BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

АНГЛИЯ — братства — см. также отдельно

119. Каста браминов в Европе держалась в тени, в потаeнных местах и оттуда давала советы, как улучшить народ. Советы этого древнейшего европейского руководства несла затем в жизнь вторая каста, обладавшая большой силой. "Поэтому в то время как в Индии высочайший блеск мудрости был представлен браминами, т.к. они толковали священные тексты, в Европе дело обстояло так, что больше всего ценилась сила, мужество". 155(4)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 301260 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

270. Внешняя жизнь людей делается всe здоровее, удобнее, а внутренняя — опустошeннее. Но души могут оставаться пустыми лишь до определeнного предела, а далее они как бы силой собственной эластичности стремятся в другую сторону и ищут духовного содержания. "Так что, существует связь между гигиеной и надеждами на будущее духовнонаучного мировоззрения". 120( 9)

     Перейти на этот раздел

  

487. "Политическим революциям надлежало бы совершаться лишь в большом стиле, в связи с революцией всей духовной жизни. Одна из таких великих, всеобъемлющих революций произвела Христианство. Политические революции последнего времени не достигают своей цели по той причине, что им недостаeт движущей силы, революционизирующей мировоззрение". Люди становятся революционерами не в силу новых представлений, а только из-за недовольства существующим.
     "Гегель был наинепродуктивнейший дух, какой только можно себе представить. Он был не способен порождать из своей фантазии новые идеи. Но он был наиразумнейшим из всех когда-либо живших людей. Поэтому он пронизал весь старый мир идей вплоть до самых его интимных уголков. И этот мир идей он нашeл осуществленным в прусском государстве". Ибо мир представлений и форма государства связаны друг с другом. Поэтому Гегель сказал, что всe действительное разумно. "Последнее слово старого мировоззрения высказал Гегель. И с этим революционизировать нельзя". 33, с.114-115

     Перейти на этот раздел

  

563. "Учение Ария доступно людям, когда апеллируют к определeнным чувствам, которые в их лучшем виде ... существуют во всех людях. То же, что заложено в веротолковании Афанасия, —очень мало затрагивает человеческое понимание и ощущение; желая ввести это в народную общность, его надо декретировать, сделать законом. Как создают светские законы, так и афанасиевское вероисповедание надо ввести в закон. Так это и произошло. Совершенно непонятное, странное утверждение о равенстве Отца и Сына — оба от извечности богоедины и т.д. — это и позже принималось таким образом, что говорили: понимать тут нечего, тут надо верить. А это и есть то, что поддаeтся только декрету. Афанасийская вера была доступна такому постановлению. ... доступна введению в политическую организацию церкви. ... Так то, что в тенденции к декретированию выступало с юга, из афанасийства, срослось с инстинктом к организации, с тенденцией к ней, во главе которой стоял главный вождь с двенадцатью подвластными ему вождями.
     В Центральной Европе эти элементы взаимно пронизывали друг друга. В британской Западной Европе, а позже в Америке сохранился определeнный остаток старого умонастроения, каким он существовал в княжеском, в аристократическом элементе, в том, что организовывало общественное начало, что втягивало духовное в общественное. (Вы видите его в сказаниях об Артуре, когда его рыцари побеждают чудовищ.) К нему примешивалось духовное, примешивалось таким образом, что его можно было лелеять только тогда, когда не декретируешь, а принимаешь его как само естество, когда организуешь его. И это привело к тому, что когда в Центральной Европе развивался народ церкви, то в еe западной стороне, а именно в части говорящего по-английски народонаселения, возникало течение, которое можно назвать — чтобы получить третье наименование — народом лож или народами лож, в котором первоначально существовало определeнное стремление основывать общества и создавать в них организационный дух. Организация, в конечном итоге, имеет значение лишь тогда, когда производится духовными средствами, без того, чтобы другой их замечал; в противном случае нужно декретировать. Декретирование происходило в Средней Европе; сообразное ложам господство стремилось укореняться больше там, где в говорящих по-английски народах образовывалось продолжение кельтского элемента. Таким образом, возник народ лож, или народы лож, которые в существенном несут в себе то, что не организует всe человечество, но охватывает его сообразно общественному началу, орденообразно. Такое орденообразное охватывание является продолжением того, что идeт ещe от сказаний о короле Артуре. ... В развитии факты взаимно проникают один в другой и ... так принцип лож, который в свободном масонстве создал затем свою карикатуру, весь этот принцип (характер) лож, опять-таки, внутренне родственен иезуитизму. Таким образом, как бы ни был, как говорят, на ножах, как бы ни был враждебен иезуитизм (вы это ведь знаете) этим ложам, в отношении форм представлений здесь, тем не менее, господствует чрезвычайное сходство. И всему грандиозному созданию Игнатия Лойолы вне всякого сомнения способствовал элемент кельтской крови, которая текла в его жилах". 185(9)

     Перейти на этот раздел

  

1033. "Если смотреть с высокой точки зрения, то внимание привлекают немногие духовные направления, работающие в мирообразующих силах. Одним из таких направлений является ... коренящееся в англо­язычных народах; оно работает очень скрытно, но чрезвычайно действенно. Вторым является движение, которое сливается из всего того, что хочет сегодня считаться с совершенно понятными, но также и пра­вомерными инстинктами широких масс человечества. Это движение в своeм крайнем вы­ражении выступает в людях, которые совсем не понимают всего человеческого развития, не знает о том, что может двигать мир вперeд, но которые благодаря определeнным соотношениям, на которые я ещe укажу, оказались в состоянии, несмотря на свою ограниченность, несмотря на далеко идущие преступные задатки их природы, хотя они в то же время являются и умными людьми, чем импонируют многим людям, смогли авторитарно утвердиться на поверхности современных внешних отношений.
     Третьим действенным духовным движением является то, которое исходит из отдельных, особенно энер­гичных представителей различных вероисповеданий — вероисповеданий всяческих родов, — которые при этом хорошо знают, чего они хотят. В лоне этого движения мы находим всe то, что обычно называют ие­зуитизмом".
     "Конечно, мы не должны недооценивать того факта, что имеется множество людей, придерживающихся нашего духовно-научного движения, которые, по меньшей мере, говорят самим себе, что они связаны с этим движением. Но при этом ужасно велика разница между той интенсивностью, с какой выступают за то, что они хотят вынести на поверхность, три вышеохарактеризованных духовных течения, и интенсивностью интересов, которые хочет противопоставить им духовнонаучное движение. Ибо это духовнонаучное движе­ние, по сути говоря, берeтся ещe исключительно поверхностно, поверхностно в чувствах и ощущениях, тогда как другие движения именно в чувствах и ощущениях берутся с безграничной интенсивностью.
     Кто по-настоящему уяснил себе это, уяснил так, что поставил в центр всех своих ощущений и мыслей тот факт, что в мироформирующих силах со стороны Духовной науки наиболее серьeзные стремления напра­влены на то, чтобы в среде людей проявилось и было признанным то, что с нашей точки зрения называет­ся наукой посвящения?" 197(4)

     Перейти на этот раздел

  

Масоны

1126. “Современное масонство является лишь тенью того, чем оно некогда было”. 265, с. 272
     "Современное масонство в Англии, возведенное, разумеется, на предыдущем, в начале XVIII века консолидировалось. Внутри Британского королевства, не империи, а Соединенного королевства, ма­сонство осталось в существенном — я бы сказал, чтобы меня поняли точнее — таковым, что преследовало очень респектабельные интересы. Но в остальном, во многих местах вне Британского королевства масонст­во исключительно или главным образом преследовало политические интересы. В совершенно исключительном смысле преследует политические интересы "Гранд Ориент де Франс", а также и другие "Гранд Ориент". Можно было бы спросить: причем тут англичане, если в других странах политические тенденции пресле­дуются определенными орденами масонов, которые имеют оккультную подоснову? Но сведите воедино с этим тот факт, что первая высокоступенная ложа в Париже основана из Англии, а не из Франции! Не французы, а бритты основали ее; французы в их ложу были только введены.
     Свяжите с этим тот факт, что, примыкая к этой высокостепенной ложе, которая в 1725 г. из Англии была основана в Париже, в 1729 г. первооснованная соответствующая ложа в Париже сама была санкциони­рована "Гранд Ориент". Затем, опять же из Англии, последовали основания лож: в Гибралтаре — в 1729 г., в Мадриде — в 1728 г., в Лиссабоне — в 1736 г., во Флоренции — в 1735 г., в Москве — в 1731 г., в Стокгольме — в 1726 г., в Женеве — в 1735 г., в Лозанне — в 1739 г., в Гамбурге — в 1737 г. Этот спи­сок можно долго продолжать; я хотел бы вам показать, как подобно сети, хотя иного характера, чем в самом Британском королевстве, основываются эти ложи в качестве внешних инструментов для определенных оккультно-политических импульсов. Рядом с опрокидывающимися преобразованиями, как их являет история в ярости якобинцев, в политических действиях карбонариев, кортесов в Испании и других подобных тому взаимосвязях, сильно действуют также и они; их приводящие в движение происки прослеживаются в куль­турно-историческом развитии, в трудах крупных деятелей того времени. Можно подумать об идущей от Русской натурфилософии, о постоянно впадающей в цинизм и все-же сначала действующей просветительски крити­ческой философии Вольтера, о стараниях иллюминатов преодолеть тот цинизм и о т. п. кругах. Эти прогрессивные круги растаптывались реакцией и подпольно действовали различными путями далее. И теперь они стоят у начала многого того, что я вам уже охарактеризовал.
     Но вы должны оценить до определенной сте­пени то, что сегодня говорят английские масоны: посмотрите на наши ложи, они очень порядочны, а до других нам дела нет. — Но если просмотреть исторические взаимосвязи и направляющиеся одна против дру­гой во взаимо-сменяющейся игре силы, то все это одна британская политика, которая таится за всем этим.
     Если спрашивается о глубоких основах политики, то для понимания сути дела необходимо при­звать на помощь новую историю. Начиная с XVII в. — с XVI в. она уже подготовлялась — она идет в на­правлении демократизации, в одной стране с большей, в другой с меньшей скоростью. Эта демократизация состоит в том, что у немногих отнимается власть и передается широким массам. Я не занимаюсь полити­кой, поэтому я не высказываюсь ни за, ни против демократии; я хочу только изложить факты. Стремление к демократизации проходит через новое время в более или менее ускоряющемся темпе, так что при этом образуются различные потоки. Но всегда бывает ошибочно видеть один поток там, где их сходится много. Потоки проходят через мир так, что всегда один является дополнением другого. Я бы сказал так: зеленый и красный потоки текут рядом; при этом цвет не имеет оккультного значения, но приведен лишь для обозначения двух потоков, протекающих рядом. И люди обычно, я бы сказал, гипнотизируются, всегда смотрят только на один поток и не видят исторического параллелизма потоков. ... Как параллельный по­ток к демократизированию проходит использование оккультных мотивов в различных орденах, а также в отдельных масонских орденах. Они не становятся духовными через свои намерения и цели, но, говорим мы, развивается духовная аристократия параллельно той демократии, которая действовала во французской революции, развивается аристократия лож. Если человек хочет в наше время видеть ясно, открыто выступать в мире и быть в состоянии его понимать, то ему не следует оставаться при демократической логике — ко­торая ведь правомерна только в своей собственной сфере, — при фразах о демократическом прогрессе и т. д.; нужно обращаться к тем вставкам, которые проявляются в стремлении немногих достичь господства с помощью средств, которые хранят внутри лож, с помощью ритуала и его суггестивного действия. ...
     В материалистический век видеть это разучились, но 50 лет тому назад люди указывали на это. Откройте философов истории 1850-х годов, и вы увидите, что они указывали на связь французской революции и все­го последующего развития с ложами. Во времена, которые следует рассматривать как подготовительные по отношению к современности, западное историческое развитие, западный мир не был эмансипирован от лож. Постоянно имело место сильно действующее влияние лож, ложество умело находить каналы, по которым мы­слям людей напечатлевалось определенное направление. И когда сплеталась подобная сеть, лишь отдельные петли которой я вам даю, то затем было достаточно нажать только на кнопку, и дело шло дальше.
     Эмансипация ото всех этих отношений и самоориентация на непредвзятое, чисто человеческое наступи­ла только под влиянием такой большой духовности, какой она развивалась в связи с Лессингом через Гердера, Гете и далее в немецкой философии. Здесь вы имеете духовный поток — нужно только принять во вни­мание Гетеву "Сказку о зеленой Змее и прекрасной Лилии", — который считается со всем, что живет в ло­жах, но так — вы можете также прочесть "Вильгельма Майстера" Гете, — что таинственность изымается из сумерек лож и делается чисто человеческим делом. Это была субстанция, с которой можно было эмансипиро­ваться, которая и поныне делает эмансипацию возможной. Поэтому вы видите все немецкое развитие духа в отношении той части, которую я описал в моей книге "О загадках человека", как забытый звук, как не­зависимое от всех интриг ложества. ...
     Вы скажете: но существует и немецкое масонство — в Австрии оно было обычно под запретом, там его не было, — венгерское масонство. Да, существовало, но оно стояло в стороне от других. То были поистине безобидны общества, которые хотя и очень важничали своими тайнами, но все выражалось лишь в словах. Те реальные сильные импульсы, исходящие с той стороны, которую я описал, их вы в немецком масонстве, с которым я не мог быть близок, не найдете, и поэтому легко понять, как многие вещи могут выступать столь удивительным образом. Представьте себе, кому-либо захотелось бы те вещи, которые я вам рассказал об орденах, их тайных связях и их внешних интригах, о масонских ложах, принести в Германию. Могло бы ведь оказаться очень необходимым эти вещи туда внести, но что бы тогда произошло? ... ни одному масону в Германии не пришло бы в голову ничего другого, как сказать, что английские ложи не занимаются политикой. Они занимаются вещами, которые вообще респектабельны. — Это он знает, другое же — нет. Можно даже, как это случается, услышать, когда произносится то или иное имя: нет, он в списках масонов не значится. — Эти списки, они уже также имеются, но нет знания о том, что может быть, особо важные люди в списки не вносятся. Короче говоря, немецкое масонство — совершенно безобидное общество.
     При этом, однако — и это следует сказать без всякого высокомерия и какой-либо национальной манерности, — духовная жизнь, поскольку она лелеется определенными западными оккультными братствами, исходит действительно из Средней Европы. Обратитесь к историческим трудам. Роберт Флудд (Fluctibus. 1574-1637) — ученик Парацельса; Сен-Мартен во Франции — ученик Якова Беме. Если вы ищите происхождение самого движения, то оно находится в Средней Европе. С Запада приходит организация, членение на ступени (некоторые западные ложи имеют до 92 ступеней; представьте себе, как высоко восходил человек; есть люди с 92-й ступенью!), обращение к политике и примесь определенной внешности". 174(17)
     Основывающие масонские союзы часто исходят из благородных побуждений: обратить людей к благотворительности и гуманизму. И тем не менее такие союзы больше не своевременны. "Благодаря им возникает духовная аристократия, которой не должно быть. Всё более и более о себе заявляет демократический принцип, отрицающий как масонские союзы, так и замкнутое (в ордена. — Сост.) духовенство". 265, с. 282

     Перейти на этот раздел

  

1132. "Рим догмой о непогрешимости хотел возвести дамбу против прилива спиритуальных истин из духовных миров; а тот центр (англо-американских братств) сознательно способствовал распространению материализма в современной культуре. ... Интересно отметить, что, как правило, когда англо-американские посвященные говорят о Риме, то они говорят правду; когда они его ругают, то говорят правду. ... И опять-таки Рим, говоря об оккультном масонстве, об орденах, говорит правду". 184(9)

     Перейти на этот раздел

  

Принципы действия британского оккультизма.

1178. "Средняя Европа на протяжении всего развития своей духовной культуры никогда не имела поня­тия о том, сколь радикальная оккультная сущность и оккультная работа постоянно исходила от британ­ских земель и распространялась по Западной, Южной Европе и т. д. ... Что людям внешне известно о вся­ческих высоко-градуированных орденах шотландского масонства и т. д. — это, собственно говоря, лишь вне­шняя сторона, которую показывают миру. Но за этой внешней стороной стоят действительно всеобъемлюще работающие оккультные школы; и эти школы куда в более высокой мере, чем это имеет место в Средней Европе вобрали в себя старые оккультные традиции и старые оккультные течения". В Средней Европе стремятся из собственной духовности взойти к спиритуальному познанию, к познанию спиритуальных ми­ров, и потому мало опираются на то, что пришло со старыми оккультными школами. В Англии же, особен­но в Шотландии, уже в ХVII в. были распространены оккультные сообщества, взращивавшие в своей среде оккультное знание более древних времен, несколько преобразовывая его.
     "Если хотят понять основания таких преобразований, то должны знать, что 4-я послеатлантическая эпоха, включая в себя гречество, римство и т. д. и простираясь до начала ХV в., переработала в себе чисто человеческим образом то, что прежде было духовным откровением". В 5-й эпохе человек в еще бо­льшей мере начал жить на физическом плане и мало вырабатывать понятий. И сегодняшний мир живет поня­тиями 4-й послеатлантической культуры; с ХV в. их вообще больше не образовывают. "5-я послеатланти­ческая эпоха должна направить свой взгляд на внешний физический мир. И для этой задачи был особенно подготовлен британский народ".
     В начале ХV в. возникла опасность, что чисто физическое стремление британизма смешается с более спиритуальной, идущей из древности жизнью. Это было тогда, когда английское господство простиралось через канал на часть Франции, а романский аристократизм проникал в Англию. Но выступление Жанны Д, Арк решило судьбу всей Европы. В результате этих процессов, выразившихся также в войне “алой и белой роз”, в борьбе шотландского, норманского, французского, сложилась оккультная жизнь Британии, являвшаяся продолжением оккультных течений 4-й послеатлантической эпохи. "И там было узнано колосса­льно много, поскольку для этого была подходящая почва, поскольку преобладающее значение здесь имела телесность. Эф. тела были наименее подвижны, и физ. тело рассматривалось как единственный инструмент для духовной жизни. Именно благодаря этому в тех оккультных школах не было почти никакой возможности самим что-либо узнавать из духовного мира. Но в тех оккультных школах сохраняли старые традиции, сохраняли унаследованное от старых ясновидческих наблюдений и старались пронизать его понятиями. Так возникла там оккультная наука, которая работала, собственно, лишь с опытом, полученным с помощью ясновидения 4-й и даже 3-й послеатлантических культур. Это обрабатывалось чисто физи­ческими пояснениями, чисто понятийным материалом, которым обладают, думая лишь через физ. тело. Так возникла своеобразная оккультная наука, распространившаяся во все области жизни". В тех школах воз­никла и была затвержена догма: 4-ю культуру, где задающим тон был греко-римский элемент, сменила 5-я культура, где ведущим является англо-саксонский элемент; англо-саксонство должно управлять 5-й эпохой. Там учили о роли Британии как няньки по отношению к младенческим славянским народам, о том, что Польша должна входить в состав русского элемента, что самостоятельные славянские государства, которые образуются по Дунаю, просуществуют только до большой европейской войны, а там они потеряют свою независимость и т. д. Подобные идеи через оккультные братства распространялись в другие страны. И тогда, например, понимали, зачем какой-либо английский государственный деятель демонстрирует дру­жеское расположение к какой-либо придунайской стране, входящей в состав Австрии. Наравне с этим вы­пускалась книга с ругательствами в адрес этой страны и ее народа, дабы расшатывать то, что как будто бы созидалось с другой стороны. Все это дьявольская тактика, и ариманический элемент господствует во всех этих проявлениях. (Далее следует рассказ об оккультных манипуляциях с Е.П.Блаватской. — Прим. Сост). 167(3)

     Перейти на этот раздел

  

1179. "Могут открываться здесь либо там всяческие общества с прекрасными программами, прекрасными идеалами. Но у них — так, что они об этом не знают — имеются средства и пути, по которым во все это может проникать нечто, исходящее... от посвященных. Если человек в состоянии исследовать, чему в кругах посвященных учат в этой сфере и о чем там говорят, то можно узнать, что с большой уверенностью там предсказывались вещи, которые ужасным образом излились в последние 5 лет на цивилизованный мир. Все эти вещи для посвященных англоязычных народов вообще не составляли какой-либо тайны, и через все суждения там проходит следующее противоречие: с одной стороны, прекрасные экзотерические идеалы, идеалы гуманизма с действительной верой непосвященных в эти идеалы в различных формах, с другой стороны — учение, сознательно, строго отстаиваемое учение, что из современной цивилизации должно исчезнуть все, что составляет романскую и среднеевропейскую культуры, а доминировать, достичь мирового господства должна культура англоязычных народов". Теперь об этом говорить легче, поскольку многое здесь стало уже реальностью. 196(1)

     Перейти на этот раздел

  

Западные братства и британизм

1139. "Я бы хотел сделать различие между британскими народами и теми, кто, выражаясь тривиально, как "закулисные вдохновители" стоят за происходящим, как это было достаточно охарактеризовано. Нет нужды идентифицироваться с этими импульсами, а также, разумеется, мою задачу не составляет удерживать кого-либо от идентификации с ними. Только такой человек должен знать, что имеет место в действительности, а не говорить, что он идентифицируется с идеалами права малых наций и т. п.; ему должно быть ясно, что его воля — это мировое господство. ... С тем, что истинно, если даже оно и столь плохо, можно идти далее как с неистинным. И это мы особенно должны вписать в наши сердца: человек идет с этим далее как с неистинным". 174(15)

     Перейти на этот раздел

  

1140. "До 90-х годов Англия была образцом настоящего, искреннего парламентаризма, парламент давал импульсы внешней политике. ... народ действительно соучаствовал во внешней политике. Но потом инициатива перешла в руки закулисных вдохновителей. Внешние дела были изъяты из парламента, из министерства иностранных дел и перенесены во внутренний комитет и в некую канцелярию министерства иностранных дел". 173(7)

     Перейти на этот раздел

  

1150. "Американские индейцы, которых искоренили, имели интенсивное сверхчувственное знание, и свое знание они приобретали с помощью таких методов, которым затем от них научились англо-американцы и в несколько окультуренном, но благодаря этому и декадентском виде затем оберегали. В этом заключен значительный процесс земного развития". 192(14)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru