Главная / Предметный указатель / /
крест и розы - см. МЕДИТАЦИЯ — переживание человека |
Переживание природы 1009. "Из того, что тянется из прошлого, развивается идущее в будущее. В том, что мы созерцаем, постоянно находится возникающая и горящая материя, т.е. умирание и возрождение; огонь дает облик, переходящий в будущее. Если вы изучите это через те упражнения, что даны в "Как достигнуть познания высших миров?", изучите эти два полюса чувственных восприятий отделенными один от другого, то вы действительно научитесь ощущать эти явления умирания и рождения, и тогда мир впервые приобретет для вас свое истинное лицо. Правильно обученный, стоя перед человеком, воспринимает его правильно, т.е. видит, как в нем постоянно что-то умирает, а что-то вновь рождается. ... В тот момент, когда это постоянное отмирание и рождение нового становится для нас предметным, когда мы это действительно видим, не мыслим просто абстрактно,
но действительно постоянно видим возникающий в человеке труп и рождающееся дитя — так это можно видеть, — в тот момент, когда это делается восприятием, мы стоим внутри восприятия третьей Иерархии: Ангелов, Архангелов и Архаев. Мир тогда действительно приобретает это содержание. Мы не видим его больше таким, как прежде, когда, взирая на природу, мы воспринимали единство. Мы уже не можем это умирание и возрождение, этих Прану и Шиву природы воспринимать без того, чтобы не находить, как во всей природе растворяются деяния существ ... стоящей над человеком третьей Иерархии". Возникновение и прехождение можно наблюдать и в наших делах, но труднее. Путем долгого обучения мы тогда воспримем здесь Серафимов, Херувимов и Престолов. Так мы можем переживать два полюса: восприятие и воление. Между ними пребывает сфера чувства. Развивая внутреннюю жизнь,
мы живем в сфере чувства. Эта сфера открывается через саморассмотрение. "И когда мы научимся — научиться этому трудно, но все-таки возможно — наблюдать эти внутренние изменения в конкретных внутренних переживаниях, то мы воспримем себя как путешественника через мировое пространство. ... Тогда мировое пространство предстанет нам как нечто внутренне живое". Тогда мы научимся различать движения: вправо-влево, вверх—вниз и вперед — назад. 192 (17) Перейти на этот раздел
1011. Чтобы корень растения нашел отношение к почве, мог в ней существовать, на нее должны оказать влияние силы всех планет. И эти же силы мы находим в человеческой голове, хотя и в ином виде. И чем почва является для корня, тем для головы является тепло. В тепловом элементе головы содержится маленький др.Сатурн, а корень растения творит сегодня в земном образе то, что было в том далеком прошлом. Путем медитативного, морального углубления в живую человеческую голову можно взойти ко времени др.Сатурна. "И как сатурническое бытие может взойти через рассмотрение взаимосвязи человеческой головы с ростом корня, так солнечное бытие восходит через рассмотрение взаимосвязи человеческого сердца с развитием стебля и листьев растения. Развитие стебля и листьев — это ставшее живым воспоминание о бытии др.Солнца. ... А если рассмотреть связь того, что разыгрывается
в цветах, с человеческой системой обмена веществ и конечностей, то из этого является как бы воспоминание о древнем лунном времени". 316 (5) Перейти на этот раздел
Развитие восприимчивости. Переживание человека 1014. "Наибольшего успеха достигает тот, кто наряду со способностью углубляться внутрь себя сохранит также еще и открытую восприимчивость ко всем впечатлениям внешнего мира. И при этом не нужно иметь в виду одни только т.наз. значительные впечатления жизни; каждый человек в каждом положении — будь то в четырех самых убогих стенах — может достаточно пережить, если у него будет надлежащая восприимчивость. Нет надобности искать переживаний; они имеются повсюду. Особенно важно, как перерабатываются переживания в душе человека. Так, напр., человек может убедиться, что уважаемое им или другими лицо обладает тем или иным качеством, которое приходится признать недостатком в характере. Такой опыт может дать ему повод к размышлению в двояком направлении. Он может сказать себе: теперь, после того,
как я узнал это, я не могу больше уважать это лицо как прежде! Или же он может спросить себя: каким образом стало возможным, что уважаемое мною лицо обладает этим недостатком? Не могу ли я представить себе, что этот недостаток не есть только недостаток, но в то же время и нечто такое, что обусловлено самой жизнью этого лица и, быть может, как раз его высокими качествами? Человек, поставивший себе эти вопросы, быть может, придет к выводу, что ему вовсе не надо умалять своего уважения благодаря замеченному недостатку. Благодаря такому выводу мы всякий раз научаемся чему-нибудь, обогащаем чем-нибудь свое понимание жизни. Но было бы, конечно, плохо, если бы хорошая сторона такого воззрения на жизнь соблазнила кого-нибудь извинять решительно все у людей и вещей, пользующихся его расположением, или же склонила бы его к привычке, поскольку это полезно для его внутреннего развития, оставлять без
внимания все достойное порицания". 13 (5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 610150 не найден. Перейти на этот раздел
Выработка социальности 1021. "Мы имеем, с одной стороны, вопли о социализации, а с другой — все шире распространяющиеся чисто антисоциальные потребности. Как люди сегодня слепо проходят мимо друг друга, особенно хорошо видно, когда они соединяются в разные общества и корпорации. Эти последние, как правило, ничего не могут ныне дать в смысле человеческого познания. ... Необходимо прежде всего следующее: чтобы люди в будущем, я бы сказал, систематически присовокупляли к антисоциальному социальное. Внутренне-душевно для этого имеются различные средства и среди них такое, когда мы стремимся в этой жизни взглянуть на свою прежнюю инкарнацию и с помощью этого взгляда обозреть то, что разыгрывается между нами и другими людьми в этой жизни. Что мы можем получить от того или иного повстречавшегося нам в жизни человека? — так спрашиваем
мы себя вполне ощутимо. Но мы должны это в нас победить. Мы должны постараться дать всплыть в образах перед нашей душой тем личностям, которые как учителя, как друзья и другие покровители приняли участие в нашей жизни, или таким личностям, которые нам вредили и которым мы, в определенном отношении, часто оказываемся более обязанными, чем тем, которые нас поддерживали. Этим образам мы должны дать пройти перед нашей душой, и нужно совершенно живо представить себе, что каждый из них сделал для нас; тогда мы увидим, если проделаем все это, что мало-помалу мы научаемся забывать себя, мы обнаруживаем, что всего, чем мы обладаем, не было бы в нас, если бы те или иные люди тем либо иным способом не приняли участия в нашей жизни. Лишь когда мы оглянемся на давно прошедшие годы и на людей, с которыми может быть уже не имеем отношений, и потому нам легче быть с ними объективными, только тогда нам откроется,
как душевная субстанция нашей жизни поглощается тем, что оказывает на нас влияние. Расширяется наш взгляд на всех лиц, которые в ходе времени прошли мимо нас. Если мы попытаемся развить чувство того, насколько мы должны быть благодарны тем или иным людям, попытаемся, т.обр., увидеть себя в зеркале тех, кто в ходе времени воздействовал на нас, был связан с нами, тогда мало-помалу — это может стать нашим ощущением — в нас распустится чувство: поскольку мы упражнялись в поиске образов тех людей, которые в прошлом были связаны с нами, то в нашей душе рождается желание приходить внутри себя к образам, также и по отношению к тем людям, с которыми мы стоим лицом к лицу в настоящее время. И безгранично важно, что в нас пробуждается потребность при встрече с людьми не просто ощущать симпатию или антипатию, не просто дать в себе ход желанию что-то любить в человеке или ненавидеть, но пробудить в себе образ
человека, свободный от любви и ненависти. ... дать воскреснуть в себе душевно другому человеку. ... Это есть нечто такое, что должно войти также и в детскую и школьную педагогику, а именно развитие в людях имагинативных способностей. Ибо только тогда можно действительно развить в людях имагинативные способности, когда мы не побоимся вместо того, что хочет сегодня быть в жизни сенсацией, отдаваться в тиши тому обзору прошлого, который вызовет перед нашей душой прошлые отношения с людьми. Тогда мы также станем способными имагинативно соотнестись с людьми, которые нам встречаются в настоящее время. Тогда мы противопоставим социальные потребности тому, что с абсолютной необходимостью и бессознательно развивается все более и более: антисоциальным потребностям. И это есть первое. Вторым является то, что проистекает из обзора прошлых отношений с людьми,
благодаря которому мы становимся все более и более объективными. Для этого мы должны вернуться в прошлые времена, должны, я бы сказал, самым непосредственным образом заняться фактами, размышлять, напр., о том времени, когда нам было 20,30 лет... 10 лет. ... Я хочу представить себя т.обр., как если бы речь шла не обо мне, а о другом 10-летнем мальчике или девочке; я хочу однажды забыть, что это был я, я хочу действительно постараться объективировать себя для себя самого. Эта объективация самого себя, этот отрыв нашего настоящего от нашего прошлого, это выключение Я из его переживаний — вот то, к чему мы должны в настоящее время особенно стремиться. Ибо настоящее время имеет тенденцию все более и более связывать Я с переживанием. Сегодня совершенно инстинктивно человек хочет быть тем, что дают ему его переживания. Потому-то так трудно достичь активности, которую дает Духовная наука.
Здесь нужно каждый раз заново напрягать дух, здесь невозможно успокоиться на достигнутом. ... Все сводится к тому, чтобы в непосредственном переживании соприкасаться с действительностью. Так что дело заключается в том, чтобы именно эту способность развить в себе путем объективации себя для себя самого, в результате чего мы этого парня или эту девушку представляем себе так, как если бы они были чуждыми для нас существами в прошлые периоды нашей жизни. Мы постоянно должны трудиться над тем, чтобы освободиться от переживания своего, скажем, 30-летия и дать пригрезиться только импульсам 10-летнего или какого—либо другого периода нашей жизни. Освободиться от нашего прошлого не значит отречься от него — иным образом мы снова обретаем его; но само по себе это освобождение бесконечно важно. Т.обр., мы сознательно печемся о социальных потребностях, о социальных импульсах, когда, с одной стороны,
по отношению к людям, окружающим нас в настоящее время, творим имагинации благодаря тому, что сами себя душевно рассматриваем как произведенных людьми, с которыми мы имели отношения в прошлом; с другой стороны, через объективацию мы приобретаем способность непосредственно из самих себя развивать имагинации. Эта объективация прошлого полезна нам, когда она не действует в нас бессознательно. Вы только подумайте: когда в вас продолжает бессознательно действовать 10-летний мальчик или девочка, то вы представляете собой 30-летнего или 40-летнего человека, умноженного на 10-летнего; но вы, кроме того, умножены еще на 11,12-летнего и т.д. Эгоизм возводится в колоссальную степень. Но он становится все меньше и меньше, если вы отделяете прошлое, если вы его объективируете, делаете больше вещью, объектом". "Настоящее время имеет тенденцию все более и более связывать
Я с переживаниями. Сегодня совершенно инстинктивно человек хочет быть тем, что дают ему его переживания. Поэтому-то так трудно достичь активности, которую дает Духовная наука. Здесь нужно каждый раз заново напрягать дух, здесь невозможно успокоиться на достигнутом. — Вы сами увидите: если пытаться удержаться на достигнутом, то в Духовной науке с этим нечего делать. Узнанное забывается, и нужно все снова заботиться о нем, но это-то как раз и хорошо, это-то как раз и правильно, что приходится все снова и снова напрягаться. Именно тот, кто правильно развивается в отношении Духовной науки, должен стараться каждый день проводить перед своим мысленным взором элементарные вещи из ее сферы; хотя некоторые стесняются это делать. В Духовной науке ничего не достичь, если пытаться мысленно запоминать, поскольку все сводится к тому, чтобы в непосредственном переживании соприкасаться
с действительностью". 186 (7) Перейти на этот раздел
|