Главная / Предметный указатель / /
первобытный = духовная |
140. Физ.тело человека пронизано эф.телом и окружено телом астральным. Далее в окружении простирается мировой эфир, расплывчатое эфирное море. Этот окружающий мировой эфир отвечает на излучения астр.тела. "Он отвечает мне не эфирно, но астрально. Т.обр., повсюду в эфирном море через мою собственную деятельность нечто расковывается, что подобно третьему человеку во мне (астр.телу). А теперь я спрошу: так что же я здесь расковываю? Что это такое, находящееся в ином случае в эфирном как противообраз? Я поднимаю мел, моя рука движется снизу вверх. Эф.тело движется сверху вниз. Таков истинный противообраз. Это, собственно, астральный образ, просто образ. Но то, благодаря чему этот образ выходит наружу, — есть современный реальный человек. Если я научился через то, о чем я говорил ранее, оглядываться на земное развитие, то мне предстоит следующее. Я имею настоящее состояние Земли. Я иду назад к эфирной Земле. В ней я еще не нахожу того, что здесь через меня расковывается в окружающем эфире. Я должен идти еще далее назад, к более ранним состояниям Земли, в которых Земля подобна моему собственному астр.телу, в которых Земля была астральной, была существом, как сам мой третий человек. И это существо я должен искать в давно прошедших временах, в куда более ранних временах, чем те, когда Земля была эфирной. Но когда я иду так далеко назад во временнОм развитии, то происходит нечто, подобное тому, как если бы я видел далеко в пространстве предмет, скажем, свет, который идет до этого места (это рисуется). Свет там, а светит он до сего места. Здесь я его оставил; здесь для пространства я имею только время. То, что подобно моему собственному астр.телу, существовало в пра-древние времена, но оно всегда здесь, и как в пространстве свет светит до сего места, так лежащее в давно прошедших временах пребывает в настоящем. По сути говоря, все временнОе развитие еще находится здесь. Оно не исчезло, бывшее некогда здесь, если представляет собой то, что во внешнем эфире подобно моему собственному астр.телу. Здесь я прихожу, т.обр., к тому, что существует в духе и делает время пространством. И это есть то же самое, что, скажем, и телеграфное сообщение; так, поднимая мел и рождая в эфирном образ, я сообщаюсь с тем, что для внешнего наблюдения является давно прошедшим. ... Итак, человек носит в себе двояким образом давно-давно прошедшее: однажды в своем эф.теле, а то, что является еще более ранним, — в астр.теле. 234 (2) Перейти на этот раздел
168. "Мы можем сказать: в голове находится твердое, земля в нас (см.рис.). Но все то, что является твердым в нас, излучается из человеческой головы, в голове некоторым образом заложено происхождение костей, твердых костных образований. Но в этой же голове мы видим также и переход к жидкостному.Мозг погружен в мозговую жидкость, и в голове постоянно проходят, пронизывающие одна другую, вибрации частей мозга и мозговой жидкости, связанной со спинномозговым отделом и остальным телом. Можно сказать, что когда мы рассматриваем нервно-чувствуюшего человека, то здесь мы имеем переход от земного (см.рис.синее) к водному, к жидкому. Мы должны, т.обр., сказать, что нервно-чувствующий человек живет в земно-водном элементе. И наш мозг пребывает, собственно говоря, в организационном отношении, в этом соответствии твердого с жидким. Перейдем далее к грудной организации, к ритмическому организму, который живет во взаимообмене между жидким и воздушным. Вы видите, что жидкое соприкасается с воздухообразным через легкие. Вы видите ритмическую жизнь как протканное одно сквозь другое жидкое и воздухообразное, воду и воздух. Итак, я могу сказать: ритмический человек живет в водно-воздушном элементе. Человек конечностей и обмена веществ живет в переходе от воздухообразного элемента к тепловому — в огненном элементе (красное). Он представляет собой постоянное растворение воздухообразного в тепловом элементе, в огненном элементе, который затем пронизывает всего человека как телесное тепло. В действительности происходящее в обмене веществ, в нашем движении является переорганизацией воздухообразного элемента, газообразного элемента в тепловой, огненный элемент. Когда мы движемся, мы постоянно сжигаем ставший воздухом элемент нашей питательной материи. ...
Нервно-чувствующий человек — земно-водный элемент. Ритмический человек — водно-воздушный элемент. Человек конечностей и обмена веществ — воздушно-огненный элемент.
Затем это идет в эфирное, в светообразное, в эфирные составные части человека, в эф.тело. Когда человек через свой организм обмена веществ и конечностей все переводит в тепло, то затем это идет в эф.тело. Человек соединяется с эфиром, который наполняет весь мир, здесь он вчленяется в Космос". 210 (10) Перейти на этот раздел
172. Когда человек переживает себя в свершении эфирного мира, то ноги он едва замечает. Он переживает себя как бы вырастающим "...в одной точке из этого эфирного свершения, которое переживают до нервных окончаний. Это идет через спину вплоть до нервных окончаний передней части тела; и человек чувствует себя как последний побег эфирного мира. ... как последний участок эфирного свершения, последний участок, в который вторгается и в котором прекращается эфирное свершение". 84 с.98 Перейти на этот раздел
534. "С каждым солнечным лучом, когда он освещает день, в нас входит дух. Через каждое ощущение чувств вступает дух; так что утончающееся вверх дыхание ... можно рассматривать как постоянное напечатление духа... Духов Солнца. ... Когда луч света струится в глаз, то Дух Солнца струится с этим лучом света. Дух Солнца — это субстанция утонченного дыхания. Многочисленные ингредиенты духовного Солнца вдыхаем мы вместе с "ощущениями чувств. Так мы пришли к значительному воззрению на человека в одном его полюсе. Раскрываясь в сторону своего эф.тела, человек внутри его развивает мировое мышление, мысли Вселенной, в которых пребывает тот, кто сознательно живет в своем эф.теле; они сначала ни холодные, ни теплые, они беззвучные. Они подобны всеобщему чувству, когда чувство само по себе совпадает с чувством макрокосмоса (в этом состоянии отсутствуют всякие восприятия чувств). Если теперь человек вступит в дух органов чувств благодаря тому что (от сверхчувственного переживания эфирного) перейдет к сверхчувственному переживанию физического, то мысли окрасятся с разных сторон. Со стороны глаз вдох, эссенция Солнца, мысль окрасится в цвет, через ухо мысль окрасится в звук, через орган тепла мысль окрасится в тепло и холод; и вы, т.обр., получаете космическое постижение отношения мыслительного к чувственному. Мыслительное должно при этом рассматриваться как первоначальное, а чувствующее выступает благодаря пропитке Солнцем, благодаря солнечной окраске". Кроме того Солнце излучает прошлую карму, оно — хранитель прошлой кармы. На солнечном луче, проскальзывающем из органа чувств в нерв, в человека входит карма. В то же время карма выходит из человека там, где находится лимфа, где деятельно всё то, что не связано с кровью. И чтобы исследовать это, необходимо обратиться к силам Луны. Когда человек переходит от эфирного к овладению физ.телом, идя к его периферии против хода восприятий чувств, то вся жизнь, исходящая от Солнца, является ему благодаря тому, что на этом пути идет прошлая карма, принося некоторое беспокойство. Так человек стал тем, что он теперь есть. И если абстрагироваться от кармы, то восприятие солнечного на нервно-чувственных путях наполняет бесконечным счастьем. Кроме того, солнечное входит в нас с любовью. Любовь есть не просто душевно-духовная сила, но "...сила, которая приводит к росту все физическое". Что же касается лунного действия, то оно вызывает ощущение, будто хочет от нас что-то взять. Солнце дает. Луна берет. Когда мы погружаемся в образование лимфы и крови, схватываем (ясновидчески) физическое, то как бы внезапно обрываются нити и нам предстает некое духовное существо, подобное нам, но как наша карикатура, рожденная из нас. С помощью лунных сил мы здесь видим свое отражение в эфирном, не более того. "Так выясняется, каким образом мы стоим в связи со Вселенной, что Луна постоянно выделяет из нас живущие в нас силы, делает их самостоятельными, и они входят в духовный мир, в макрокосмос; постоянно в мак рокосмос из нас входят образы". Но представим себе, что такой образ задержался в человеческом теле. Ведь это не просто зеркальное отражение, которое абстрактно, это образ, пронизанный силами. И как ему удержаться в человеке? Он удерживается благодаря тому, что с другой стороны в нас глубоко входят силы Солнца. "Тогда образ остается внутри, работает в человеке, тогда возникает эмбриональная жизнь. Оплодотворение заключается не в чем ином, как в глубоком проникновении сил Солнца (благодаря оплодотворению) туда, где силы Луны схватывают лимфу; и благодаря этому образ, обычно выходящий из человека, впитывает физическую материю в человеческом теле. ... Благодаря этому совершается связь лунных сил с солнечными в области лимфы в человеческом организме". Итак, "...если образуется эмбрион, то в человеке возникает физический мир, который (потом) должен из него выйти. Если же, с другой стороны, лунные силы действуют в их вожделеющей природе — ведь они хотят притянуть, подкараулить солнечные силы, — тогда в человеке возникает ... дух Вселенной, духовно эмбриональное. ... тогда мы имеем здесь возможность образовать то, что до земной жизни было в духовном мире, что должно приходить из духовного мира, что здесь вживается как духовно-эмбриональное. Тогда в человеке происходит соединение между тем и другим". Только идя этим путем можно уяснить связь человека со Вселенной. "Солнечное действие, которое здесь соединяется с лунным действием, получает себе в помощь Марс, Юпитер, Сатурн". При этом вхождении солнечного сначала должен быть остановлен свет. Это делают силы Сатурна. "Силы Юпитера в их мудрости останавливают мировой химизм, силы Марса — жизнь". Силы Солнца модифицируются внешними планетами. Лунные силы, когда они ведут к физическому образованию (эмбриона), модифицируются прямо противоположным образом (в противоположном направлении); когда они остаются просто душевными силами любви, то модифицируются Венерой, а если ослабевают, "...соединяются в повседневной жизни с тем, что приходит с противоположной стороны, то становятся меркуриальными силами божественных вестников, которые нижние силы возводят к высшим в повседневной жизни" (рис). Действие Луны постоянно хочет привести человека к родству с макрокосмосом. Он возникает на Земле как эмбрион, но утонченное действие Луны, идущее непосредственно в направлении действия Меркурия или Венеры, вызывает духовное рождение. В обряде крещения мы совершаем соединение духовного рождения с физическим. Солнечное духовное действие выражается в причастии. Образ макрокосмоса вносится в человека в обряде конфирмации. В направлении от Солнца к внешним планетам совершается миропомазание. 318 (8) Перейти на этот раздел
|