Главная / Предметный указатель / /
БРИТАНИЗМ - см. также АМЕРИКА — и Индия |
154. Британская империя и Русская империя внутренне враждебны друг другу, хотя внешне их отношения документированы дружеским альянсом. Россия в последнее время стала постепенно ограничивать Англию в Индии, и как отводной канал для удовлетворения вожделений русского империализма — а империализм всегда алчен — возникла ориентация России на южных славян. Подготовлялось это в течение долгого времени. С другой стороны, Англия пыталась усилить свои позиции с юга в Египте и в арабских странах, чтобы этим путeм прийти в непосредственное соприкосновение с Индией. Так создавался вал на пути русских претензий, двигавшихся на Востоке. Следствием расширения британского господства в Египте было французское господство в Марокко, распространившееся в два этапа — в 1905 г. и в 1911 г. Дело было улажено альянсом между Британией и Францией. Чтобы противостоять этому альянсу, в Средней Европе стал слагаться союз: Германия—Австрия—Италия. Для отвлечения Италии от этого союза ей было позволено осесть в Триполи, ей было позволено Западом вести войну с Турцией; так возникла Балканская война. "Эти события целесообразно взаимосвязаны, одно немыслимо без другого: Египет—Марокко—Триполи—Балканская война". 174(17) Перейти на этот раздел
615. "Три течения, три решающих течения имеют место в современной культуре: мировое господство англо-американских сил, союз народов и стремление придать социальный облик мировым процессам. На пути этих течений стоят колоссальные препятствия: против стремлений англо-американского мира к мировому господству, исходящих из Англии, стоит спиритуальность древней Индии, индийская спиритуальность. Это большая противоположность: искать мировые принципы на медиумическом пути и на пути йоги". На пути союза народов стоит двоякое. Во-первых, единению народов на основе гуманизма Гердера, Лессинга, Гете мешает народный эгоизм, национальный шовинизм во всех властях. Во-вторых, пункты Вильсона хотят единения за счeт "консервации" народов (Вавилонская башня), а это ведeт к разъединению их. В социальном движении отклоняется духовное.
Хотят считаться только с хозяйственным и на Земле построить рай без духа. А это абсурд. 192(14) Перейти на этот раздел
1071. "В ближайшее время англо-американской политике доставит немало забот Индия, ибо индусы осуществят социализацию, но такую, какую в Европе вряд ли видели и во сне. Прежде всего, у огромного числа индусов изрядно урчит в животе. Далее, в среде огромной части этого народа, таинственно поддержанный всякими демонами, которые сопровождают наследие прадревней духовности, живeт призыв: прочь от Англии! А Англия без Индии уже не Англия". 192(9) Перейти на этот раздел
1248. "Что полуголодная Индия вопиет против всех новообразований в человеческих отношениях — это для современности означает колоссально много. Ибо, если бы полуголодная Индия смогла подняться, то благодаря завещанию, духовному завещанию прадревних времен, она бы стала куда более элементарным врагом всего Запада, для англо-американского мира, чем ею была Средняя Европа с ее материалистическим настроением. В этой великой духовной борьбе, для которой все социальные и т. п. устремления современности есть лишь предлог, лишь некоего рода пропедевтика, в этой духовной борьбе возрастает наше юное поколение, и оно должно бы было быть вооружено силами, которые современному человечеству, также и в педагогической части, даже и не снятся". 192(9) Перейти на этот раздел
455. "Самим характером кармической связи в мировых взаимоотношениях Англии с Индией была создана возможность фальсификации тех возвышенных сил, которые стоят за возникновением теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме: силы, стремящиеся к осуществлению их частных интересов, принимают облик тех, которые дали основной, первичный импульс. ... Начиная с определенного момента существования теософского движения стала прекращаться возможность спокойно принимать все то, что было заложено в этом движении, карма распорядилась так, что эта возможность стала сходить на нет. И поэтому когда к нам был направлен призыв соединиться с этим теософским движением, то ничего другого не могло быть сделано, кроме попытки вернуться к первоисточникам, тем источникам, которые в противоположность социально-частным мы можем назвать общечеловеческими. ... Рассмотрите нашу Духовную науку, и кроме лишь того, что надо же писать на каком-то языке, вы не найдете в ней ничего немецкого, ничего такого, что как-то было бы связано с традициями Средней Европы. ... Это и было основным заданием Средней Европы: освободить духовное стремление от специфических свойств, которые оно получило на европейском Западе". 158 (10) Перейти на этот раздел
|