение природы. Мы оставляем в постели — быть может, это звучит парадоксально — также и религиозные ощущения и моральные ощущения, и как аморальное существо мы живем между засыпанием и пробуждением. Но в это время мы живем в мире, ко­торый в ином случае пронизан солнечным светом. И благодаря тому, что моральный строй мира изгнан из эфира, к нему, к тому эфиру, в который мы отправляемся с засыпанием, открывается доступ ариманическому существу. Это ариманическое существо говорит к человеку во время сна. И то, что оно говорит — это, по сути дела, является чем-то фатальным, поскольку ариманическое существо по праву может быть названо духом лжи; во время сна оно изображает человеку добро как зло, а зло как добро".
     Как-то спрашивали в газете: почему преступники спят хорошо, а моральные люди — плохо? Кто глубоко вобрал в себя моральные ощущения, берет их с собой и в сон. "И тогда он спит плохо, т.к. полагает, что совершает много зла". У аморального духовный слух открыт для Аримана, и тот выдает ему зло за добро. Поэтому преступник удовлетворен сном. "Человек легко приносит утром из сна демонические искушающие силы". В прошлом люди обладали слабым я-сознанием и потому не подвергались во время сна злу, как теперь; они уходили в групповую душевность. Но сейчас наступил кризис. "Люди должны вооружиться против сил зла, которые к ним подступают". Во время бодрствования мы еще несколько живем в групповой душевности, когда чувствуем себя как члена народа, рода, семьи, сословия. Но сон теперь снимает всю групповую душев­ность. Во сне человек сегодня больше не может быть хорошим аристократом, да, сон воспитывает больше, чем вы думаете. Конечно, с одной стороны, он воспитывает зло, а с другой — демократию. Сон — это большой учитель".218 (7)

     Перейти на этот раздел

  

1429. "Моральная ценность выражается в астр. теле т.обр., что определенная часть астр. тела обраща­ет внутрь прекрасное лицо, когда в человеке живут неэгоистические поступки, альтруистические импульсы; и ужасное выражение лица обращается внутрь человека, когда в нем живут эгоистические, злые им­пульсы. Т.обр., дух, пребывающий в человеке, имеет физиономию и по ней можно также судить о человеке, хорош он или плох, как судят о его свойствах по его мимике. Этого не знает обычное сознание, но все это непременно находится там. Нет никакой возможности избежать того, чтобы нечестность не вошла глубоко в человека. Человек может быть ... отъявленным подлецом, развивать подлые импульсы и при этом показывать миру невинное лицо. Но то, что находится в его астр. теле и как некое лицо, мимика вы­ражается вовнутрь, — этого не скрыть, это временами делает человека дьяволом, когда он развивает амо­ральные мотивы. ... видно, как чистый эгоизм дьявольски скалит зубы в его сердце. Это закон в такой же мере, как и закон природы.
     Но здесь происходит нечто решающее. Если здесь (это рисуется в виде астр. тела человека без голо­вы), внизу, развивается ужасная физиономия, то свыкшаяся с космосом голова эту физиономию сталкивает вниз, не принимает ее, и человек образует в своем эфирном такое тело, каким оно имеется у Аримана, где голова чахлая, инстинктивированная. Все это идет в нижние члены эф. тела. Голова это не восприни­мает, а человек делает себя ариманическим в своем нижнем эф. теле, а затем уже пронизывает и голову тем, что это ариманическое тело вталкивает в голову. Это удивительно, что человек в своей голове, уже в тепловом эфире головы отталкивает неморальную физиономию. Так что неморальный человек носит в себе эфирно-ариманический организм, а голова не подвергается влиянию того, что в нем имеется. Она остает­ся отображением космоса, но она принадлежит ему все менее и менее, поскольку не пронизывается своим собственным существом.
     Неморальный человек по этой причине менее выходит за пределы того, что он имел в своей предыдущей инкарнации. Что стало его головой как преобразованное тело предыдущей инкарнации, — это так и остается головой, и когда он умирает, то в отношении головы он не может пойти довольно далеко. Зато вызванное внутри действием моральной фантазии устремляется в человека вплоть до головы. Оно действует в вертикальном направлении. Именно в вертикальном направлении не действует ничто неморальное. ... В вертикальном направлении струится только моральное. И уже в эфире, в тепловом эфире крови аморальная физиономия в вертикальном направлении отталкивается. Голова ее не воспринимает. Моральное же идет с теплом крови в тепловой эфир головы, а еще более — в световой эфир, в химический и жизненный эфир. Человек тогда пронизывает голову своим собственным существом".221 (8)

     Перейти на этот раздел

  

1442a. "Религиозная жизнь зависит от физической жизни, моральная — от эфирного тела.
     Мировой эфир, из которого взято наше эфирное тело, состоит из двух частей. Одна его часть — это тепловой, световой, химический и жизненный эфиры. В основе их лежит вторая часть — моральная суть мирового эфира. Моральная же суть мирового эфира имеется лишь вблизи звезд и планет. ...Но между звездами моральное из эфира выгоняется солнечным светом; сам солнечный свет является для людей первоисточником морального эфира. Но когда светит Солнце, то своим светом оно изгоняет моральную эссенцию эфира. Таким образом, когда мы смотрим в мир, то видим цветы, источники и т.п., но не пронизываем их моральным, поскольку солнечный свет моральное нам истребляет.
     Покидая физическое и эфирное тела, мы оставляем и религиозное, и моральное. А поскольку моральный строй мира изгнан из эфира, то к нему получает доступ ариманическое существо. Оно во время сна представляет человеку злое добрым и наоборот".266-3, с.382-383

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru