BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

СУГГЕСТИЯ — через литературу

Ошибка! Фрагмент 303410 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

590. "Именно это проходящее содержание газеты, которое воспринимается и выбрасывается, которое не запечатлевается в памяти, но забывается как можно скорее, и отпечатлевается бесконечно глубоко в подсознании. ... Оно действует далее, действует в том, что является всеобщим духом времени, ариманическим духом времени. ... Но я прошу вас не делать из этого вывода, что вы не должны читать газет; примите это как вашу карму. ... Мы должны научиться ощущать: заключено ли во всeм этом какое-либо содержание, духовная борьба или же просто фразеология". 169(6)

     Перейти на этот раздел

  

1167. “В ХVIII столетии существовало некое сообщество людей, которое и сегодня имеет свое продолжение. Этот круг людей работал систематически в духе определенных импульсов, зная многое из того, что произойдет в XIX — начале XX столетия, о чем вы теперь слышите от меня”. "Это сообщество подготовляло в ХVIII в. определенные мысли, воззрения, которые гнездились в душах людей и становились действительными силами в области того, чего хотели подобные сообщества. Затем они переходили в социальную жизнь и определяли то, как людям относиться друг к другу. Люди не знали, откуда приходят эти вещи, которые живут в их ощущениях, эмоциях, волевых импульсах. Но те, кто знал связи развития, знали также, как возбуждать импульсы, эмоции. Это происходило, может быть, не непосредственно с помощью книг, но с помощью того, что лежит в основе идеи, приводимой в книге, которая изошла от такого общества в ХVIII в. и в которой, например, представлено, какую часть ариманическое существо имеет в животных. Естественно, ариманическое существо названо дьяволом и обсуждаются различные выражения дьявольского, содержащегося в разных видах животных. ... И важно, что когда в XIX в. всплыл дарвинизм, когда в XIX в. у большого числа людей сложилась идея, что человек постепенно развился из животного, то у другого большого числа душ сидела идея, что животное — это дьявол". 177(10)

     Перейти на этот раздел

  

1189. "Подумайте однажды над тем, каким образом в России велась пропаганда, чтобы в последние два десятилетия постепенно подготовить низвержение царизма. В этой порабощенной, закабаленной России открыто заниматься пропагандой, естественно, было нельзя, все пропагандистские тексты там конфиско­вывались полицией. Говорить там также нельзя. И тем не менее в сравнительно короткий период с 1900 по 1904 г. в России появилось 60 млн. антицарских текстов. Из этих 60 млн. лишь 20-25% было изъято полицией. ... так была подготовлена большая часть народа к свержению царизма ... но почему была конфискована только четвертая часть тех текстов? — Потому, что ведущие руководители агитации пришли к чему-то совершенно особенному, что ныне имеет колоссальное значение, но о чем люди сегодня не хотят ничего знать. ... Если же это увидеть в ариманическом смысле, как его видят руководители, то оно может действовать с огромной силой. Эти руководители открыли, что есть вещи, которые следует облечь в определенные слова, и они начнут по-разному действовать на крепко верящего в царя полицей­ского и на человека из народа. Одно и то же предложение, если его сказать определенным образом, де­лает полицейского кротким как ягненок, а при иных обстоятельствах станет действовать среди народа ужасно социалистически. Конечно, такие тексты не пишут так, как те, которые теперь пишут в Швейца­рии, и их конфискуют. Поступают иначе: распространяют книгу или брошюру о ботанике, о растениях, которая лишь благодаря тому, что она составлена особым образом, в нужном смысле чрезвычайно эффек­тивно подготовляет души. Таким вот путем в России в 1917 г. действительно была подготовлена рево­люция. Проникнуть в тайну, что сказанное в одном случае действует так, а в другом иначе, —бес­конечно важно. Конечно, это внимательно изучалось, и изучения, производимые в этой области, чре­звычайно характерны для нашего времени. Они представляют собой то, что с наибольшей злостью восста­ет против всего, что духовнонаучно входит в мир. Я, например, не могу представить себе, что есть не­что, ощетинивающееся в большей мере против праэлементов духовного, чем такие книги, как те, что на­писаны Николаем Рубакиным*, который пытается совершенно по-новому, но так, что это особенно противостает живому Духовной науки, изучать человеческую душу, так что некоторым образом фиксируется (космическая. — Сост.) интеллигенция, как она действует и как активность интеллигенции может быть вы­ключена из действия. Стремление такого человека считается с тем, что в наше время все хочет совер­шаться интеллигентно, но не следует повсюду действовать путем усиления субъективной интеллигенции. Поэтому он предпринял следующее. В колоссальном объеме он организовал изучение читателей. Он исследовал, какие книги они любят больше всего, что в этих книгах особенно действует на них, что в этих книгах оказало на них влия­ние. Вопросы читателям ставились таким образом, что совершенно исключалась симпатия и ан­типатия к книгам; в рассмотрение входило только объективное действие интеллигенции. В своем исследо­вании он так расчленял читателя, что лишь путем постановки вопросов вскрывалась суть дела; и он про­никал в их души глубже, чем это могли сделать сами читатели. С другой стороны, через тысячи и тысячи случаев путем такой рафинированной постановки вопросов анализировалось восприятие людьми появляющихся книг. При этом не принималось в расчет, какая это книга: математическая, ботаническая, политическая, социалистическая или анархическая. Содержание менее принималось в расчет... Пытались твердо установить, как действует книга: через красоту ли предложений, или через проступающий в изложении темперамент автора, или благодаря степенности изло­жения; т. е. изучались одни только свойства, через которые познавалась объективно действующая интел­лигенция, познавалась статистически в книгах. Все было направлено к тому, чтобы познать действующую в столетии интеллигенцию в ее излиянии и ее восприятии. А если такое знание до определенной степени получено, то тогда можно написать книгу о планете Юпитер, а она будет действовать ужасно революцион­но, или даже о правой передней ноге майского жука, а она будет служить той же цели, что и книга о Юпитере. Ибо дело тогда заключается не в том, что говорят, но как говорят, поскольку знают, как ин­теллигенция объективно действует в людях, но чего сами они не сознают. Действуют не только субъек­тивно, как, например, при счете, когда выключают собственную интеллигенцию, но действуют в том, что господствует как интеллигенция; не в том, что эта интеллигенция развивает от человека к человеку, но в том, что целиком исключает субъективную интеллигенцию". На этом основании можно создать институт, и он будет вести революционную пропаганду. Такое стремление существует в современности. Хотят в век интеллигенции вытолкнуть человека из интеллигенции. Не хотят, чтобы человек сознательно, современ­ным сознанием воспринимал спиритуальный мир. Люди, подобные Рубакину, хотят вылезти из собственной кожи, т. к. внутри ее протекает живое, а они не хотят иметь с ним дела. Они любят разобъективировать собственную интеллигентную сущность, ока­заться рядом с самими собой и переживать, как через них проходит волна интеллигенции, но не пользо­ваться ею лично! Этого, собственно, хочет и Духовная наука: знания, не замкнутого в пределах кожи. Но воспринимать знание следует здоровым человеческим рассудком. Не следует освобождаться от тела, чтобы приобрести знание, которое действует в мире независимо от действий тела. "Такова задача, а то первое есть ее карикатура". 187(8)

________________________________________
*Н.А.Рубакин (1862-1946), известен как книговед. С 1907 г. жил в Швейцарии. С 1930 г. жил как пенсионер в Москве; там же и похоронен.

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru