Главная / Предметный указатель / /
ЭКОНОМИКА — стоимость (цена) |
Ошибка! Фрагмент 306770 не найден. Перейти на этот раздел
716. "В качестве потребителя мы учитываем главным образом отношение: цена — спрос. В качестве торговца мы должны учитывать отношение: спрос — предложение. А в качестве производителя: предложение —цена". 340(9) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 307850 не найден. Перейти на этот раздел
Товар и рабочая сила
718. "Ищут социальной структуры, которая могла бы улучшить положение рабочих, оставляя неприкосновенной связь труда и его продуктов с работой. В этой связи, собственно говоря, возник марксизм, возникла вера в то, что путeм одной лишь передачи орудий труда в общее пользование, путeм введения всего общества во владение машинами, землeй, средствами сообщения можно установить справедливое вознаграждение за труд. При этом совсем не встаeт вопрос: можно ли сделать товар независимым от вознаграждения за труд? — но: как осуществить справедливое вознаграждение, если считать аксиомой ... что работа превращается в товар? — Так ставится вопрос, а с ним связывается всe остальное. С ним связано даже материалистическое понимание экономики и ... истории". "В тот момент, когда человек каким-либо образом вступает в отношение к владению, прекращается продажа его рабочей силы. Так что буржуа не продаeт своей рабочей силы; он покупает и продаeт товары. Он, пожалуй, продаeт произведения своего труда, а это совсем другое дело, нежели продавать работу. Об этих вещах именно современный пролетариат имеет весьма точное понятие". 186(8) Перейти на этот раздел
719. В эпоху рабства считалось вполне естественным, что человека можно продать, что человека можно вывести на рынок, где на него существует спрос; иного, естественно, рода, чем на корову. "В дальнейшем эта форма рабства была заменена более мягкой — крепостничеством. ... Но человечество восстало также и против него. Наконец, рабство нашего времени не допускает продажи всего человека, но только части его — рабочей силы. Несогласие с куплей и продажей рабочей силы является лишь продолжением неприятия рабства. Поэтому вполне естественно, что в ходе человеческого развития выросла оппозиция товарной форме рабочей силы, еe функционированию в виде товара в социальной структуре. Поэтому нельзя поставить вопрос: как защитить человека от эксплуатации? — если при этом аксиомой является предпосылка, что рабочая сила есть товар, как это повелось с Рикардо,
Адама Смита, да, собственно говоря, и Карл Маркс, и всe пролетарское жизневосприятие имеет на рабочую силу тот же взгляд. Ибо это стало аксиомой — рассматривать рабочую силу как товар. Но при этом хотят ... предохранить еe от эксплуатации". 186(9) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 307260 не найден. Перейти на этот раздел
|