Главная / Предметный указатель / /
УЧЕНИК оккультизма — см. также ПОСВЯЩЕНИЕ — душевно-духовная алхимия (претворение) |
731. "Ничто — по крайней мере существенное — не отпадает, а с ходом времени спасается, т.е. воспринимается в высшее. Высшее (добро) берет в ходе времени зло в себя и преобразует его своей силой в добро. Сначала мы имеем дело с Божественным Духом; Он не может развиваться до определенной ступени, не оттолкнув от себя зло; т.е. сначала Он без зла достигает некой высоты. Неся зло в себе, Он не смог бы достичь никакой высоты; но теперь на высоте Он в состоянии снова вернуться ко злу и взять его с собой в дальнейший путь". "Святой спасает преступника Бог спасает сатану". ("Свет на пути") "Майстеры — это не защитный вал против зла, но водители к абсорбции (поглощению) зла. Нам следует не отделять зло, а воспринимать его и использовать в сферах добра. Львиная ярость до тех пор является злом, пока используется львом в эгоистических целях, но если бы кому-нибудь удалось приобрести господство над этой яростью и направить ее по хорошему фарватеру, то она стала бы добром. Поэтому зло должно быть признано как недействительное. Зла не существует. Зло — это добpо, помещенное не на свое место. Впервые лишь с помощью такого познания возможна духовная алхимия".264 с.180-181,188 Перейти на этот раздел
745. "Через ложь можно приобрести определенную силу, поскольку ложь продолжает жить в другом. То же происходит, когда совершается зло. Сила, с которой в мире творят зло, есть сила отождествления (с другим существом), но только на неправильном месте. В мире не было бы зла, если бы не было этой святейшей силы превращения (отождествления)". 156 (3) Перейти на этот раздел
24. "Троякого рода силы выступают из глубочайшего внутреннего души: свобода, жизнь воспоминаний, сила любви. Свобода — это внутреннее преобразование эф., или формообразующего, тела. Сила воспоминания — это выступающая внутренне, образующая сны сила астр. тела. Любовь — это внутренне выступающая, ведущая человека к отдаче внешнему миру сила". Этими силами одухотворяется наша душа и обретает способность проникать в духовный мир. "Кто не понимает этого троякого внутреннего пронизания души духом, тот не понимает, как душа человека таит в себе дух".225 (10) Перейти на этот раздел
190a. Склонность верить в абсолютные, вечные истины есть свойство души сознательной. Может случиться, что они заберут в ней верх, станут бесконтрольными и польются вовне. В оккультизме такого человека называют "внутренним саддукеем". Человеку свойственно, исходя из души рассудочной, лично познанную истину выдавать за общепознанную. Делается это из чувства стыда, когда не могут сказать: это я сам познал. Таких в оккультизме называют "внутренними фарисеями", если указанное свойство делается неподконтрольным. Оно тогда приводит к лицемерию и неискренности. В душе ощущающей стремление к истине может привести к забвению, отказу от всего, чему может научить внешний мир. Это тоже ошибка, хотя и более скромная, чем та, что возникает в душе сознательной. Таких в оккультизме называют "внутренними ессеями". Орден ессеев был хорошим делом, но его учредители знали, для какого времени, места и цели он необходим. Всех трех "персонажей" в нас следует привести к взаимоотношениям, ибо по отдельности они вредны. Один из них должен служить другому, и оба вместе — третьему. Он же должен господствовать над двумя первыми, но не сам для себя. Если все три недостатка выступят перед Божеством, мы переживем стыд, подобный тому, какой пережили Адам и Ева. "Существуют люди, которые остаются как бы замкнутыми в определенном кругу воззрений, где они чувствуют себя как дома и могут совершать значительнейшие вещи. Такие люди замыкаются от всего, что могло бы проникнуть в круг их воззрений... Таковы люди, преобладающим образом живущие в душе сознательной, которая сильно преобладает у них над другими членами души. Очень волевые, активные натуры принадлежат к их числу" (саддукеи). Другие могут все объяснить и все находят объяснимым. Стремясь к истине, они не очень точны в обхождении с нею. Ведь истина не абсолютна, она конкретна (фарисеи). Фарисей в человеке совершает насилие над душой рассудочной, считая истинным лишь то, что сам любит. Ессей — это чрезмерно разросшаяся душа ощущающая, односторонне замкнутая на себя, не ищущая связи с Космосом и познания.266-2, с. 397-405 Перейти на этот раздел
201. К пониманию "я" приходят, "...учась постепенно представлять себе я-переживание во внутреннем созерцании в ряду других внутренних переживаний. ... словом "я" обозначается не наполненность душевной жизни, а страстные желания, что родственно вожделению, что ожидает исполнения. — Мысли, питаемые человеком, укрепляют чувство "я" лишь в случае, если они являются идеалами, т.е. если в них живет вожделение. — Обычным познанием "я" переживается в сфере вожделений. Потому на этой ступени оно является желанием исполнения, источником эгоизма. Я может быть также названо "ночью обычного сознания". Чем больше человек наполняется мыслями о мире, тем больше я-переживание отступает назад. Однако если Я должно быть пережито сильно, то мысли о мире должны быть удалены из души. В этих мыслях человек переживает себя как в своем "внутреннем дне", а в Я — как во "внутренней ночи". Но внутренний день не решает загадок ночи. .Иной свет должен засветить во внутренней ночи. Я в своем желании света не должно удовлетворяться солнечным светом. ... Как самость, я" желает исполнения из бессамостности. ... Желание духопознания является содержанием я-переживания. ... До тех пор, пока я-чувство переживается в обычном сознании, остается желание духонаполненности. Но оно перестает быть таковым, когда свет познания органов чувств пронизывается светом духопознания. Душевные переживания (получаемые) из чувственного мира делают "я" вожделеющим; душевные переживания из духовного мира делают "я" вместилищем бытия. — В моральных импульсах обнаруживается первое человеческое переживание духовного мира. Они происходят не из чувственного мира. Они водятся в свете "чистого мышления". ... Тело со всеми видами деятельности рождает лишь желание "я". Обычное сознание путает это желание с самим Я. Необходимо душевным толчком возвыситься из тела, чтобы желание, порожденное телом, удовлетворить в духе". 36 с.73-75 Перейти на этот раздел
285. "Что разрушается инстинктивной природой человека, вновь восстанавливается высоко моральными и эстетическими чувствами и ощущениями".61 с.413 Перейти на этот раздел
196. "Когда восходят страсти в виде аффектов, гнева, боязливости, страха, то, в существенном, господствует при этом душа ощущающая. ... В душе рассудочной пребывают способности, ощущаемые в душе ощущающей как инстинкты, аффекты, облекать в представления, фильтровать до человеческой формы душевной жизни. Когда, например, аффект, возникающий лишь из инстинкта самосохранения, фильтруется до благоволения и даже до исполненного любви отношения к окружающему миру, то мы уже имеем дело с душой рассудочной, или характером. В душе рассудочной восходит наше Я, средоточие нашей душевной жизни. В дальнейшем развитии Я мы чувствуем себя как внутреннего, в своем средоточии утверждающегося человека и формируем наши представления и мысли в большие идеи, с помощью которых мы понимаем природу, или идеи долга, или моральные идеи. В связи со всем этим мы говорим о душе сознательной. … Когда человек погружается в душу сознательную, он может быть в своей душевной жизни одиноким в наибольшей мере, может отгородиться от внешнего мира. Но это ведь тот душевный член, который и по своей природе в наибольшей мере возводит границы перед внешним миром, так что он более предрасположен к тому, чтобы впадать в заблуждения и ошибки. Он в наибольшей степени отъединен от Универсума. И этот член души, хотя и в ограниченной мере, может впадать в заблуждения. Это суть важнейшее в том, что мы называем душой сознательной. Она проявляет себя, прежде всего, как логическое мышление, как понятийный анализ, как исчисляющее мышление, как все то, чем человек, в определенном отношении, обладает как своими собственными способностями и чего не встречается у животных". Силы души ощущающей и рассудочной — желания, страсти, волевые импульсы и интеллектуальные суждения — достигают души сознательной. Но в ней они обрабатываются логическим мышлением, и в ней образуются наши мнения. А поскольку душа сознательная наиболее изолирована, то мы часто расходимся с другими людьми во мнениях. "Душа сознательная изолирована также еще и потому, что с ее помощью человек простирает как бы щупальца в окружающий мир. Когда мы обдумываем то, что хотим сделать, то мы живем в душе рассудочной. Когда же мы наблюдаем окружающее нас, то через органы чувств мы простираем щупальца души сознательной и снова приходим к тому, что делает нас изолированными существами. Ибо благодаря тому, что нам дают органы чувств, мы делаемся изолированнейшими существами".127 (3) Перейти на этот раздел
196a. "Душа ощущающая: обмен веществ через силы души. Тело ощущений: обмен веществ через внечеловеческие силы. Душа рассудочная назад к эф. телу — нус (дух): ритмическая система. Душа сознательная назад к физ. телу — существенность. Душа ощущающая была спасена: ее упадок (разрушение) был предотвращен в духе материи. Душа рассудочная в этом не нуждается, ибо, когда она действует в одиночку, то коренится во Вселенной. Душа сознательная, опять-таки, нуждается в спасении; она может погибнуть в воле, которая управляется только материей".Д.20, с. 26-27 Перейти на этот раздел
198. "Душа образует опосредующий член между телом и духом, пронизывая третий член тела, душевное тело, способностью к ощущениям и пронизывая первый член духа, Самодух, как душа сознательная. Поэтому в течение жизни душа сопричастна как телу, так и духу. Эта сопричастность выражается во всем ее бытии. От организации душевного тела будет зависеть, как сможет развернуть душа ощущающая свои качества. И, с другой стороны, от жизни души сознательной будет зависеть, насколько сможет развиться в ней Самодух. Чем лучше строение душевного тела, тем совершеннее становятся отношения души ощущающей с внешним миром. И тем богаче и сильнее становится Самодух, чем больше пищи доставляет ему душа сознательная. Мы уже указали, что Самодух получает эту пищу в течение жизни через переработанные переживания и через плоды этих переживаний. Ибо указанное взаимодействие между душой и духом, конечно, может быть лишь там, где душа и дух заключены друг в друге, проникнуты друг другом, значит — в пределах объединения Самодуха с душой сознательной".9 (7) Перейти на этот раздел
255. "Что средневековый розенкрейцер переживал при взгляде на природный процесс (алхимический процесс), было священным естествознанием. Все пережитое им в духовном, жертвенном образе мыслей в большой радости из великих процессов природы, а также боль и печаль в возвышенных, радостных событиях во время экспериментов, проводимых им, все это действовало избавляюще, освобождающе на него. Но все это теперь покоится во внутренних подосновах человека, то, что тогда было заложено. Где теперь находим мы те силы, что вели тогда к ясновидению? Мы находим их в том, что мы изучаем Духовную науку и через медитацию и концентрацию целиком отдаемся внутренней жизни души". 130 (5) Перейти на этот раздел
305. "Для развивающегося антропософа легче мыслить образно, вызывать в себе как бы имагинативные представления, чем мыслить абстрактно . Это обусловлено отделением деятельности внутренних частей мозга от внешних, участвующих в абстрактном мышлении". ""Теософия" (книга) построена согласно структуре правильного мышления, так что она постоянно принуждает к упрощению также и другую часть мозга (внешнюю), предохраняя ее этим от отставания". "При внутренней антропософской жизни понижается и ослабляется тесная связь между нервной и кровеносной системами: кровеносная система становится более чувствительной к влияниям климата и почвы, а нервная система — более независимой". Напр., при переезде в другую местность оккультист может испытать учащение пульса, но не ощутит страдания из-за того, что покидает привычные места. "Кто стал антропософом в сердце, тот по своей крови узнает характер чужого города". 145 (I) Перейти на этот раздел
306. "Человек — это микрокосм, в сердце открытый для солнечных влияний на Земле и даже отражающий их от себя, а в мозгу ведущий свою внутреннюю жизнь, непосредственно связанную с внесолнечным космосом... С солнечным влиянием на Земле наш мозг связан только через внешнее восприятие... Антропософское развитие преодолевает мир внешних чувств, и тогда мозг освобождается для внутренней жизни, которая настолько космична, что даже Солнце оказалось бы слишком специальным, если бы в ней отразились эти солнечные влияния. Когда человек отдается во время медитации тем или иным имагинациям, то в его мозгу разыгрываются процессы, не связанные с нашей Солнечной системой, но соответствующие процессам, протекающим вне ее, в космосе. И между сердцем и мозгом существует поистине такое же отношение, как между Солнцем и звездным небом. ...Сердце образует как бы обратный Космос, оказывает сопротивление — если можно так выразиться — звездному мозгу, когда душа с внутренней серьезностью и сосредоточенностью отдается чисто антропософским мыслям. Это сопротивление выражается в том, что человек начинает чувствовать, как расходятся пути сердца и мозга, и ему приходится следить за ними порознь. ... Ощущения человека дифференцируются, и он начинает чувствовать мозговые процессы в том спокойном движении, которое являет собой ночное звездное небо; а в сердце он чувствует теперь жизнь нашей Солнечной системы". 145 (2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605530 не найден. Перейти на этот раздел
553а. "Содержание того, что притекает к медитанту, когда он, завершив медитацию, создает в душе пустоту ... дается по заслугам. Оно каждый раз является другим. Это содержание зависит от нашей моральности, от нашей любви к истине, от того, как мы жили во время между двумя медитациями. Если мы грешили против истины, давали в себе волю гневу, злости, то ничего не придет к нам из духовного мира". 266-3, с. 257 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605980 не найден. Перейти на этот раздел
|