Главная /4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ / X. ВОСТОК - СРЕДНЯЯ ЕВРОПА - ЗАПАД / 2. Духовные особенности Востока, Середины и Запада. / Проблема индивидуального /
|
1261. "На Востоке человек целиком сросся со своей речью. Там живет духовно-душевное, живет в речи. ... Человек Запада живет в речи как в одеянии, человек Востока живет в речи как в самом себе. Поэтому человек Запада может принять естественнонаучное понимание мира, влить его в речь, которая ведь является лишь сосудом. На Востоке естественнонаучное мировоззрение Запада не находит опоры, т. к. оно никак не может погрузиться в речь Востока. Она его отторгает". Это особенно видно по Р.Тагору, хотя он и довольно кокетлив. В Средней Европе человек воспринимает переживаемое от Запада. Но он не принимает это так глубоко, как на самом Западе, и пропитывает это тем, чем владеет Восток. Отсюда подвижное равновесие среднеевропейца, его раздвоение индивидуального. Как пример можно взять письма Шиллера об эстетическом воспитании, где выступают две потребности: природы и разума. 200(3)
1262. "На древнем Востоке — инстинктивная мудрость (человек созерцал свой небесно-духовный праобраз), в середине — в определенной мере диалектически-интеллектуальная жизнь (взгляд на себя как на земного человека, но обладающего вместе с тем телом, душой и духом), на Западе сейчас — материализм (лишь физический человек), который в своем лоне несет спиритуализм будущего". 197(9)
1263. "Что возникает само по себе на почве Средней Европы, является продолжением древнего ориентализма, но то, что стало современной культурой XIX в., возникло из нервно-чувственного человека Запада". 334(11)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|