Главная / Предметный указатель / /
ФИЗИКА |
125.
Сатурн | Солнце | Луна | Земля | человек | человек | человек | человек | | животное | животное | животное | | | растение | растение | | | | минерал |
354 (1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 1921 не найден. Перейти на этот раздел
542. «Групповые «Я» животных живут на астральном плане; теперь мы говорим о другом роде Я, живущих на астральном плане и действующих в человеке, оживляющих его кровь, когда собственное «я» ее покидает (во время сна). Что приносят они в кровь? -- То же самое, чем человеческое тело обладает со времен др.Сатурна: огонь, тепло. Это духи, которые не нисходят до физического плана, живут на астральном плане и имеют огненное тело. ...На астральном плане вы находите текущее по всем направлениям тепло, огонь, который представляет собой самостоятельную сущность, движущуюся туда и обратно; в нее воплощены существа, какими мы сами были на др.Сатурне. Ночью они вползают в кровь и оживляют ее теплом». Но кровь покидается ночью не только «я», но и астральным телом. И потому кроме Я существ над ней тогда работают еще одного рода существа. «Свое Я они имеют на Девахане; их тело еще более высокое и никогда не уплотняется до тепла. ...Такого рода Я пронизывает кровь и производит в ней то же самое, что человеческое астральное тело производит в ней днем». Эти Я образуют три элементарных царства, расположенных за нашим физическим миром. «Существа третьего элементарного царства -- товарищи групповых душ животных, принадлежат к той же самой области. ...они оживляют человеческое астральное тело желаниями, вожделениями, страстями. ...Они населяют астральное тело, подобно червям в сыре». Второе элементарное царство формирует, вычленяет облики растений. В человеке оно воздействует на растительный элемент: волосы, ногти и др. (где нет астрального). «В то время как Я растений действует на растения изнутри, эти существа действуют извне, формируют их, дают им облик, цветение». Я растений находится в средоточии Земли (почему Земля испытывает боль, если растение выдергивают с корнем). Существа второго элементарного царства слетаются к растению со всех сторон, подобно бабочкам. «Они работают над повторением листьев, цветов и т.д.». Формообразующая сила минералов находится на высшем Девахане, или в первом элементарном царстве (от групповых Я минералов происходят силы притяжения, отталкивания, атомные силы). Но все три царства следует мыслить пронизывающими друг друга.98 (8) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 402170 не найден. Перейти на этот раздел
219. "На заре научной эры человек отбрасывает от себя физику и химию, а с другой стороны, он прячет психологию в самого себя. Эволюцию этого процесса можно проследить у таких мыслителей, как Бэкон и Локк. В их произведениях можно увидеть, как все, что душа получала из внешнего мира: звук, свет, тепло и т.д. — было понемногу включено в самого чело-века. Еще более худшее происходит в отношении "я", чувство которого все более и более сокращается и приводится, можно сказать, к одной точке. Т.обр., философам легко отрицать его существование. В древности у людей не было сознания своего "я", но у них было внутреннее ощущение его. Такое присутствие "я" обосновывало базу для науки более возвышенной, чем психология, и которую можно назвать пневматологией. Эту пневматологию человек также погружает в самого себя, отделяя ее от мироздания, и ограничивает ощущение своего "я" чем-то бесконечно слабым и тонким". "Итак, если видеть первопричину физических и химических наук в эф.теле человека, а психологии — в астр.теле и "я", то можно сказать, что, переходя от древности к современной научной эре, человек выбросил из себя то, что было физикой и химией, применяя их только к природе. Наоборот, материальные концепции психологии и пневматологии изолируются от физической природы. В психологии еще сохраняется достаточно жизни для того, чтобы человек мог находить слова для обозначения того, что происходит в его душе. Но чувство "я" становится таким тонким, что пневматология полностью исчезает. "Я" становится теперь не более чем с трудом воспринимаемой точкой. Вот что осталось от той гармоничной внутренней жизни прошлых времен, когда говорили о четырех элементах — земле, воде, воздухе, огне; при этом землю ощущали в своем физ.теле, воду — в движении органических жидкостей, вызываемых эф.телом, воздух — в астр.теле, в мышлении, в чувстве, в воле, потому что мысль, чувство и воля казались человеку втекающими и вытекающими вместе с воздухом, который он вдыхал. А тепло, или, как тогда говорили, огонь, человек ощущал в "я". 326 (8) Перейти на этот раздел
270. "Медицина в особенности страдает от недостатков физиологии; это легко понять, т.к. она постоянно опирается на факты, которые исчезают в тот момент, когда они должны быть ясно продуманы". "Когда вновь придут к реальному, физиология исчезнет, разделившись, с одной стороны, на психологию — психологию, которая одновременно является познанием мира, — и на химию — с другой, химию, которая одновременно будет наукой о человеческом существ. Современная физиология — это настоящие дебри; там находится все что угодно; как вожжами можно управлять, натягивая слегка то правую, то левую вожжу, так всегда выходят там из затруднений, акцентируя то значение тела, то значение души. Наша физиология представляет последнюю фазу того запутанного состояния, до которого докатились науки прежнего времени. Концепции так смутны оттого, что они содержат в себе немножко взятого от тела, а немножко — от души, без того, чтобы можно было провести четкое различие. Эта неясность нравится многим потому, что она позволяет играть словами и фактами. Для того, кто умеет правильно видеть и чувствовать, физиология сводится, в конце концов, к разглагольствованию. Предпочитают не отдавать себе отчета в той эволюции, которой следует наука". "Психология и пневматология должны стремиться рассматривать все явления, которые они наблюдают, как первоначальную стадию существа вещей; поступая т.обр, они выиграют в ясности, что является достоянием естественных наук. Но что же это все-таки такое, та первоначальная стадия, о которой мы говорим? Конечно, речь идет о внешнем первоначальном состоянии, том состоянии, которое мы повсюду встречаем в мире: о зеленом ковре растений, красках, звуках и т.д. ... Что представляют из себя эти мимолетные создания, которые современная физика, психология и физиология рассматривают как субъективные? Они являются зародышем будущих миров. Красное не является только некоторым созданием нашего глаза или нашего мозга; это один из первых зародышей, находящийся еще во внешнем состоянии, тех ми-ров, которые придут. Когда это поймут, то можно будет предвидеть, каким станет в будущем мертвый мир, тот труп, который будет соответствовать этим живым мирам. Это не тот мир, который нам открыли физика и химия. Чтобы составить себе идею о нем, нужно искать его в высшем человеческом существе, в части существа, подчиненного действиям астр.тела и "я". Нервная система и мозг, поскольку они являются представителями сил смерти — а не в качестве живых органов, — являются в нас самих чем-то еще более мертвым, чем труп, если можно так выразиться, так как они опережают смерть; в особенности нервная система. Но чем более они преданы силам смерти, тем более они способны служить для передачи того, что мы называем в себе духом. Смерть для мозга и нервной системы является конечным состоянием, которого внешняя природа еще не достигла; в этом они ее уже превзошли. Для того, чтобы найти во внешнем мире обоснования для психологии и пневматологии, надо, прежде всего, выделить в человеческом организме, а именно в голове, а также отчасти в ритмическом организме дыхания, тот элемент смерти, который в них заключен. Наша голова без конца умирает; если бы она оставалась живой, то она не могла бы служить нам, потому что живая материя в бесконечном состоянии произрастания не может думать. Вот почему эта наша голова никогда не прекращает свое умирание, а наши мысли, принадлежащие к духовной природе, находят для себя возможность развертываться на мертвом основании, подниматься над этой смертью и проявляться в новом внешнем облике жизни. Такова великая миссия, как это вытекает из нашего изучения, исторической эволюции науки. Если мы не поймем этой миссии, то мы пройдем, как тени, сквозь нашу эпоху, а не как существа, осознавшие то, что необходимо для будущего". 326 (9) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 402710 не найден. Перейти на этот раздел
284. "Внешне, абстрактно мы приходим к утверждению: целое больше, чем любая его часть, прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. ... Но как только вы выходите в эфирный мир, перестает действовать закон: целое больше своей части. В эфирном мире человеку предстает следующее: он видит то, что эфирно стоит за частью целого человеческого существа, он видит печень, легкие и ищет их эфирный коррелят, и оказывается, что каждая часть человека существенно больше, чем весь человек на Земле. ...Когда вы войдете в эфирный мир, то там окажется, что легче путь, проделываемый по кривой, а если человек хочет там идти по прямой, то он неким образом прокалывает себя. Он прокалывается в каждой точке, он оказывается на самом длинном пути от одной точки к другой". Современная физика говорит о застывающей силе света, об убывающей силе тяжести с увеличением расстояния. Но наивно утверждать, что для звезды, удаленной от Земли на много световых лет, действительны те же законы природы, что и для нас. "Действие наших законов природы сохраняется лишь для земных отношений и прекращается в мировом пространстве. Но из далей мирового пространства повсюду идут эфирные законы". 224 (5) Перейти на этот раздел
2. Области науки
Физика (звук, свет, цвет, магнетизм, электричество, материя, атом) 233. "Итак, под влиянием Ньютона абстрактные физические теории настолько распространились, что их стали применять ко всему Мирозданию в целом. В итоге, т.обр., проявила себя тенденция, стремящаяся к полному забвению всего опыта, пережитого внутри физ. тела, и к перенесению в пространство, которое само было вырвано из внутренней жизни человека, всего, что прежде было соединено с его существом. Это — непрерывное усилие, направленное на полную изоляцию человека от внешнего мира". Современная физика родилась из этого разрыва между физ.телом и природой, объектом наших восприятий". 326 (7) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 402340 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 402620 не найден. Перейти на этот раздел
645. "Борьба между Гете и Ньютоном есть ... вопрос всего мировоззрения. Кто придерживается того взгляда, что о природе можно сделать какие-либо выводы путем экспериментов, отделенных от человека, тот должен остановиться на почве ньютоновского учения о красках. Таково мнение современной физики" 18(8) Перейти на этот раздел
659. "Все, что в математике, физике и механике не есть простое описание, должно быть первичным феноменом. На обнаружении таких первичных феноменов зиждется весь прогресс науки. Как только удается высвободить какой-нибудь процесс из переплетений с другими процессами и объяснить его как прямое последствие определенных элементов опыта, мы проникаем на один шаг глубже в понимании мирового свершения. Мы видели, что первичный феномен может быть найден чисто мыслительным путем, если привести соответствующие факты мысленно в связь согласно их сущности. Но можно создать необходимые условия также и искусственно. Это и делается в научном опыте. Тогда привлечение известных фактов находится в нашей власти. Конечно, мы не в силах устранить все побочные обстоятельства. Но все-таки существует средство освободиться от них. Вызывают какой-либо феномен в различных видоизменениях. Один раз дают действовать одним, а другой раз другим побочным условиям. Тогда находят, что через все эти видоизменения проходит нечто постоянное. Конечно, при всех комбинациях необходимо удерживать существенное. Тогда оказывается, что во всех этих отдельных опытах одна составная часть фактов остается неизменной. Она составляет высший опыт в опыте. Это и есть основной факт, или первичный феномен". 2(15) Перейти на этот раздел
666. "Идеал неорганической науки: понять совокупность всех явлений как целостную систему, чтобы мы сознанием нашим в каждом отдельном явлении узнавали то или иное звено космоса. В органической науке, напротив, идеалом будет: иметь перед собой в типе и в формах его явления в наивозможном совершенстве то, что мы видим развивающимся в ряде отдельных существ. Проведение типа через все явления — вот что имеет здесь решающее значение. В науке о неорганическом — система, в науке об органическом — сравнение (каждой отдельной формы с типом)". "Метод физики — это просто частный случай общего способа научного исследования. ... Когда этот метод распространяют на органическое, то тем самым не считаются со специфической природой последнего" "Справедливость нашего упрека современному органическому естествознанию состоит в том, что оно применяет в органической природе не принцип научного рассмотрения вообще, а лишь принцип рассмотрения неорганической природы, подтверждается, если мы рассмотрим воззрения одного из несомненно самых выдающихся теоретиков современного естествознания — Геккеля. От всякого научного рассмотрения Геккель требует выявления причинной связи явлений. Он говорит: "если бы психическая механика не была так бесконечно сложна, если бы мы были в состоянии проследить также полностью историческое развитие психических функций, то мы могли бы привести их все к математической формуле души". Отсюда ясно видно, чего он хочет: обращения со всей Вселенной по шаблону физического метода". 2(16) Перейти на этот раздел
|