Главная / Предметный указатель / /
двенадцать добродетелей — кармические |
Ошибка! Фрагмент 217150 не найден. Перейти на этот раздел
411. "Эти практические карма-упражнения должны образовать часть нашей антропософской жизни, но не сенсационно, а стать основой настоящих, больших, сильных импульсов, которые должны жить внутри Антропософского Общества". 236(2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 610230 не найден. Перейти на этот раздел
1024. "Имеется возможность сравнительно скоро созреть для постижения кармических взаимосвязей ... Для этого следует прежде всего поставить перед собой задачу: переживания, получаемые человеком со всей остротой — когда эти переживания уже позади — воспроизводить перед душой так, как если бы человек хотел духовно рисовать, воспроизводить их перед душой, если бы, напр., в переживании содержалось нечто сказанное кем-либо и мы бы сделали это совершенно предметным: звучание его голоса, род и способ, искусство, с каким он произносит слова, формирует речь и т.д. — короче говоря, довели бы сильно, энергично до образа то, что мы пережили. В общем, если переживание дня довести до образа, то в следующую ночь с этим образом будет заниматься астр.тело, когда оно выйдет из эф. и физ. тел. Оно само, собственно, является носителем этого образа,
оно формирует теперь этот образ вне тела. Оно берет его с собой, выходя на следующую ночь из тела. ... Так мы имеем первое — мы хотим эти этапы взять совсем точно: — спящее астр.тело вне физ. и эф. тел формирует образ переживания. Где оно это делает? Оно это делает во внешнем эфире. Оно теперь находится во внешнем эфирном мире. Представьте себе теперь человека: его эф. и физ. тела лежат в постели, вовне находится астр.тело. От Я мы пока отвлечемся. ... Представьте себе: астр.тело там, вовне (см.рис., желтое). Оно теперь вовне формирует этот образ , который я хочу нарисовать так (красное) — все это, конечно, схематично. Все происходит во внешнем эфире; внешний эфир, он некоторым образом инкрустирует своей субстанцией то, что астр.тело сформировало как образ. Итак, внешний эфир образует здесь повсюду форму
(синее) как ясно схватываемый духовным взглядом образ. Наутро он возвращается в физ. и эф. тела, неся с собой то, что напитало его субстанционально как внешний эфир. Итак: спящее астр. тело формирует вне физ. и эф. тел образ переживания; внешний эфир формирует этот образ из собственной субстанции. И вы можете себе представить, что благодаря этому образ становится сильнее, и когда утром астр.тело возвращается назад с этой усиленной субстанциональностью, то образ производит впечатление на эф.тело человека. Что как силы приходит от внешнего эфира, производит теперь впечатление в эф. теле человека. Так совершается второе: астр.телом образ напечатлевается эф. телу человека. Таковы события в первый день и в первую ночь (первые сутки; см. далее схему). Теперь мы приходим во второй день. В этот второй день, когда мы, занимаемся разными
безделицами жизни в полном сознании, в подсознании этот образ переносится в эф.тело, и на следующую ночь эф. т., не испытывая помех от астр. тела, находящегося вне его, снова работает над этим образом. Итак, во вторую ночь образ обрабатывается собственным эф.телом человека. Таково второе: астр.телом образ напечатлевается эф.телу человека и эф.тело вырабатывает этот образ во вторую ночь. Таковы вторые сутки". В первый день, концентрируясь на образе, необходимо сделать настоящее духовное усилие. Если мы не в состоянии взять в руки свои мысли, то духовного усилия нам не сделать. Для него необходима душевная активность. Если человек от чего-то устал, то это не означает, что он делал духовное усилие. Напр., кто-то устал от чтения книги, но если он во время чтения сам не соучаствовал мысленно в нем, а лишь давал мыслям из книги воздействовать на себя,
то он духовно не напрягался. "Знаком духовного напряжения является чувство притупленности в мозгу, подобное тому, как чувствуют мышцу руки, если рукой пришлось много что-то поднимать. Путем обычного мышления мозг не вовлекается в подобные неприятности. Вы можете это заметить, если указанное упражнение проделаете раз, два, десять раз: у вас тогда возникнет легкая головная боль. Не то, чтобы вы устали и заснули, напротив — вы не можете уснуть, у вас слегка болит голова. Только не следует к этой головной боли питать отвращение, а напротив, воспримите ее как знак того, что голова напряглась. Тогда это последует за вами, это будет следовать за вами до тех пор, пока вы не уснете. И если вы действительно проделали все это накануне, то на следующее утро вы проснетесь с чувством: во мне что-то есть! Я не знаю точно, что именно, но что-то находится во мне, и оно чего-то хочет от меня.
Мне уже не безразлично, что я делал вчера с этим образом, этот образ приобрел определенное значение: этот образ преобразовался. Образ является причиной того, что я сегодня имею совсем иные чувства, чем прежде: образ вызывает во мне совершенно определенные чувства. Это возникает в вас на следующий день как остаток внутренних переживаний образа, которые вы проделали (накануне). И это чувство, от которого вы не можете отделаться весь день, оно является свидетельством того, что образ пошел вглубь, как я это описал, в эф.тело, и эф.тело его восприняло. Далее, проснувшись после второй ночи — после того как вы в течение двух дней уже пребывали в физ.теле, — вы, вероятно, переживете, что в образе опять что-то изменилось, нечто преобразовалось. Проснувшись на вторые сутки, вы снова находите образ в себе: он является вам как очень реальный сон.
Но он претерпел преобразования. Он не остался прежним, он теперь другой. Он облекается в многообразные облики, становясь другим. Он так облекается в облики, как если бы какое-либо духовное существо присутствовало здесь и несло вам эти переживания. И вы форменным образом получаете впечатление: да, это переживание, которое я имел, которое я облек в образ, ведь оно, собственно говоря, принесено мне. — Если человек это пережил, то у него, после того как все это произошло, возникнет чувство: это, собственно, пережито не только через человека, оно принесено ему. Здесь присутствует другое, здесь в игру вступили духовные силы, они принесли это. Так проходит этот день. В этот день образ из эф.тела переносится в физ.тело. Эф.тело отпечатлевает в этот день образ в физ. теле, в нервных процессах, в процессах крови. На третий день образ отпечатлевается в физ.теле. Итак, как третье
возникает следующее: эф.телом образ отпечатлевается в физ.теле. Затем приходит следующая ночь, после того как днем — в то время, как вы опять занимались безделицами жизни — внизу происходил этот важный процесс перенесения образа в физ.тело. Происходит это подсознательно. И вот, когда наступает следующая ночь, образ опять перерабатывается в физ. теле. Образ в физ.теле одухотворяется. Кто может здесь видеть, тому открывается, как образ перерабатывается физ.телом и появляется как полностью духовно измененный; физ.тело вырабатывает в эту ночь образ. 1 сутки. Спящее астр.тело вне физ. и эф. тел формирует образ переживания. Внешний эфир облекает образ своей субстанцией. 2 сутки. Астр.телом образ напечатлевается эф.телу человека. И эф.тело ночью вырабатывает образ. 3 сутки.
Эф.телом образ отпечатлевается в физ.теле. И ночью физ.тело вырабатывает образ. Все это вы должны представить себе совершенно правильно. Физ.тело действительно духовно вырабатывает этот образ. Оно одухотворяет его. Т.обр., когда вы действительно все это проделаете, то — во время сна — физ.тело выработает все это в целом, но не так, чтобы оно оставалось внутри физ.тела. Повсюду из физ.тела возникает преобразование, мощное, увеличивающееся преобразование образа. И когда вы проснетесь, образ будет стоять здесь и вы будете плавать в нем, как в некоего рода облаке, находясь внутри его. С этим образом проснетесь вы. Таковы третьи сутки. С этим совершенно преобразованным образом "выползаете" вы из третьих суток, просыпаясь утром в постели.
Вы оказываетесь заключенными в это облако (красное). И если вы с достаточной силой сформировали образ в первые сутки, то у вас возникнет описанное чувство во вторые сутки, и теперь вы заметите: в этом образе сидит ваша воля. Воля сидит там внутри! Но это воля, которую нельзя изжить, которая как бы скована. В некоем крайнем выражении это подобно такому случаю. Представим себе, что некий смелый бегун задумал совершить отважный пробег в предгорьях Дорнаха. И он говорит себе: сейчас я побегу туда; я уже представляю себе все это, держу это в себе, в своей воле. Но в тот момент, когда он уже изготовился, когда его воля была наисильнейшей, что-то вдруг сковало его, и он стал неподвижным, вся его воля подведена к развитию, а развивать ее он не может. — Таков, примерно, этот процесс. Когда развивается подобное переживание, когда человек почувствует
себя как бы в тисках — ибо таково это самочувствие после третьей ночи, — когда он проснется с чувством, что он зажат в тисках, вся его воля скована насквозь, тогда — если он в состоянии это заметить —воля превращается в созерцание. Он ничего не может делать, но он ведется к некоторому созерцанию. Воля превращается в душевные глаза, и образ, с которым пребывает человек, становится предметным. И это есть результат предыдущей земной жизни или одной из предыдущих земных жизней, это есть причина того, что он построил как образ в первый день. Через подобное преобразование чувства и воли человек получает образ события-причины из предыдущей земной жизни.* Все эти вещи производят несколько устрашающее впечатление. Поэтому нечего удивляться, что они совершенно неизвестны современным людям". В прошлом это было иначе. Описанное упражнение следует проделать
в полном покое, невозмутимо и никому не рассказывая о нем. Ибо, если кто-то начнет этим хвастаться, то у него тотчас же все прекратится. Не следует также думать, что все получится с первого раза. "Но если некто проделал это упражнение без успеха 49 раз, то оно может получиться на 50-й или 70-й раз. Ибо дело в таких вещах заключается в том, чтобы сначала усвоить некий род душевной привычки. Сначала нужно вжиться в эти вещи, усвоить душевную привычку. И это вообще есть нечто такое, за чем тщательно должны следить в Антропософском Обществе, которое после Рождественского собрания должно полностью выражать антропософское Движение". "Оковы спадают только тогда, когда я увидел суть дела, когда я получил образ того, что было в прошлой жизни, и снова оглянулся на событие, которое я не терял из виду в течение трех дней. Вернувшись к этому, я снова становлюсь свободным,
ибо я могу двигаться со следствием. Когда же я просто нахожусь в причине, то с причиной я двигаться не могу. Т.обр., я отступаю в прежнюю земную жизнь, как бы сковываюсь причиной, и лишь когда я вступаю в эту земную жизнь, все снова расковывается, расслабляется". На другой день от построенного накануне образа можно даже испытать во рту кисловатый вкус, приносящий внутреннее неудобство. Но нельзя прерывать нить упражнений. "Особенно хорошо упражнение получается, когда удерживают не одно событие, а ставят их по ходу несколько, одно рядом с другим, и так сводят их в образ. Вы скажете: тогда я должен на следующий день жить с разнообразными чувствами. Но это также возможно. Это не вредит упражнению. Попробуйте, и вы увидите, что это пойдет хорошо и совместно. Вы спросите: тогда после третьих суток я должен буду быть скован несколько раз? — Это также не повредит.
Ничего от этого не случится. Вещи сами разделятся. Придет только то, что из прошлой земной жизни принадлежит к этой". Но нужно иметь терпение. Нужно почувствовать, что кроме крови и дыхания в вас пульсирует еще что-то, вы наполнены еще чем-то. Это может ощущаться так, будто вас наполняет ставший воздухоообразным металл, будто все тело пронизано металлом. Нужен также покой, иначе все как бы заволакивается туманом. "Необходимо избегать всякой "комариной войны", даже небольшой неуравновешенности. Ибо все это, отдача себя настроениям дня, образует явные помехи и препятствиям на пути в духовный мир. Человеку не остается ничего иного, как приобрести твердую голову и непоколебимое сердце, если он хочет продвигаться вперед на антропософском пути. С мечтательностью или фанатизмом, которые уже являются началом безумия, здесь делать нечего". 236 (9)
___________________________________________ * При чтении текста подлинника в данном месте возникают определенные трудности в счете описываемых дней. Это возникает по той причине, что в немецком языке нет слова сутки. О сутках говорят как о "Tag und Nacht" — день и ночь; но в данном контексте речь часто идет не только о сутках, но о дне и ночи по-отдельности. Кроме того, в устной речи лекции иногда одно слово "день" также означает "сутки". Поэтому в дополнение к переводу приведем еще краткое резюме для усиления правильного понимания смысла описанного упражнения. 1 сутки 1 день — Концентрация на каком-либо переживании, возникшем в ходе дня. I ночь — Астр.тело вовне, образ облекается субстанцией внешнего эфира. 2 сутки 2 день — Астр.тело отпечатлевает образ в эф.теле. Утром возникает чувство: во мне что-то находится. 2 ночь — эф.тело человека само работает над образом. 3 сутки 3 день — Эф.тело напечатлевает образ физ.телу. Утром образ встает в пережитом сновидении. 3 ночь — Физ.тело само работает над образом. 4 день — Утром возникает переживание воли, зажатой в тиски; созерцание кармической причины, обусловившей переживание, из которого был создан образ. — Прим. Сост. Перейти на этот раздел
1030. "Когда человек идет т.обр., что рассматривает события в обратном порядке, то он приходит к видению прежних инкарнаций, тогда открывается бессчетное число инкарнаций и обманчивых видений. ... простых отражений современной инкарнации. Это подобно тому, как если бы вы поставили в зале два зеркала, одно напротив другого, и тогда до бесконечности они будут отражаться одно в другом". 235 (9) Перейти на этот раздел
|