Главная /4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ / VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ / 2. Революция в России / Большевистский эксперимент /
|
916. Повсюду всплывает требование ввести право на труд. "Мы видим, как в советской России эта обязанность трудиться уже в определeнной степени закреплена, введено оказармливание населения. И мы также видим, как воодушевлены этим радикальные социалисты". Вводящие эту обязанность особенно далеко не размышляют, как и те, кто выступает против неe. Например, говорят: работа должна приносить радость и т.п., не более того. Духовный исследователь же в этом случае скажет: введение всеобщей обязанности трудиться через 10 лет приведeт к быстрому росту числа самоубийств, — но это, конечно, сочтут за фантастику. 199(15)
Ошибка! Фрагмент 309170 не найден.
918. "Интеллект хотят некоторым образом воплотить в хозяйственную жизнь (в России). Этот эксперимент не получится ни в коем случае. Но предположим, что какое-то время он получался бы, тогда хозяйственная жизнь выросла бы над головой, тогда хозяйственная жизнь повсюду произвела бы из себя разрушительные демонические силы. ... Как в прошлом, глядя на природу и природные явления, человек видел в них демоническое, так новый человек должен научиться видеть демоническое во всeм том, что он производит в хозяйственной жизни. Первоначально эти демоны, ещe не введeнные людьми в машины, угрожали человеку изнутри и заявляли о себе разрушительно в социальных революциях. Эти разрушительные социальные революции есть результат хозяйственной жизни. Элементарную духовность необходимо искать в хозяйственной жизни, как ранее еe искали в природе.
Одна интеллектуальная жизнь есть лишь промежуточное состояние, не имеющее никакого значения ни для природы, ни для того, что производит человек, а только для самого человека. Люди вырабатывают интеллект, чтобы стать свободными. Люди должны выработать именно такие способности, которые не имеют ничего общего ни с природой, ни с машиной, а только с самим человеком. Если человек вырабатывает способности, находящиеся в определeнном отношении к природе, то он не свободен. Не свободен он и в хозяйственной жизни, т.к. машины одолевают его, если он вырабатывает способности, с которыми нечего делать ни в познании, ни в практической жизни, — способности как чистую интеллектуальность. Если он может воспитать свободу в ходе культурного развития, и именно благодаря способностям, не стоящим ни в каком отношении к миру, каким является интеллект, то свобода может прийти.
Но к интеллекту, чтобы человек не оторвался от природы, чтобы он мог преобразовывать природу, должно присоединиться то, чего хочет найти духовнонаучное исследование". 200(5)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|