BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ФРАЗА

709. "Да, да, никогда не оставляйте свой рассудок без охраны. Это крайне необходимо, и хо­рошо, если знают, с какими прекрасными, сильными, полными словами Ариман подступает к человеку и ис­кушает, если даже человек не хочет дать себя в обиду, если знают, как искушает Ариман, как человечес­кий рассудок, извините за выражение, он червяками вытягивает из носа". Особенно Ариман подкарауливает, когда человек в течение дня ощущает некий род головокружения, когда он произносит словесные штампы, которые хотя бы на короткие моменты, но выключают мышление. Люцифер подкарауливает человека, когда тот проявляет групповую эмоциональность, темперамент, когда индивидуальная воля удалена, не­здорова.254 (10)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 305290 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

553. "Вы слышите только фразы. В старшем поколении вам предстаeт ... также бессилие мыслей пронизать волю, сердце. Фразы антисоциального конвенционализма и жизненной рутины вместо сердечной жизненной общности будут придерживаться до тех пор, пока будет существовать наследие прошлых поколений". 217(1)

     Перейти на этот раздел

  

586. "Фраза — сестра лжи". 201(9)

     Перейти на этот раздел

  

595. "Ещe совсем недавно с понятием "справа стоящая партия" можно было связать разумный смысл. Эта партия имела точно очерченную программу. Ей противостояла программа слева стоящей партии.
     Теперь же следует констатировать, что после 1914 года эти программы больше не имеют никакого значения. Борются ли ныне партии между собой в смысле их программ? Нет. Больше не существует "справа стоящих" и "слева стоящих" партий, но только их тени. Ибо партии без партийных программ есть ничто. ... Кто недавно был марксистом, тот придерживается своего марксизма, поскольку он должен ещe кое-что читать, чтобы мочь высказываться. Разумного смысла из марксизма не извлекают, но находят себя более или менее радикальными, примыкая к другим, которые также были марксистами, образуют с ними группы, которые составляются благодаря личному родству, происходящему из их прежнего марксизма; члены этих групп кроме того надеются, что они придут к господству. ... Демократия, консерватизм, либерализм, социализм — всe это лишь слова, некогда имевшие содержание, но потерявшие его. Жизнь же при таких обстоятельствах теряет направление, варваризируется". 24, с. 172-174

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 306100 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 308120 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

983. "И можно сказать, что мы фактически уже вышли постепенно из сферы истины, из сферы подлинного правосознания, присущего самой природе человека, из сферы всего того, что составляет ценность человека для его сограждан в самой практике жизни. От слова истины мы ушли во фразу, от живого правосознания — в догматическую условность, от живой практической деятельности — в простую рутину. И от этой тройной неправды — от фразы, догмата и рутины — мы не избавимся до тех пор, пока не разовьем в себе волю всегда проникать в суть вещей, рассматривать, как они, собственно, формируются в своей подлинной сущности". 340(14)

     Перейти на этот раздел

  

986. "В египетско-халдейскую эпоху человеческая душа могла... сказать: с одной стороны приходит ариманическое, с другой — люциферическое влияние. В египетскую эпоху они были внешне очень хорошо разделены. В греко-латинской культуре дело обстояло так, что, можно сказать, непосредственно перед человеческой душой встречались Люцифер и Ариман. И они удерживались тогда в равновесии. Кто хочет глубже войти в суть греко-латинской культуры, тот должен наблюдать это самоудержание Люцифером и Ариманом равновесия. В наше время это стало иначе. — Во внешнем мире Люцифер и Ариман заключили своего рода союз, их импульсы во внешнем мире сходятся в один узел, прежде чем достигают человеческой души. Так что внутри нашего культурного развития имеют место клубки, узлы, тогда как в древние времена люциферические и ариманические импульсы имели вид отдельных нитей. И человеку чрезвычайно трудно эти узлы распутывать, справляться с этими клубками. ... Здорового воззрения на наши культурные отношения не приобрести, пока не разберешься в том, что в очень многих агитационных течениях, во множестве абстрактных идей, во внешних организациях, как в настоящее время, так и в будущем, будут оставаться спутанными нити люциферических и ариманических импульсов. Бдительность по отношению к этим нитям, бдительность к пeстрому сплетению люциферического и ариманического — вот что особенно необходимо". 147(8)

     Перейти на этот раздел

  

Задачи Духовной науки

1034. "Существует только одно "либо-либо": либо останется стремление лишь к хозяйственной импе­рии, и тогда можно быть уверенным, что следствием этого будет закат земной цивилизации; либо в хозяй­ственную империю будет излит дух, и тогда будет достигнуто то, что, собственно, составляет намерение земного развития. Я бы даже сказал: каждое утро человек должен со всей серьeзностью ставить перед со­бой эту мысль и все отдельные действия направлять в смысле этого импульса. Мировые часы ныне бьют с большой серьeзностью, с потрясающей серьeзностью. В определeнной мере мы достигли вершины фразeрства. И в момент, когда из фразы выдавлено всe содержание, когда-либо вошедшее в людей, когда она потеряла всякое значение, мы должны воспринять то, что в нашу душевную и социальную жизнь может опять внести действительное, субстанциональное содержание. Нам должно стать ясно, что в этом "либо-либо" каждый для себя должен принять решение, и каждый со своими внутреннейшими душевными силами должен принимать участие в исполнении этого решения. Иначе человек не сопереживает дел человечества. Ведь тоска по иллюзиям, особенно в наш век фразы, бесконечно сильна". "Прежде всего в людях должна проснуться тоска по освобождению духовной жизни и знание, что никто не вправе называть себя христианином, если не понимает изречения: "Моe Царство не от мира сего". Это означает, что царство Христа должно стать невидимым царством, действительно невидимым царством, царством, о котором говорят так же, как о невидимых вещах. Лишь тогда торжествует Духовная наука, когда говорят об этом царстве. Ни внешняя церковь, ни внешнее государство не могут реализовать этого царства. Осуществить это царство в состо­янии одна только воля отдельных людей, живущих освобожденной духовной жизнью.
     Сегодня трудно надеяться, что в тех областях, которые растоптаны, живущие там люди в состоянии много сделать для освобождения духовной жизни. Тем больше должно быть сделано в областях, которые не попраны политически, хозяйственно и, конечно, духовно".
     "Приходящий к нашему движению хочет получить нечто для себя, для своей души. И он может это получить, но только в том случае, если затем свою душу сможет поставить на служение целому. Он должен пойти далее, конечно, для себя, но, вместе с тем, так, чтобы и человечество могло через него идти далее. Об этом часто говорится недостаточно. Это необходимо присовокупить к сказанному ранее, к тому, как человек должен поступать каждое утро". 196(18)

     Перейти на этот раздел

  

1127. "Тайные общества в 5-й послеатлантической эпохе обретают все большую и большую власть. Если вы вернетесь в 1720 г., то в Англии вы найдете пару приверженцев этих обществ. Правда, приверженцы здесь, как правило, являются лишь инструментом стоящих в тени людей; но тогда и последователей была лишь пара. Посмотрите сегодняшнюю статистику масонских обществ, т. е. обществ, служащих хорошим инструментом в руках тайных обществ. В Лондоне масонских лож 488, во всей Великобритании — 1554, в колониях и за границей английских лож 486; сюда еще входит Rоyal Arch Сaр, т. е. то, что внешние обычаи масонов держит несколько в тайне — их 836 во всем мире.
     Дело заключается в том, чтобы субстанциональное содержание того, что существует в этих ложах, распознать как инструмент английских сил. А также необходимо найти основания, почему, собственно, эти силы до сего времени имеют такое большое значение. Собственно, их субстанциональное содержание восходит ко времени далекого прошлого". И этот обычай возводить содержание масонства к далекому прошлому нельзя счесть совсем неправомерным, хотя определенное мошенничество здесь также имеет место.
     Мы говорили, что на первой стадии империализма Бог ходил среди людей в человеческом облике. Затем это стало символом. И та символика осталась в ложах. Во внешней, экзотерической жизни символика ста­ла фразой. В ложах фраза стала церемониальной фразой. "Если же случается, что особенно одаренные люди проникают к смыслу церемоний, то затем они от подобных тайных обществ отдаляются. Но при этом заботятся о том, чтобы такие люди не могли повредить этим тайным обществам. Ибо особенно важно для них — иметь силу, а не прозрение. Речь идет лишь о том, чтобы тайну поддерживать в традиционной форме. И в этой традиционной форме она обладает определенной силой. Почему?
     В ложах собраны толпы людей, и они собраны с определенной точки зрения. Во-первых, в ложах абсо­лютно не подлежит обсуждению вероисповедание. Конечно, этот принцип часто нарушается; есть ложи, в которые, например, не принимают евреев, но в общем провозглашен такой девиз: вероисповедание в ложах не играет никакой роли. Во-вторых, все члены ложи — братья. Опять-таки, есть ложи, куда не принимают рабочих, есть ложи, состоящие из одних лордов и их окружения, но девиз провозглашен. Далее, в ложах есть ступени, по которым восходят вне зависимости от социального статуса, от принадлежности к какому-либо социальному строю.
     Подобные вещи играют определенную реальную роль. Не безразлично, под каким углом зрения люди сое­диняются в общество. Если они соединяются на основе одного вероисповедания, то в реальной жизни такое общество при всех обстоятельствах призвано только для внешней силы, для мертвой силы. Если же соединяются вне зависимости от вероисповедания, то тогда образуется общество с особенно большой духовной силой. Католическая церковь должна постоянно поддерживать свою силу политическими средствами, поскольку люди в ней по меньшей мере стремятся приблизиться к единению при едином вероисповедании. Она становилась тем сильнее, чем меньше люди сводили дело к вероисповеданию, чем меньше иерархия, чем меньше Рим настаивал на вероисповедании. Ибо во внешней жизни, в физическом социальном строе делать определяющим исповедание означает терять силу. Полным сил может выступить только обще­ство, не придающее большого значения вероисповеданию как таковому.
     Это очень важно в эпоху фразы. Ибо рядом с открытой фразой стоит эзотерическая фраза, церемониаль­ная, культовая фраза".
     "Представим себе, что некоему могущественному министру нужен секретарь. Разумеется, он лучше вы­берет его себе среди своих братьев масонов, чем где-то еще. И это оправдано, ибо кого лучше знаешь, с тем легче работать". 196(17)

     Перейти на этот раздел

  

Человек современности и населяющие его существа

1266. "В духовном развитии нового времени все стремится к тому, чтобы возвышать индивидуальность: индивидуальность на Западе — на западный манер, на хозяйственный манер; индивидуальность в Середине — на ставший ныне антикварным государственно-политически-милитаристский манер; индивидуальность на Вос­токе — на антикварный манер старой духовности, пришедшей в полный упадок. Из духовного мира вносится это и будет внесено благодаря тому, что как на Западе, так и на Востоке — скажем пока только об этих двух областях — наступят исключительные, глубоко значительные события. Они будут заключаться в том, что там родится множество людей, по крайней мере сравнительно много людей, нерегулярного хода пе­ревоплощений".
     “Выступающее перед нами как человек в человеческой форме, не всегда может быть тем, что явля­ет внешняя видимость. Внешняя видимость может быть именно видимостью. Нам могут встретиться люди в чело­веческой форме, которые лишь по внешней видимости являются людьми, подлежащими постоянно повторяющимся земным жизням. В действительности это человеческие тела — физ., эф. и ас. тела, — но в них воплощены другие существа, которые пользуются людьми, чтобы действовать через них. В действительности это обстоит так, что, например, на Западе имеется большое число таких людей, которые, по сути, являются не перевоплощенными людьми, они представляют собой носителей существ преждевременного пути развития, которые лишь в более поздней стадии развития должны выступить в человеческой форме. Эти суще­ства пользуются не всем человеческим организмом, они некоторым образом пользуются у западных людей системой обмена веществ. ... Тем, кто в состоянии правильно рассматривать жизнь, такие люди также и внешне обнаружива­ют, что именно так обстоит с ними дело. Большое число людей, принадлежа­щих к англо-саксонским тайным обществам — о роли таких обществ мы говорили ... которые обладают там зна­чительным влиянием, являются носителями такого преждевременного существования, таких существ, которые через систему обмена веществ людей действуют в мире, ищут для себя сферу деятельности через тела людей, поскольку сами не проходят через регулярные перевоплощения. Также и личности задающие тон в определенных сектах на Западе, суть того же рода, и именно в преобладающем числе очень распространенных сект с бо­льшим числом приверженцев. Таким образом в совре­менных людях действует, я бы сказал, совершенно другая духовность. И особую задачу составляет способность занять позицию по отношению к жизни с этой точки зрения. Не следует абстрактно верить, что бессчетное число людей вообще подлежит перевоплощению". Подобные существа "действуют также и в системе туловища, в ритмической системе, и в нервно-чувственной системе. Имеется три вида существ подобного рода, которые воплощаются через систему обмена веществ различных западных людей. Первый вид составляют духи, обладающие особой силой притяжения к тому, что составляет элементарные силы Земли; они выслеживают, как заниматься колонизацией сообразно природным отношениям климата и т. п. отношениям Земли или как к тому присовокупить торговые связи и т. д.
     Второй вид таких духов составляют те, которые в той области, где они действуют, ставят себе задачу оттеснять самосознание, не позволять выступать полному сознанию, душе сознательной; и таким путем в окружении, в других людях они эпидемически распространяют, вызывают некую манию не брать ответствен­ность за мотивы своих действий. Следует сказать, что такой насквозь ложный доклад, который в последние дни опубликовали оксфордские профессора*, такой, я бы сказал, насквозь глупо лживый документ можно отнести к ученичеству у этих неистинных элементов, которые сами не хотят входить в импульсы, но сверху эти импульсы прикрывают всяческим соусом, прекрасными словами, в то время как, по сути, это не истин­ные импульсы. Я не хочу сказать, что эти бравые оксфордские профессора сами являются носителями таких существ, однако ученичество у них в них заложено. Итак, этот вид существ инкарнирует через ритми­ческую систему определенных людей на Западе.
     Третий род существ, действующий на Земле, ставит себе задачу заставить человека забыть о том, чем являются его индивидуальные способности — те способности, которые мы приносим с со­бой из духовного мира, входя через зачатие и рождение в физическое бытие, — и человека сделать более или менее шаблоном его индивидуальности. Это составляет особую задачу третьего вида существ: не по­зволять человеку прийти к индивидуальной духовности. ... Этот последний род существ инкарнирует через головную систему, через нервно-чувственную систему на Западе. ... Я мог бы сказать, что хозяйственная жизнь составляет то основание, почву, из которой может произрасти подобное (эти существа). И что же, собственно, за задачу ставят эти существа тотально? Они ставят себе задачу всю жизнь свести к хо­зяйственной жизни, искоренить постепенно все другое, что пребывает здесь, исходя из духовного мира, и именно там, где жизнь особенно подвижна, ужать ее в абстрактности пуританизма, искоренить духовную жизнь, постепенно притушить политико-государственную жизнь и все высосать через хозяйственную жизнь. На Западе эти люди, выступающие таким образом в мире, собственно, и являются врагами и противни­ками импульсов трехчленности. Первый вид существ не позволяет выделиться такой хозяйственной жизни, которая в социальном орга­низме поставила бы себя самостоятельно рядом с государственно-правовой и духовной. Второй вид существ развивает поверхностность, фразерство, ложь: они не хотят возникновения ря­дом с хозяйственной жизнью самостоятельной демократической государственной жизни. И третий вид существ, подавляющих индивидуальные способности ... работает против эмансипации духовной жизни".
     "Восточный человек, вплоть до России, находится в своеобразном раздвоении, поскольку, с одной сто­роны, он все еще живет в наследии старого спиритуального элемента, а с другой — на него воздейству­ет все то, что в современную эпоху входит в человечество как тренировка индивидуальности. Этим обуслов­лен сильный декаданс человечества на Востоке, что человек там, в определенной мере, не может стать полностью человеком, что на шее у него сидит, у этого восточного человека — вплоть до России, — духов­ное наследие прадревних времен. Этим обусловлен тот факт, что когда у этого восточного человека сегод­ня притухает сознание, когда он спит или видит сны или приходит в одно из очень частых на Востоке медиумических состояний, то он хотя и не может пропитаться, как на Западе, другим существом, но это существо может действовать в его душевном и определенным образом являться ему. В то время как на Западе имеются три вида преждевременных существ, на Востоке действуют запоздалые существа, достигшие сво­ей полноты в прошлом, но отставшие, которые теперь в медиумических состояниях, во сне являются людям на Востоке или приходят и без сна и медиумизма, просто благодаря тому, что входят в сон, а в бодрственном состоянии инспирируют человека, т. е. человек днем переживает последствия действий, произведенных этими существами в нем ночью.
     И опять-таки, есть три вида таких существ, что действуют на Востоке и обладают сильным влиянием. В то время как на Западе можно прямо указать на отдельных людей, через которых инкарнируют эти сущест­ва, на Востоке приходится указывать на некий род иерархии, которая может являться различным людям. Опять-таки, речь идет о трояких существах, но это не такие существа, что инкарнируют через человека, но они являются человеку, инспирируют его после ночного сна.
     Первый вид этих существ мешает человеку полностью овладеть своим физ. телом, мешает человеку сое­диниться с хозяйственным, с внешними отношениями современности вообще. Это существа, желающие удер­живать от развития хозяйственную жизнь, какой она должна быть в трехчленном социальном организме. Вто­рой вид существ такой, что он хочет внести уже сверхиндивидуальную суть, некий род — если выразиться парадоксально — неэгоистического эгоизма в крайне рафинированной форме, часто встречающийся у людей на Востоке, в силу которого человек вырабатывает всевозможное бескорыстие, самоотречение, но это бес­корыстие оказывается только может быть человек. Это также эгоистическое чувство. Это нечто такое, что можно выразить именно парадоксально: неэгоистический эгоизм, из рафинированным эгоизмом. Такие люди хотят стать совсем хорошими, они хотят стать такими хорошими, каким бескорыстия прорастающий эгоизм. Третий вид существ, являющийся людям на Востоке, стремится духовную жизнь удержать вдали от Земли, он распространяет среди людей некую душевную мистическую атмосферу, которую теперь особенно можно вст­ретить на Востоке. Эти три вида существ, действующие из духовного мира, не инкарнированы в людях, и они являются врагами трехчленного социального организма". Трехчленность "зашнурована" с духовной стороны на Востоке и с человеческой стороны на Западе.
     "На Востоке имеются ведущие личности, которые стоят под влиянием имагинативно являющихся существ прошлого и исполняют то, что хотят внести эти существа в современное культурное развитие". Традиции разных тайных обществ на Западе происходят из греко-латинской эпохи, заимствованы с Востока из древ­них рукописей. Люди облекаются в одеяния чужой цивилизации, погружаясь в истины древних Мистерий, ко­торые стали абстракциями в церемониях и культах этих тайных обществ.
     "Эта пронизанность людей всем тем, что исходит от речи, и является исходным пунктом для вопло­щения описанных вчера существ в этих людей. Но особенно подходящим для их воплощений оказывается ан­гло-саксонский элемент. И это происходит по той причине, что на Запад перешла германская человеческая суть... сильно укрепилась там, но в меньшей степени, чем латинский элемент, пронизанный римским элемен­том. Так что неустойчивое равновесие установилось в англо-саксонской расе, и через это неустойчивое ра­вновесие те существа, что воплощаются там, получили возможность творить большой произвол в своих дейст­виях. В собственно романских странах они были бы исключительно связанными". С этой конфигурацией народ­ной психологии тесно связаны проявления отдельных индивидуальностей, возможность соединять пуританство абстрактной веры с естественнонаучным мышлением. "Это захватывает не всего человека, но именно ту его часть, которая через вчленение речи ... сделала возможным воплощение указанных существ в человека".
     На Запад из римства идет речь, в середину Европы идет мыслительное направление и срастается с тем, к чему предрасположено германство: с желанием сращенность с речью сохранять лишь до тех пор, пока люди, живущие в речи, находятся вместе. "Когда готы, вандалы и др. потянулись на запад, то там они утонули в латинском элементе. Сращенность с речью сохранялась лишь в середине Европы. Это значит, что в Средней Европе речь не особенно сильно запечатлена в людях, однако сильнее, чем в людях Рима, ко­торые, как таковые, потеряли себя, речь свою отдали сами. Германским людям не удалось бы отдать свою речь. Они имеют ее в себе как нечто живое. Они не смогли бы оставить ее как некую вещь, доставшуюся по наследству. Они держатся за речь до тех пор, пока связаны с людьми. С этим находится в связи весь род и образ человеческой конституции этого народа, все более и более заявлявшего о себе в Средней Европе. Это обусловило ... невозможность воплощаться здесь тем существам, которые воплощались в людях Запада. Но захватить кое-что они смогли. Вообще говоря, в Средней Европе этим трем видам существ оказалось возможным проявиться в ведущих людях. Но это всегда сопровождалось тем, что, с другой стороны, этим людям в определенной степени становились доступны те явления, которые людям Востока предстоят как имагинации. Только в дневном бодрствовании имагинации у людей середины остаются такими бледными, что являются лишь как понятия, представления. ... Особенно в середине дело в течение столетий обсто­яло так, что люди, приобретавшие там какое-либо значение, были едва в состоянии спастись от воплощения, с одной стороны, духов Запада, а с другой — духов Востока. Этим был всегда обусловлен некий род разлада в таких людях. ... Когда они бодрствовали, то в них было нечто от духов Запада, влиявших на их по­требности, инстинкты, жившие в их воле, и надламывавших их волю. А когда эти люди спали и ас. тело и Я выделялись, то на них воздействовали духи, которые действуют на людей Востока, являясь им в имагинациях, часто бессознательно". Примером здесь может служить Гете. Указанные духи, действовавшие в его воле, чувствуются в юношеских вариантах сцен "Фауста" или в "Вечном жиде". В пожилом возрасте он прони­зывается восточным элементом, приближается к имагинациям, отражающимся во II-ой части "Фауста". И оста­ется пропасть. Ее можно видеть в различии стилей I-й и II-ай частей "Фауста". В 80-х годах Гете не выдер­живает духов Запада, они мучают его. Он хочет равновесия и едет на юг, где в гречестве еще имеются по­томки духов Востока; он тянется к готике, где также деятельны духи прошлого, духи гречества. 200(2,3)

______________________________________
*В октябре 1920 г. профессора и доктора Оксфордского университета направили призыв к профессорам ис­кусства и науки в Германии и Австрии, дабы, как там стояло, "покончить с горькой враждебностью, кото­рая возникла под влиянием патриотизма", и найти примирение через "братские чувства в исследованиях". Базельская "Национальцайтунг" от 20 окт.1920 г.

     Перейти на этот раздел

  


     510
. Говорят, будто бы последними словами Гете было: "больше света". ..."Но Гете этого не говорил. Гете лежал в шезлонге, тяжело дышал и сказал: "откройте ставни!" И это истина. Первое же — произведенная отсюда фраза". 217(1)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru