BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

БРИТАНИЗМ - см. также АМЕРИКА — и латинская раса

1179. "Могут открываться здесь либо там всяческие общества с прекрасными программами, прекрасными идеалами. Но у них — так, что они об этом не знают — имеются средства и пути, по которым во все это может проникать нечто, исходящее... от посвященных. Если человек в состоянии исследовать, чему в кругах посвященных учат в этой сфере и о чем там говорят, то можно узнать, что с большой уверенностью там предсказывались вещи, которые ужасным образом излились в последние 5 лет на цивилизованный мир. Все эти вещи для посвященных англоязычных народов вообще не составляли какой-либо тайны, и через все суждения там проходит следующее противоречие: с одной стороны, прекрасные экзотерические идеалы, идеалы гуманизма с действительной верой непосвященных в эти идеалы в различных формах, с другой стороны — учение, сознательно, строго отстаиваемое учение, что из современной цивилизации должно исчезнуть все, что составляет романскую и среднеевропейскую культуры, а доминировать, достичь мирового господства должна культура англоязычных народов". Теперь об этом говорить легче, поскольку многое здесь стало уже реальностью. 196(1)

     Перейти на этот раздел

  

Учения тайных обществ

1192. Действие "Завета Петра Великого" (это был подлог) таково, что, с одной стороны, господст­вующее в славянофильстве отвращение к "западничеству" Петра I сталкивается с мечтами панславистов о господстве России на Балканах и т. д. "Я бы сказал, исторически гениальным образом две вещи сведе­ны воедино этим заветом Петра I: симпатия с антипатией... взаимодействуют прекрасным образом, так взаимодействуют, что оказываются исключительно эффективными". Так встречаем мы некое течение, иду­щее на восток. Но "в таких случаях возбуждают не просто одно течение, но одному течению дают скре­ститься с другим, а затем каким-либо образом всесторонне влияют на оба течения. Немногого достигают, давая прямо течь одному течению; но слегка это течение подсвечивают сбоку, чтобы многое запутать, замести многие следы, чтобы многое потерялось в зарослях. Это очень важно. По этой причине случает­ся, что определенные оккультные течения, ставящие те или иные задачи, иногда ставят совершенно про­тивоположные задачи. Противоположные задачи действуют так, что спутывают все следы. Я мог бы указать на одно место в Европе, где в определенное время особенно значительно действовали т. наз. масоны, т. наз. оккультные общества приобрели огромное влияние, т. е. некоторые люди действовали под суггестивным влиянием определенных масонских обществ, у которых был оккультный задний план. При этом дело заключалось и в том, чтобы следы в этом месте стушевать. Поэтому в то место было введено некоторое иезуитское влияние, так что масонское и иезуитское влияния встретились, ибо, вообще говоря, есть высокие ступени, где одинаково хорошо обретаются как масоны, так и иезуиты. Есть империи, слу­жащие одинаково хорошо и иезуитизму, и масонству, так что и те и другие, действуя совместно, успеш­но достигают целей, к которым стремятся. Не следует думать, будто не существует людей в мире, кото­рые одновременно не были бы и иезуитами, и масонами.
     В дальнейшем я покажу, как такое течение после подготовки, длящейся годами, затем в определенный момент может быть использовано. Тогда имеют такое течение, в котором видимы как бы два рядом идущих течения. ... Когда такие течения установлены и начинают представлять собой нечто, тогда их можно использовать.
     Но мы хотим подготовиться еще одним образом. Я мог бы указать вам на другое течение, которое на Западе проходит рядом с тем, которое в некотором роде до сих пор являет из себя наиболее зрелое по­литическое мышление 5-го послеатлантического периода. Это другое течение более держится в оккультном, но лишь изредка в различной внешней деятельности обнаруживает свои оккультные подосновы. Здесь я должен опять указать на определенные оккультные общества Запада, которые прежде всего характерны тем, что они прекрасно знают отношения, которые я теперь описал, и своих учеников обучают тому, в чем заключается смысл 5-го и 6-го послеатлантического периодов развития, какие силы действуют при этом, как действует элемент разума, как — народный элемент; ученикам также указывается, как эти ве­щи могут быть использованы.
     В подобных оккультных направлениях, которые, как сказано, изживают себя в братствах, имеется од­но основополагающее учение, в котором говорится, что чем римский народ был в 4-й послеатлантической эпохе, тем для 5-ой эпохи являются англоязычные народы. ... При этом в первую очередь обращается внимание на латинский элемент. Различные романские культуры и народности — я говорю не от себя, но пересказываю учение, которое там существует — предопределены к тому, чтобы все более и более погру­жаться в материализм науки, материализм жизни, материализм религии. И о них нечего заботиться, ибо путем декаданса они сами распадаются. Поэтому — говорится там — главное внимание должно быть направ­лено на то, что латинская раса должна пониматься как разлагающаяся, как отмирающий элемент, и что стоит задача обдуманно подготовить и осуществить все для гибели латинской расы.
     Это воззрение идет так далеко, что в нем говорится: во всех политических импульсах, а также и в оккультных, и религиозных импульсах должны быть восприняты те силы, которые латинский элемент сводят на наклонную плоскость. При этом внешне, разумеется, можно проявлять себя как угодно, но всячески поддерживать все, служащее тому, чтобы освободить мир от этого латинского элемента. Далее говорится, что задачей 5-ой культурной эпохи является следующее: до ее окончания все должно быть пронизано ку­льтурой, исходящей от англоязычных народов, как 4-я эпоха была пронизана в ее конце романской куль­турой. — Я говорю только о том, что было и остается учением тех оккультных братств. ... При этом по­стоянно также учат, что как германо-британский элемент — так там говорится — противостоит Риму, так славянский элемент противостоит английскому элементу, ибо таков ход мира. Имеет место лишь поворот на 90°. В то время как романский элемент импульсируется с севера, импульс с востока идет на запад". 173(2)

     Перейти на этот раздел

  

1193. "Я хочу ... не вдаваясь в критику, реферативно изложить вам некоторые учения оккультных братств Англии. ... Там учат: эволюцию Европы можно понять лишь обозрев вначале переход 4-й, роман­ской, послеатлантической эпохи в 5-ю эпоху. ...
     По-английски говорящий народ представляет 5-ю подрасу (мы не говорим "подраса", ибо это односто­ронне, соответствует групповым целям). И вся задача 5-ой послеатлантической эпохи состоит в том, что­бы мир завоевать для англоязычных народов. Пережиток 4-ой подрасы — латинские народы — зримо все бо­лее и более впадает в материализм, он содержит внутри себя элемент разложения и в физических отноше­ниях несет в себе упадок".
     Британцы, галлы, германцы во время войны с Римом были в младенческом состоянии, и 4-я подраса выступила по отношению к ним как нянька. "Затем младенец стал ребенком; это было время, когда воз­никло папство, и папа со своей властью стал опекуном ребенка. Примерно с XII-го столетия папство на­чинает терять свою роль, начинается юношеский возраст этих народов. Опекунство отступает назад. Юно­шество длится примерно до конца ХУШ века. Настоящее время, как правило, опускается, когда учат подоб­ным вещам. ... Людям не следует слишком ясно слышать, что думают о современности. Это лучше им да­вать суггестивным путем. Так в ходе времени северяне под господством няньки, опекуна и т. д. достигли современного зрелого состояния, которое содержит в себе задатки к тому, чтобы господствующим народом 5-ой послеатлантической эпохи стал британский народ. ... Указывается, что все внешние действия и мероприятия, в которых есть смысл, которые хотят быть плодотворными, должны стоять под знаком этих воз­зрений. ... Все другое обречено на иссыхание. ... В этом эскизно изложенном учении мы имеем основу, просочившуюся во все эзотерические братства, в те оккультные братства, которые как т. наз. высоко-градуированные масоны и т. п. действуют в восточных областях. ... Многие люди, действующие внешне, и не подозревают о том, как им были поднесены эти вещи. ...
     Дальше говорится: как северяне подготовлялись романским элементом к пятой подрасе, так теперь по­добным же образом Запад выступает по отношению к славянам, представителям готовящейся 6-ой подрасы. На Востоке живут — так говорится там — под деспотическим правлением, ведущим к упадку, отдельные племена, не народы, а именно племена, подобные германским племенам в эпоху северных походов римлян. Эти племена образуют отдельные элементы т. н. славянского народа, который сегодня лишь внешним обра­зом держится вместе, благодаря деспотическому правлению, сметаемому прочь. — Я пользуюсь только выра­жениями, употребляемыми в тех оккультных братствах. ... (Заметим, что на славянском конгрессе в 1848 г., когда "славянские племена" захотели говорить на своих языках, то они не могли понимать друг друга и вынуждены были говорить на немецком языке. — Я говорю это не для смеха, а для характеристики того, чему учат на Западе о славянах).
     Далее в английских братствах говорится, что поляки потому отличаются от остальных славян, что сто­ят на сравнительно более высокой культурной и религиозной ступени и более едино образованы. Немного описывается судьба поляков, но утверждается, что они относятся к русскому царству. Затем указывается на балканских славян, о которых говорится, что они освобождаются от турок и конституируют отдельные славянские государства, которые, однако — и это постоянно повторяется, — в этой форме должны существо­вать до ближайшей мировой войны. Особенно в 90-х годах в этих братствах говорилось о большой европейс­кой войне как о стоящей в ближайшем будущем, и она особенно приводилась в связь с импульсами развития, которые должны исходить от балканских славян".
     Британские народы выполняют по отношению к славянам роль няньки, "которая окончится, когда русско­го царства больше не будет существовать и славянские народы из своих собственных интеллигентных за­датков создадут особые формы. Но на место няньки, естественно, должен выступить опекун: кто-то из тех, кто, собственно, образует 5-ю подрасу, должен развить некий род папства.
     И если папство (римское) различным образом основывало церкви, церковные общины, то западное "папс­тво", развивающееся из британизма — разумеется для того, чтобы развивалась подраса, — имеет задачу провести на Востоке совершенно определенный экономический эксперимент, а именно, учредить некую форму экономической совместной жизни социалистическим способом. На Западе, поскольку там представлена 5-я, а не 6-я подраса, такой эксперимент не может быть проведен. Вначале нужно поэкспериментировать и Восток употребить для такого будущего эксперимента. Будет проведен политический, духовный и экономиче­ский эксперимент.
     Естественно, при этом люди не настолько глупы, чтобы господство Запада провозглашать вечным.... Я реферирую, милые друзья! Эти вещи включены в учение западного масонства очень глубоко, и задача состоит в том ... чтобы понять, способны ли они принести пользу эволюции человечества или они должны быть поправлены" (лекция от 17.12.1916 г.). 173(6)

     Перейти на этот раздел

  

Англия и романский мир

1364. "Я бы сказал, с той же необходимостью, с какой англо-саксонство рождает таких духов, как Дарвин, поздний романизм производит Игнатия Лойолу". 200(3)

     Перейти на этот раздел

  

1365. "Если эта линия представляет собой национальное начало и с одной стороны находится человек,

а с другой — человечество, мир, то во Франции развитие национального берет направление в сторону человека, а в Англии — человечества. ... Француз стремится стать воспитателем личного начала в душе; англичанин в насаждении личности стремится стать колонизатором всего человечества. Два совершенно разных направления из общей материнской почвы: из национального начала. ... Поэтому только во Франции, где была захвачена внутренняя сторона личности ... последняя может вести через Людовика ХIV и т. д. к революции; в Англии — к спокойному либерализму, т. к. там это разрешалось вовне; во Франции — вовнутрь, во внутреннее существо человека". Симптоматично здесь Трафальгарское сражение 1805 г. Наполеон был хоть и самобытным, но все же представителем французского начала. И после той битвы он вытесняется внутрь Европы; Англия же — во весь мир. 185(1)

     Перейти на этот раздел

  

Нации и Страж Порога

1510."Подготовляющееся, может быть понято, если на него посмотреть в свете сверхчувственного сознания ... с помощью тех способностей, которые дает сверхчувственное сознание. Ибо не существует путей для чувственного сознания понять, что инстинктивно несут в себе как образ человеке люди Запада и Востока. Чтобы выработать это понимание, вам необходимо познакомиться с двумя вещами, с двумя совершенно различными обликами, в которых перед Стражем Порога инстинктивно, но вполне определенно, выступает нечто, пребывающее в человеке, чем он бывает одержим. Ибо как на Западе, так и на Востоке человек бывает этим одержим. И до тех пор, пока это остается инстинктивным, человек бывает этим одержим. Когда же он приходит к ясному сознанию, то одержимость прекращается. ...
     Двояким образом переживает человек перед Стражем Порога это нечто, которое волнуется в его подсознании и которое не является им самим, т. к. он сам является только тем, что постигает сознанием. ... Иными словами, когда подходят к Порогу, то нечто, делающее человека инстинктивно одержимым, выступает либо в одном, либо в другом облике. Один облик имеет вид призрака. ... Это лишь галлюцинация... перед Стражем Порога, где кончается все инстинктивное, где все познается в полном сознании и свободно вчленяется в духовную жизнь. Это инстинктивно живущее в человеке может выступить перед Стражем Порога в виде призрака. Но тогда оно перестает быть инстинктивным. Не следует бояться, когда нечто выступает в виде призрака, ибо только таким путем это можно познать, сделав объективно созерцаемым вовне. ... Другая форма, в которой выступает указанное инстинктивное, есть кошмар. Эта форма не является внешним восприятием, а подавляющим ощущением или также видением, в котором выражаются последствия того, что подавляет, имагинативным переживанием, которое, однако, ощущается как кошмар".
     "Если вы попробуете описать американца — наиболее ярко выраженного, — описать ощущаемое им как образ настоящего человеческого достоинства, если вы затем этот образ, оккультно переработанный, донесете до Стража Порога и перед Стражем Порога произведете с ним опыт, то он выступит перед вами как призрак. А если вы попробуете описать азиата или образованного русского, описать то, как он представляет себе образ человека, то это, будучи донесенным до Стража Порога, выступит перед вами как кошмар".
     "Народы Запада: британцы, французы, итальянцы, испанцы, американцы — лишь из определенных исторических импульсов, конечно не с полным ясным сознанием, а инстинктивно, в процессе своего развития от древности до современного состояния укореняли в своих сердцах тот образ человека, который и охарактеризовать можно правильным образом, только исходя из исторических импульсов. Этот образ как на Западе, так и на Востоке должен быть заменен тем образом, который может быть найден путем духовного исследования и который лишь один должен быть положен в основу социальной организации, а не призрак или кошмар. ... В инстинкте, который привел к образу человека в западных областях, а в самое последнее время привел к т. наз. "вильсоновской программе мира" (14 пунктов), вызвавшей так много поклонения, — в основе этого инстинкта лежит призрак древней Римской Империи. ... Несомненно, в культуре Запада имеется мало такого, что не имеет никакой связи с романизмом ... но речь идет об образе человека, поскольку он должен быть внесен в социальную структуру. Во всех указанных странах инстинкт сегодня ощущается и находится под влиянием того, что образовалось внутри романской культуры. Он целиком и полностью есть продукт латинского образа мышления 4-ой послеатлантической культуры. Он не является тем, что живет, но — призраком отмершего. ... Призрак романизма бродит по странам Запада". Особенно интенсивно с ним связаны французы, и в силу их инстинктов, темперамента и характера им не избавиться от него.
     "Живущее сегодня в Восточной Европе с ее азиатскими окраинами не является тем образом, который некогда в будущем будет естественным путем развит людьми и который они уже сегодня должны развивать из познания. Но живущий там ныне образ, если с ним подойти к Стражу Порога и там его разглядеть, оказывается кошмаром.
     Этот образ оказывается кошмаром по той причине, что инстинкты, заявляющие о себе на Востоке, питаются, когда определяется этот образ, еще не совершенной силой. Только в будущем, в 6-й послеатлантической культуре, разовьются они до полной высоты. Но сила для их развития нуждается в импульсах, которые бы ее поддерживали. Она нуждается — прежде чем проснется сознание, а оно должно проснуться именно на Востоке — в инстинктивной опоре. А эта инстинктивная опора ... действует как кошмар, когда формирует образ человека. ... Но образ человека должен быть там совершенно таинственным способом освобожден от этой опоры; и когда кошмар там будет преодолен и отброшен, когда люди поймут, как он действует, когда они проснутся от него, тогда они поймут, что же, собственно говоря, с ними происходило. Сила, распространяющая свое действие на Востоке, отжила свой век, но именно в современности по-настоящему деятельна. Это есть та сила, что происходит из британской мировой державы. Подобно тому, как на Западе образ человека превращается в призрак импульсами романизма, так на Востоке образ человека отпечатлевается в душах людей таким образом, что при этом становится кошмаром то, что еще долго будет действовать в мире как устремления британской мировой державы.
     Эти две вещи являются причиной того, что бывшее сознательным в Римской Империи переживается с другой стороны, на современном Западе, как призрак, а то, что подготовляется, что деятельно именно в современности — импульс британо-американской мировой державы, — это для того пребывает в мире как кошмар, как опора кошмара, чтобы привести людей на Востоке к сознательному рождению соответствующего образа человека. Подобные вещи сегодня неудобно высказывать, а людям неудобно их выслушивать". Но без объективного познания дело в мире дальше не пойдет". 186(1)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru