Главная /4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ / XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ / Учебные предметы /
|
1622. "Нужно знать: до 14 лет ребенок не может судить, и если его побуждают к суждению, то разрушают его мозг. ... Суждение нужно воспитывать с 14 лет". Тогда следует учить логическому постижению мира. От 14 до 21 года ни один человек не должен воспитываться, не получая представлений о земледелии, торговле, промышленности. Это должно даваться и как учебные предметы, которые тогда более необходимы, чем то многое вздорное, чему в этом возрасте учат теперь. 192(4)
1623. "Будет хорошо, если вы преподавание географии используете для того, чтобы остальные предметы свести в единство. Наихудшим для географии является сведение ее в строго ограниченный учебный план..." 294(11)
1624. В определенном смысле правомерно научиться использовать при письме и в других делах и правую и левую руку. Но говорить об этом следует при более глубоком взгляде на жизнь, имея в виду будущие отношения, когда пробудится полнота человечности, возрастет активность душевной, волевой жизни. "Если же люди и далее будут воспитываться так, как сегодня, все более застревая в абстракциях... то через некоторое время, если обе руки в равной мере приучить к писанию, можно бы было убедиться, что человека охватывает в некоторой степени слабоумие, ибо ныне наше поведение как людей мало связано с равнозначным использованием обеих рук. Весь человек в отношении некоторых органов построен не симметрично и обучение писанию обеими руками означает глубокое вмешательство во всю человеческую организацию. Я бы не стал говорить об этих вещах, если бы сам их много не исследовал, если бы, например, не пробовал писать левой рукой. ... Левая рука хороша тогда, когда человек достиг в определенной степени независимости духовно-душевного от телесности; но пока он зависим, как это имеет место у современного человека, то употребление при писании в равной мере правой и левой руки вызвало бы колоссальную революцию в самой телесности. Благодаря этому прежде всего правая часть тела, правая часть головы отяжелели бы неким. образом, к чему современный человек совсем не привык". Но вальдорфская педогогика может ввести в воспитание обучение писанию обеими руками. 301(12)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|