BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ЭФИРНОЕ ТЕЛО — см. ТАКЖЕ ТЕЛА — облик (вид)

704. Нормальный человек в эпоху др. Греции имел большое эф. тело. "У современного человека эф. тело стянуто, сжато, мало ... иссушено... что ведет к иссушению и физ. тела. И если бы эф. тело могло совсем сильно усохнуть, то вместо обычных ног человек по­лучил бы копыта. Речь идет лишь о тенденции, обусловленной усыханием эф. тела... В усохшее эф. тело вживается Ариман, как Люцифер вживается в расширенное эф. тело. ... Мефистофель — ведь это Ариман, и не напрасно он имеет козлиные копыта".
     "Как эфирные силы, склоняющиеся через дыхание к люциферическому, могут легко проникнуть в кровеносную систему, так эф. силы, склоняющиеся к мефистофельскому, или ариманическому, подходят только к нервной системе... Ариману запрещено погружаться "в кровь ... Но когда он хочет развить отношение к человеческой природе, то он жаждет хоть капли крови, ибо ему очень трудно к ней подступиться".158 (4)

     Перейти на этот раздел

  

707. В эф. теле можно наблюдать некоего рода затвердения, подобные снежным узорам на стекле. "В та­ких местах эф. тело не прозрачно. Так выражается жизнь мыслей в эф. теле. Эти оледенения эф. тела в от­дельных местах происходят от Аримана, который свои силы посылает через мышление.
     В других местах эф. тела имеются как бы пустоты, совершенно прозрачные, сверкающие. Сюда Люцифер посылает свои лучи силы. — Это волевые центры в эф. теле... А промежуточные области, то твердеющие, то растворяющиеся, выражают собой деятельность чувств в эф. теле. ... Перевес ариманических сил выражает­ся в мышлении, люциферических — в волении. Если же они дерутся, так сказать, без перевеса, то это выражается в чувствах".
     "Воля является той же душевной деятельностью, что и мышление, но только — совсем юная, детская воля. По­взрослевшая воля становится чувством; совсем старая воля — это мышление. Разница между волей, чувст­вом и мышлением только в возрасте. ...Но стоит нам выйти из физического мира ... и все меняется. Ста­рое вдруг становится юным, юное, — старым и т. д. И все три душевных качества могут в одно и то же время выступить в нас так, что воля будет являться то как юная, то как более взрослая, и, значит, уже как чувство; или как совсем старая воля, т. е. как мышление. Жизненные возрасты проходят один сквозь другой, все становится текучим. Так это происходит в эф. теле человека".
     "Поток душевной деятельности (в эф. теле) не проникает в обычной жизни в сознание человека. Но в этом потоке, беспрерывном движении эф. тела, текущем вместе со временем, выделяется то люциферическая, то ариманическая деятельность.
     Люциферическая деятельность делает волю юной. Наша душевная деятельность, пронизанная люциферическим, есть воля. Если бы Люцифер преобладал в душевной деятельности, если бы один Люцифер проявлялся в ней, то это была бы воля. Люцифер действует омолаживающе на весь поток нашей душевной деятельности. Ариман ... ужесточает нашу душевную деятельность, она становится старой, и это есть мышление . Мышле­ние, обладание мыслями было бы невозможным в обычной жизни, если бы в эф. теле не развертывались ариманические силы. В душевной жизни, проявляющейся в эф. теле, не обойтись без Люцифера и Аримана. ... В середине между ними, где они борются один с другим ... проявляется чувство". 158 (6)

     Перейти на этот раздел

  

1013. "Эф. тело человека сияет. (см. рис. желтые стрелки). Это значительный факт — сияние человека в состоянии сна. Оно ... является тем, что для земного мира, когда он погружается в ночь, после захода Солнца, в противополож­ность к физическим лучам Солнца, представляет собой душевное излуче­ние человечества. Конечно, в это душевное излучение человечества включено много разрушительного, дегенерирующего, распадающегося, — все, что люди из своего плохого, благодаря их астр. телу и Я, насаж­дают эф. телу в течение жизни. Но Земля не справилась бы с развити­ем, если бы не было такого излучения человечества.
     Если бы некий наблюдатель, имея необходимые для того органы и на­ходясь в космосе, смог бы наблюдать Землю, то он обнаружил бы, что в течение дня на повернутой к Солнцу стороне Земли отражается солне­чный свет; но на ночной стороне Земля фосфорисцирует, светится... и это производят человеческие эф. тела. И в этом нуждается Земля, чтобы идти дальше в своем развитии. Если бы на Земле не спал ни один чело­век, то вегетативная сила Земли могла бы отмирать намного быстрее. Человек, вообще говоря, вчленен в земное бытие не для того, чтобы просто жить для себя; его бытие не лишено значения для всего облика Земли. Что он воспринимает в духовном мире между смертью и новым рождением — это он излучает во время сна из своего эф. тела в течение земной жизни".

     "В ... ночной деятельности эф. тела дейст­вует сознание Жизнедуха". Т.обр, Я и астр. тело, с одной стороны, и физ. и эф. тела — с другой, действуют ритмически, днем — совместно, ночью — раздельно. Их взаимодействие носит особенно тонкий характер при засыпании и пробуждении (синие стрелы), но человек не осознает этого.
     Во время сна астр. тело выступает из эф. и физ. тел, и в него струятся душевные силы Универсума. Оно пронизывается ими сообразно своим ощущениям, конституции души, настроениям зла или добра. "Для всех струений чувств и ощущений во внутреннем человека имеются определенные цветовые нюансы, которые окра­шивают его во время сна (красное, желтое, розовое, лиловое)".
     "Во время сна астр. тело становится судиёй души. Я жертвует самим собой (во время сна), становит­ся жертвой действующего в теле духа". Эти два тезиса особенно важны для понимания человеческого суще­ства. Если жертва не достойна, если человек является перед Универсумом сильно деградировавшим благо­даря физическим и эфирным переживаниям во время бодрствования, то жертва отвергается, человек становит­ся отверженным существом.
     В древних культах было известно, что астр. тело есть судия души. Эту инспирацию древнего знания изобразил Микельанджело в "Судье мира" в Сикстинской капелле, придав ей лишь христианскую форму, бла­годаря чему это предание стало лишь традиционным. В образе агнца, приносимого в жертву, отражена ноч­ная жертва Я.
СОНСТУПЕНИ СОЗНАНИЯ
Физ. тело: силы головы действуют, формообразуя, на человека обмена веществ и конечностейДухочеловек: самосозидатель,
Эфирное тело: силы космоса действуют, формообразуя, на ЗемлюЖизнедух: миросозидатель
Астральное тело: космические астральные силы действуют на человеческие астральные силы Самодух".
Сон: астральное тело становится "судией" души; Я становится "жертвой" самого себя. 

208 (22)

     Перейти на этот раздел

  

93. Мы переживаем эф.тело "...так, что оно, собственно, все соткано из мыслей". Это не пространствен­ное, а временнОе тело. Лишь миг оно живет в пространстве. "В следующий миг оно уже есть нечто другое. Оно находится в постоянном колебании, в постоянном изменении. Эти изменения и переживаются как табло жизни". И при этом переживают себя как волну в эфирном Универсуме. Кроме того, эф.тело постоянно стремится физическую материю растворить в ничто. Идет постоянная борьба эф.тела с принятой в качест­ве пищи материей. Ее выражением является выделение. "Ровно столько, сколько мы выделили через физические органы выделения, превратилось, с другой стороны, в негативную материю, в негатив­ное вещество, которое по принципу всасывания живет в нашей нервной системе, особенно в мозге".84 с.95-96

     Перейти на этот раздел

  

94. "Можно при описании эф.тела приводить и другие переживания души, отвечающие ощущениям тепло­ты, впечатлениям звука и т.д. Ибо оно есть не только цветовое явление".13 (7)

     Перейти на этот раздел

  

97. Эф.тело имеет ряд отличий от физ.тела человека. Что в физ.теле является правым, там — ле­вым. Например, эф.сердце находится у человека справа, мужчина имеет женское эф.тело, и наоборот.109 (14)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606790 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     682
. "Подлинным своим существом астр.тело человека коренится в верхнем мире, в области духа. В той области оно является существом одинакового рода с другими существами, имеющими арену своей деятельно­сти в том мире духа. Поскольку миры элементарный и чувственный суть отражения мира духа, то эф. и физически-чувственное тела следует рассматривать как отражения астрального существа человека. Но в эф. и физически-чувственном телах господствуют силы, исходящие от люциферических и ариманических су­ществ. А так как эти существа — духовного происхождения, то, естественно, и в области чувственно-фи­зического и эф.тел можно найти в некотором роде астральное существо человека. Ясновидение, способное только воспринимать образы ясновидческого сознания и не умеющее правильно понимать их значение, легко может принять результаты астрального действия в физ. и эф.телах за собственно астр.тело. Между тем это "астр.тело" и есть как раз тот член человеческого существа, который в своей деятельности направлен против закономерности, истинно подобающей человеку в мировом порядке. — Смешения и спутанность в этой области возможны тем легче, что знание об астральном существе души первоначально бывает совершенно не­доступно для обыкновенного человеческого сознания. Это знание недостижимо даже для первых ступеней яс­новидческого сознания. Последнее достигается человеком при переживании себя в своем эф.теле. Но в эф.теле он видит отражения своего "другого Я" и верхнего мира, к которому он принадлежит. Он видит, та­ким образом, эфирное отражение своего астр.тела и видит его с содержащимися в нем люциферическими и ариманическими существами. ... Таким образом, для эфирного ясновидения эфирное отражение астр.тела может стать иллюзией истинного астр.тела".
     "... астр.тело в чисто духовном окружающем мире. Благодаря ему человек является членом этого духов­ного мира, отражением которого являются миры элементарный и физический. В нем находится "другое Я" чело­века, получающее свое выражение в повторных земных жизнях". 17(5)

     Перейти на этот раздел

  


     744
. "Мыслительные упражнения, с одной стороны, и упражнения воли — с другой, должен проделывать человек, если хочет открыть дверь в сверхчувственный мир, в который нам следует вступить, если у нас есть желание познать себя как людей в нашем вечном. Мыслительные упражнения, они выполняются как раз благодаря тому, что мы размышляем о том, как волеобразное постоянно действует в мышлении; волевые упражнения — когда мы наблюдаем игру мышления в воле. В обычной жизни мы не замечаем этого волеобразного. Чтобы прийти к современному посвящению, необходимо наблюдать именно тонкую волю, пребывающую в жизни представлений. Мы должны постепенно достичь этого через упражнения, описанные в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?". Я хочу указать здесь на следующее: что в обычном случае яв­ляется важнейшим — мысленное содержание, — мы должны дать этому отступить назад и научиться осозна­вать волю в мышлении". Необходимо концентрироваться на каком-либо комплексе представлений, хотя бы треугольника, полностью отвлекшись от всего остального мира; содержание представления не имеет значе­ния. Подобные усилия как бы развивают мускулы души. Через месяц, через год человек ощутит себя способ­ным на совсем иное, энергичное мышление. "В конце концов мы ощутим нашу мыслительную жизнь так живо, так энергично, как мы ощущаем жизнь чувств. Это важный переход на пути человеческого познания, ибо эта мыслительная жизнь тогда выступает не линейно, как в обычном сознании, но так образно, так внутренне интенсивно, внутренне насыщенно, как чувственные восприятия. Человек продвинется ... к имагинативному мышлению".
     "Человек постепенно обнаружит, что благодаря имагинативному мышлению он переживает в себе второго человека, столь же реального, как прежний пространственный человек. ... он откроет в себе второго человека, которого можно назвать 111временным организмом. Это временной организм, не пространст­венный. Как потрясающая панорама стоит он перед нашим душевным взором. ... Если бы его нарисовать, то он имел бы вид молнии, как нечто такое, что мы можем зафиксировать лишь на миг. Именно это я назвал телом формирующихся сил, эф.телом. Так просто оно не может быть нарисовано, но лишь как попе­речный разрез 111временного организма. И мы видим теперь, как в детстве мы были вооружены сверхчувствен­ными силами как врожденными, которые подобно скульптору переработали наш мозг, потом нашли переход от мозга к дыхательному организму, к организму циркуляции, чтобы все более и более врабатываться в пространст­венный организм, пока не обрели над ним господство".
     Теперь я хочу описать, как удается силу мысли постепенно внести в волю. "Сильную волю мы развива­ем благодаря тому, что идем в обратном направлении, отрывая мышление от следования внешнему природ­ному ходу. Мы упражняем нашу волю благодаря тому, что ощущаем события идущими от конца к началу. Так можно прослеживать музыку, драму. Дело заключается в том, что мы через сильную волю порываем с внеш­ним ходом событий. Так усиливаем мы волю и развиваем в нас силу, вгоняющую мышление в волю, как в упражнениях в концентрации и медитации мы вносили волю в мышление. ... Я хочу еще кое-что добавить, что­бы сделать еще понятнее сказанное. Когда так сильно занимаются самовоспитанием воли, то не только от­даются тому, чем является внешняя жизнь, что сделало из людей воспитание и окружение, но свое самовос­питание вырабатывают до зрелого познания... Говорят себе: лишь силой твоего мышления, силой твоей во­ли, пребывающих в жизни твоих представлений, ты постараешься свойства, которых в тебе нет, сделать для себя постоянными, если для этого тебе потребуется даже, может быть, семь лет. И если мы все это выполняем из десятилетия в десятилетие; все вновь повторяем эти упражнения, то наша воля крепнет". В конце концов мы добьемся того, что наше тело сделается душевно прозрачным, мы начнем видеть нашу волю, и это есть интуитивное познание". 211(9)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 607540 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     875
. Если упражняться в медитациях, то "однажды придет день, в который человек сделает совершен­но определенное наблюдение: он заметит, что постепенно оказывается в душевной деятельности, которая совсем не зависит от тела. Он заметит: прежде со всем мышлением и ощущениями он зависел от тела: представлениями — от чувственно-нервной системы, чувствами — от системы циркуляции и т.д.; теперь он чувствует себя в духовно-душевной деятельности, которая совсем не зависит от той телесной деятель­ности. И он замечает это в том, как теперь он приходит в состояние погруженности в некие вибрации в собственном существе, что прежде оставалось совершенно неосознанным. Он де­лает примечательное открытие: в чем состоит разница между сном и бодрствованием. Эта разница состоит в том, что когда человек бодрствует, то нечто вибрирует во всем че­ловеческом организме, но только не в голове..." Человек на 90% состоит из жидкости, пронизанной воздухом и теплом, а то, еще более тонкое, что пронизывает его, является эф. телом. "Это эф.тело, оно и является тем, что в бодрственном состоянии находится во внутреннем движении, в регулярном движении по всему человеческому телу, кроме головы. В голове эф.тело остается внутренне спокойным.
     Иное происходит во время сна. Сон начинается и затем продолжается т.обр., что эф.тело приходит в движение также и в голове. Т.обр., во время сна мы как целый человек, включая и голову, имеем внутре­нне подвижное эф.тело. И когда мы видим сны, скажем, перед пробуждением, то это происходит так, что последнее движение эф.тела мы воспринимаем прямо в пробуждении. Оно предстает нам как сон. Послед­нее движение эф.тела в человеке воспринимаем мы при пробуждении; но при быстром пробуждении этого не происходит.
     Кто указанным образом медитирует в течение долгого времени, тот оказывается в состоянии в спокойном эф.теле головы постепенно сформировать образы. В указанной книге ("Как достигнуть познания выс­ших миров?") я называю их имагинациями. И эти имагинации, переживаемые в независимом от физ.тела эф. теле, являются первыми сверхчувственными впечатлениями, которые мы можем иметь. В них мы в одной картине можем созерцать всю нашу физическую жизнь до рождения... все события нашей настоящей земной жизни мы можем видеть там.
     Первое, что дает нам познание посвящения, — это созерцание собственной душевной жизни. ... Она представляет собой нечто творческое, что действовало в нашем детстве, что пластично образовывало наш мозг, пронизывало остальное тело и вызывало в нем пластическую деятельность, обусловливало еже­дневно наше бодрствование и даже наше пищеварение". А поскольку эф.тело не пространственное, а вре­менное, то, описывая его пространственную форму, следует иметь в виду, что вы описываете лишь его миг, как, напр., рисуете молнию лишь в одно из ее мгновений. Сверхчувственно мы созерцаем деятельность эф.тела с определенного мгновения до рождения". 214 (8)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru