Главная / Предметный указатель / /
ФИННЫ |
Финны и руотси 1506.Когда душа проходит, скажем, через русское воплощение, то она, разумеется, получает нюансировку внешних оболочек, что после смерти рождает представление человека о себе. ... И тогда он воспринимает все, что выражено на рисунке (см. ниже). Заглядывая в духовный мир, человек вскоре обнаруживает, что распадается на троичность души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Человек оказывается в трех мирах, в трех областях в своей душе. Первая область такова, что в нее проникают (сновидческие) инспирации, которые наполняют душу, то, что составляет душу ощущающую. Во второй области душа как бы через собственные внутренние образования и формы строит все тело; эта область связана с душой рассудочной, или характера. Это внутренний строитель, архитектор, можно сказать, кузнец физ. тела. Третья область — посредник между внешним познанием и миром, связанными с чувствами или вообще с физическим миром; эта область связана с душой сознательной, можно также сказать — с физической властью. Эта троичность противостоит господству и действию того, что стремится к единству (см. рис.). ... Это душевное царство действует едино в том, что душа представляет собой в темпераменте, характере, что покоится в ее глубинах, но является единой душой. Так что я бы мог сказать: единая душа противостоит троичности. В нашем современном обычном состоянии эта единая душа не может выйти из довольно притупленной жизни, если нечто не осветит ее. И в наше время этот свет в той или иной форме исходит от Мистерии Голгофы". "Поскольку единая душа представляет собой нечто, подобное глухому, смутному высиживанию птенцов, что представляет особую ценность для нашего времени, то эта единая душа должна быть в особой форме осияна Мистерией Голгофы". Хотя действие Мистерии Голгофы универсально, человеческая душа может воспринять ее только определенным образом. Для этого существуют центры посвящений, которые правильно подготовляют внутреннее души к пронизанию ее особым образом Мистерией Голгофы. "Перед таким центром посвящений постоянно стоит Скитианос". "Таким образом, единая душа представляет собой душевную область, воспринявшую, с одной стороны, в свои природные задатки силу Мистерии Голгофы, а с другой — влияние Скитианоса". Единая душа не может просто соединиться с троичностью. Поэтому троичность у современного человека остается под порогом сознания, как бы заглушается; сознание должно быть там выключено. Но стоит душе опуститься в троичность, как она тут же начинает чувствовать именно ее, а не единство. ... И в троичность должно светить. нечто такое, что не дает душе ее ощущать, выключает эту троичность, как бы окутывает ее туманом". Но между этими двумя областями должна быть и взаимосвязь, некий душевный ствол (Sееlenstamm), который ведет к выключенной троичности, а исходит от единства и при этом освещается с двух сторон... для того, чтобы единая природа со смутным однообразным характером, темпераментом не только существовала, но озарялась бы тем, чем человек должен стать: сознанием человеческой души в ее связи с божественно-духовным бытием. ... В наше время не может существовать ни одной человеческой души, в которой не было бы всех этих вещей". Но должен был существовать народ, который бы слабо переживал в себе единую душу, но более сильно — тройственную душу в ее связи с космосом. Это был финский народ. И это отображено в "Калевале". "Подобно Человечески-Божественному или человечески-героическому ощущал этот народ или его древние ясновидцы инспирацию души ощущающей. И они называли ее Вайнемейнен. ... Этот народ, его древние ясновидцы ощущали также, что душа рассудочная, или характера, есть тот член души, который воспринимает импульсы для ковки, строительства ... его называли Ильмаринен. ...В Леминкяйнене ощущали древние ясновидцы... душу сознательную. Удивительная связь между Ильмариненом и тем, что здесь выковано ... из природных элементов выковывается сам человек. Это существо, скованное из всех природных атомов, стерто в порошок и сковано, оно представлено в грандиозной панораме в Калевале, в ковке Сампо. И как человеческое образование, происшедшее из трех членов души, должно погрузиться в пралайю и вновь выйти из нее, так и в Калевале это выражено таким образом, что Сампо теряется и вновь находится; оказывается как бы найденным вновь то, над чем простерто затмение сознания". Представителем единой души является славянский народ. "Этот народ получил влияние от Скитианоса, который действительно жил в определенное время в далеком прошлом среди скифов. Это не является необходимым, чтобы вокруг центра посвящения жил высокоразвитый народ... Мистерия Голгофы проникает в славянство в той особой форме, какой является греко-византийская культура. Центром этой культуры, если хотите, вы можете спокойно считать Константинополь". "Когда мы рассматриваем финский народ, то находим его особенно предрасположенным к выработке сознания троичности. И нигде это не выражено более значительно, чем в Калевале: отношение троичности к космосу. Но затем Север должен был быть затемнен, затуманен, должно было померкнуть сознание троичности". Это сделал душевный ствол, который шел с юга и нес в себе стремление к переживанию единой души. "На примитивной ступени он действовал погашающе на три члена души". Финский же народ был таким, который ощущал еще природно, иначе он бы не смог ощутить трех членов души. И то, что к нему устремилось как потоп, выключая трехчленнссть, "он ощущал как "р-р-р" ... и, выражаясь оккультным языком, это переживание можно еще облечь в буквы "ууо". И можно тогда сказать: это была боязнь того, что дышало в "ррууо" и закреплялось как всегда через "т". ... Как проникновение в человеческую душу древнего Иеговы выражалось через "с", через еврейское "schin", так и это переживание, проникая в душу, выражалось в звуке "с"... Далее все стягивалось в душе в "ц". ... Так возникало ощущение (этого потопа с юга) "rutsi", "ruotsi", а потому и народ на юге получил это имя руотси, рутси. Постепенно славяне приняли это имя. ... и стали называть себя рутси, из чего позднее возникло имя русские". "Живший на юг от финнов народ призвал к себе род варягов, нормано-германский по существу род, который должен был связаться со славянскими родами. В этом заложена определенная необходимость, обусловленная устройством человеческой души. Так возникло то, что позже с Востока Европы вступало в среду европейских народов как русский элемент. В русском элементе ... живет нормано-германский элемент, живет в том имени, от которого произошло само имя русские". "Величие финского народа покоится на том, что он подготовил в троичности единство, через выключение троичности подготовил восприятие того единства, которое есть уже не только человеческое единство, но божественное Единство, в котором живет Божественный Герой Мистерии Голгофы. ... Христос выступает в конце Калевалы. Но когда Он посылает Свой импульс в финскую жизнь, из страны уходит Вайнемейнен, в чем выражена та истина, что первоначальное величие, то значительное, что через финский элемент вошло в Европу, является подготовительной стадией для Христианства, и Христианство как весть, как посланничество воспринимается извне". Тот душевный ствол, что пронизал славянский народ, он шел как снизу вверх, так и сверху вниз. "Он существовал на том хорошо объезженном пути ("из варяг в греки"), что вел от Черного моря к Финскому заливу и на котором осуществлялся обмен между греко-византийским элементом и тем, что как природный элемент было у рутси". 158(1) Перейти на этот раздел
Норвежцы. Финны
1402. Развитие души рассудочной, пройденное греко-латинской культурой, "излилось в души сознательные народов центральноевропейского Севера. Это продолжало действовать в них дальше как душевные задатки; более же южной части германского населения надлежало развить сначала то, что необходимо для внутренней подготовки души сознательной, для самоисполненности ее содержанием сознания древнего ясновидения". 121(10) Перейти на этот раздел
1403. "При антропософском рассмотрении истории Европы бросается в глаза то обстоятельство, что в то же самое время, когда на юге мы наблюдаем все более надламывающийся дух... на севере (Скандинавия) в решающем IV-м столетии ... люди были предрасположены принимать божественные учения, чувствовать их, и сами боги, т. е. существа высших Иерархий, еще странствовали между ними. Поэтому мы должны серьезно принимать вспыхивающие из сумеречных духовных глубин отдельные провозвестия, которые должны рассматриваться так — и это истинно, — что среди северных народов, еще детских в то время, боги странствовали как учителя. ... На юге все это было давно уже в прошлом. И примечательно, глубоко показательно, каким образом в судьбе народов слагается роль жителей севера по отношению к жителям юга, как носителей того, чему они, люди севера, учились теперь не от людей, а от богов". Большое значение имело и то, что жители этих северных областей совершали походы на запад, юго-запад, в Сицилию, Северную Африку. "Дети богов шли к детям мира и несли им совершенно определенным образом то, чему они научились у своих богов". Свои учения они несли в измененной, метаморфизированной форме и оказали глубокое влияние на английские острова, Францию, Испанию, Италию, Сицилию, Африку. "Что позже более склонилось к норвежскому — стремилось на юго-запад, то позже более склонилось к шведскому — стремилось на юго-восток. Повсюду, конечно, неслось северное учение богов, но представлено оно было по-разному. Те народы, что позже стали норвежцами, обладали активным элементом, элементом силы, воодушевления, что они и несли на юго-запад. Надломленной романо-латинской культуре таким образом были привиты активность и действенность. Мы видим, как, я бы сказал, северные боги так действуют во время походов, что активизируют всю народную жизнь. Это можно проследить во всех отдельностях, и это увлекательное исследование. С другой стороны, рассмотрим совершенно примечательный характер заметного до сих пор восточно-скандинавского влияния на Восток, шведских импульсов на Восток, обусловленных и географическими отношениями". Конечно, дело здесь не только в одной географии, но нужно подумать и о том, почему одна душа воплощается в Норвегии, а другая в Швеции. "Итак, южные скандинавы стремятся на восток, но при этом повсюду, где они стремятся вперед, они как бы отвлекаются в сторону. Они не развивают никакой активности. ... Можно сказать: этот поток стремился вниз на юго-восток, но повсюду застопоривался. ... Северные боги, я бы сказал, когда они посылали свои импульсы на запад, развивали прежде всего свою волевую природу. Когда же северные боги посылали существо своей природы на восток, то разворачивали более свою рассудочную, или разумную, природу. Внешние войны, внешняя борьба являются в конце концов лишь чувственным отображением того, что разыгрывается таким образом, как я это описал". Современный норвежец поймет свою задачу, лишь исходя из знания, что его предки, исходя из земной задачи, совершали завоевательные походы в латинский мир. Это же относится и к шведам. Только, идя на восток, их предки "встречали там собственное учение богов сохраненным в некой мистически-ориентальной форме. Так что проистекавшее более из природы откровения мало принималось на востоке, и ходившие на восток были предназначены более к созерцательной жизни, к жизни чувств". Как наследие, это сохранилось в народном характере и поныне. Человек имеет миссию не только на Земле, но и за вратами смерти, в духовных мирах. Готовится он к ней на Земле. Такую миссию — не на Земле, а в посмертном — имеют норвежцы. Их души, восходя именно от почвы Скандинавии, благодаря особенностям физического народного характера, конфигурации мозга, всей телесности, могут дать нечто совершенно особенное другим душам после смерти. "Норвежский характер сегодня, в нашу эпоху, таков, что он предрасположен к подсознательному, внутреннему осознанию определенных тайн природы, — не с помощью их внешнего рассудочного знания, но знания, которое он развивает в своей духовной телесности между засыпанием и пробуждением, когда находится вовне, в пространстве и не пользуется своими чувствами". Тогда норвежцы познают тайны скал, растений, морских волн. Если они приходят в правильную связь с духовным миром, который они могут постигать, если они развивают то, что я назвал связью с существом Ангела, тогда бессознательную мудрость природы, это конкретное познание Духа растений, Духа камней и других природных явлений они вносят в духовный мир. И те, кто правильно проходят свою норвежскую жизнь, становятся побудителями, поучающими другие души в отношении тайн природы, что существуют здесь, на Земле. Ибо в духовном мире люди также изучают тайны Земли, как здесь, на Земле, они должны изучать тайны духовного мира. Более восточные жители Скандинавии вносят в духовный мир то, "что переживается в бодрственной жизни в чувственном единении с внешним миром, в осмысленном рассмотрении чувственного мира во время бодрствования, в пронизании чувством рассудочно понимаемого внешнего мира". Наша жизнь чувств подобна сну со сновидениями. В воле мы спим без сновидений. И такая воля особенно воспламеняется у шведских душ, которые мало способны во время сна проникать в тайны природы. И то, что в бодрственной жизни бессознательно входит в волю и чувства, берется за порог смерти. И миссия этих душ состоит во вчленении волевого элемента другим душам, т. е. она противоположна тому, что они несли исторически, внешне. 209(3) Перейти на этот раздел
1406. "Как человек свои мысли, почерпнутые в определенном возрасте, сохраняет в позднейшее время в живой памяти, так прошлое народов должно оставаться как совесть, как продолжающая живо действовать память о том, что происходило в прошлые времена... И можно сказать: совестью европейского Востока является то, что сохранил финский народ. Европейские народы чтут эпос Гомера. Но из еще больших глубин проистекает эпос Калевалы". 158(3) Перейти на этот раздел
|