BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

первобытный = духовная

140. Физ.тело человека пронизано эф.телом и окружено телом астральным. Далее в окружении простира­ется мировой эфир, расплывчатое эфирное море. Этот окружающий мировой эфир отвечает на излучения астр.тела. "Он отвечает мне не эфирно, но астрально. Т.обр., повсюду в эфирном море через мою соб­ственную деятельность нечто расковывается, что подобно третьему человеку во мне (астр.телу).
     А теперь я спрошу: так что же я здесь расковываю? Что это такое, находящееся в ином случае в эфир­ном как противообраз? Я поднимаю мел, моя рука движется снизу вверх. Эф.тело движется сверху вниз. Таков истинный противообраз. Это, собственно, астральный образ, просто образ. Но то, благодаря чему этот образ выходит наружу, — есть современный реальный человек. Если я научился через то, о чем я говорил ранее, оглядываться на земное развитие, то мне предстоит следующее. Я имею настоящее состояние Земли. Я иду назад к эфирной Земле. В ней я еще не нахожу того, что здесь через меня раско­вывается в окружающем эфире. Я должен идти еще далее назад, к более ранним состояниям Земли, в кото­рых Земля подобна моему собственному астр.телу, в которых Земля была астральной, была существом, как сам мой третий человек. И это существо я должен искать в давно прошедших временах, в куда более ранних временах, чем те, когда Земля была эфирной.

Но когда я иду так далеко назад во временнОм раз­витии, то происходит нечто, подобное тому, как ес­ли бы я видел далеко в пространстве предмет, ска­жем, свет, который идет до этого места (это рису­ется). Свет там, а светит он до сего места. Здесь я его оставил; здесь для пространства я имею то­лько время. То, что подобно моему собственному астр.телу, существовало в пра-древние времена, но оно всегда здесь, и как в пространстве свет светит до сего места, так лежащее в давно прошедших временах пребывает в настоящем. По сути говоря, все вре­меннОе развитие еще находится здесь. Оно не исчезло, бывшее некогда здесь, если представляет собой то, что во внешнем эфире подобно моему собственному астр.телу. Здесь я прихожу, т.обр., к тому, что существует в духе и делает время пространством. И это есть то же самое, что, скажем, и телеграфное сообщение; так, поднимая мел и рождая в эфирном образ, я сообща­юсь с тем, что для внешнего наблюдения является давно прошедшим. ... Итак, человек носит в себе двоя­ким образом давно-давно прошедшее: однажды в своем эф.теле, а то, что является еще более ранним, — в астр.теле. 234 (2)

     Перейти на этот раздел

  

168. "Мы можем сказать: в голове находится твердое, земля в нас (см.рис.). Но все то, что являет­ся твердым в нас, излучается из человеческой головы, в голове некоторым образом заложено происхождение костей, твердых костных образований. Но в этой же голове мы видим также и переход к жидкостному.Мозг погружен в мозговую жидкость, и в го­лове постоянно проходят, пронизывающие одна другую, вибрации частей мозга и мозговой жидкости, связанной со спинномозговым отделом и остальным телом. Можно сказать, что когда мы рассматриваем нервно-чувствуюшего человека, то здесь мы имеем переход от зем­ного (см.рис.синее) к водному, к жидкому.
     Мы должны, т.обр., сказать, что нервно-чувствующий человек живет в земно-водном элементе. И наш мозг пребывает, собственно говоря, в организационном отношении, в этом соответствии твердого с жидким.
     Перейдем далее к грудной организации, к ритмическому организму, который живет во взаимообмене между жидким и воздушным. Вы видите, что жидкое соприкасается с воздухообразным через легкие. Вы видите ритмическую жизнь как протканное одно сквозь другое жидкое и воздухообразное, воду и воздух. Итак, я могу сказать: ритмический человек живет в водно-воздушном элементе.
     Человек конечностей и обмена веществ живет в переходе от воздухообразного элемента к тепловому — в огненном элементе (красное). Он представляет собой постоянное растворение воздухообразного в теп­ловом элементе, в огненном элементе, который затем пронизывает всего человека как телесное тепло. В действительности происходящее в обмене веществ, в нашем движении является переорганизацией воздухо­образного элемента, газообразного элемента в тепловой, огненный элемент. Когда мы движемся, мы по­стоянно сжигаем ставший воздухом элемент нашей питательной материи. ...

Нервно-чувствующий человек — земно-водный элемент.
Ритмический человек — водно-воздушный элемент.
Человек конечностей и обмена веществ — воздушно-огненный элемент.

     Затем это идет в эфирное, в светообразное, в эфирные составные части человека, в эф.тело. Когда человек через свой организм обмена веществ и конечностей все переводит в тепло, то затем это идет в эф.тело. Чело­век соединяется с эфиром, который наполняет весь мир, здесь он вчленяется в Космос". 210 (10)

     Перейти на этот раздел

  

172. Когда человек переживает себя в свершении эфирного мира, то ноги он едва замечает. Он пере­живает себя как бы вырастающим "...в одной точке из этого эфирного свершения, которое переживают до нервных окончаний. Это идет через спину вплоть до нервных окончаний передней части тела; и чело­век чувствует себя как последний побег эфирного мира. ... как последний участок эфирного свершения, последний участок, в который вторгается и в котором прекращается эфирное свершение". 84 с.98

     Перейти на этот раздел

  

534. "С каждым солнечным лучом, когда он освещает день, в нас входит дух. Через каждое ощущение чувств вступает дух; так что утончающееся вверх дыхание ... можно рассматривать как постоянное напечатление духа... Духов Солнца. ... Когда луч света струится в глаз, то Дух Солнца струится с этим лучом света. Дух Солнца — это субстанция утонченного дыхания. Многочисленные ингредиенты духовного Солнца вдыхаем мы вместе с "ощущениями чувств. Так мы пришли к значительному воззрению на чело­века в одном его полюсе. Раскрываясь в сторону своего эф.тела, человек внутри его развивает мировое мышление, мысли Вселенной, в которых пребывает тот, кто сознательно живет в своем эф.теле; они сна­чала ни холодные, ни теплые, они беззвучные. Они подобны всеобщему чувству, когда чувство само по себе совпадает с чувством макрокосмоса (в этом состоянии отсутствуют всякие восприятия чувств). Ес­ли теперь человек вступит в дух органов чувств благодаря тому что (от сверхчувственного переживания эфирного) перейдет к сверхчувственному переживанию физического, то мысли окрасятся с разных сторон. Со стороны глаз вдох, эссенция Солнца, мысль окрасится в цвет, через ухо мысль окрасится в звук, через орган тепла мысль окрасится в тепло и холод; и вы, т.обр., получаете космическое постижение отно­шения мыслительного к чувственному. Мыслительное должно при этом рассматриваться как первоначальное, а чувствующее выступает благодаря пропитке Солнцем, благодаря солнечной окраске". Кроме того Солнце излучает прошлую карму, оно — хранитель прошлой кармы. На солнечном луче, проскальзывающем из орга­на чувств в нерв, в человека входит карма. В то же время карма выходит из человека там, где находится лимфа, где деятельно всё то, что не связано с кровью. И чтобы исследовать это, необходимо обра­титься к силам Луны.
     Когда человек переходит от эфирного к овладению физ.телом, идя к его периферии против хода вос­приятий чувств, то вся жизнь, исходящая от Солнца, является ему благодаря тому, что на этом пути идет прошлая карма, принося некоторое беспокойство. Так человек стал тем, что он теперь есть. И если абстрагироваться от кармы, то восприятие солнечного на нервно-чувственных путях наполняет бесконечным счастьем. Кроме того, солнечное входит в нас с любовью. Любовь есть не просто душевно-духовная сила, но "...сила, которая приводит к росту все физи­ческое". Что же касается лунного действия, то оно вызывает ощущение, будто хочет от нас что-то взять. Солнце дает. Луна берет. Когда мы погружаемся в образование лимфы и крови, схватываем (ясновидчески) физическое, то как бы внезапно обрываются нити и нам предстает некое духовное существо, подобное нам, но как наша карикатура, рожденная из нас. С помощью лунных сил мы здесь видим свое отражение в эфирном, не более того.
     "Так выясняется, каким образом мы стоим в связи со Вселенной, что Луна постоянно выделяет из нас живущие в нас силы, делает их самостоятельными, и они входят в духовный мир, в макрокосмос; постоянно в мак рокосмос из нас входят образы". Но представим себе, что такой образ задержался в человеческом те­ле. Ведь это не просто зеркальное отражение, которое абстрактно, это образ, пронизанный силами. И как ему удержаться в человеке? Он удерживается благодаря тому, что с другой стороны в нас глубоко входят силы Солнца. "Тогда образ остается внутри, работает в человеке, тогда возникает эмбриональная жизнь. Оплодотворение заключается не в чем ином, как в глубоком проникновении сил Солнца (благодаря оплодотворению) туда, где силы Луны схватывают лимфу; и благодаря этому образ, обычно выходящий из чело­века, впитывает физическую материю в человеческом теле. ... Благодаря этому совершается связь лунных сил с солнечными в области лимфы в человеческом организме".
     Итак, "...если образуется эмбрион, то в человеке возникает физический мир, который (потом) должен из него выйти. Если же, с другой стороны, лунные си­лы действуют в их вожделеющей природе — ведь они хотят притянуть, подкарау­лить солнечные силы, — тогда в человеке возникает ... дух Вселенной, духовно эмбриональное. ... тогда мы имеем здесь возможность образовать то, что до земной жизни было в духовном мире, что должно приходить из духовного мира, что здесь вживается как духовно-эмбри­ональное. Тогда в человеке происходит соединение между тем и другим". Только идя этим путем можно уяснить связь че­ловека со Вселенной. "Солнечное действие, которое здесь соединяется с лун­ным действием, получает себе в помощь Марс, Юпитер, Сатурн". При этом вхожде­нии солнечного сначала должен быть ос­тановлен свет. Это делают силы Сатурна. "Силы Юпитера в их мудрости ос­танавливают мировой химизм, силы Марса — жизнь". Силы Солнца модифицируются внешними планетами. Лунные силы, когда они ведут к физическому образованию (эмбриона), модифицируются прямо противоположным образом (в противоположном направлении); когда они остаются просто душевными силами любви, то модифицируются Венерой, а если ослабевают, "...соединяются в повседневной жизни с тем, что приходит с противоположной стороны, то становятся меркуриальными силами божественных вестников, которые нижние силы возводят к высшим в повседневной жизни" (рис).

Действие Луны постоянно хочет привести человека к родству с макрокосмосом. Он возника­ет на Земле как эмбрион, но утонченное действие Луны, идущее непосредственно в направлении действия Меркурия или Венеры, вызывает духовное рождение. В обряде крещения мы совершаем соединение духовно­го рождения с физическим. Солнечное духовное действие выражается в причастии. Образ макрокосмоса вносится в человека в обряде конфирмации. В направлении от Солнца к внешним планетам совершается миропомазание. 318 (8)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru