Главная / Предметный указатель / /
СТРАСТЬ — и мышление |
223. Разделение полов не сопровождалось возникновением их склонности одного к другому. Тогда на помощь были призваны существа с Венеры. "Благодаря им любовь в ее самой подчиненной форме, как тяготение полов, была напечатлена Земле. Эта любовь призвана к тому, чтобы постоянно все более облагораживаться и впоследствии принять высшие формы". С другой стороны, эти существа Венеры сделали плодотворным человеческий рассудок, направив в него сохраненную половину производительной силы. Благодаря этому монады (часть Манаса), образованные в течение трех предыдущих эонов, смогли погрузиться в орган рассудка. Но действие монад было сухим и холодным. И тогда влияние с Марса внесло в рассудок "некую высшую страстность". Существа, способствовавшие ее внесению, были люциферическими, отставшими на Луне ангелами. "Как посвященные они несли теперь астральные силы Марса в астральное тело человека и насадили в нем страсти, чтобы интеллект стал деятельным". "Ягве дал просто форму органа рассудка", существа Венеры пробудили в нем бесстрастные чувства. 262 (с.83-84) Перейти на этот раздел
Природа
614. "Совершенно различны весенне-летние и осенне-зимние действия (природы). Земля делается как бы бессамостной, отдается в объятия Мироздания, из которого ей посылается солнечный свет и тепло, пробуждая в ней жизнь. Земля являет свою бессамостность весной и летом. Как бы являя свой эгоизм, как бы из себя наколдовывая все то, что она содержит и может произвести в своей атмосфере, предстает Земля осенью и зимой. Побеждающая действие Солнца, действие Мироздания через эгоизм земного действия — такой является нам зимняя Земля". "Мы видим в весенне-летнее время Земли, как духи земли, воздуха, воды, огня становятся служителями космических духов, посылающих свои силы на Землю. И если мы поймем всю духовную связь Земли с Космосом, то наша душа весной и летом пойдет вслед за этим отношением, и мы скажем себе: ты, Земля, являешь нам себя, когда духов — служителей эгоизма ты делаешь служителями Вселенной, — космических духов, наколдовывающих жизнь из твоего лона, которую ты сама не в состоянии наколдовать! Затем мы шествуем к осенне-зимнему времени. И тогда мы чувствуем эгоизм Земли, чувствуем, сколь могущественны духи Земли, связанные с самой Землей, которые отделили себя от Вселенной со времен Сатурна, Солнца и Луны; чувствуем, сколь замкнуты они по отношению к действиям, струящимся из Космоса. Мы чувствуем себя пребывающими в переживающей себя эгоистично Земле. Здесь мы испытываем свою душу с ее мыслями, чувствами и волей, испытываем ее серьезно, спрашивая себя: как из подоснов нашей души всплывают мысли, чувства, аффекты и ощущения? Обладают ли они той же регулярностью, с какой Солнце влечется через Вселенную и из лона Земли наколдовывает Земле жизненные силы? — Нет, этим они не обладают. Силы, повседневно являющиеся в нашем мышлении, чувствовании и волении, с внешней стороны подобны переменчивым процессам в атмосфере. Как взрываются молния и гром, так взрываются в душе человеческие страсти. Как нет закона, регулирующего дождь и солнечный свет, так прорываются человеческие мысли из глубин души". "Два времени Земли должны мы различать. Одно время — до Мистерии Голгофы, когда Земля через лето шла к осени, когда внутренние силы человека уподоблялись переменчивым силам Земли. Другое время — великий праздник земного Рождества, время Мистерии Голгофы, когда на Землю пробилось то, что, несмотря на зимнее время Земли, из тьмы приблизилось к ней как победный Дух Солнца, Христос, Который внутренне принес душам то, что Солнце приносит Земле внешне как силы роста. Так чувствуем мы столь сильно всю нашу человеческую земную судьбу, наше внутреннейшее человеческое существо, когда стоим под рождественским деревом. Так чувствуем мы себя внутренне связанными с Дитем человеческим, несущим весть из того времени, когда человечество еще не подпало искушению и не имело в себе задатков к нисхождению, несущим весть о том, что снова, с зимнего солнцеворота начинается восхождение. Именно в эти дни мы чувствуем особенно сильно внутреннее родство духовного во внутреннем души с духом, который ткет повсюду и волнуется во всем, который внешне выражает себя в ветре и буре, но также и в регулярном, гармоничном ходе Солнца, выражается в движении человечества по Земле, в великом Празднике Голгофы".150 (8) Перейти на этот раздел
129. "Гераклит и Гегель были более чисты от страстей, чем Дюбуа Раймон, Спенсер и Геккель, потому и стоят выше их". 93-а(21) Перейти на этот раздел
|