Главная / Предметный указатель / /
первобытный — и элементы, эфиры |
480. "Христос должен был войти во все, что мы несем в себе как труп света (свет мы убиваем в глазу, дабы видеть), труп тепла, труп воздуха и т. д. Он стал родственным человеку благодаря тому, что стал родственным смерти. И мы должны чувствовать в нашей душе, что Бог должен был умереть, дабы наполнить нас, захваченных смертью через люциферическое искушение, и дабы мы могли сказать: Христос в нас".155 (9) Перейти на этот раздел
66. Легкие связаны с земным элементом, печень — с водным (из нее выжимаются галлюцинации), система почек — с воздушным элементом, сердце — с тепловым элементом.205 (2.VII) Перейти на этот раздел
109. "Эфирный поток, идущий из космоса, постоянно циркулирует в человеческом теле. Он вступает через голову, идет оттуда в правую ногу, затем в левую руку, затем — в правую, затем в левую ногу и оттуда — назад в голову. Представьте себе человека, стоящего с раскинутыми руками, тогда поток образует пентаграмму. Было бы плохо, если бы поток вступал не через голову, а через ноги. Через ноги в человеческое тело входят все плохие влияния, чем и пользуется черная магия. Но этот поток циркулирует не только тогда, когда человек находится в указанном особом положении, но постоянно, когда руки сложены вместе или ноги согнуты". Этот поток обусловливает феномен самостоятельно расходящихся рук в том упражнении, где мы правую руку кладем поверх левой и концентрируемся на них с определенными словами. Человек сформирован эфирными потоками. Один из них замкнул его в собственную кожу, отделив от окружения. Человек выпрямился и стал способен образовывать карму. — Это вызвал второй поток. Третий поток с развитием легких образовал гортань, и возникла речь. Четвертый поток образовал центр у корня носа, и человек пришел к самосознанию; ранее он обладал лишь самочувствием. "Через человеческое тело проходят вибрации пяти эфиров. Один из них циркулирует в твердой субстанции и потому называется "земным", поскольку пронизывает также и твердую землю. Эти пять течений постоянно циркулируют в человеке и приводят его в связь со всем космосом. Из духа соткано все человеческое существо, из духа мы рождены, низошли в материю и снова устремляемся в дух. Течения, которые действовали при нашем нисхождении в материю, должны быть нами осознаны. Мы идем назад тем же путем, каким пришли, но сознательно. Другого истинного развития не существует".42/245 (14.11.1906) Перейти на этот раздел
168. "Мы можем сказать: в голове находится твердое, земля в нас (см.рис.). Но все то, что является твердым в нас, излучается из человеческой головы, в голове некоторым образом заложено происхождение костей, твердых костных образований. Но в этой же голове мы видим также и переход к жидкостному.Мозг погружен в мозговую жидкость, и в голове постоянно проходят, пронизывающие одна другую, вибрации частей мозга и мозговой жидкости, связанной со спинномозговым отделом и остальным телом. Можно сказать, что когда мы рассматриваем нервно-чувствуюшего человека, то здесь мы имеем переход от земного (см.рис.синее) к водному, к жидкому. Мы должны, т.обр., сказать, что нервно-чувствующий человек живет в земно-водном элементе. И наш мозг пребывает, собственно говоря, в организационном отношении, в этом соответствии твердого с жидким. Перейдем далее к грудной организации, к ритмическому организму, который живет во взаимообмене между жидким и воздушным. Вы видите, что жидкое соприкасается с воздухообразным через легкие. Вы видите ритмическую жизнь как протканное одно сквозь другое жидкое и воздухообразное, воду и воздух. Итак, я могу сказать: ритмический человек живет в водно-воздушном элементе. Человек конечностей и обмена веществ живет в переходе от воздухообразного элемента к тепловому — в огненном элементе (красное). Он представляет собой постоянное растворение воздухообразного в тепловом элементе, в огненном элементе, который затем пронизывает всего человека как телесное тепло. В действительности происходящее в обмене веществ, в нашем движении является переорганизацией воздухообразного элемента, газообразного элемента в тепловой, огненный элемент. Когда мы движемся, мы постоянно сжигаем ставший воздухом элемент нашей питательной материи. ...
Нервно-чувствующий человек — земно-водный элемент. Ритмический человек — водно-воздушный элемент. Человек конечностей и обмена веществ — воздушно-огненный элемент.
Затем это идет в эфирное, в светообразное, в эфирные составные части человека, в эф.тело. Когда человек через свой организм обмена веществ и конечностей все переводит в тепло, то затем это идет в эф.тело. Человек соединяется с эфиром, который наполняет весь мир, здесь он вчленяется в Космос". 210 (10) Перейти на этот раздел
246a. "Человеческое физ. тело — из жизни эф. тело — из Слова астр. тело — из света Я — из тепла Самодух — из воздуха света Духа Жизнедух — из воды Слова Духочеловек — из земли Отца".Д.22, с.10 Перейти на этот раздел
303a. "Минеральное в человеке лишь как тепловой эфир, растительное — лишь как воздух (аромат, запах); животное — в водном: все выделения; они должны быть доведены до водного".Д.40, с.32 "Минералы исключают мировые действия, собственные силы несут в себе. Растение включает в себя внутренне мировые действия. Животные несут мировые действия сами в себе и с их помощью преодолевают растительное... Человек преодолевает минеральное и благодаря этому развивает себя за пределы полового развития. ... Минералы имеют формы, которые они не ориентируют непосредственно на современные внеземные отношения. Растения зависят от внеземных отношений, включают в себя мировое действие. Животные зависят от Луны, включают в себя ее действия. Вертикальный человек зависит от Земли, дает земному действовать в себе".Д.104, с.31-32 Перейти на этот раздел
319a. "Железо действует так, что Я и астр. тело оказываются в состоянии производить обычную самостоятельность. Олово, свинец захватывают затем организм и вносят духовную самостоятельность".Д.20, с.22 "Очищенный кислород вновь поступает в нас, чтобы уберечь наше тело от кристаллизации. Поэтому углекислота соответствует твердому физ. телу, а вода, кислород — жидкому, эфирному, или жизненному телу". Воздух, названный мистически "азотом", соответствует телу вожделений, которое работает против чрезмерного действия жизненного тела. Борьба между элементами обусловливает сознание. "Разрушение нервных клеток и нервной ткани порождают тепло". 266-1,с. 318 Перейти на этот раздел
347. "Когда мы испытываем нехватку дыхания, то в дыхательных путях сидит чуждое элементарное существо. Но это аномально образованный дыхательный процесс. В нормальном ... сидит постоянно возникающий человек Постоянно из макрокосмоса идет становление человеческого рождения, рождения внутреннего человека в человеке. Весь процесс, разыгрывающийся здесь, стоит под активным воздействием астр.тела…". "В выдохе действует активность эф.тела, жидкий элемент. Во время сна из человека выходит микрокосмическая часть астр.тела; зато тем деятельнее становится макрокосмическая часть. Во время бодрствования человек регулирует вдох сам изнутри, своим астр.телом, а астральность космоса тогда спит. На внешнюю астральность влияет околоземное, климат и т.п. Если мы перейдем в область, регулируемую головой (хотя в ослабленном виде это происходит во всем человеке), то там мы найдем утонченное дыхание, где во вдохе и выдохе участвует тепло; гл.обр. на вдохе, т.к. выдох становится внутренним процессом. Итак, в нервно-чувственной системе мы вдыхаем тепло, тепло космоса, и это тепло несем с собой: "...свет, макрокосмический химизм, макрокосмическую витальность, макрокосмическую жизнь". — Световой, химический и жизненный эфиры макрокосмоса переходят в человеческий организм. В отношении выдоха мы приходим к сильному огрублению в нижнем человеке: от процесса образования углекислоты к пищеварению, к обмену веществ, который является модифицированным выдохом. Одна и та же сумма сил формирует выдох и обмен веществ: она имеет дело с элементом "земли", как в случае вдоха мы имеем дело с элементом "воды". Представим себе путь теплового элемента: "...он несет свет, химизм, витальность и связывается с дыханием, но не отдает дыханию свет, удерживает его; он отдает дыханию только химизм и витальность. Свет остается (отстает) здесь (рис.) и наполняет человека как внутренний свет, становится мыслительной деятельностью". Далее в процессе вдоха-выдоха отдается химизм и становится в человеке внутренним химизмом, откладывается в нем как макрокосмический химизм. И вплоть досюда, в этом взаимодействии между выдохом и обменом веществ, идет жизненный эфир и воспринимается человеком. Итак: "свет входит на путях теплового эфира, стоп! Там же вступает дыхание, для света остановка; свет распространяется, он далее не воспринимается организацией человек и может распространяться как свет. Световой организм мы несем в себе как чисто световой организм, который мыслит. Мы исследуем процесс до того момента, где вдох граничит с выдохом; до того момента он несет в нервно-чувственном процессе химизм. Потом химизм стоп! Внутренний химизм, химический организм в нас чувствует. Теперь мы идем дальше вниз, туда, где выдох составляет пищеварение, обмен веществ. Он не идет до внешнего процесса обмена веществ, состоящего в восприятии средств питания, но только до внутренних процессов обмена веществ. И там стоп! с жизненным эфиром. Жизненный эфир опять-таки образует человеческую организацию, которая волит. Так возникает мышление, чувствование и веление". Все три описанные стадии во внешне-физическом протекают: 1) в нервных путях, 2) артериях, 3) в венозной циркуляции. Остается собственная витальность; ее физической проекцией являются лимфатические пути. Кто способен видеть, как нервные пути образуют пути чувств, находит на этом пути карму. В процессах лимфы опять-таки образуется карма". Лимфатические пути — это в то же время начала кармических путей, идущих в будущее" (рис.; справа). Там, где образуется венозная кровь, в человеке возникает задержка, скапливание кармы, и человек действует в смысле кармы. "Изменения в крови попросту выражаются в гневе. А то, что там застаивается, поскольку прошлое не остается внизу в венозном процессе, это ведет к действию, переходит в образование кармы". 318 (7) Перейти на этот раздел
Планеты и субстанции
516. "Первое. Силы Меркурия действуют так, что человек овладевает твердыми частями своего тела. Если бы в мире не было сил Меркурия, то мы бы оставались вне своего твердого тела. Второе. Силы Венеры действуют т.обр., что человек овладевает жидкими частями своего тела (их 90%). ...Третье. Силы Луны дают человеку возможность овладеть своим воздушным содержанием". Древние посвященные всё это проверяли. Они ждали, когда им встретится человек, который, например, не может овладеть своим жидким, и смотрели, какими болезнями это сопровождается, какие лекарства в таком случае помогают. Они находили, что помогает медь, и им становилось ясно, что в металлической меди действуют те же силы, что и в сфере Венеры. Ртуть находили связанной с Меркурием. Таким же способом находили связи растений с планетными сферами. "Четвертое — это силы Марса. Они уберегают нас от излияния в тепловой элемент. ... Постоянно имеется тенденция разлиться в тепловом элементе". Силы Марса концентрируют человека, благодаря им он имеет температуру, отличную от окружения. Это действие оказывает железо, находящееся в крови. "Пятое — силы Юпитера. Они уберегают людей от излияния в световой элемент, т.е. в световой эфир. Человек превратился бы в облако света, постоянно расширяющееся, если бы не было сил Юпитера. Шестое — это силы Сатурна. Они уберегают человека от растворения в химическом эфире". Это выражается в том, каков человек: "кислый" или "сладкий", как он действует в морально-физическом; и это связано с химическими взаимосвязями. "В химических взаимосвязях принимают участие силы Сатурна. Как Сатурн действует в человеке — от этого зависит то, как человек изживает себя в связи со своим организмом. Так что в действительности меланхолик является таковым благодаря тому, что он совсем по-особому вчленен в свои химические взаимосвязи, во все то, что изготовлено в его печени, желчном пузыре и в желудке. ... Т.обр., вы видите, что близкие к Солнцу планеты имеют больше дела с физическим элементом в человеке: с твердым, с жидким, с воздухообразным. Удаленные от Солнца планеты имеют больше дела с эфирным элементом в человеке. Солнце отделяет одно от другого". 213 (3) Перейти на этот раздел
534. "С каждым солнечным лучом, когда он освещает день, в нас входит дух. Через каждое ощущение чувств вступает дух; так что утончающееся вверх дыхание ... можно рассматривать как постоянное напечатление духа... Духов Солнца. ... Когда луч света струится в глаз, то Дух Солнца струится с этим лучом света. Дух Солнца — это субстанция утонченного дыхания. Многочисленные ингредиенты духовного Солнца вдыхаем мы вместе с "ощущениями чувств. Так мы пришли к значительному воззрению на человека в одном его полюсе. Раскрываясь в сторону своего эф.тела, человек внутри его развивает мировое мышление, мысли Вселенной, в которых пребывает тот, кто сознательно живет в своем эф.теле; они сначала ни холодные, ни теплые, они беззвучные. Они подобны всеобщему чувству, когда чувство само по себе совпадает с чувством макрокосмоса (в этом состоянии отсутствуют всякие восприятия чувств). Если теперь человек вступит в дух органов чувств благодаря тому что (от сверхчувственного переживания эфирного) перейдет к сверхчувственному переживанию физического, то мысли окрасятся с разных сторон. Со стороны глаз вдох, эссенция Солнца, мысль окрасится в цвет, через ухо мысль окрасится в звук, через орган тепла мысль окрасится в тепло и холод; и вы, т.обр., получаете космическое постижение отношения мыслительного к чувственному. Мыслительное должно при этом рассматриваться как первоначальное, а чувствующее выступает благодаря пропитке Солнцем, благодаря солнечной окраске". Кроме того Солнце излучает прошлую карму, оно — хранитель прошлой кармы. На солнечном луче, проскальзывающем из органа чувств в нерв, в человека входит карма. В то же время карма выходит из человека там, где находится лимфа, где деятельно всё то, что не связано с кровью. И чтобы исследовать это, необходимо обратиться к силам Луны. Когда человек переходит от эфирного к овладению физ.телом, идя к его периферии против хода восприятий чувств, то вся жизнь, исходящая от Солнца, является ему благодаря тому, что на этом пути идет прошлая карма, принося некоторое беспокойство. Так человек стал тем, что он теперь есть. И если абстрагироваться от кармы, то восприятие солнечного на нервно-чувственных путях наполняет бесконечным счастьем. Кроме того, солнечное входит в нас с любовью. Любовь есть не просто душевно-духовная сила, но "...сила, которая приводит к росту все физическое". Что же касается лунного действия, то оно вызывает ощущение, будто хочет от нас что-то взять. Солнце дает. Луна берет. Когда мы погружаемся в образование лимфы и крови, схватываем (ясновидчески) физическое, то как бы внезапно обрываются нити и нам предстает некое духовное существо, подобное нам, но как наша карикатура, рожденная из нас. С помощью лунных сил мы здесь видим свое отражение в эфирном, не более того. "Так выясняется, каким образом мы стоим в связи со Вселенной, что Луна постоянно выделяет из нас живущие в нас силы, делает их самостоятельными, и они входят в духовный мир, в макрокосмос; постоянно в мак рокосмос из нас входят образы". Но представим себе, что такой образ задержался в человеческом теле. Ведь это не просто зеркальное отражение, которое абстрактно, это образ, пронизанный силами. И как ему удержаться в человеке? Он удерживается благодаря тому, что с другой стороны в нас глубоко входят силы Солнца. "Тогда образ остается внутри, работает в человеке, тогда возникает эмбриональная жизнь. Оплодотворение заключается не в чем ином, как в глубоком проникновении сил Солнца (благодаря оплодотворению) туда, где силы Луны схватывают лимфу; и благодаря этому образ, обычно выходящий из человека, впитывает физическую материю в человеческом теле. ... Благодаря этому совершается связь лунных сил с солнечными в области лимфы в человеческом организме". Итак, "...если образуется эмбрион, то в человеке возникает физический мир, который (потом) должен из него выйти. Если же, с другой стороны, лунные силы действуют в их вожделеющей природе — ведь они хотят притянуть, подкараулить солнечные силы, — тогда в человеке возникает ... дух Вселенной, духовно эмбриональное. ... тогда мы имеем здесь возможность образовать то, что до земной жизни было в духовном мире, что должно приходить из духовного мира, что здесь вживается как духовно-эмбриональное. Тогда в человеке происходит соединение между тем и другим". Только идя этим путем можно уяснить связь человека со Вселенной. "Солнечное действие, которое здесь соединяется с лунным действием, получает себе в помощь Марс, Юпитер, Сатурн". При этом вхождении солнечного сначала должен быть остановлен свет. Это делают силы Сатурна. "Силы Юпитера в их мудрости останавливают мировой химизм, силы Марса — жизнь". Силы Солнца модифицируются внешними планетами. Лунные силы, когда они ведут к физическому образованию (эмбриона), модифицируются прямо противоположным образом (в противоположном направлении); когда они остаются просто душевными силами любви, то модифицируются Венерой, а если ослабевают, "...соединяются в повседневной жизни с тем, что приходит с противоположной стороны, то становятся меркуриальными силами божественных вестников, которые нижние силы возводят к высшим в повседневной жизни" (рис). Действие Луны постоянно хочет привести человека к родству с макрокосмосом. Он возникает на Земле как эмбрион, но утонченное действие Луны, идущее непосредственно в направлении действия Меркурия или Венеры, вызывает духовное рождение. В обряде крещения мы совершаем соединение духовного рождения с физическим. Солнечное духовное действие выражается в причастии. Образ макрокосмоса вносится в человека в обряде конфирмации. В направлении от Солнца к внешним планетам совершается миропомазание. 318 (8) Перейти на этот раздел
IX. ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА — ИХ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА ТЕЛО, ДУШУ И ДУХ
1354. "Свет входит в растения, чтобы преобразоваться в них, родиться вновь как живой духо-элемент. В животных нисходит химический элемент, не воспринимаемый человеком; он бы духовно звучал, если бы человек его воспринимал. Животные превращают этот эфир в духов воды. Растения превращают свет в духов света, животные превращают дух, действующий в химическом эфире, в духов воды. Человек же превращает лежащее в космическом эфире, в жизненном эфире, что вообще дает ему возможность жить, но что ему не дано умерщвлять в себе, он превращает это в духа Земли. ... Человек распространяет вокруг себя ауру, сияющую ауру, благодаря чему духовно-земной элемент Земли постоянно обогащается. В этом земно-духовном элементе Земли содержится все то, что человек передает Земле как моральное и т.п., как человеческие качества, которые он несет в себе как выработанные в жизни. ... человек постоянно посылает в мир свою моральную, интеллектуальную и эстетическую ауру, и эта аура, как дух Земли, живет затем далее в земной духовности".155 (9) Перейти на этот раздел
1866. "В воздухообразном живет астральный человек, как в водном живет эфирный человек. Через обвал, крушение эфирных мыслей, через преобразование эфирных мыслей в силу, через астральное в воздушном человеке рождается воля, а с волей — силы роста, которые родственны воле. Опять-таки, мы имеем в виду не абстрактное слово воля, а конкретный процесс. В нас идет конкретный процесс, в котором захватывается астральное, воздухообразное и простирается по эфирно-водному. И благодаря этому действительно совершается процесс, каким вовне, в природе он представлен на другой ступени, когда образование сгорает. В древности этот процесс постигали как процесс серы. И из серного процесса развивалось то, что душевно переживалось как человеческая воля. ...Говорили, что уравновешивание обоих процессов (воли и мышления, соли и серы, астрального и эфирного) — ибо это ведь противоположные процессы — происходят через процесс ртути, через то, что является и формирующим, и жидким, что колеблется некоторым образом между эфирным и астральным, от водного к воздушному".220 (5) Перейти на этот раздел
Процессы в организме и память
1870. "Все происходящее в физических глазах является чем-то косвенным. Происходящее там есть, собственно, игра процессов в Я и астр.организме. Я хочу изобразить это желтым, как пронизание глаза Я — что, естественно, идет затем далее в организм, — а красным — пронизание организма астральным". Теперь рассмотрим систему почек (темно-синее). Она состоит из водного элемента и твердых частей (воды 90%). "Система почек является исходным пунктом водного, которое существует не только в виде выделений почек, но проходит через весь организм и среди прочего входит также и в глаза. ... это не мертвое водное, но живое водное. Вы бы получили совершенно ложное представление о том, что в человеке является жидким, водным, если бы пожелали представить себе в живом человеческом организме (синее) водное наподобие того, как оно течет в ручье. В ручье мы имеем дело с мертвой водой, в человеческом организме — с живой жидкостью. Жива не только плазменная жидкость, но живо все жидкое в человеческом организме. И в этом жидком повсюду тонко растворены твердые составные части, о которых было сказано ранее; как бы на волнах жидкого они несутся в разные места, в том числе и в глаза. Опять-таки, на волнах внутренней жидкости излучается эфирный организм человека в глаза. В глазах встречается двоякое. Эфирный организм человека (синее) наполняет глаза и глазной нерв; и то, что теперь струится в этой наполненной эфирным организмом жидкости, есть астральный образ, возникающий в человеческом астр. теле (красное). А это (желтое) является тем, что возникает благодаря Я. Это струится сюда и далее. В результате в человеческом глазу, а также и в глазном нерве сходятся впечатления, идущие извне, которые сначала возникли в Я и в астр. теле, а оттуда выступили внутри физ. и эф. тел". "Голова образована как отображение тех космических переживаний, которые человек проделал в доземном бытии и удержал в виде пластических формообразующих сил. От головы ребенка исходят все пластические, формирующие облик мира силы. Из нее излучается в остальной организм то, благодаря чему человек во время роста пластически соответствующим образом формирует свои органы. Итак, исходящее из головы — это вообще лишь пластические формирующие силы. И когда в голову проникает нечто такое, что выступает в процессе зрения, то тотчас же это воспринимается как образующая сила, которая хочет формировать. Что здесь входит через глаза — это хочет в человеке внутренне принять облик. Прежде всего оно хочет нервы, систему нервов образовать так, чтобы некоторым образом во внутреннем человека возникал род отображения того, что было здесь как внешнее впечатление. ... сверху вниз, от чувств внутрь идет образующая сила. Она хочет человека неким тонким образом превратить в статую. ... Этому противится иная сила (снизу вверх). ... Она постоянно растворяет то, что хочет сформироваться. ... Постоянно имеет место некий род влияния, которое солевую субстанцию, в ином случае растворяющуюся, определенным образом спекает, так что она хочет стать твердой солью. Итак, постоянно имеется тенденция к образованию облика. А снизу идет тенденция, растворяющая его. Этот процесс, совершающийся через встречу астрального с эфирным, приходящим на волнах жидкого навстречу астральному, он неизмеримо важен, в нем заключена, по сути говоря, вся человеческая жизнь. Ибо представьте себе, вам сегодня что-то сообщили. Это является впечатлением. Оно пришло иным чувственным путем, чем тот, на котором вы видите красную поверхность, но оно также является впечатлением. Что вам сообщено — это хочет, опять-таки, стать в вас обликом. И если оно станет обликом, то оно останется в вас как воспоминание. И если ваша голова особенно способна осоливать все впечатления, то тогда вы обладаете удивительной памятью. Вы можете, как автомат, регистрировать все, что вам когда-либо сообщалось. Но у большинства людей это не так, поскольку у них сильна тенденция все снова растворять. Что как жидкостное излучение противостоит с эф. телом пластическим формирующим силам, оно постоянно растворяет их. Это теплый поток, который постоянно растворяет". Если человек запоминает как автомат, то он не самостоятелен, тогда вспоминает не он. В действительности это хорошо — когда происходит растворение, — что впечатление проникает в жидкое, но не создает твердых образований. Тогда все остается в астр. теле. Человек засыпает, выходит с астр. телом и Я, и снова просыпается, и снова засыпает. Так происходит 3-4 раза. "Впервые лишь после четвертого сна растворяющие силы ослабевают, и тогда твердо оседает то, что этот пластический образ, который там внутри больше не растворяется, делает основой для представлений-воспоминаний, для памяти". "Если вы вспоминаете только вчерашнее, то это дело вашего астр. тела. "Но если человек забыл что-то на 4-й день, то, значит, растворяющая сила была достаточно крепкой и на 4-й день, и тогда она растворила все". Тогда мы забудем непременно. В трехчленном человеке (головы, ритма и конечностей) развитие в голове идет наиболее медленно. И если для какого-либо впечатления нужна, скажем, секунда, то со стороны системы почек успевает прийти четыре атаки растворения. Это выражается в том, что за одно дыхание наш пульс делает четыре удара. "Дыхательная система является тем, что, действуя из ритмической системы в голову, приносит ей в четыре раза замедленный темп. ... И в том, как это выражается через в четыре раза более медленный темп головы, в этом заложено все оплотневание. что в состоянии превратить человека в статую". Встреча впечатлений, идущих извне и из системы почек, совершается в ритмах дыхания и циркуляции крови. Потому и приходится на каждое впечатление четыре растворяющие атаки снизу, и потому же необходимо четыре сна, чтобы импульс извне достаточно окреп. "Если человек закроет глаза, сознательно притупит мозг и посмотрит на то, что струится от почек, то обнаружит имагинации, плывущие по живой воде; так предстает в имагинации собственное внутреннее". Если почки нездоровы, то слишком сильное излучение идет в живую воду, и тогда в имагинации выступает субъективное, выражающее заболевание почек. "Глазной нерв способен постоянно создавать в глазу контурные образования. Сосудистая оболочка с кровью хочет их постоянно растворять. Происходит это не так грубо, как обычно себе представляют, но так, что артерии глаза идут своим путем, а потом вчленяют в себя вены, и не бывает так, чтобы одно примыкало к другому. Именно в глазу артерии проходят так, что кровь некоторым образом изливается из них, а затем вбирается венами; в глазу возникает некое легкое протекание и вбирание назад. Это ложное и грубое воззрение, когда считают, что артериальная кровь непосредственно приходит в венозную. Это не так. Возникает тонкое излияние и снова втягивание. И в том, что здесь возникает как такое излияние, вибрирует ритм циркуляции; а в нерве, который сюда подходит, в нем вибрирует ритм дыхания. В глазу же одно переходит в другое. Итак, зрение состоит в том, что эти два ритма сталкиваются в глазу. Если бы они были одинаковы, мы не могли бы видеть". Это подобно тому, как если бы вы пошли медленнее, чем идет повозка, и почувствовали, что ее что-то тянет. Свое Я вы чувствуете потому, что голова движется в 4 раза медленнее, чем остальной организм. Нарушение этого ритма 1: 4 обусловливает болезни. Одни из них вызываются чрезмерным преобладанием процесса растворения, другие — затвердения. Возникают, например, судороги. (Далее дано описание причин возникновения некоторых детских заболеваний. — Сост.). В замедленном ритме действует ариманическое, в ускоренном — люциферическое. Это представлено в деревянной скульптурной группе. Ариман там находится в отвердевших формах, Люцифер — в закругляющихся.218(3) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 305260 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 603760 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 612610 не найден. Перейти на этот раздел
|