BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ХРИСТОС Иисус - см. также ИИСУС из Назарета ИМПУЛЬС Христа — и Иерархии

356. "Только в третьем периоде культуры, египто-халдейском, Ангелы стали до некоторой степени самостоятельными руководителями человечества. Еще в древне-персидской эпохе это было не так. Там Ангелы в гораздо большей степени, чем в египетскую эпоху, подчинялись высшему водительству и направляли все согласно импульсам высшей Иерархии, так что, хотя всем управляли Ангелы, но сами Ангелы подчинялись указаниям Архангелов. А в индийский период культуры... сами Архангелы в том же смысле подчинялись руководству Архаев, или Начал.
     Проследив, таким образом, развитие человечества от индийской эпохи через древне-персидскую и египто-халдейскую, мы можем сказать, что известные существа высших Иерархий все больше и больше отходили от непосредственного управления человечеством. А как обстояло дело в четвертый послеатлантический период культуры? ...Тогда человек в некотором отношении стал совершенно самостоятельным. Правда, руководящие, сверхчеловеческие существа вмешивались в ход развития человечества, но их водительство было таково, что "поводья" были натянуты мало, так что духовные руководители получали от человеческих дел столько же, сколько люди от их дел. Отсюда происходит та своеобразная, вполне "человеческая" культура греко-латинской эпохи, в которой человек был совершенно предоставлен самому себе...
     Существа, руководящие нашей эпохой, принадлежат к той же Иерархии, которая была господствующей у древних египтян и халдеев. Действительно, в нашу эпоху вновь начинают свою деятельность те же самые существа, которые были руководителями в то время. Мы указывали еще, что некоторые существа отстали во время египто-халдейской культуры и что мы находим их теперь в материалистических чувствах и ощущениях нашего времени.
     Шаг вперед для тех существ, которые принадлежат к категории Ангелов, или низших дхианических существ, задерживающих развитие, а также и содействующих ему, состоит в том, что они могли быть руководителями египтян и халдеев в силу способностей, приобретенных ими в древнейшие времена; но благодаря своему водительству они также развились дальше. Так развивающиеся Ангелы с теми способностями, которые они приобрели себе во время египетско-халдейской культуры, принимают на себя водительство пятой послеатлантической культурой. Благодаря такому своему шагу вперед они приобретают совсем особенные способности: они позволяют втекать в себя тем силам, которые исходят от самого значительного Существа всего земного развития. ...Те существа, которые вели древнюю египто-халдейскую культуру, не находились тогда под водительством Христа, но они подчинялись Его водительству, каким оно было во времена египто-халдейской культуры. И их движение вперед заключается в том, что теперь они под руководством Христа руководят нашим периодом культуры; они последовали за Христом в высшие миры. А отставание тех существ, которые, как сказано, действуют в качестве задерживающих сил, произошло оттого, что они не подчинились водительству Христа и продолжают действовать дальше независимо от Христа. Поэтому все яснее и яснее в культуре человечества будет проявляться следующее. Будет существовать материалистическое течение, стоящее под руководством отставших египто-халдейских духов; оно будет иметь материалистический характер. Большая часть того, что мы можем назвать современной материалистической наукой во всех странах, находится под этим влиянием. Но рядом с ним приобретает значение другое течение, направленное к тому, чтобы человек во всех делах своих нашел, наконец, то, что можно назвать Принципом Христа. Теперь есть, например, люди, которые говорят: наш мир состоит, в конечном счете, из атомов. Но кто же внушает человеку такую мысль, что мир состоит из атомов? Это делают отставшие во время египто-халдейского периода сверхчеловеческие ангельские существа.
     А чему будут учить се существа, которые достигли своей цели во время египто-халдейской культуры и которые тогда познали Христа? Они сумеют внушить человеку другие мысли, нежели те, что утверждают о существовании только вещественных атомов, ибо они смогут научить человека тому, что до мельчайших частиц мира вещество пронизано Духом Христа. И как бы странно это ни показалось теперь, в будущем появятся физики и химики, которые будут учить физике и химии не так, как обучают им теперь под влиянием отставших египто-халдейских духов, которые будут учить: материя построена так, как ее постепенно построил Христос! Тогда везде, вплоть до законов физики и химии, будут находить Христа".15 (3)

     Перейти на этот раздел

  

382. "Архаи, Начала, направлявшие человечество в древне-индийскую эпоху, будут руководить седьмой культурной эпохой человечества под водительством Христа".15 (3)

     Перейти на этот раздел

  



8. Окончание земного эона

389. Когда планета достигает цели своего развития, то она не растворяется, а становится звездой, телом Бога, Душа Которого, однако, может свободно пребывать в другом месте отдельно от тела. Так, например, Венера есть тело Люцифера, пребывающего душевно на Земле. "Звезды это тела богов ... через которые боги являли себя, но это тела, отброшенные богами, когда они сами перешли на другие стадии развития. Однако есть разница между всеми планетными богами и Христом. ...(благодаря Ему) Земля после своей смерти не оставит физической звезды, никакого остатка, который бы не был одухотворен, но целиком претворится в духовное и как дух с человеческими душами перейдет в бытие Юпитера".
     По причине мудрого водительства миром (развитию необходимо противодействие), некоторые ведущие Ангелы египетской культуры, Архангелы персидской и Архаи индийской культуры пойдут и далее без Импульса Христа. Для них от Земли останется некий остаток, видимый с будущего Юпитера. В нем выявится иной поток человеческого развития и развития Иерархий.
     В конце своего развития Земля претерпит смерть и то, что на ней не найдет связи со Христом, в эпоху Юпитера, как отброшенный шлак, будет пребывать в пространстве, но при этом прекрасно сиять как звезда, которую будут наблюдать с других планет. К той звезде будут испытывать тяготение человеческие существа, не нашедшие связи со Христом, будут видеть в ней свою родину. 129 (4)

     Перейти на этот раздел

  

411. "Прохождение Христа через смерть на Голгофе является событием, благодаря которому I-я Иерархия взошла в еще более высокие сферы. Поэтому я должен был вам говорить: Троица пребывает выше Иерархий. Но пришла Она туда лишь в ходе развития. Развитие имеет место повсюду". 224 (10)

     Перейти на этот раздел

  

84. "Когда мы встречаем описание Христа в Ев. от Иоанна, то Он предстает там не только как высокое Существо, но и как Существо, пользующееся в Своих действиях царством исполненных мудрости Херувимов (свет мира)... В смысле Ев. от Луки из сердца Христа струится согревающее пламя любви. Там описано, чем стал Христос для мира, действуя из высей Серафимов. Пламя любви Серафимов стремится через мир и сообщается нашей Земле благодаря Христу Иисусу. ... Кроме того, Христос "был" и "есть" в нашем земном бытии, когда мы рассматриваем Его во всей Его силе, о чем можно сказать как о "действии через царство Престолов", благодаря чему приходит в мир вся сила и крепость, дабы исполнилось все, что является Мудростью и Любовью". Этот третий аспект дан в Ев. от Марка. 117 (3)

     Перейти на этот раздел

  

147. (1; 22) "Что же переживали те, кто был в синагоге, когда среди них появился Христос?
     Прежде они слышали поучения "грамматиков" — тех, кто изучал сообщения Духов Времени, Духов Народа и т. д. Это было привычно. Но вот выступил Тот, Кто учил не как они, Тот, Чьи слова были непосредственным откровением сверхчувственных сил самой природы, подобными грому и молнии. И когда мы знаем о восходящем порядке устроения Иерархий, то мы можем понять всю глубину значения этих евангельских слов. ...Они начали смутно чувствовать то, что вошло в Иисуса из Назарета и что дано символически как крещение от Иоанна. И, в сущности, люди, собравшиеся в синагоге шли еще не особенно далеко, когда говорили: Он говорит так, что можно почувствовать: это говорят Эксузиаи, (Духи Формы, Элоимы), Власти, а не только Начала, Архангелы — Духи Времени или Духи Народа". 124 (6)

     Перейти на этот раздел

  

291. "Христос есть Существо, Которое мы можем назвать Вождем духовных существ, ушедших из Земли с выделившимся Солнцем, чтобы с той высокой точки извне воздействовать на Землю". 114 (7)

     Перейти на этот раздел

  

304a. Низшим членом Существа Христа является Буддхи. Оно для Него "является тем же, что для нас физическое тело".
     Духи мудрости — Ягве и его воинство. "Они становятся Духами кругооборота времени"... Действенную силу любви через них не выработать. Они закрывают в смирении лице свое перед Мистерией Мистического Агнца.
     "И Духи Мудрости (т.е. Духи Формы в данном случае. — Сост.) так взаимодействуют с Духом Любви (с Христом), что отдают Ему отдельного человека в жизни между рождением и смертью, а на себя берут водительство индивидуальностью, проходящей через инкарнации". Духи Мудрости строят человеку тело, но одухотворить его не могут. Это совершает Христово деяние любви. 266-1, с. 352, 354-355

     Перейти на этот раздел

  

304б. "Адам является единственным существом, у которого нет матери; лишь отчие силы действуют в нем". Условия тогда были, естественно, совсем иные, когда Ягве творил первочеловека в его эфирном теле, из субстанций земной планеты. Они и ныне имеются в каждом человеке. Ягве является для всех нас отцом, а Земля матерью.
     Христос является Существом, у Которого нет земного отца.
     "Что Бодисаттвой могло быть дано человечеству, было инспирировано Духами Движения, а низшее, что исходит из Существа Христа, приходит из сферы Духов Мудрости. Христос стоит выше Иерархий". 266-2, с. 362-363, 376

     Перейти на этот раздел

  

313. "В древние времена слова выражали процессы человеческих реакций, того, что человек побуждался делать под влиянием мира. Волевые выражения были почти единственными выражениями, из которых состояла прадревняя речь. Отчего это происходило? Это происходило оттого, что Архангелы приходили к речи на пути интуиции" (в последние эпохи атлантического развития).
     "Если мы обратимся к началу послеатлантической эпохи и даже вплоть до Египта и Халдеи, то мы повсюду найдем, что источниками, из которых творят Архангелы, чтобы передать людям речь, являются инспирации. Здесь речь становится такой — она проделывает метаморфозу, — что слово прежде всего делается выражением для симпатии и антипатии, для человеческих чувств и ощущений вообще. На место древней волевой речи выступает речь чувства". Первым, кто извлек из слов мыслительные категории, был Аристотель. Он был универсальным духом и в то же время, в определенном смысле, философским филистером. Ибо древним грекам совсем не нравилось из слов "выковыривать" мыслительные категории, поскольку они чувствовали, что в словах содержится нечто такое, что является инспирацией в человеке; они чувствовали в речи высших духов.
     "Мы приходим в эпоху, где Архангелы, сообщая людям речь, брали ее уже не из инспирации, а из имагинации. И речь стала мыслительной. ...В основе этого лежит нечто весьма значительное. Интуиции Архангелы получали от второй Иерархии; сами они принадлежали к третьей. Инспирации они получали от Серафимов, Херувимов и Тронов, от первой Иерархии. А имагинации? — Так ведь за первой Иерархией больше Иерархий нет! ...Поэтому некоторые Архангельские существа должны были имагинации, т. е. образы речеобразующих сил — ибо это есть имагинации, — извлекать из прошлого, а значит, продлить предыдущее. Прекратилось непосредственное излияние силы, образующей речь. В речь пришел ариманический элемент, поскольку она была взята из прошлой ступени. Это нечто исключительно значительное. И то, что Архангелы чувствовали над собой в высях, — оно выразилось в среде человечества так, что речь все более и более сглаживалась, надламывалась, уже не была столь живой, как прежде".

     "Человек утратил возможность живо вырабатывать свою речь. В божественном мире произошло то, земным отображением чего явилось Событие Голгофы. И поэтому с Событием Голгофы, наравне со многим другим, связана возможность для людей, все более и более воспринимая Импульс Христа, через Него снова обрести живой источник речи". Если бы речь осталась такой, какой она стала в древней Греции, то человек не смог бы прийти к свободе. На том пути она приходит к абсурду, становится лишь знаком, поскольку Архангелы утратили возможность образовывать имагинации из современности, а образуют их только из прошлого.
     Событие Христа имело огромное значение и для духовного мира. Возвышение Иерархий позволяет возвыситься и людям. "Уясним себе, что имагинации Архангелов становятся современными живыми имагинациями, когда Архангелы все больше получают от Христа, Который Свое место обитания на Земле находит в сердцах людей. Который как Импульс входит в имагинации Архангелов. В этом случае приходит совсем иной род речеобразующей силы".
     "Я возвращаюсь к началу, к праначалу. "В начале было Слово". Где было это Слово, когда мы как человечество имели волевую речь? — Слово было у Бога и должно было с помощью интуиции искаться у Бога. "И Слово было с Богом". Но Архангелы должны были через интуицию перенестись в суть 2-й Иерархии. И суть, которая там в них излилась, была Словом: "И Бог был Словом". ...В те времена человек чувствовал слово ткущимся прежде всего в душевном. И вот через Мистерию Голгофы пришло время, когда Христос в человеческом теле был здесь — Христа видели через Слово, — где Слово вступило в физического человека: "И Слово стало плотью". 224 (10)

     Перейти на этот раздел

  

319. "Как святые Риши, так и Заратустра знали, что Существо, Которое понимается под Вишва-Карман (или Аура Маздао), представляет собой Духа Мудрости, который всеобъемлющим образом изливается на Землю и охватывает большие (временные) сферы, чем сфера отдельных Духов Движения". 136 (9)

     Перейти на этот раздел

  

"Страх" богов

465. "Когда Земля начала свое развитие, то существа высших Иерархий имели определенные намерения в отношении человека. Они хотели определенным образом управлять земным развитием... но Люцифер изменил направление этого развития. ...Благодаря вмешательству Люцифера, а позднее Аримана, в развитие человечества вошел чуждый для высших Иерархий элемент... Тогда руководство высших Иерархий стало осуществляться так, что оно было поделено ступенеобразно, в соответствии с силами, и передано прежде всего низшей Иерархии. И земное развитие велось таким образом, что, хотя высшие существа и были деятельны в высях, но внизу об управлении заботились служащие им существа; оно происходило через Ангелов, Архангелов и Архаев.
     Затем имел место великий совет богов, приведший к следующим результатам. Там было сказано: поскольку мы были не в состоянии отстранить Люцифера и Аримана от земного развития, то наши служители, Ангелы, Архангелы и Архаи, утратили с определенного момента возможность делать для людей то, что должно было делаться в нашем смысле. — И это был тот момент, на который падает Мистерия Голгофы. ...И это было большим "страхом" богов, что с того момента Иерархии не могли через своих служителей достаточно заботиться о людях. ...
     Этот "страх" богов, становясь все более и более мучительным, продвигался, если можно так выразиться, к небесам. Тогда возникло решение послать вниз Солнечного Бога, пожертвовать Им. И было при этом сказано: отныне Он должен избрать иной удел; вместо того чтобы пребывать в совете богов, Он должен сойти на тот план, где живут человеческие души. Мы жертвуем Солнечным Духом. Доныне Он жил среди нас, в сфере высших Иерархий, теперь через врата Иисуса Он войдет в земную сферу.
     Таков был совет богов, когда наступила Мистерия Голгофы. Так выглядит дело сверху. ...был поставлен вопрос: что Мы, боги, должны сделать, чтобы выровнять происшедшее благодаря тому, что мы допустили Люцифера и Аримана в земную эволюцию?
     Из сказанного можно почувствовать, что Мистерия Голгофы есть нечто иное, чем просто земное дело. — Она есть дело богов, событие божественного мира. Поистине, для богов это было еще более значительным — отдать Христа Земле, чем для людей — возможность воспринять Христа".148 (17)

     Перейти на этот раздел

  

Воскресение. Нисхождение в ад

508. "Для божественных учителей, нисходивших на Землю, и для древних учителей, посвященных во все Мироздание, во все его дали, не было тайн, кроме внутреннего Земли. Внутри Земли, знали они, господствуют духовные существа иного рода, чем те боги, которые до Мистерии Голгофы нисходили к людям. О тех обитателях (внутри Земли) знали, например, греки и в своей мифологии назвали их титанами. Но Тот из высших богов, Кто впервые познал также и внутреннее Земли, поскольку низошел и туда, был Христос. Это важно, что Христос познал для верхних богов то, чего раньше они не знали. И тайну, что также и боги проделывают развитие, эту тайну Христос сообщил Своим посвященным ученикам после Своего воскресения. Эту тайну пережил Павел при естественном посвящении перед Дамаском". 211 (11)

     Перейти на этот раздел

  

509. "Боги видели Христа покидающим небесный мир и погружающимся в человечество. Для человечества Христос явился, для определенного духовного мира Он исчез. И когда Он прошел через Воскресение, то для определенных духовных внеземных существ Он явился с Земли как звезда, которая теперь в духовном мире сияет для них с Земли. Духовные существа отметили Мистерию Голгофы, сказав: с Земли в духовное царство начала сиять звезда".
     "Прежние Божественные товарищи (Христа) как враждебный мир видели перед собой то, что в древние времена называлось адом. Деятельность этих духовных существ имела свою границу у ворот ада. Эти духовные существа действовали на человека. ...Божественно-духовные существа ощущали это как противостоящий им мир. Они видели, как он поднимается из Земли, они ощущали его как исключительно трудный мир; связывались они с этим миром лишь косвенно, через человека; они могли его лишь наблюдать. Благодаря тому, что Христос нисшел на Землю, Сам стал Человеком, Он смог низойти в область этих ариманических сил и победить их, что выражено для верующих в виде рассказа о нисхождении в ад. Таков другой полюс Воскресения". 223 (2)

     Перейти на этот раздел

  

534 "Во 2-м послеатлантическом периоде Божественное являлось человеку в сфере Архаев, в 3-м — в сфере Архангелов, в 4-м — в сфере Ангелов. В 5-м периоде Бог должен быть познан как человек, после того как в 4-м послеатлантическом периоде это было подготовлено явлением Христа. Это значит, что Христос должен все лучше и лучше пониматься в Его связи с человеком. Ибо Христос потому явился как человек, чтобы этот последний мог найти свою человеческую связь со Христом". (Это перелом в эволюции, и если его не пережить, то человек как таковой провозглашается богом для себя, а на следующей ступени вниз подчеловеческое становится богом).173 (10)

     Перейти на этот раздел

  

562. Второе Пришествие Христа в эф. теле имеет значение как для физического, так и для духовного миров, где благодаря этому наступит мощный переворот. Но люди, не подготовленные к этому духоведением на Земле, не смогут воспринять того великого, что вершится в духе, где они будут пребывать после смерти. Им придется ждать до нового воплощения. 116 (4)

     Перейти на этот раздел

  

338. В VIII-IX христианских столетий выступило искушение от люциферических ангелов в виде идеи о единой форме истины для всей Земли. "Они хотели победить. Они хотели заставить человека впасть в заблуждение и поверить, будто бы по всей Земле должна господствовать единообразная, однозначно звучащая догматическая истина. И всe снова и снова встаeт среди человечества это ужасное заблуждение догматического монизма. ... ариманический принцип выступил в XIX в. Носителем, земным носителем его был Наполеон. От Наполеона в Европе изошло то заблуждение, что всe должно исходить от национального принципа, что люди делятся на группы по национальностям. На службе у Аримана действовал Наполеон, и оттуда исходит то, что живeт и поныне: группирование людей на земной территории в строго национальных границах". Прикрывается это лозунгом о свободе и равенстве наций. С другой же стороны провозглашают: одна истина для всех!
     "Импульс Христа поставил себе задачу создать противоимпульс тому, что некоторое время действовало в двух ложных направлениях. Это означает: дать нормально развитым Ангелам большую силу, чтобы они могли противодействовать люциферически развитым ангелам, преследующим ложную цель единства. На место ложно-монистической единой природы всякого знания выступает теперь то, что проистекает из правильно понятого Христианства: понимание, а не навязывание того, что человек думает сам, поиск истины в другой человеческой природе. И если это есть в человеке, то в нeм есть Импульс Христа, укрепляющий нормально развитого Ангела. Этим, опять-таки, людям и каждой эпохе ставится идеал: искать на Земле индивидуально образованную истину, искать не из совершенно загнанного Люцифером в тупик интеллекта, а из души, из сердца, искать то, что истинно; до некоторой степени каждый человек на свой лад ищет то, что истинно. Слова: истина пребывает в каждой человеческой душе, — глубоко христианские, что я не раз объяснял. В их основе пребывает укрепление природы Ангела, который таким образом может одержать победу над люциферическим ангелом, желающим по всей Земле распространить единую догматику как равномерную сеть однозначной интеллектуальности, не допускающей множественности понимания. А с другой стороны, должна быть укреплена сила правильно развитого Архангела, чтобы он всe более и более мог побеждать тех духовных существ, которые вводят разделение человеческих групп, влюбляют эти группы в их языки и так вгоняют их в фанатизм обособления. Через Импульс Христа должны укрепляться правильно развитые Ангелы и Архангелы. ... Христос пребывает здесь не только для людей, но и для Ангелов и Архангелов. Ибо Христос — это космическое Существо, вошедшее в земное развитие через Иисуса из Назарета". 162(2)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru