Главная / Предметный указатель / /
АНГЛИЯ — и Франция |
Ошибка! Фрагмент 305620 не найден. Перейти на этот раздел
614. "С VIII столетия до Р.Х. до XV столетия по Р.Х. греко-латинский элемент стал постепенно господствующим в мире: сначала как Римская империя, затем как Римское папство, достигшее вершины своего господства именно в XIII веке и в начале XIV столетия; это в то же время является уже началом 5-ой послеатлантической эпохи; это также есть начало крушения римско-папского господства. В этом времени берут начало импульсы, под влиянием которых стоят трагические события наших дней. И, по сути говоря, никому не понять происходящего сегодня, если не рассмотреть вещи в больших взаимосвязях ... не увидеть импульсы, подготовлявшиеся давно и ныне нашедшие способ впервые излиться. ...Вспомним, что у южных, итало-испанских народов в том, что они вырабатывали как государство, представлено последействие 3-й послеатлантической эпохи с включением, разумеется, всего наследия 4-ой послеатлантической эпохи. Вам нужно только исследовать всю структуру итало-испанского развития, каким оно явило себя на повороте от 4-ой к 5-ой послеатлантической эпохе, чтобы увидеть, как там коренится то, что было правомерным и современным для 3-ей, египто-халдейской эпохи. Именно в роде и образе того, что исходит из Рима и Испании, заявляет о себе заимствованный египто-халдейский культ как религия. ... Этот культово-иерархический церковный элемент, в который преобразовалось римство, устремившееся в Европу в виде романского католицизма, является импульсом, который последействует как отставший импульс через всю 5-ю послеатлантическую эпоху, в особенности через еe первую треть. Вы могли бы даже высчитать, сколь долго это будет длиться. Вы ведь знаете, что послеатлантические эпохи длятся примерно по 2160 лет, 1/3 составляет 720 лет. Так что начиная с 1415 г. до 2135 г. будет длиться действие иерархического романизма. ... До XIII столетия его действие было ещe правомерным, поскольку тогда была 4-я эпоха; но затем всe изменилось и приняло вид отставшего импульса. И он стал искать путей для своего распространения. Распространялся он, конечно, значительно. Ведь мы видим, что возникающие постепенно в новое время государственные образования пронизываются этим романским католицизмом. Мы видим, как вызревающее английское государство в начале 5-ой послеатлантической эпохи сначала целиком оказывается добычей романо-иерархо-культового элемента. Если мы хотим охарактеризовать, что же, собственно, здесь живeт, то мы должны сказать: существует стремление Рима этим иерархическим церковным элементом пропитать, целиком пронизать всю культуру Европы вплоть до того вала, который он сам себе создал на востоке Европы. Но примечательно, как такое стремление, будучи отсталым импульсом, принимает внешний характер. У него больше нет сил развивать внутреннюю интенсивность, поэтому он принимает внешний характер. ... Сила романского церковного элемента идeт вширь, но христианское настроение в исходной точке излучения подтачивает себя. Это можно показать вплоть до частностей, и это значительная истина: явление уничтожает само себя в своей исходной точке". "Если попытаться найти определение того, что французский государственный элемент вносит в 5-ю послеатлантическую эпоху, то можно будет сказать: это универсально-дипломатический элемент. ... Не случайно до сего времени французский язык принят как дипломатический. И вплоть до мелких подробностей освещается каждый исторический штрих, если найти, как из Рима и Испании излучается универсально-теократическое, а из Парижа — универсально-дипломатическое. ... Также и французский элемент подточен с момента своего возникновения. ... Рассмотрите, каким образом старые импульсы пересаживаются в политико-дипломатическое, как большие французские государственные мужи — Ришелье, Мазарини и т.д. — торжественно инагурируют мировую политику. ... Как результат изначальной подточенности встаeт революционное возмущение народа и ведeт к прямой противоположности того, что как раз подходит французскому государству: королевства. Испано-итальянский элемент не имеет такого параллельного явления, как революции. ... Но можно сказать: именно в революции проявляется, как контрастно действует во французском элементе забота о европейской дипломатии и беззаботность в отношении собственной страны (аналогично: сила римского католицизма в Европе и слабость самой Италии)". Желая играть роль в мире, Франция развивала свой флот. Но революционные события разрушили всe. "И когда французский элемент от республиканских времeн вновь вернулся к тому, что ему подходит — к цезаризму в лице Наполеона, — то именно в лице Наполеона развивается значительная оппозиция третьей стороне... Англии. ... Противоположность Франции и Англии подготовлялась давно, но именно в лице Наполеона она приняла иной характер по сравнению с прошлым". Наполеону не хватало чего-то в том наследии, которое пришло от революции. И это была морская сила. Имей он еe, он не потерпел бы поражения от англичан на море, и вся история пошла бы по-иному. "Английскому элементу соответствует коммерц-индустриальное, в котором человеческая душа целиком изживает себя на материальном физическом плане. Здесь мы должны отметить значительные различия: с претензией на мировое господство папство могло выступить, только имея на то определeнное основание. Видите ли, вот 4-ая послеатлантическая эпоха (это рисуется); теперь появляется первый член А 5-ой послеатлантической эпохи — папско-иерархический элемент. Он стремится к некоторого рода универсальной монархии на том основании, что является в некотором роде продолжением римского универсального государства. Б — культура души рассудочной. Она также стремится к чему-то универсальному; но ее универсальное имеет сильно идеальный характер, и важнейшее в распространении французского элемента есть не завоевание, которое выступает лишь как сопутствующее явление, а пронизание мира политическим духом, политически-дипломатическим мышлением и чувством, тем дипломатически-политическим мышлением, которое живeт не только во французской дипломатии и политике, но также в литературе и даже в остальных частях французского искусства. Если же хотят говорить об универсальной монархии и т.п., то это всe же лишь разговоры о некоего рода универсальном сне (мечте). И марширование на острие цивилизации как раз и выражает очень точно этот сон. Когда же мы приходим к В, то это созвучно всей 5-ой послеатлантической эпохе. ... Поэтому британский элемент рождает претензию на универсально-коммерчески-индустриальное господство. ... Подобные вещи следует признать как заложенные в мировой карме. И то, о чeм люди могут говорить и думать в данной связи, — это только о раскрытии духовных сил, стоящих за всем этим. Поэтому не следует надеяться, что британская политика станет моральной и из-за каких-либо особых соображений откажется от претензии заполучить мир в свои руки на индустриально-коммерческой основе. Поэтому нечего удивляться, что видящие эти вещи основывают общества, стремящиеся к осуществлению только одного; и к осуществлению с помощью средств духовных. И здесь мы встречаемся с началом недозволенной игры. Ибо, само собой разумеется, оккультные законы, оккультные средства, оккультные импульсы не должны использоваться как приводы именно в 5-ю послеатлантическую культуру, которая должна быть чисто материальной культурой. ... Но стремятся основать мировое господство с помощью импульсов оккультизма, импульсов, лежащих в мире сокровенного и способствующих культуре. Оккультными средствами работают не для оздоровления всего человечества, а для оздоровления группы. Теперь соедините эту обзорную точку зрения, которую я вам дал исходя из углублeнного познания, с событиями повседневности, и многое вы поймeте основательно". 174(20) Перейти на этот раздел
Принципы действия британского оккультизма.
1178. "Средняя Европа на протяжении всего развития своей духовной культуры никогда не имела понятия о том, сколь радикальная оккультная сущность и оккультная работа постоянно исходила от британских земель и распространялась по Западной, Южной Европе и т. д. ... Что людям внешне известно о всяческих высоко-градуированных орденах шотландского масонства и т. д. — это, собственно говоря, лишь внешняя сторона, которую показывают миру. Но за этой внешней стороной стоят действительно всеобъемлюще работающие оккультные школы; и эти школы куда в более высокой мере, чем это имеет место в Средней Европе вобрали в себя старые оккультные традиции и старые оккультные течения". В Средней Европе стремятся из собственной духовности взойти к спиритуальному познанию, к познанию спиритуальных миров, и потому мало опираются на то, что пришло со старыми оккультными школами. В Англии же, особенно в Шотландии, уже в ХVII в. были распространены оккультные сообщества, взращивавшие в своей среде оккультное знание более древних времен, несколько преобразовывая его. "Если хотят понять основания таких преобразований, то должны знать, что 4-я послеатлантическая эпоха, включая в себя гречество, римство и т. д. и простираясь до начала ХV в., переработала в себе чисто человеческим образом то, что прежде было духовным откровением". В 5-й эпохе человек в еще большей мере начал жить на физическом плане и мало вырабатывать понятий. И сегодняшний мир живет понятиями 4-й послеатлантической культуры; с ХV в. их вообще больше не образовывают. "5-я послеатлантическая эпоха должна направить свой взгляд на внешний физический мир. И для этой задачи был особенно подготовлен британский народ". В начале ХV в. возникла опасность, что чисто физическое стремление британизма смешается с более спиритуальной, идущей из древности жизнью. Это было тогда, когда английское господство простиралось через канал на часть Франции, а романский аристократизм проникал в Англию. Но выступление Жанны Д, Арк решило судьбу всей Европы. В результате этих процессов, выразившихся также в войне “алой и белой роз”, в борьбе шотландского, норманского, французского, сложилась оккультная жизнь Британии, являвшаяся продолжением оккультных течений 4-й послеатлантической эпохи. "И там было узнано колоссально много, поскольку для этого была подходящая почва, поскольку преобладающее значение здесь имела телесность. Эф. тела были наименее подвижны, и физ. тело рассматривалось как единственный инструмент для духовной жизни. Именно благодаря этому в тех оккультных школах не было почти никакой возможности самим что-либо узнавать из духовного мира. Но в тех оккультных школах сохраняли старые традиции, сохраняли унаследованное от старых ясновидческих наблюдений и старались пронизать его понятиями. Так возникла там оккультная наука, которая работала, собственно, лишь с опытом, полученным с помощью ясновидения 4-й и даже 3-й послеатлантических культур. Это обрабатывалось чисто физическими пояснениями, чисто понятийным материалом, которым обладают, думая лишь через физ. тело. Так возникла своеобразная оккультная наука, распространившаяся во все области жизни". В тех школах возникла и была затвержена догма: 4-ю культуру, где задающим тон был греко-римский элемент, сменила 5-я культура, где ведущим является англо-саксонский элемент; англо-саксонство должно управлять 5-й эпохой. Там учили о роли Британии как няньки по отношению к младенческим славянским народам, о том, что Польша должна входить в состав русского элемента, что самостоятельные славянские государства, которые образуются по Дунаю, просуществуют только до большой европейской войны, а там они потеряют свою независимость и т. д. Подобные идеи через оккультные братства распространялись в другие страны. И тогда, например, понимали, зачем какой-либо английский государственный деятель демонстрирует дружеское расположение к какой-либо придунайской стране, входящей в состав Австрии. Наравне с этим выпускалась книга с ругательствами в адрес этой страны и ее народа, дабы расшатывать то, что как будто бы созидалось с другой стороны. Все это дьявольская тактика, и ариманический элемент господствует во всех этих проявлениях. (Далее следует рассказ об оккультных манипуляциях с Е.П.Блаватской. — Прим. Сост). 167(3) Перейти на этот раздел
Подготовка мировой войны и раздела Европы
1180. "Действительно, не ради агитационного или политического действия в какой угодно, даже малой, степени, а только для передачи вам фактов познания говорю я обо всем этом (о социальных вопросах). Ибо это существует в мире. И, поистине, я совершенно далек от того, чтобы желать посеять какой-либо страх или на кого-то так воздействовать, чтобы он боялся того или иного направления. Речь идет только о познании". "Я хотел бы нарисовать вам здесь нечто, относящееся к той будущей карте Европы, которая существует в определенных оккультных обществах (рисуется карта). ... Первое, что твердо принималось во внимание, была южно-европейская, Балканская конфедерация; она должна стать некоего рода передовым лагерем, родом вала против русицизма. Ибо, само собой разумеется, русицизм рассматривается на Западе как другой полюс, не как что-то такое, с чем хотят стать связанными вечно, но что определенным образом должно постоянно существовать, с чем также хотят бороться. Эту конфедерацию хотят образовать там, где сегодня находятся итальянское королевство с балканскими славянами и южные славяне, относящиеся к Австрии. Из этого хотят спаять на большей части Аппенинского полуострова конфедерацию, куда вошли бы: итало-язычная часть Швейцарии и южная часть Австрии, включая Хорватию, Словению, Далматию. Туда же должна войти и часть Греции, но только северная часть, а также Венгрия и устье Дуная. Все это должно стать Балканской конфедерацией. На Востоке от этого должно быть отчленено все, что, как представляют себе, должно быть объято Россией. В этой "карте-программе" — я это подчеркиваю особенно — всегда и категорически подчеркивалось: как бы ни вела себя Польша, в силу всемирно-исторической необходимости эта страна при любых обстоятельствах целиком вновь должна быть отдана русскому государству. Так что с самого начала программа предусматривала, что Польша, включая ее ныне входящую в состав Австрии часть, вновь будет отнесена к русскому государству. Русское государство по этой программе должно охватить современную Польшу, а также Галицию и Словакию. Это должно иметь вид выдающегося в сторону запада полуострова, как я вам это рисую. Это должна быть Буковина (рисуется). Затем речь идет о Франции, которая, за исключением устья Рейна, должна охватить области до Рейна и до ныне говорящей по-французски части Швейцарии; и здесь через Пиренеи, а здесь таким вот образом должна проходить ее граница. О скандинавских странах ничего особенного не говорится; им предоставлен сравнительно долгий льготный срок. В остальном все должно выглядеть так: говорящая по-немецки часть Швейцарии с Германией и немецкой областью Австрии должны занимать вот такую область. А окрашенное цветом в большей или меньшей степени должно войти в так или иначе образованную сферу влияния Британской империи: Голландия, Бельгия, нижняя часть Италии — об островах поговорим в другой раз, — южная часть Греции. ... Сравните эту карту с тем, что теперь стоит в вильсоновской ноте. Это именно то, что идеально соответствует разделу Европы. ... Об основаниях такого раздела будет сказано в другой раз". "Когда я говорю о подобных вещах, то я делаю это при том условии, что вы достаточно разумные люди, чтобы воспринять эти вещи правильным образом". 174(19) Перейти на этот раздел
1278. "В будущем немецкий дух будет призван к тому, чтобы в полном бодрственном сознании, с фактами, втекающими в немецкую духовную жизнь, все более и более сознательно воспринимать Импульс Христа". "Это было бы наихудшим для Востока, если бы он хоть на время распространился на Запад и повредил немецкой духовной культуре". "Подготовляющееся на Востоке может чем-то стать только благодаря тому, что в Средней Европе сильно, сознательно, т. е. в полном бодрственном сознании, из того, что души добывают из я-природы, человеческая я-сила и сила познания связались бы с Импульсом Христа. ... И для этого необходимо не 1-2 столетия, а больше: 2100 лет, считая с ХIV в.". "Большим несчастьем было бы для Востока повредить той духовной силе, к которой он должен тянуться, которую ему следовало бы уважать, дружески уважать и оберегать". "Факты из духовного мира говорят нам, что сегодня Средняя Европа не должна быть подавлена Восточной Европой, как Франция не должна была быть подавлена Англией в 1429-30 гг. (Жанна Д'арк). Разумеется, на Востоке не смогут понять, о чем здесь идет речь... но мы можем это понять, если даже нас понять не могут. Ибо то, что подготовляется на Востоке, лишь в будущем будет правильно понято на нем самом". 157(4) Перейти на этот раздел
1357. "Повсюду на Земле, где встречаются политические устройства, в которых может жить свобода, как ее себе представляют с конца XVII в. и в XIX в., можно увидеть, что она заимствована у британского мышления. Французская революция конца XVIII в. была в большей мере делом чувств, более импульсом страстей, а то, что в ней жило как мысли, было взято у британского мышления". 173(2) Перейти на этот раздел
1365. "Если эта линия представляет собой национальное начало и с одной стороны находится человек, а с другой — человечество, мир, то во Франции развитие национального берет направление в сторону человека, а в Англии — человечества. ... Француз стремится стать воспитателем личного начала в душе; англичанин в насаждении личности стремится стать колонизатором всего человечества. Два совершенно разных направления из общей материнской почвы: из национального начала. ... Поэтому только во Франции, где была захвачена внутренняя сторона личности ... последняя может вести через Людовика ХIV и т. д. к революции; в Англии — к спокойному либерализму, т. к. там это разрешалось вовне; во Франции — вовнутрь, во внутреннее существо человека". Симптоматично здесь Трафальгарское сражение 1805 г. Наполеон был хоть и самобытным, но все же представителем французского начала. И после той битвы он вытесняется внутрь Европы; Англия же — во весь мир. 185(1) Перейти на этот раздел
|